НАКАЗЫ
(представителей духовенства, дворянства, а также "третьего сословия", с которыми они обращались к избранным ими депутатам Генеральных штатов, заседание которых было назначено на май 1789 года)

 


Наказ сословия духовенства сенешальства* Анноне
(провинция Лангедок
)


Ст. 1. Следует покорнейше просить Генеральные штаты заняться принятием самых эффективных мер, для того чтобы остановить распущенность общественных нравов и восстановить власть религии, которая представляет собой их основу, а также создает узы, связывающие и людей между собой и человека с Создателем.
Ст. 2. Пусть в основе своей будут обеспечены свобода, жизнь, честь и различные виды собственности граждан, так чтобы ни при каких обстоятельствах нельзя было посягнуть на эту собственность, а в случае если того настоятельно потребуют интересы общественного блага, то пусть собственнику будет надлежащим образом выплачена компенсация за причиненный ущерб.
Ст. 3. Сословие духовенства соглашается платить наравне с двумя другими сословиями все налоги, которые будут одобрены Генеральными штатами.
Ст. 4. Налоги на духовенство будут устанавливаться и взиматься таким же образом, как и налоги на другие сословия.
Ст. 5. Ни один налог не будет уплачен без предварительного одобрения его Генеральными штатами.
Ст. 6. Налоги, на уплату которых мы соглашаемся, будут распределяться равномерно между всеми, независимо от ранга и звания (qualite).
Ст. 7. «Скромная доля» (прим. - жалованье кюре) будет освобождена от уплаты всех видов налога.
Ст. 8. Получателями десятины ежегодно будет уплачиваться сумма, установленная Генеральными штатами и предназначенная на содержание церковного хора и ризниц.
Ст. 9. Округа церковных приходов будут установлены более точно.
Ст. 10. Процессуальные формальности, необходимые для объединения бенефициев, будут упрощены, для того чтобы их высокопреосвященства епископы испытывали меньше затруднений при исполнении декларации 1786 г.
Ст. 11. Будут приняты меры, направленные на увеличение «скромной доли» путем слияния простых бенефициев с церковными приходами, чтобы вознаградить кюре за их добровольный отказ от взимания платы за требы.
Ст. 12. Будут обеспечены средства к существованию священнослужителям второго ранга (прим. - кюре и викариям), которым возраст либо болезни не позволяют исполнять святые обязанности их сословия.
Ст. 13. Генеральные штаты соблаговолят взять на себя задачу дать Франции наилучшую конституцию из всех возможных.
Ст. 14. Пусть будет создан новый гражданский и уголовный Кодекс и пусть по одному его экземпляру силами различных сенешальств будет передано в каждую общину.
Ст. 15. Пусть всем провинциям, и в частности провинции Лангедок, будут дарованы отдельные штаты, имеющие более конституционный характер, чем те, которые существуют, то есть штаты, представляющие три сословия и состоящие из членов, которые свободно избираются всеми лицами, принадлежащими к трем сословиям, при условии, что численность представителей от третьего сословия будет равна численности представителей от первых двух сословий.
Ст. 16. Будет создана касса погашения (caisse d'amortissement) для уплаты государственных долгов.
Ст. 17. Генеральные штаты возьмут на себя задачу сократить и установить твердые размеры расходов каждого ведомства.
Ст. 18. Депутаты займутся налогами лишь после того, как добьются изменения нынешних принципов организации Штатов.
Ст. 19. Пусть габель будет модифицирована либо уничтожена и заменена налогом на предметы роскоши.
Ст. 20. Пусть тарифы контроля (соntrole) (прим. – один из видов косвенных налогов) будут упрощены и преданы гласности и пусть служащие этого ведомства в случае появления дополнительного обложения сами несут все расходы.
Ст. 21. Пусть таможни и таможенные барьеры будут отодвинуты к границам (государства).
Ст. 22. Пусть будут уничтожены пеажи (прим. – дорожные пошлины) с возмещением ущерба тем собственникам, которые докажут свои права предъявлением титула.
Ст. 23. Пусть будут упразднены специализированные суды, такие, как финансовые суды, суды податных округов (elections) (прим. – суды, рассматривавшие дела по косвенным налогам), суды, рассматривающие тяжбы, связанные с добычей и использованием мрамора, суды, относящиеся к ведомству вод и лесов.
Ст. 24. Пусть низшим королевским судам будет предоставлено право выносить решения в последней инстанции в пределах той компетенции, которую Генеральные штаты посчитают необходимым установить.
Ст. 25. Следует заняться поиском средств сделать общественное воспитание приносящим больше пользы для блага религии и государства.
Ст. 26. Генеральные штаты соблаговолят позаботиться о том, чтобы ни одна книга не издавалась без указания имени автора и названия типографии.
Ст. 27. Распоряжения, касающиеся святого культа и церквей, изданные их высокопреосвященствами епископами на основе протоколов их главных викариев либо других назначенных ими исполнителей, временно будут исполняться, несмотря на противодействие.
Ст. 28. Генеральные штаты следует покорнейше просить отвести наконец кюре причитающееся им место в иерархии и объявить, что они являются сословием.
Ст. 29. Следует покорнейше просить Генеральные штаты потребовать отмены права франфьеф (прим. – один из видов налоговых обложений лиц неблагородного происхождения).
Ст. 30. Генеральные штаты соблаговолят потребовать от короля, чтобы национальный церковный собор созывался каждые 20 лет.
Ст. 31. Кюре будут принимать участие в генеральных ассамблеях духовенства в количестве, равном количеству их высокопреосвященств епископов.

Сие принято сословием духовенства сенешальства Анноне 26 марта 1789 г.

Наказ дворянского сословия Божоле
(провинция Бургундия), составленный на заседании 19 марта 1789 г.


Ст. 1. Периодический созыв Генеральных штатов, происходящий с коротким интервалом, а в случае смены короля или назначения регента они должны быть созваны на внеочередное заседание в двухмесячный срок.
Ст. 2. Личная свобода каждого гражданина, так чтобы никто не мог быть ни арестован, ни помещен под стражу более чем на 24 часа, имея при этом определенное место жительства, без того чтобы предстать перед своими обычными судьями, каковые должны будут в самый короткий срок принять решение по поводу этого взятия под стражу; и, кроме того, пусть всегда будет разрешено временное освобождение из-под стражи под поручительство, за исключением тех случаев, когда арестованный обвиняется в совершении преступления, которое должно повлечь за собой телесное наказание.
Ст. 3. Свобода печати с теми оговорками, которые посчитают нужным внести Генеральные штаты.
Ст. 4. Пусть любое право собственности будет священным и неприкосновенным и пусть никто не может быть лишен этого права без получения соответствующей справедливой компенсации.
Ст. 5. Пусть ни один налог не считается законным и не сможет взиматься, пока он не получит одобрения нации на срок, который может простираться вплоть до следующей сессии Генеральных Штатов.
Ст. 6. Пусть налог будет одобрен лишь после того, как станут известны размеры государственного долга, упорядочены расходы, и после того, как расходы эти будут сведены к минимуму при помощи реформ и улучшений, и пусть означенный налог будет одобрен лишь после того, как будут установлены конституционные законы королевства.
Ст. 7. Пусть получивший одобрение налог будет равным и законным образом разлажен в соответствии с заявлением, которое дворянское сословие сделала господам из третьего сословия.
Ст. 8. Пусть выплата государственного долга осуществляется лишь после самой строгой проверки.
Ст. 9. Пусть министры будут подотчетны Генеральным штатам и несут ответственность за свои действия во всем, что касается законов королевства, финансов и администрации.
Ст. 10. Пусть будет проведена реформа гражданского и уголовного законодательства, в частности пусть будет уничтожена практика принудительных продаж (ventes раг decrets) (прим. – продаж недвижимости за долги) и пусть впредь эти продажи осуществляются путем трех простых оповещений и при установлении срока в один год для приобретения подтверждающих писем (lettres de гаtifiсаtiоп), при условии, что означенные письма будут скреплены печатями лишь па прошествии одного месяца с момента их опубликования в там месте, где расположена продаваемая недвижимость; этот закон особенно необходим для нашей провинции, и пусть магистраты несут ответственность за исполнение своих обязанностей.
Ст. 11. Отчуждение королевских доменов, а предварительно - проверка отчуждений и обменов, которые произведены в течение последних тридцати лет.
Ст. 12. Потребовать, чтобы были приняты меры по уничтожению габели и всех прочих налогов, взимание которых является слишком дорогостояшим и обременительным.
Ст. 13. По уменьшению следующих пошлин: контроля, сотого денье и эд (aides) (прим. – виды налогов).
Ст. 14. По уничтожению внутренних таможен и по созданию закона, устанавливающего одинаковые единицы веса и меры во всех пределах на всем протяжении королевства.
Ст. 15. По образованию в нашей провинции отдельных штатов, созданных по подобию Генеральных штатов, с той разницей, что они будут собираться ежегодно, что только они будут иметь промежуточную комиссию и синдиков, на которых будет возложена обязанность противодействовать изданию неконституционных законов перед лицом трибуналов, назначенных Генеральными штатами; само собой разумеется, что ни в коем случае состав депутаций, посылаемых на Генеральные штаты, не может быть определен иначе, как на собраниях сословий в каждом бальяже (прим. – судебно-администр. округ), и что штаты этой провинции не будут иметь ничего общего с городом Лионом, который имеет свое особое устройства.
Ст. 16. Пусть эти местные штаты получат право назначать своих должностных лиц и права сменять их.
Ст. 17. Пусть все ныне существующие налоги будут пересмотрены ввиду неравномерной раскладки двадцатин и капитации и пусть тот налог или налоги, которые их заменят и которые будут взиматься с земельной собственности, получат другое обозначение.
Ст. 18. Упразднение всех особых комиссий, права каммитимус (прим. – привилегия для знати передавать рассмотрение своих дел в высшую судебныю инстанцию), практики передачи дел в совет и верховные суды.
Ст. 19. Неукоснительно предоставлять исключительные привилегии лишь за новые открытия и лишь на короткий срок.
Ст. 20. Приблизить, насколько это возможно, верховных судей к тем, кого они судят.
Ст. 21. Потребовать отмены аннатав (прим. – денежных взносов, которые были обязаны посылать в Рим представители французского духовенства, вступая во владение бенефицием) и сборов в пользу римской курии, так как исполнение этих соглашений ведет к оттоку денежных средств из королевства.
Ст. 22. Пусть Генеральные штаты обратятся к королю с просьбой установить, путем принятия точного и постоянного закона, основы организации армии в духе французской чести и рассмотреть та несоответствие, которое все еще существует между жалованьем солдата и его нуждами.
Ст. 23. Пусть будут приняты меры по искоренению нищенства.
Ст. 24. И, наконец, исполнить категорический наказ просить о созыве или о продлении в самом скором времени заседаний Генеральных штатов, если на своей нынешней сессии они не смогут добиться выполнения жалоб, требований и замечаний нации и заняться всем тем, что может способствовать возрождению общественных нравов, которое является подлинным и самым надежным залогом продолжительного существования и процветания государства.

Г-н Председатель сказал, что следует заслушать доклад комиссаров по поводу проекта особых требований в отношении нашей провинции ...

Общий перечень просьб, жалоб и наказов Третьего сословия сенешальства Родез
и бальяжа Мило (провинция Руэрг)

Депутаты будут просить:
Ст. 1. Национальной конституции, обеспечивающей личную свободу и собственность.
Ст. 2. Периодического созыва Генеральных штатов с короткими интервалами.
Ст. 3. Чтобы имущества и лица, без различия сословий, были обложены одними и теми же налогами и включены в один и тот же податной список и чтобы при раскладке соблюдалось пропорциональное равенство.
Ст. 4. Чтобы закон, который должен обеспечить исполнение этих трех статей, был обнародован до того, как начнется обсуждение вопроса о принятии налога.
В случае если эти три статьи не будут приняты, третье сословие лишит своих депутатов всех полномочий.
Ст. 5. Его депутаты попросят отмены унизительных для третьего сословия отличий на Генеральных штатах и установления равенства в наказаниях.
Ст. 6. Чтобы было постановлено, что временно голосовать на Генеральных штатах будут поголовно и что форма будущих штатов, в том что касается представительства, будет определена большинством голосов третьего сословия.
Cт. 7. Чтобы обсуждение было открытым.
Ст. 8. Чтобы был твердо установлен закон, лишающий третье сословие свободы избирать депутатов из какого-либо другого сословия, кроме своего, и обсуждать совместно с другими сословиями вопрос о выборе своих депутатов.
Ст. 9. Чтобы всякий депутат от третьего сословия на Генеральных штатах, который примет милости от двора, был объявлен бесчестным.
Ст. 10. Чтобы взимание налогов имело место лишь от одной сессии до другой.
Ст. 11. Чтобы впредь все законы публично зачитывались и тексты их вывешивались во всех общинах и приходах.
Ст. 12. Чтобы представители третьего сословия были допущены к любым должностям, постам, званиям и занятиям, равно как и ко всем военным чинам.
Ст. 13. Чтобы Генеральные штаты изыскали средства исправить злоупотребления, проистекающие из системы продажи должностей, и чтобы была отменена продажа дворянского звания.
Ст. 14. Свободы печати для произведений, авторы которых указаны, и даже для анонимных произведений, авторы которых укажут свое имя в регистрационной книге назначенного в этих целях нотариуса.
Ст. 15. Чтобы единицы мер и весов были унифицированы во всем королевстве.
Ст. 16. Чтобы права и жалованье губернаторов провинций были отменены.
Ст. 17. Отмены пенсий, получаемых в виде милости или по праву преемственности.
Ст. 18. Чтобы каждому ведомству были выделены средства и. чтобы министры отчитывались перед нацией в их использовании ..
Ст. 19. Чтобы управление сбором налога было вверено провинциям и чтобы там были созданы кассы, средства из которых будут поступать в королевскую казну.
Ст. 20. Чтобы при раскладке налогов между провинциями соблюдались самые справедливые пропорции, ибо Руэрг раздавлен чрезмерными поборами.
Ст. 21. Чтобы Генеральные штаты рассмотрели, какие налоги являются наименее обременительными, то есть раскладку каких налогов можно произвести с соблюдением возможно большего равенства и взимание каких налогов будет сопряжено с наименьшими затратами, и чтобы они заменили этими налогами те, которые ложатся особенно тяжким бременем на землепашца, такие, как га бель и капитация, уплачиваемая жителями деревень; этот последний налог следует перенести на торговлю, на капиталистов,. на промышленность, искусства и ремесла и на зажиточных лица всех сословий.
Ст. 22. Чтобы также были уничтожены, если это возможно, контроль, сотое денье, со (прим. – «Со» - сбор, взимавшийся при скреплении печатями судебных актов), гербовые, сопутствующие, резервированные сборы (прим. – один из косвенных налогов), либо чтобы они были облегчены, или же, наконец, чтобы были установлены новые тарифы, которые как можно меньше зависели бы от произвола, и чтобы споры, возникающие по поводу взимания (налогов. - Ред.), рассматривались судьями на местах.
Ст. 23. Чтобы налог фран-фьеф был уничтожен как несправедливый и унизительный для третьего сословия.
Ст. 24. Чтобы были также уничтожены налоги, известные под названием commun de paix et de bassine (прим. – один из видов косвенных налогов), а в случае, если будет необходимо создать новые налоги, пусть они будут установлены преимущественно на предметы роскоши.
Ст. 25. Чтобы было уничтожено все, что стесняет свободу и развитие торговли, и чтобы таможни внутри королевства были отодвинуты к его границам.
Ст. 26. Чтобы процентная ставка по ссуде была разрешена, законом.
Ст. 27. Чтобы в присутствии сенешалов началось проведение новых торгов по продаже домениальных имуществ, которые находятся в закладе, и чтобы эти продажи с торгов были подтверждены в совете, в случае если не было произведено новой надбавки цены.
Ст. 28. Чтобы были проверены обменные операции с домениальными имуществами, имевшие место в течение последних сорока лет, дабы определить, не было ли случаев причинения ущерба.
Ст. 29. Чтобы было приостановлено действие права, касающегося выплаты процентов, которые причитаются государственным кредиторам.
Ст. 30. Чтобы была начата переработка гражданских и уголовных законов комиссией, состоящей из членов, взятых от всех сословий каждой провинции королевства. Оные представят результаты своего труда нации, для того чтобы получить ее одобрение.
Ст. 31. Чтобы все специализированные суды были упразднены, но владельцам должностей возвращены их капиталы и полностью выплачена компенсация; чтобы рассмотрение дел, которыми они занимались, было передано судьям на местах, за исключением дел, связанных с бенефициями; чтобы эти же самые судьи на местах могли судить в последней инстанции дела, связанные с суммами до 60 ливров, и чтобы право коммитимус также было упразднено.
Ст. 32. Чтобы впредь существовали только две судебные инстанции, низшей из которых будут первые судьи на местах. Оные будут рассматривать как дела, переданные в их ведение согласно предыдущей статье, так и дела, которые в настоящее время находятся в их компетенции, за исключением дел, связанных с бенефициями. Чтобы апелляция на их решения направлялась непосредственно в парламент (прим. – «парламентами» назывались высшие судебные палаты), В случае если стоимость объекта тяжбы превышает 4 тысячи ливров, и в президиальные суды (прим. – один из видов судов), в случае если она ниже, с тем чтобы там эти дела рассматривались в последней инстанции.
Ст. 33. Чтобы зона юрисдикции Тулузского парламента не подвергалась никакому расчленению.
Ст. 34. Чтобы в эдикт об ипотеках были внесены изменения, направленные на то, чтобы надежно обеспечить права заимодавцев.
Ст. 35. Чтобы была отменена конфискация имущества в качестве наказания преступника, как одна из причин бесчестья, незаслуженно падающего на его семью.
Ст. 36. Чтобы был введен новый тариф оплаты прокуроров; чтобы точно так же были сокращены все остальные издержки судопроизводства и чтобы налог на должности - сотое денье - был отменен.
Ст. 37. Чтобы городам и общинам было возвращено право избирать членов своих муниципалитетов при условии, что ни сеньеры не смогут в этих выборах участвовать, ни их судьи не смогут на них присутствовать; чтобы им также было возвращено право закрывать счета своих сборщиков (налога. - Ред.), за исключением случая подачи апелляции Генеральным штатам.
Ст. 38. Чтобы в компетенцию членов городских муниципалитетов было передано рассмотрение в последней инстанции личных тяжб, связанных с суммами, не превышающими 20 ливров.
Ст. 39. Чтобы сельские консулы (прим. – члены сельских муниципалитетов) при участии двух назначенных общинами третейских судей также рассматривали в последней инстанции дела, связанные с ущербом, причиненным скотом, на сумму не более 10 ливров.
Ст. 40. Чтобы были заново установлены границы приходов, общин и территорий, подведомственных судам первой инстанции и сенешалам.
Ст. 41. Чтобы было принято уложение о пользовании общинными землями.
Ст. 42. Чтобы обязанность ремонта и содержания тюрем была; возложена на государство, а не на города.
Ст. 43. Чтобы был принят закон, разрешающий выкуп корве, пеажей, баналитетов и других личных повинностей согласно тарифу, который будет определен штатами провинций.
Ст. 44. Чтобы постановление совета 1788 года относительно платы за участки земли, используемые для прокладки дорог, имело обратную силу; следовательно, чтобы провинции были обязаны, платить за участки, использованные для прокладки королевских трактов, а общины - за участки, использованные для прокладки проселочных дорог, и чтобы как провинции, так и общины были обязаны платить в будущем и уплатить за прошедший период королевские и сеньериальные повинности с этих земельных участков.
Ст. 45. Чтобы войска использовались на общественных работах, дабы предоставить земледелию те руки, в которых оно нуждается.
Ст. 46. Чтобы милиция (прим. – ополчение) была упразднена в мирное время и чтобы во время войны расходы на ее содержание несли три сословия.
Ст. 47. Увеличения числа бригад конной жандармерии.
Ст. 48. Чтобы долг духовенства ни в коей мере не был переложен на нацию; чтобы он был оплачен при помощи доходов с бенефициев, розданных королевской властью, назначение на которые при первой представившейся вакансии будет производиться .. только тогда, когда долг будет полностью оплачен; или же пусть этот долг будет оплачен путем продажи церковных имуществ.
Ст. 49. Принятия уложения о десятинах, предписывающего уменьшение их размеров.
Ст. 50. Уничтожения премис (прим. – обычай отдавать в пользу церкви, вне зависимости от уплаты десятины первые плоды урожая и первый приплод скота).
Ст. 51. Уничтожения аннатов.
Ст. 52. Увеличения «скромной доли» кюре, в том числе и таких, которые находятся в подчинении у Мальтийского ордена, и викариев, и чтобы это увеличение было достаточно значительным для того, чтобы можно было уничтожить все церковные поборы, плату за требы, вознаграждения и подношения, а также чтобы содержание нищенствующих монашеских орденов обоих полов было обеспечено за счет доходов излишне богатых священнослужителей либо путем упразднения тех орденов, которые нельзя обратить на полезное дело.
Ст. 53. Чтобы все без исключения владельцы бенефициев были обязаны находиться в месте расположения последних под угрозой лишения их доходов с этих бенефициев, которые (доходы - ред.) будут переданы беднякам.
СТ. 54. Чтобы было принято постановление, обеспечивающее участь детей-подкидышей и противодействующее предубеждениям против них.
Ст. 55. Чтобы были восстанавлены особые штаты провинции Руэрг, отличные и отделенные от штабов провинции Керси, в той форме, которая будет определена всеми провинциями королевства, и чтобы местом их заседаний был избран город Радез, как центр и столица провинции.

Депутаты мотивируют эту просьбу о восстановлении особых штатов доводами, изложенными в различных докладных записках города Родез ...

 

Наказ прихода Молитар (бальяж Блуа, провинция Орлеанэ)

... Пусть талья и двадцатины будут сохранены; мы соглашаемся уплачивать эти виды налогов, на следствием этого должна стать их справедливая и равномерная раскладка, и мы надеемся, что именно на этот счет Штаты соблаговолят принять меры. Если к этой системе равенства добавить средства, позволяющие сократить расходы по взиманию, которые огромны, та на столько же возрастет и сумма, что поступит в королевскую казну, а несчастные деревни от этого не пострадают. Что за нужда нам отдавать от 15 до 20 тысяч ливров сборщику налога (receveur particu1ier)? Что за нужда нам содержать в роскоши его самого и его семью? Разве не можем мы вносить непосредственно в королевскую казну распределенную между всеми сумму налога?

Однако вследствие фатальной неизбежности, которую с трудом можно постичь, несчастные деревни должны оплачивать расходы толпы людей, прикладывающих все свое старание для того, чтобы их раздавить; сборщики тальи и двадцатин не единственные, на кого мы вправе жаловаться; чиновники откупного ведомства, сборщики налогов фран-фьеф и сотое денье точно такие же кровопийцы, изматывающие нас. Мы просим прежде всего уничтожения этих налогов, они невыносимы и отвратительны: невыносимы потому, что я не могу платить 12 ливров, получая всего 8; а между тем именно эта происходит при взимании налога фран-фьеф, который оказался увеличенным на 10 су за ливр, и именно эта делает для большинства из нас невозможным оплачивать данные налоги, не продавая при этом земли.

Кроме того, часто происходит так, что надо вносить раша (прим. – один из видов платежей при наследовании земли) одновременно с уплатой налога фран-фьеф, и, таким образом, не получив еще никаких поступлений с наших владений, мы вынуждены уплатить вперед сумму, равную двукратному или трехкратному годовому доходу.

Наконец, мы считаем, что налог фран-фьеф отвратителен. Его нельзя рассматривать иначе, как в качестве одного из крайних средств, изобретенных фиском. Каким образом, в самом деле, могло прийти на ум решение заставить нас оплачивать плоды трудов наших отцов? Каким образом, вынуждая нас уплачивать ежегодный налог, который забирает у нас большую часть наших земельных доходов, можно, помимо этого, требовать уплаты па крайней мере каждые десять лет всей суммы этого же самого дохода?
Мы можем высказать те же самые соображения по поводу сотого денье ...

... К тому же суммы, которые они приносят в королевскую казну, отнюдь не являются значительными, и справедливая раскладка существующего или любого другого налога, который будет взиматься со всей совокупности земель королевства, с избыткам их возместит.
Если, хотя у нас нет оснований так думать, нужды государства потребуют налоговых поступлений более значительных, чем те, что взимаются в настоящее время с населения королевства, разве не будет справедливым, чтобы негоцианты, банкиры, банковские агенты (agents de change) и т. д. также вносили сваю долю в их уплату? Да и вообще во всех случаях должны ли они освобождаться от уплаты какого бы то ни была налога? Они являются подданными короля, их безопасность обеспечивают точно так же, как и нашу, посему они должны, как и мы, участвовать в уплате, государственных налогов.
Мы просим также отмены всех привилегий городов, ибо их свобода от налогов приводит к чрезмерному росту налогов, который третье сословие деревень не может далее выносить.
Отмены актруа (прим. – городские ввозные пошлины), поступления от которых используются лишь для украшения городов; если жители наших прекрасных городов желают содержать их в порядке или приумножать их великолепие. Пусть они обложат налогом самих себя, но пусть не заставляют нас платить за свои развлечения ...

... Мы просим, в случае если дефицит окажется таким огромным, каким его называют, чтобы средства, необходимые для заполнения пустоты, взимались с аноблированных, аббатов и епископов. Данная просьба не может вызвать осложнений. Уже не в первый раз с аноблированных будут взиматься деньги, и они болee, чем когда-либо, должны этому подчиниться, ибо нужда кажется крайней. Владельцы крупных бенефициев, несомненно, без труда пожертвуют частью своих доходов.

... Чтобы все граждане были свободными; и следовательно, чтобы было отменено употребление летр де каше (Lettres de cachet) (прим. – личных приказы короля, уведомляющие адресата об аресте или снятии с должности).

Чтобы впредь не было во власти ни министров, ни кого бы то ни было еще лишить гражданина его свободы, не выполнив предварительно тех формальностей, которые соблаговолят принять Штаты и, не соблюдая законов, установление которых является для Нации делом чести.

Чтобы лицо, арестованное за преступления или правонарушения, без промедления предавалось суду или, лучше, чтобы был установлен срок, по прошествии которого оно получит наказание либо свободу.

Чтобы правосудие было более быстрым и менее дорогим. Чтобы было отменено право шампара или, если эта мера представляется слишком жестокой и не получит одобрения Штатов, чтобы по крайней мере была установлена сумма, которую будет разрешено уплатить для его выкупа. Подобная повинность противоречит всем правилам мудрой политики: она ведет к оскудению земли и упадку земледелия; достаточно бросить взгляд на наши равнины, чтобы убедиться в этой истине. На них также с возмущением можно увидеть следы опустошений, причиненных дичью; в течение пяти-шести месяцев мы поливали наши поля своим потом, и в тот момент, когда они, похоже, подают нам самые прекрасные надежды, наши хлеба оказываются безвозвратно уничтоженными.

Мы, однако, очень далеки от намерения отнять у дворянства и у благородных право охоты, которое, видимо, должно им принадлежать в исключительном порядке, в отличие от всех прочих, но пусть больше не встречаются в этом сословии такие низкие души, которые превращают в источник наживы то, что должно быть лишь почетной привилегией; пусть только они обладают правом охотиться, пусть это право рассматривается как их собственность, но пусть алчность более не доводит их до желания продавать дичь, выручая при этом от 12 до 1500 ливров. Такая спекуляция является бесчестной. Мы просим, чтобы были разработаны новые уложения о праве охоты.
Мы просим периодического созыва Штатов и чтобы в период между сессиями действовала промежуточная комиссия, которой, будет поручено контролировать администраторов, распоряжающихся королевскими средствами.

Чтобы были уничтожены налоги эд и налоги на соль.
Чтобы была предоставлена свобода торговли табаком. Наконец, чтобы нельзя было ни устанавливать налог, ни принимать законы без согласия Нации, собравшейся на законном основании, и чтобы продолжительность взимания налога, который будет введен для удовлетворения нужд государства, не могла превышать пяти лет.

Составлено, принято и записано нами, жителями, и подписано, теми, кто может это сделать, 6 марта 1789 г.

 


Содержание наказов, которые депутатам от сообщества (generalite) рабочих-подмастерьев шляпных мастерских поручено передать собранию третьего сословия
нашего города Марселя


Благодеяние нашего августейшего монарха призывает нас к написанию сей части труда, призванного сложить к его ногам наказы целого народа.
Наиболее многочисленная и наименее обеспеченная часть (народа - Ред.) является первым предметом его отеческой заботы.

... Принадлежа к наименее обеспеченному классу Нации, мы, лишь обращая с надеждой взор на доброту нашего монарха, облегчали бремя наших невзгод. Воздевая иногда к небу наши немощные руки, «Ах! - говорили мы. - Как бы мы были счастливы, если бы монарх, который нами правит, мог услышать наши стоны!»
Ну что ж! Этот день наконец настал, силы наши возрождаются: мы осознаем, что ничуть не напрасно гордимся тем, что являемся французами.
Да, и мы являемся ими, и в этом заветном и священном качестве мы испытываем лишь одно желание, желание служить в равной степени и Нации и Суверену.

Но мы являемся обездоленными; и в этом качестве мы имеем право потребовать:

1. Равенства в распределении всех налогов, какой бы характер они ни носили, пропорционально размерам земельной собственности и личным возможностям всех лиц, вне зависимости от их .сословной принадлежности, положения и ранга.

2. Упразднения всех постов и должностей, целью которых является обеспечение поэтапного поступления государственных доходов в королевскую казну, как изымающих из этих доходов значительные суммы, которые тем самым отвлекаются от их истинного предназначения. Передачи налогов, собранных на местах, непосредственно в королевскую казну; отмены всех пожалований и пенсий, которые тяжелым бременем лежат на государстве, не являясь справедливым вознаграждением за заслуги; [отмены] всякой передачи денег Папскому престолу как церковной власти и [упразднения] откупного ведомства, облагающего своими налогами предметы первой необходимости.

3. Чтобы местное производство поощрялось запрещением ввоза товаров, произведенных в других странах, как ведущего к разрушению различных отраслей национальной промышленности.

4. Чтобы был облегчен доступ в судебные инстанции путем упрощения процедуры и отмены всех обременительных поборов: су за ливр, двух су за ливр, сотого денье.

5. Чтобы была увеличена «скромная доля» кюре. Именно путем приумножения достояния этих народных пастырей они будут обеспечены большими средствами для облегчения участи обездоленных.

Лишь путем уменьшения государственных налогов удастся настолько же облегчить бремя, лежащее на населении.
Лишь путем поощрения национальной промышленности удастся увеличить ее ресурсы.
Лишь при помощи средств, обеспечивающих быстрое судопроизводство, удастся обезопасить личные состояния.

К своему двуединому качеству - французов и обездоленных мы присовокупляем еще одно качество - граждан.
В этом качестве мы заявляем с самым глубоким осознанием своего несчастья, что чрезмерное налоговое бремя является источником невзгод, которые нас гнетут, и преступлений, которые совершаются в приливе отчаяния .

... Нам остается лишь рассмотреть себя в качестве подмастерьев-шляпников, в качестве лиц, способствующих своим трудом расширению ценной отрасли национального предпринимательства.

Имеется одно существенное обстоятельство, против которого мы вынуждены протестовать.
Мы с сожалением видим, что мастера, нарушая собственные уставы и правила, допускают в свои мастерские очень много учеников.
Самое большое несчастье для рабочего - наблюдать, как прибегают к услугам несведущих учеников, которые портят изделие, возбуждают недовольство общественного мнения и умаляют значение этой отрасли предпринимательства.
Из этого следует, что рабочие, которые наняты, плохо оплачиваются; что другие остаются незанятыми и увозят за границу свои таланты и свои умения.

Именно на это злоупотребление следует обратить внимание, чтобы отыскать причину постепенного прекращения работы наших мануфактур. Наблюдая, как чахнет наша промышленность, иностранные правители воспользовались недостатками местного производства, предоставив надежное и выгодное убежище этим рабочим и пустив в ход все возможные средства, чтобы суметь продать их изделия по ценам ниже, чем наши.

Не менее важной причиной и неблагополучия в нашем производстве, и эмиграции рабочих является уничтожение нашего богоугодного заведения, известного с незапамятных времен под названием свечи святой Екатерины Сиенской.

Это заведение, существование которого разрешено и подтверждено постановлением Парламентского Верховного суда нашей провинции от 20 февраля 1764 г., было создано для того, чтобы оказывать каждую неделю вспомоществование больным или не имеющим работы подмастерьям и рабочим-шляпникам.
Чтобы выполнять столь достойную миссию нашего содружества, мы взимали небольшой добровольный взнос с каждого из нас.
Это достойное учреждение, посвященное страждущему человечеству, было уничтожено вследствие ложных доносов.
У нас отняли наши документы и наши регистрационные книги и не побоялись завладеть деньгами, предназначенными для утешения больных и немощных.
Мы умоляем, чтобы это заведение было восстановлено во всей своей целостности, как способствующее процветанию национального производства. Поэтому пусть нам будет позволено для поддержания этого заведения ежегодно в скоромный четверг избирать синдика, казначея и ответственного за свечи распорядителя (directeur des cierges) на общем собрании подмастерьев и рабочих шляпников, разрешенном г-ми эшевенами и проходящем в присутствии г-на полицейского комиссара, специально для этого назначенного ...

Составлено и принято на общем собрании рабочих-подмастерьев шляпных мастерских, Марсель, 24 марта 1789 г.


Вопрос для самостоятельной работы:

Какие их этих наказов (разумеется отдельные пункты) с какими-либо коррективами вы направили бы кандидатам в депутаты Государственной Думы, в президенты, в местный парламент или думу?

Есть такие?