::: AGITCLUB ::: SING OUT

ОПАСНЫЕ ПЕСНИ ПИТА СИГЕРА
 
 
ВЕРНИТЕ ИХ ДОМОЙ
опасные песни - часть III
 
 
ТРУДНЕЕ ВСЕГО - ПРОДОЛЖАТЬ БОРЬБУ
Интервью с Питом Сигером
ПРЯМО НА ЗВЕЗДНЫЙ КОВШ
опасные песни Пита Сигера - часть I

ВЫБЕРИ СВОЮ ПЕСНЮ
Открытое письмо Пита Сигера

ЕСЛИ БЫ У МЕНЯ БЫЛ МОЛОТ
Секретное оружие Пита Сигера
ПОСЛЕДНЯЯ ВОЙНА
информация и ссылки
 

В начале 60-х к Питу Сигеру "подошло подкрепление» - молодые авторы и исполнители - Фил Окс, Том Пэкстон, Джоан Баэз, Мелани Сафка, Боб Дилан, Джуди Коллинс, Арло Гатри…

А когда Америка начала войну во Вьетнаме, в песнях появилась тема антивоенного протеста.
Для любой страны война - это похоронки, это отмена отсрочек от призыва в армию, это возвращающиеся домой раненые и искалеченные солдаты, которым не найти работу, это сломанные жизни и судьбы. О том, что такое "вьетнамский синдром" американцы узнали не сразу. О том. что такое "афганский синдром" мы тоже узнали не сразу.
И еще - война - это, конечно, призывы вести ее "до победы", "до полного разгрома...", "во имя идеалов...", это взлет патриотизма и обвинений в антипатриотизме.

Американские песни протеста 60-х, антивоенные песни – это большая история, заслуживающая отдельного разговора.
В этой истории и песни Пита Сигера.

ПОСЛЕДНИЙ ПОЕЗД В НЮРНБЕРГ
Last Train to Nurenberg

В этой песне называются имена реальных«герои» вьетнамской войны, которые были виновны (или в той или иной степени причастны) к массовых расстрелам, пыткам и казням вьетнамцев, ковровым бомбардировкам и использованию напалма.

Для тех, кто не знает, поясню, что Нюрнберг – это город в Германии, где после Второй мировой войны публично судили главных нацистских военных преступников, которые оправдывали на суде свои зверства против мирного населения тем, что они, дескать, были людьми военными, подневольными и просто вынужденно исполняли приказы.

Несмотря на это некоторые «просто исполнители» приказов были казнены, некоторые осуждены на длительные сроки заключения.
Сигеровский Нюрнберг – это символ будущего суда для "просто исполнителей" приказов.

Последний поезд в Нюрнберг!
Последний поезд в Нюрнберг!
Последний поезд в Нюрнберг!
Все на борт!

Вижу ли я Лейтенанта Колли?
Вижу ли я Капитана Медину?
Вижу ли я генерала Костнера и всю его команду?
Вижу ли я президента Никсона?
Вижу ли я обе палаты конгресса?
Вижу ли я избирателей, меня и Вас?

Кто держал винтовку?
Кто дал заказы?
Кто планировал кампанию, чтобы завоевать эту страну?
Кто изготовил пули?
Кто заплатил налоги?
Скажите мне теперь, -
Эта кровь и на моих руках?

Когда пятьсот тысяч матерей придут в Вашингтон
И скажут: "Верните домой всех наших мальчиков без задержки!",
Скажет ли человек, к которому они пришли, что он очень занят?
Скажет ли он, что собирается посмотреть футбол?

Последний поезд в Нюрнберг!
Последний поезд в Нюрнберг!
Последний поезд в Нюрнберг!
Все на борт!

Еще одна "опасная" песня – "Глубоко в большой грязи", в которой Пит вспоминает армейскую службу и переправу через реку с названием «Большая грязь»...

ГЛУБОКО В БОЛЬШОЙ ГРЯЗИ
Deep in the Big Muddy

Это было в девятьсот сорок втором году,
И у меня был отличный взвод.
Мы были на маневрах в Луизиане,
Луна показывала путь вперед.
Капитан сказал нам переходить вброд реку,
Вот так это все началось.

Мы были по колено в Большой Грязи,
Но главный идиот командовал: Идти вперед!.

Сержант сказал, "Сэр, Вы уверены,
Что это лучший путь выйти на берег?"
"Сержант, продолжайте!
Я уже переходил вброд эту реку
На милю выше этого места.
Будет немного сыро, но нам надо быть упорными
и тогда мы выйдем на сушу".

И мы шли – уже по пояс в Большой Грязи
И большой дурак приказывал, чтобы мы поспешили.

Сержант сказал, "Сэр, со всей этой экипировкой
Никакой человек не сможет выплыть".
"Сержант, не будьте нервной девицей", -
ответил ему капитан.
"Все, что нам нужно - немного упорства;
Следуйте за мной, парни, я выведу вас. "

И мы шли – уже по горло в Большой Грязи
И большой дурак говорил, чтобы мы спешили.

Внезапно, луна за туманом скрылась,
Мы услышали булькающий крик.
А несколько секунд спустя, увидели шлем капитана
И это было все, что от него осталось.
Сержант сказал, "Возвращаемся, ребята!
Теперь командую я."

И мы вышли из Большой Грязи ....

Знаете, я не собираюсь читать мораль
и заниматься нравоучениями;
Я предоставлю это вам самим.
Возможно, Вы тоже все еще идете,
Возможно, Вы тоже все еще говорите, что
Вы хотели бы сохранить ваше здоровье.

Но каждый раз, когда я читаю газеты,
Возникает то старое чувство, что
Мы – по пояс в большой грязи.
И большой дурак говорит, чтобы мы поспешили.

Мы – по пояс! Мы – уже по шею!
Скоро даже уйдем с головой в эту большую грязь!
А сейчас мы – по пояс в большой грязи!
А большой дурак говорит, чтобы мы поспешили!

 

ДЯДЮШКА ХО
Uncle Ho


Эта песня, посвящена «урокам» Хо Ши Мина, руководителя Вьетнама, боровшегося с армией США.

Он научил этому всех людей.
Он продемонстрировал это миру:
Если человек защищает свою собственную землю,
Его сила удесятеряется.

И если бы мы только изучили этот урок,
Это было бы благом,
Он и я - мы могли бы не соглашаться,
Но нам не пришлось бы снова начинать стрельбу.


Необычным для фолксингера было использование поэзии поэта американского авангарда, «андеграунда» Аллена Гинзберга. Но Пит во время своих выступлений читал эту короткую поэму:

НИКАКИХ ДЕНЕГ, НИКАКОЙ ВОЙНЫ

Правительственная анархия продлевает
незаконную планетарную войну
На десятилетия во Вьетнаме

Федеральная анархия погружает
американские города в полный хаос

Добросовестный отказ выплачивать часть налогов,
идущую на войну
является отказом финансировать
массовые убийства за границей
и последовательное экологическое бедствие дома.

Этот отказ спасет жизни и рабочую силу
и является
самым нежным средством политической революции.

Если деньги говорят,
то сотни тысяч граждан,
отказывающихся от военных налоговых платежей,
могут вызвать
короткое замыкание нервной системы
нашей электронной бюрократии.

Никаких денег, никакой войны.

И еще одна "опасная" песня – песня о молодежи и для молодежи Америки (а, может быть и не только Америки):

НАШЕ ПОКОЛЕНИЕ
Our Generation

Вот мы стоим по колена в дерьме,
Запуская ракеты к луне…

Наше поколение носит сандалии как вьетнамцы.
Наше поколение носит длинные волосы.
С нашими отлупленными дубинками умами,
Мы все еще подмигиваем, чтобы сказать
Встречай меня,
Встречай меня у подножия лестницы.

Наше поколение насвистывает в темноте,
Верит в неверие и в синее небо.
Наши герои теперь или никто, или все.
Наши святые - только ты и я.

Наше поколение не будет переделывать
Этот изнасилованный мир.
Наше поколение может только попытаться
Подмигнуть всем, да, всем, говоря,
Встречай меня в начале неба!

Не думайте, что Пит исполнял только протестные песни, конечно, нет.

В его репертуаре есть и детские песни, и лирические («Поцелуи слаще вина»), и шуточные («Четыре ночи» - помню, как Пит пел ее, когда приезжал в СССР – о ковбое, который пришел ночью домой в стельку пьяный и о том, что ему сказала жена).

В песне «Дорогой мистер президент», написанной в 1942 году, Пит пел:

… Знаете, мистер президент,
Мы не всегда соглашались в прошлом, я знаю,
Но это сейчас не очень важно,
А важно то, что мы должны сделать.
Мы должны вмазать Гитлеру,
И пока мы готовимся к этому,
Другие вещи могут пождать,

Война требует сверхурочной работы
И понятно, что цены растут,
Но мы все готовы сделать жертвы.
Черт возьми, я даже прекратил бы бороться с моей тещей,
Потому что мы нуждается и в ней тоже, чтобы выигрывать войну ...

… А причина, по которой я хочу бороться,
Не в том, что все у нас прекрасно или все справедливо.
Нет, скорее наоборот…
Я борюсь, потому что я хочу
Лучшую Америку с лучшими законами,
И лучшие дома и рабочие места и школы,
И чтобы не было больше Джима Кроу
И не было больше правил,
Что вы не можете ехать на этом поезде,
потому что вы являетесь негром,
Что вы не можете жить здесь,
потому что вы являетесь евреем
Что Вы не можете работать здесь,
потому что вы в профсоюзе.

… Так вот, мистер президент, мы готовы сделать эту большую работу,
Вмазать Гитлеру и после этого
Не позволить никому унижать
Человеческую расу.
Так что я хочу, чтобы Вы мне дали оружие, потому что
Мы должны поспешить и сделать свою работу.

 

Еще одна песня Пита – «Если революция придет в мою страну» (1971 год).

Если революция придет в мою страну,
пожалуй, мне стоит уже сейчас научиться
ловить крыс и варить суп из сорняков …
И особенно важно научиться, как надо делиться.

О, слышите гром...

Если революция придет в мою страну,
пожалуй, мне стоит уже сейчас научиться,
как спать вдесятером в одной комнате и
как оставаться сухим во время дождя…
И особенно важно научиться, как надо делиться.

О, слышите гром...

Если революция придет в мою страну,
пожалуй, мне стоит уже сейчас научиться,
как долго надо кипятить воду для питься
и как распознавать гангрену…
И особенно важно научиться, как надо делиться.

О, слышите гром...

Но лучше я научусь прямо сейчас тому,
Что имеет истинную ценность в жизни.
И если бы мы только научились делиться
Тогда не было бы больше потребности в революции

О, слышите гром...

 

Сколько сейчас лет Питу Сигеру?
Много.

Поэтому сольных концертов Пит практически не дает.
Но, если надо, то Пит (и действительно в вязаной шапочке, если дело зимой) выйдет на сцену и споет пару-тройку песен. Иногда признается, что петь ему тяжеловато, поэтому надо, чтобы все помогли.

А нужны ли сейчас песни Пита американцам?
Нужны. Потому что у некоторых песен начинается вторая жизнь.
Война во Вьетнаме уже в прошлом, уже в истории.
Но на митинги против войны в Ираке приходят ветераны Вьетнама и поют вместе со своими детьми написанную еще в 1966 году сигеровскую «Верните их домой».
Меняется только одно слово – Вьетнам на Ирак.

Если Вы любите дядюшку Сэма,
Верните их домой, верните их домой.
Поддержите наших ребят во Вьетнаме,
Верните их домой, верните их домой.

Это сделает наших генералов грустными, я знаю,
Они ведь хотят воевать с противником,
Но верните их домой, верните их домой.

Они хотят испытать свое вооружение,
Но это - их большая ошибка,
Верните их домой, верните их домой.

Я могу быть прав, я могу быть неправ,
Но я получил право петь эту песню,
Верните их домой, верните их домой.

Есть одна вещь, которую я должен признать,
Я вообще-то не пацифист,
Но верните их домой, верните их домой.

Если бы армия вторглась в мою страну,
Вы узнали бы меня на огневом рубеже,
Верните их домой, верните их домой.

Даже если у них самолеты, чтобы бомбить,
Даже если у них вертолеты и напалм,
Верните их домой, верните их домой.

Мир нуждается в преподавателях, книгах и школах,
И в том, чтобы выучить несколько универсальных правил,
Верните их домой, верните их домой.

Так, если Вы любите вашего Дядюшку Сэма,
Поддержите наших мальчиков во Вьетнаме,
Верните их домой, верните их домой.

Опасны ли все эти песни?

Если их поет Пит Сигер, безусловно опасны.

Потому что у него есть свое "секретное оружие", которым он в совершенстве владеет и умело использует.

Но прежде чем открыть его...