.......
 
 
 
В ДРУГИХ РАЗДЕЛАХ АГИТКЛУБА:

 

К Н И Г И, Р А З Р У Ш И В Ш И Е СССР
 

 

КТО УПРАВЛЯЕТ СТРАНОЙ?



Споры о том, кто разрушил СССР (то ли Ельцин, то ли Горбачев, то ли, например, ГКЧП-Андропов-Черненко-Хрущев-Сталин-Ленин-Николай II -Петр I и прочие правители, создававшие к тому предпосылки) не утихают до сих пор и конца им (как и ответа на этот нечетко сформулированный вопрос) не видно.

Известна дата конца СССР - декабрь 1991 года. А когда началось начало конца - историки во мнениях расходятся, а граждане вообще не стыкуются.

А с чего все началось? И тут тоже нет единства!

Поэтому мы решили назвать истинную дату (хотя бы примерно), когда начались для России (и для народа, и для правителей) действительно испытания, из которых ни правители, ни народ выйти толком не смогли.

Эта дата - январь 1997 года. Именно в этом месяце (а не в апреле 1985-го года, когда умер Черненко и генеральным секретарем ЦК КПСС стал Горбачев) случились два события, с которых все и началось.

Для правителей самым страшным и непреодолимым испытанием оказались решения январского Пленума ЦК КПСС о кадровой политике и начало перестройки в партии.

А для народа главным стало опубликование в журнале "Иностранная литература" книги, которая заставила советских людей крепко задуматься о той же самой кадровой политике и перестройке не только в партии.

Эта книга начинается словами:

Меня одолевают сомнения. Не могу разобраться, кто управляет миром — люди некомпетентные, но честные либо умные ребята, которые нас дурачат.


И так получилось, что эту книгу прочитали одновременно и М.С.Горбачев, и широкие народные массы. И они практически одновременно стали разбираться и выяснять, кто же управляет СССР.

О том, что происходило в верхах достаточно подробно рассказано у нас в разделе "Горбачев. Перестройка". О том, что происходило в низах в разделе "Время борьбы. Народный фронт".

А теперь - скажу вам, что эту книгу вы, возможно, даже читали. Но наверняка подзабыли, так что стоит вспомнить.

И не обращайте внимания на то, что она издана была в 1987-м году (а написана еще раньше) и не зацикливайтесь на том, что примеры, которые приводит автор тоже не слишком свежие. Да и вообще все примеры касаются не СССР, а других стран.

Самое главное - это размышления автора и те выводы, которые он делает. И подумайте-ка - а не о нынешних ли днях они и не можете ли вы сами привести примеры, подтверждающие правоту автора.

В любом случае, перечитайте эту книгу перед ближайшими выборами.

 

Лоуренс Питер

ПОЧЕМУ ДЕЛА ИДУТ ВКРИВЬ И ВКОСЬ,

или

ЕЩЕ РАЗ О ПРИНЦИПЕ ПИТЕРА


Человек принципа

ПРИНЦИП ПИТЕРА: В иерархии каждый индивидуум имеет тенденцию подниматься до своего уровня некомпетентности.

ЛОУРЕНС ПИТЕР


Меня одолевают сомнения.

Не могу разобраться, кто управляет миром — люди некомпетентные, но честные либо умные ребята, которые нас дурачат.
Задумайтесь над следующими примерами и вы поймете, что меня беспокоит.

Будучи профессором в университете Британской Колумбии, я получил памятку: «Профессора, не имеющие собственных секретарш, могут пользоваться девушками из сводной группы секретарей». Выходящая, в Стоутоне, штат Висконсин, газета «Курьер» сообщила: «На Фортон-стрит отремонтирован мост, рухнувший прошлой осенью. Установлены новые, укрепленные железными брусьями опоры фермы, и мост теперь приведен в то же состояние, в каком он находился перед тем, как рухнуть». В колонке «требуются» можно было прочитать объявление, приглашающее «работника на счетчиках молекулярной реакции изотопов ядерного распада и на трехфазных циклотронных урановых фотосинтезаторах», с добавлением: «Наличие опыта необязательно». «Сан-Франциско экземинер» информировал: «Представители транспортной службы штата Род-Айленд в Ист-Гринуиче заявили, что никакие оправдания действий дорожно-эксплуатационной бригады, которая провела желтую разделительную полосу по лежавшему на шоссе трупу собаки, не могут быть приняты в расчет».

Доискиваясь истины, я упорствовал в своих попытках понять коренные причины, по которым столь многие дела идут вкривь и вкось, хотя мне редко удается с точностью установить, что же скрывается за видимыми проявлениями некомпетентности — старания преданного делу болвана или розыгрыш лихого мистификатора.

Поиск истины
способен изрядно позабавить

ВЕРНОН ГОВАРД


Уходите,
пока вы не продвинулись

Последний раз к исполнению должностных обязанностей в сложившейся иерархии я приступил в 1966 г., когда стал профессором педагогики в университете Южной Калифорнии. На этом посту мне предоставлялись бесчисленные возможности подняться над уровнем своей компетентности и стать жертвой мною же изобретенного принципа. Я считал, что достиг своего оптимального уровня эффективности в избранной сфере профессиональной деятельности, где я постоянно испытывал ту радость свершений, которая приходит в работе, выполняемой с глубокой личной заинтересованностью.
Моего непосредственного начальника перевели в другое место, и мне предложили возглавить отдел. Поскольку я полагал, что занимаемый мною пост позволил старой мечте стать явью, я это предложение отклонил. Последовали настойчивые советы не спешить и хорошенько подумать. В наступившие затем недели меня уговаривало начальство, со всех сторон нажимали коллеги, убеждая согласиться на повышение. Давление это настолько меня травмировало, что я решил пустить в ход творческую некомпетентность. Это прием, состоящий в том, чтобы сознательно показать себя некомпетентным в чем-либо, не имеющем отношения к сфере ваших признанных достижений. Вы это делаете с целью убедить вышестоящее лицо, что при всей компетентности, которую вы проявляете на своем нынешнем месте, дальнейшего продвижения вы не заслуживаете. Может показаться, что сделать это трудно, но на практике, как я обнаружил, достигается довольно легко и доставляет массу удовольствий. Стоило мне несколько раз поставить свой автомобиль на место, отведенное для машины декана, как предложения насчет более высокого поста прекратились.

К несчастью, за свои научные исследования я получил приз «Фидельта-каппа», что повлекло за собой возобновление попыток повысить меня в должности. И снова на выручку пришла творческая некомпетентность. Однажды, когда декан зашел ко мне проконсультироваться по некоему специальному вопросу, я извлек из ящика стола игрушечный дротик и метнул его в висевшую на стене мишень. Затем я записал цифру, в которую вонзилась моя стрела, быстро проделал кое-какие вычисления я дал ответ на его вопрос. До него, видимо, так и не дошло, что ответ уже был мне известен. Это меня не удивило, нескольку я не раз замечал, что вообще, если вы рассказывали декану что-нибудь смешное, следовало разъяснить, что ему преподносится именно шутка, иначе он мог остаться в неведении, что надо засмеяться. Декан, о котором идет речь, был настолько лишен чувства юмора, что это замечали даже другие деканы

О том, что стратегия с использованием дротика оказалась успешной, я узнал, когда нечаянно услышал, как он говорит: «Питер, конечно гений, но он слегка с приветом». Попытки продвинуть меня по службе опять были оставлены. На роль руководителя отдела временно был назначен профессор, которому оставалось лишь несколько месяцев до выхода на пенсию. Устрашающий призрак обезглавленного отдела грозил быстро превратиться в реальность, и усилия, направленные к моему выдвижению, были возобновлены еще раз. На одном памятном собрании сотрудников, когда все стали проявлять ко мне избыточное внимание, осыпая чрезмерными похвалами, я почувствовал: что-то затевается. Председатель открыл собрание и объявил, что первым пунктом повестки дня стоят выборы нового главы отдела. Затем каждый профессор пообещал мне всемерную поддержку и сотрудничество, если я соглашусь принять этот пост. Они вызывались готовить предложения о стипендиях, составлять бюджетные сметы и выполнять всю тяжелую работу. Все, что от меня требовалось, это сидеть в своем кабинете, подписывать кое-какие бумаги и поживать славу. Хотя картина, которую они рисовали, была соблазнительной и я не сомневался в их добрых намерениях, меня поразило, насколько эти обещания были непохожи на их привычную склочность, подсиживание и прочие проявления мелочности. Мне это напомнило давно родившееся изречение: «Профессора потому чересчур агрессивны, что слишком малы ставки в битвах, которые они ведут».

Как я мог отказаться от нарисованной ими утопии? Мог ли я отвергнуть предложенные ими любовь, верность, уважение и сотрудничество? Складывалось положение, требовавшее отчаянных шагов. В молчании я обводил взглядом комнату и всматривался в умоляющие глаза каждого из моих коллег. Поглядел я и на потолок, как бы ожидая ответа Свыше. Я медленно поднялся, подошел к окну, достал сигарету и увеличительное стекло. Я сфокусировал солнечный луч на кончике сигареты и терпеливо ждал, когда загорится табак. Сунув сигарету в рот, я затянулся и медленно выпустил тонкую струю дыма. Все глаза были устремлены на меня, пока я медленно шел обратно к своему месту. Собрание погрузилось в полную тишину. После долгого молчания председатель заглянул в свои бумажки, откашлялся и сказал: «Полагаю, что нам следует перейти к следующему пункту повестки дня». Творческая некомпетентность вновь одержала победу.

Посредством разумного обращения к творческой некомпетентности и применения силы отрицательного мышления мне удалось удержаться на уровне своей компетентности вплоть до того времени, когда успех «Принципа Питера» предоставил мне возможность сбежать из университета и продолжить свои исследования в условиях независимости от всякой иерархической организации.

В пути попадались не только розы

Хотя мои изыскания были посвящены компетентности, в поле моего зрения неизбежно оказывалась и кое-какая некомпетентность. Д'Олдона, директора начальной школы, расстроил шум в классных комнатах, поднимавшийся между уроками, пока учителя переходили из класса в класс. Он помчался в свой кабинет и провозгласил по внутренней радиосети: «Отныне «и один учитель не покинет класс до прихода другого учителя». Мисс Альфа Вит, преподаватель чтения, столь основательно втянула своих учеников в подготовительные занятия, так много времени отвела на их устные рассказы, на разглядывание картинок и прочие упражнения, связанные с описанием зрительных образов, что год успел кончиться прежде, чем она добралась до уроков чтения. Заботой Альмы Матер, школьной библиотекарши, был порядок на книжных полках, и поэтому большую часть своей энергии она направляла на то, чтобы не подпускать учеников к книгам.

Поначалу мне казалось, что подобные примеры — это никчемные отходы, возникающие в процессе моих изысканий) но позднее я разглядел в них полезный побочный продукт. Когда мне предлагали выступить и рассказать о моих исследованиях в области педагогической компетентности, я стал ссылаться на некоторые забавные проявления некомпетентности, внося тем самым комическую разрядку в свои серьезные доклады.
Моим первым примером послужила учительница, которую я назвал мисс Штамп, потому что творческое начало было присуще ей в той же мере, что и копировальной машине. В учительском колледже она была превосходной студенткой. Пунктуальная, исполнительная, она не упускала ни одного слова преподавателей. Сделанные ею записи лекций выглядели так, будто были сняты под копирку с конспектов, по которым профессора читали эти лекции. Она была настолько хорошей студенткой, что без проблем переходила с курса на курс и каким-то образом благополучно сдала экзамен по педпрактике. Она стала школьной учительницей и своего уровня некомпетентности достигла за неправдоподобно короткий срок. Будучи компетентной в качестве потребителя знаний, она потерпела полное фиаско в качестве их распространителя. Ее широкая образовательная подготовка означала только то, что она способна была нагнать скуку в занятия по любому предмету из школьной программы. Она была из тех людей, что могут озарить комнату светом — стоит им лишь выйти за дверь. Если бы не ее рыжие волосы, можно было бы утверждать, что она совершенно бесцветна. Ее не уволят, потому что она пунктуальна, исполнительна и все требуемые формуляры заполняет вовремя. Единственно, чего она не умеет,— это учить. Поэтому до конца своих трудовых лет она будет учительствовать, изнурять скукой детей, повергать в отчаяние их родителей и приводить в бешенство школьное начальство.

Директор школы Остоу Лоп обладал такой способностью не понимать других людей, какой я никогда больше не встречал. Он был компетентным исследователем и превосходным педагогом. Ученики внимали каждому его слову, и он не ведал проблем с поддержанием дисциплины. Став директором, он не проявил ни малейшего понимания или сочувствия к тому, что заботило рядового учителя. Его поразило открытие, что, умея так хорошо ладить с детьми, он столкнулся с одними лишь неприятностями в отношениях с собственным персоналом и с чиновниками из попечительского бюро. Для дальнейшего продвижения он не пригоден, и большая часть его нынешней жизни уходит на воспоминания о добром старом времени, проведенном в классной комнате. Компетентный наставник детей возвысился до уровня некомпетентного руководителя взрослых.
Школьный попечитель доктор Скопидом пытался экономить на таких вещах, как мел, бумага, карандаши, выбрасывая при этом крупные суммы на непроверенное электронное оборудование. На протяжении всей его учительской карьеры и затем, когда он был директором школы, жена отбирала у него зарплату и сама еженедельно выдавала ему деньги на жизнь, но, став попечителем, он принял на себя обязанность ворочать многомиллионными суммами. Компетентного педагога повысили и сделали некомпетентным распорядителем финансов.

В своих лекциях я назвал следующее явление Принципом Питера: в любой иерархии каждый индивидуум имеет тенденцию подниматься до своего уровня некомпетентности.

Я назвал это принципом, поскольку таким образом выражается определенное обобщение или тенденция, а не что-то, долженствующее непременно осуществиться. Система побуждает индивидуума взбираться на уровни его некомпетентности. Если вы способны выполнять свою работу эффективно и без напряжения, вам скажут, что эта работа не дает вам возможности проявить себя и потому вы должны подняться выше. Проблема в том, что когда наконец вам достается нечто, с чем вы не можете толком справиться, то именно этот вид деятельности и становится вашим постоянным занятием, предаваясь которому вы заваливаете свою работу, приводите в отчаяние коллег и подрываете эффективность всей организации.

Неожиданное

Когда я читал публичные лекции о моих исследованиях на тему учительского мастерства и ссылался на Принцип Питера, чтобы внести долю юмора я прояснить некоторые соображения насчет некомпетентности, я имел в виду только педагогику и свои занятия ею. К моему удивлению, едва я заканчивал отвечать на вопросы, как люди устремлялись ко мне, чтобы поделиться переживаниями вот какого рода: «Знали бы вы, как обстоят дела в нашей компании! Я работаю в фирме «Полиглот кемиклз», той самой, где Гэбриел Фанфара, наш самый выдающийся коммивояжер, только что получил повышение и стал настолько плохим .управляющим по сбыту, что хуже и не представить». А одна санитарка как-то спросила: «Вы что, обследовали центральную больницу? У нас там очень хорошего врача, доктора Эскулапа, назначили директором. Он был практикующим медиком, теперь он — практикующий дезорганизатор». Офицер из военно-воздушных сил заподозрил меня в знакомстве с протоколом и процедурами, принятыми в военной среде. И так происходило на каждой лекции: я говорил о. системе образования, а слушатели думали, что я веду речь об их организациях.

 

 

 


Михаил Жванецкий