Одна из сложностей для М.С.Горбачева заключалось в том, что он старался быть демократом и в Политбюро, и в ЦК партии - и приучал своих коллег быть демократами. И сам учился этому.

Это значило, что ЦК не просто "штамповал" решения подготовленные Политбюро, но и мог их обсуждать.

И решения в ЦК принимались голосованием, а не так, что вот тут Генеральный секретарь или Политбюро предлагают, а мы все дружно одобряем.

Конечно, у Горбачева был и авторитет должности и личный авторитет. Но он не препятствовал тому, чтобы коллеги могли высказывать свои мнения. Более того, он призывал их высказывать свое мнение. А это требовало и умения его отстаивать.

Конечно, процесс принятия решений это затрудняло. И, конечно, о каждом случае высказывания своего мнения просачивалась, а то и распространялась информация в общество.

А это было очень непривычно - чтобы кто-то выступал со своим мнением.

М.С.Горбачев рассказывает, что когда были опубликованы проекты закона о выборах и изменений в Конституции их сразу стали критиковать - и в прессе, и на собраниях, и на митингах.
И на одном из заседаний Политбюро даже прозвучали слова о том, что в стране начинается "контрреволюция".

А дело было в том, что партия отвыкла от критики и от того, что кто-то может иметь свое мнение.



 
 
     
     
     
     
     

 

 

 
 
 

ВЫБОРЫ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР ОТ КПСС

 

Январь 1989 года


В ЦК КПСС была создана специальная избирательная комиссия по выборам народных депутатов СССР от КПСС, которая 9 декабря 1988 года обратилась через печать к партийным организациям, членам и кандидатам в члены КПСС с просьбой внести предложения по кандидатам в депутаты от партии.

Предложения рассматривались в первичных парторганизациях, затем в вышестоящих – городских, районных, республиканских. Направлялись предложения и непосредственно в ЦК КПСС.

Первоначальный список кандидатов, предложенных первичками насчитывал 31,5 тысячи кандидатур, горкомы и райкомы партии поддержали 3,5 тысячи человек, в конце концов в ЦК КПСС было представлено 207 кандидатур. По обращениям непосредственно в ЦК КПСС был сформирован список из 382 кандидатур. С учетом повторов фамилий список кандидатов на 100 мандатов составлял 312 человек.

Ситуация была непростой

Во-первых, было ясно, что если кандидатов будет больше чем мандатов, то те, кто не будет избран будет обижены и начнут думать: «а кто это против меня голосовал?».
Во-вторых, было понятно, что все скрытое недовольство, вся вражда, соперничество и т.д. будут проявлены при голосовании – и, значит, наиболее активные и принципиальные кандидаты могут быть «провалены».

А если в «неудачниках» окажется сам М.С.Горбачев? А если все Политбюро?

Нет сомнения, что перестроечные процессы и тенденции нравились не всем (причем это могло происходить по разным причинам). Кроме того предполагалось провести голосование по кандидатурам не на обычном Пленуме ЦК, а на расширенном, с участием руководителей региональных парторганизаций, учреждений, ведомств.

Поэтому было решено предложить список из 100 кандидатур на 100 мандатов, но голосовать за каждого отдельно.

Выступивший на 10 января на Пленуме ЦК КПСС М.С.Горбачев представил список из 100 кандидатов и предложил провести голосование на пленуме ЦК КПСС 15-16 марта 1989 года.

 

ДОКЛАД
ГЕНЕРАЛЬНОГО СЕКРЕТАРЯ ЦК КПСС
М. С. ГОРБАЧЕВА

Товарищи!

Сегодня мы проводим Пленум, который в истории нашей партии не имеет аналогов. Повестка Пленума вытекает непосредственно из перестроечных процессов, широко развернувшихся в стране, демократизации советского общества, реформы политической системы, к осуществлению которой мы приступили вплотную.
В соответствии с целями первого этапа политической реформы, в ходе которого предусматривается перестройка высших органов государственной власти, в стране развернулась избирательная кампания по выборам народных депутатов СССР. Нам предстоит сформулировать политическую платформу, с которой партия идет на выборы. Проект Обращения ЦК КПСС к партии, советскому народу представлен на ваше рассмотрение.
Как вытекает из нового избирательного закона, наш Пленум должен выдвинуть кандидатов в народные депутаты СССР от партии и представить их для регистрации избирательной комиссией по выборам народных депутатов СССР от КПСС. Все это, как видите, очень важные вопросы. Они имеют большое значение не только для КПСС как правящей партии, но и для всех звеньев политической системы общества.

Думается, нет необходимости на настоящем Пленуме давать развернутую аргументацию особенностей нынешней избирательной кампании. Они прямо вытекают из того ответственного, переломного этапа в истории Советского государства, через который проходит страна на путях перестройки. Именно перестройка создала нынешнюю атмосферу в обществе — атмосферу все большей демократизации, гласности, нарастания политической активности трудящихся. Это во-первых.

Во-вторых, сама перестройка вступила в новую стадию развития. На предыдущих этапах были сформулированы теория и политика перестройки, приняты важнейшие решения, теперь перед нами во весь рост встали задачи практического воплощения курса на перестройку. Это — особенность нашей работы в истекшем году, и в еще большей степени она будет характерна для нынешнего, 1989 года. Так что современный этап перестройки выводит партию и Советы, общественные организации и трудовые коллективы, все наше общество на новый уровень ответственности, когда главным критерием оценки становятся реальные плоды созидательной деятельности. Таков, я бы сказал, лейтмотив текущего момента.

Конечно, сказанное вовсе не означает, что в прошедшие годы мы не занимались практическими делами. Точно так же был бы неправомерен вывод о том, что в последующем станет угасать наш интерес к теоретическим разработкам, поискам оптимальных политических решений, новых форм и методов работы. Нет, это конечно же не так. Хочу лишь подчеркнуть острую необходимость современного момента — резко сместить центр тяжести на практическую работу по реализации выработанной политики и принятых решений.

Товарищи! Когда мы говорим, что на современном этапе должна возрастать и усиливаться роль партии как политического авангарда общества, — это нельзя воспринимать как некий абстрактный призыв. Говорю об этом потому, что нередко то или иное теоретическое положение бездумно повторяется всеми, но при этом мало кто задумывается о том, что из него вытекает для практики, конкретной жизни.

Немало слов сказано о роли КПСС как политическом авангарде общества в условиях перестройки. Но справедливо и то, что далеко не все до конца осознали, что это значит на деле. И потому мы допускаем отставание в осмыслении идущих процессов. Мы не всегда находим правильные решения перестроечных проблем. В результате в умах нередко возникает сумятица, которая порождает сбои в практических делах.

Известно, что на крутых революционных поворотах особенно велика роль партии как организующей, интегрирующей силы общества. Причем партии, сильной своей организованностью, сплоченностью, имеющей ясность теоретической мысли и четкость практических действий.

Уместно сказать об этом и сейчас, когда мы стоим перед таким крупным политическим событием, каким является нынешняя избирательная кампания. Ведь речь идет о том, чтобы сформировать на новых принципах депутатский корпус. На его плечи ляжет создание новых органов государственной власти и управления, призванных решать все наиболее существенные вопросы практической реализации задач перестройки.

Все эти вопросы теснейшим образом связаны с интересами народа, с судьбами страны и социализма. Вот, товарищи, о чем идет речь. С таких высоких и требовательных позиций мы и должны подходить к делу, обдумывая задачи партии в этой избирательной кампании. Именно понимание пашей высокой ответственности привело к выводу о необходимости обращения от имени Центрального Комитета КПСС к коммунистам, всем трудящимся страны в связи с выборами народных депутатов СССР.
ЦК КПСС обращается к советскому народу, исходя из того, что КПСС — партия правящая и потому несет всю

полноту ответственности перед советским обществом за судьбы социализма, судьбы страны. Советские люди вправе знать цели и задачи, которые партия выдвигает на ближайшее будущее, с чем она идет на выборы.
Впервые мы принимаем Обращение к партии, советскому народу на Пленуме ЦК. Это вызвано не только огромной значимостью предстоящих выборов для судеб страны и не только особой важностью переживаемого политического момента, о чем я уже говорил. Это вытекает из понимания новой роли партии на нынешнем этапе, возрастания значения ее функции как политического авангарда общества.

В нынешней ситуации мы должны исходить из того, что другие общественные организации пойдут на выборы с собственными предвыборными документами. Да и отдельные кандидаты в депутаты могут выступить с изложением своего видения задач, стоящих перед страной.

В складывающейся ситуации, как никогда, возрастает необходимость в политической платформе КПСС, которая выражала бы общенародные интересы, объединяла бы все многообразие мнений и запросов различных слоев общества, придавала им целенаправленный характер в русле конкретных задач современного этапа перестройки. Наш народ — рабочий класс, крестьянство, интеллигенция в этот важный исторический момент ждут от партии ее слова. Мы должны хорошо понимать диалектику общественной жизни, правильно оценивать то значение, которое будет иметь предвыборное Обращение ЦК КПСС.

Предлагая обществу свою предвыборную политическую платформу, мы делаем это прямо и честно, выступая как признанный авангард общества. Партия проявила большое мужество, взяв на себя ответственность за серьезные ошибки, просчеты, имевшие место в предшествующие годы. И вместе с тем, опираясь на ленинские принципы, исходя из интересов народа, она предложила новаторскую программу обновления социализма, программу, которую мы назвали «Перестройка».

Думается, мы не впадаем в преувеличение, когда констатируем, что народ должным образом оценил это политическое мужество партии. Именно в ходе перестройки в обществе возрастают и крепнут доверие и поддержка курса партии. Но, естественно, кредит доверия не дается навечно. Всякий раз, на каждом этапе социалистического строительства партия должна подтверждать его своей практической и теоретической деятельностью. Именно так стоит вопрос и сегодня.
Для того чтобы крепить доверие народа к партии, полагаю, есть только один путь — развертывание и углубление процессов перестройки, неустанная забота о росте благосостояния советских людей. В этом — главное содержание, главный мотив предвыборного Обращения Центрального Комитета к народу.

Партия должна видеть всю картину перестроечных процессов, осмысливать их сильные и слабые стороны, своевременно вносить те или иные коррективы, которые исходят от самой жизни, и добиваться консолидации всех здоровых сил общества на платформе перестройки, используя для этого огромный арсенал средств политического, идеологического и организационного воздействия.

Как показывает накопленный опыт, здесь нам приходится сталкиваться с проявлениями консерватизма, тормозящего процессы обновления, с искусственным сдерживанием внедрения прогрессивных форм организации и управления в производстве и в других сферах жизни.

Есть и еще одна опасность. Мы видим, как трудно некоторым товарищам избежать левацких перегибов, стремления перепрыгивать через этапы, выдвигать цели и задачи, не считаясь с реальными возможностями.
Мы сталкиваемся порой и со спекуляциями на тех или иных трудностях, на естественном желании людей побыстрее добиться улучшения дел в экономике, социальной сфере. И даже появились люди, которые, спекулируя на этом, стремятся завоевать себе дешевый авторитет.

Все это важно не только видеть, но и подвергать серьезному политическому анализу, давать необходимые оценки, объяснять и устранять трудности и твердо, шаг за шагом идти по проложенному курсу перестройки.

В проекте Обращения, как вы, видимо, обратили внимание, с реалистических позиций дается оценка достигнутого, сложностей перестройки и излагаются задачи в области внутренней и внешней политики на период полномочий новых высших органов власти страны. Думается, представленный проект Обращения — это в целом тот документ, который нам нужен и с которым мы можем выходить к советскому народу. Хотел бы пригласить вас, товарищи, внимательно рассмотреть представленный проект и обсудить его, с тем чтобы на Пленуме ЦК мы приняли документ, отвечающий задачам современного этапа перестройки.

Вместе с тем ясно, что, являясь важнейшим политическим документом, Обращение сыграет тем большую роль, чем основательнее все партийные организации будут разъяснять и пропагандировать его содержание, опираться на его основополагающие идеи. Вот почему необходимо будет подкрепить Обращение организационными и идеологическими мерами.

Для Коммунистической партии не только важна поддержка ее предвыборной программы всем народом, всеми трудящимися. При выдвижении кандидатов в народные депутаты СССР партия кровно заинтересована в том, чтобы активно взаимодействовать со всеми общественными организациями и трудовыми коллективами, выступать, как и прежде, в едином союзе с беспартийными массами.

Сейчас, когда избирательная кампания вступила в такую фазу, как выдвижение кандидатов в депутаты, мы можем с удовлетворением констатировать, что волна народной инициативы, общественной активности повсеместно поднимает в число будущих избранников народа прежде всего активных поборников перестройки — из числа как коммунистов, так и беспартийных. И это самое важное.

Среди них представители рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, ветеранов, молодежи, женщин. Это открывает возможность для выбора наиболее достойных.

Нужно подчеркнуть и такие особенности нынешней избирательной кампании, как большая открытость, демократичность, инициатива людей. Все общество заинтересовано, чтобы эта важнейшая политическая кампания шла в русле перестроечных процессов. Но отмечая рост гласности, открытости, гражданской инициативы, мы тем не менее должны к предвыборной кампании подходить не как к какому-то стихийному процессу, а как к важнейшей массовой кампании, успех которой может быть обеспечен при высокой организованности и ответственности.

В условиях, которые характерны для нынешней избирательной кампании, мы можем столкнуться о совершенно новыми для нас явлениями — и не только позитивного характера. Наряду с заинтересованностью избирателей, которые хотели бы видеть своих депутатов действительно активными, горячими сторонниками перестройки, способными внести достойный вклад в работу новых высших органов государственной власти, мы можем вместе с тем столкнуться и с рядом негативных моментов. И на этот счет уже имеются факты. Речь идет о проявлениях группового эгоизма, амбициозности, политического карьеризма. Не исключены и спекуляции на проблемах, связанных с развитием межнациональных отношений.

Партийные организации по всем этим вопросам должны занимать четкие, принципиальные позиции. Необходимо поддерживать действительно передовых людей, обеспечивать условия для объективной оценки кандидатов. И конечно, добиваться того, чтобы в результате избирательной кампании в высших органах Советской власти были представлены все слои нашего общества, все нации и народности. Это принципиально важно.
На таких честных позициях, исходя из демократического содержания нового избирательного закона, партия и будет участвовать в избирательной кампании.

Так что нынешние выборы выдвинули много новых, интересных вопросов, неординарных требований и задач. Для их реализации нужна серьезная идеологическая работа — и не когда-то в будущем, а уже сейчас. И разворачивать ее надо широким фронтом, повсеместно. Печать, радио, телевидение должны активно включаться в избирательную кампанию, своевременно освещать все ее стороны и процессы, содействовать успешному проведению выборов на тех принципах, которые вытекают из целей нашей политической реформы.
Таковы некоторые важные особенности нынешнего политического момента.

II
Товарищи! На Пленуме нам предстоит обсудить вопрос о выдвижении кандидатов в народные депутаты СССР от Коммунистической партии Советского Союза.

Как известно, 9 декабря прошлого года избирательная комиссия по выборам народных депутатов СССР от КПСС обратилась через печать к партийным организациям, членам и кандидатам в члены КПСС с просьбой внести предложения по кандидатам в депутаты от партии.
Комиссия определила порядок представления этих предложений в ЦК КПСС. Было решено, что предложения, касающиеся коммунистов, работающих на местах, рассматриваются в первичных партийных организациях, затем — в вышестоящих партийных органах, вплоть до ЦК компартий союзных республик.
Комиссия определила также, что предложения по кандидатурам известных политических, государственных и общественных деятелей, выдающихся представителей рабочего класса, колхозного крестьянства, пауки и культуры, работающих или проживающих на территориях других республик, краев и областей, могут направляться и непосредственно в ЦК КПСС.

Таким образом, сформировались два потока предложений, которые открыли возможность любому коммунисту участвовать в выдвижении кандидатов в депутаты. Это создало благоприятные условия для отбора кандидатур и себя оправдало.

О демократическом характере состоявшегося обсуждения свидетельствуют следующие данные. В выдвижении кандидатов в депутаты из числа коммунистов, работающих на местах, участвовало более 105 тысяч первичных партийных организаций. На рассмотрение вышестоящих органов ими было предложено 31,5 тысячи кандидатур. При последующем рассмотрении горкомы, райкомы партии поддержали 3,5 тысячи человек. В дальнейшем обсуждение шло в обкомах, крайкомах партии, в ЦК компартий союзных республик. Тут использовались разные формы — пленумы партийных комитетов, собрания партийного актива, расширенные заседания бюро. В конечном счете партийные комитеты представили в ЦК КПСС 207 кандидатур. Список этих товарищей у вас имеется.

От партийных организаций воинских частей и политорганов после детального обсуждения в Главном политическом управлении Советской Армии и Военно-Морского Флота представлено в ЦК КПСС 5 кандидатур. Эти товарищи также включены в имеющийся у вас список.

Теперь о предложениях, поступивших в ЦК КПСС непосредственно от партийных организаций, трудовых коллективов и отдельных лиц. Всего получено около 12 тысяч телеграмм, писем, выписок из решений собраний. Большая часть этих предложений касалась членов Политбюро, кандидатов в члены Политбюро и секретарей ЦК КПСС. Всего же таким путем были предложены 382 кандидатуры. Примерно половина из них совпала с предложениями, рассмотренными в партийных организациях. С учетом этого список кандидатур сократился. Он у вас также имеется.

Таким образом, товарищи, нам предстоит сделать выбор из 312 человек, которые значатся в списках № 1 и № 2, если снять повторы.
Политбюро рассмотрело все поступившие предложения и вносит на ваше обсуждение список из 100 кандидатур. Этот список у вас также имеется.

Хочу доложить Пленуму соображения, которыми руководствовалось Политбюро, формируя список кандидатур. В первую очередь мы опирались на рекомендации партийных организаций. В этом можно убедиться, сопоставив списки кандидатур, представленных с мест, и список, предлагаемый Политбюро на ваше обсуждение.
Политбюро учитывало также, что в предложениях с мест преимущество было отдано наиболее активным, авторитетным представителям рабочего класса и крестьянства. Мы считаем, что это принципиально важно и правильно. Такой подход отражает реальный состав партийных рядов, преимущество в которых за рабочими и крестьянами.
При этом учитывалось и то, что эти люди проявили себя с самой лучшей стороны на протяжении ряда лет и особенно в годы перестройки. Они обладают необходимыми политическими, деловыми, гражданскими качествами, для того чтобы выполнять высокие обязанности народных депутатов СССР.
Вы, наверное, обратили также внимание, что в большинстве своем это люди в расцвете сил, способные активно и плодотворно поработать. Партийные комитеты представили развернутые характеристики на товарищей, которые рекомендуются для обсуждения. Если у кого-то возникнут вопросы, то на них могут ответить и присутствующие здесь первые секретари ЦК компартий союзных республик, крайкомов и обкомов партии.

Хотел бы обратить внимание на то, что среди рекомендованных много коммунистов, с которыми большинство из нас хорошо знакомо. Они известны всей стране. Для того чтобы подтвердить это, могу назвать таких людей, как В. М. Гвоздев — шахтер из Кемеровской области, В. Л. Сидорейко — нефтяник из Тюмени, М. И. Клепиков — с Кубани, Е. Н. Парубок — с Украины. Думаю также, что все хорошо знают и В. Н. Голубеву, М. Г. Вагина — председателя колхоза, активного поборника перестройки деревни, представителя рабочего класса Латвии К. И. Нюкшу, хлопкороба и активную общественницу Т. Б. Киргизбаеву. Вы видите в списке и известных представителей науки, техники и культуры. Список кандидатур включает товарищей из всех союзных республик. Нам представляется, что это тоже имеет принципиальное значение.

На Пленуме надо обсудить и то, как мы поступим с выдвижением в состав кандидатов в депутаты от КПСС членов руководства партии. Политбюро хотело бы по этому вопросу высказать свои соображения и вынести их на рассмотрение Пленума.
Как вы знаете, те товарищи, которые у нас входят в состав правительства, кроме Председателя Совета Министров, не могут быть депутатами. Из этого мы исходили.
Политбюро считает целесообразным, чтобы члены и кандидаты в члены Политбюро, работающие на местах, а также секретари ЦК компартий союзных республик, крайкомов и обкомов партии, которых выдвинули в территориальных или национально-территориальных округах, дали согласие баллотироваться в одном из этих округов. Хотя должен сказать, что партийные организации внесли многих из них в списки выдвинутых кандидатур.
Что касается других членов Политбюро, кандидатов в члены Политбюро ЦК и секретарей ЦК КПСС, то те из них, которые в соответствии с новым законом могут быть избраны народными депутатами СССР, могли бы быть выдвинуты кандидатами в депутаты от КПСС.

Вот те соображения, которые я считал необходимым доложить Пленуму ЦК.


На январском Пленуме ЦК было также принято

Постановление Пленума Центрального Комитета КПСС

1. Созвать Пленум ЦК КПСС по выборам народных депутатов СССР от Коммунистической партии Советского Союза 15—16 марта 1989 года в г. Москве.

2. Голосование при выборах народных депутатов СССР провести с участием кандидатов в члены ЦК КПСС, членов Центральной Ревизионной Комиссии КПСС, а также первых секретарей ЦК компартий союзных республик, крайкомов и обкомов партии, вторых секретарей ЦК компартий союзных республик, Председателей Президиумов Верховных Советов и Председателей Советов Министров союзных республик, министров и руководителей центральных ведомств и организаций, командующих военными округами, не входящих в состав центральных органов КПСС.

3. Поручить Политбюро ЦК КПСС представить в установленном законом порядке список голосующих на Пленуме ЦК в избирательную комиссию по выборам народных депутатов СССР от КПСС.


Непосредственное голосование по выборам депутатов происходило на мартовском Пленуме.

На Пленуме было также принято обращение ЦК КПСС "К партии, советскому народу".
Сам текст его, возможно и не очень интересен, но значение его (да и вообще процедуры проведения выборов Народных депутатов СССР от КПСС) требует серьезного осмысления.

ОБРАЩЕНИЕ ЦК КПСС
"К ПАРТИИ, СОВЕТСКОМУ НАРОДУ"



ВЫБОРЫ "ПО ГОРБАЧЕВУ" - 1989

 
 
AGITCLUB.RU представляет ВЫБОРЫ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР В 1989 ГОДУ