Bob Marley-John Lennon-Victor Jara-Billi Bragg-Bob Dylan-Joan Baez-Joe Hill-Pete Seeger-Woody Guthrie-Bruce Springcteen-Bob Geldof-Bono George-Michael Franti
   
 
ВЕЗДЕ, ГДЕ ЕСТЬ ПОЛИТИКА



Сколько лет насчитывает история политической песни?
Не знаю. Возможно что-то пели восстававшие рабы, но до нас эти песни не дошли.

А вот из Средних веков кое-что доносится.

Известно, что уже в 1395 году полицией Парижа под угрозой штрафа и тюрьмы было велено "всем менестрелям, поющим и говорящим, ничего не говорить, не петь ни на площадях, ни где бы то ни было, слов, рифм, песен, в которых бы упоминался папа, король и сеньоры Франции".

И можно понять тогдашних руководителей французского королевства. Им, их предшественникам и преемникам, конечно же, было неприятно знакомиться с творениями, например, Вальтера Шатильонского (1135-1200 г.г.):

Рим и всех и каждого грабит безобразно;
Пресвятая курия - это рынок грязный!
Там права сенаторов продают открыто,
Там всего добьешься ты при мошне набитой.
Кто у них в судилище защищает дело,
Тот одну лишь истину пусть запомнит смело:
Хочешь дело выиграть - выложи монету:
Нету справедливости, если денег нету.

И вот такие гадости (иначе не скажешь) сочиняли о руководителях Средневековой Франции!

А крестьяне средневековой Англии восстали и под предводительством Уотта Тайлера в 1381 году отправились на Лондон, распевая при этом такую песенку:

Адам пахал, а Ева пряла.
А кто был барином тогда?


И что они имели в виду?

То, что власть королевская не с небес ниспослана, а совсем из другого места?
Или то, что Адам и Ева – созданья божьи обходились без начальников, дворян, королей, губернаторов и даже мэров?

Французы тем временем от обличений перешли к практическим действиям и насооружали баррикад, напевая при этом популярную баррикадную песенку "Ca ira" - "Дело пойдет":

Дело пойдет, пойдет, пойдет,
На фонари аристократов!
Дело пойдет, пойдет, пойдет,
Пришла желанная пора

Мир деспотизма умирай,
не нужно нам дворян с попами
И равенства наступит рай…

Великая французская революция (1789 г.) подарила Франции множество песен. И не только песен.

Завершив первую баррикадную эпопею по свержению короля и отрублению ему головы, а также провозглашению прав и свобод гражданина и человека, к Декларации о которых чуть позже присоединился весь цивилизованный мир, французы подарили не только себе, но и всему миру "Марсельезу", а потом и статую Свободы, которая была установлена у самого входа в гавань Нью-Йорка.

Свобода стала символом Америки. А Америка - символом свободы. Но это случилось не сразу.

Жизнь в Северо-Американских Соединенных штатах была неспокойной. Открыв Америку, выходцы из Европы, во-первых, стали истреблять и притеснять местное население - индейцев, а во-вторых, развивать работорговлю за счет привозимых африканцев.

В России, к слову, в это время процветало крепостничество.

И там, и там были несогласные и недовольные.

В России периодически происходили восстания (Болотникова, Разина, Пугачева), которые жестоко подавлялись, а в США не периодически, а постоянно происходили и побеги, и восстания рабов, а развернувшаяся гражданская война между северными (где рабство было отменено) и южными (где рабство процветало) штатами завершилась полной и окончательной победой северян над южанами и, в конечном счете, отменой рабства.

В России крепостное право было отменено не только в результате народных бунтов, но еще и потому, что царю объяснили, что сохранение крепостного права - полный нонсенс на фоне цивилизованной Европы, которая к этому времени уже не то что крепостное право отменила, а полным ходом отменяла царей. Поэтому царь Александр дал крестьянам свободу, однако без земли. Ситуация, прямо таки описанная Владимиром Владимировичем в одной из песен:

Мне вчера дали свободу,
Что я ней делать буду?

Темнокожим же американцам, получившим свободу, за реальное равноправие с белыми жителями США пришлось еще не одно десятилетие побороться.

При чем тут песня?

В России сочинялись песни о Пугачеве, Разине. И не только "Черный ворон, что ты вьешься..."

А в США борьбу против рабовладения сопровождали песни, родившиеся на плантациях - Follow the drinkin' guard, I'm on my way, Oh, Freedom, Oh, Mary don’t you weep и другие, которые сохранили свою популярность (а отчасти и актуальность и по сей день). И не только среди темнокожих американцев.

Есть тут один любопытный секрет, не зная которого многие песни кажутся непонятными. Дело в том, что рабу петь о том, как он в скором времени сбежит в свободные северные штаты, конечно же, было опасно. Да и вообще нельзя. Кто же о своих свободолюбивых устремлениях будет орать во все горло. А не петь об этом – тоже не удержаться.
И вот, рабы придумали свой иносказательный язык. Пели вроде об одном, а подразумевали совсем другое.

Вот, например, песня «Прямо на звездный ковш». Работорговец-плантатор думал, что рабы поют о звездах на небе, а на самом деле пели они о том созвездии, на которое следует ориентироваться темной ночью, сбегая с плантации в свободные северные штаты.

Если говорить о негритянских песнях, то одна из самых известных – «Все преодолеем» она просто родилась в церкви и прямо из церкви вышла к бастовавшим сборщикам табака, которые ее немного «подправили» и сделали совсем не смиренно религиозной, а вполне боевой.

Любопытно было бы, кстати, сравнить характер религиозных песнопений в разных странах…

Европейцы, как мы уже отметили, в ХIХ веке занимались в основном тем, что ликвидировали разного рода самодержавные режимы и развивали парламентаризм. Правда, свержение монархий (или придание монархии декоративных функций - как в Англии) происходило тоже не везде мирно - революции 1848 года в Германии и Франции, восстание Гарибальди в Италии, восстания в Венгрии, Польше.
ХIХ век был веком революций – и все это без песен не обошлось. Можно вспомнить песни на стихи и Беранже, и Фрейлиграта, и Гейне.
Кстати, есть несколько песен на стихи Беранже у Александра Градского.

Те, кто знает популярного польского певца Чеслава Немена, слышали его блестящий «Жалобный рапсод памяти Бема». Бем – это польский генерал, один из участников борьбы против царизма и участник восстания в Венгрии. Только не того, которое случилось в 1956 году, а намного раньше, когда венгры воевали с австрийцами, а на помощь австрийскому императору русский царь солдат прислал. После чего получил прозвище «жандарм Европы». Так вот, Чеслав Немен написал песню о герое польского освободительного движения на стихи Киприана Норвида, который сам принимал участие в Парижской коммуне.

Парижская коммуна (1870 г.), потопленная в крови, дала миру "Интернационал" (слова Эжена Потье, музыка Пьера Дежейтера), - песню, которая на многие годы стала гимном борьбы за экономические, политические и социальные права трудящихся разных стран.

«Интернационал» стал гимном сначала рождающегося рабочего движения, потом движения коммунистического (а потом еще и гимном Китайской Народной Республики – это на всякий случай, если окажетесь в Китае).

А «Марсельеза», кстати, стала гимном Франции.

Allons enfants de la Patrie
Le jour de gloire est arrive
Contre nous de la tyrannie
L'etendard sanglant est leve


И в США, и в Европе в конце ХIХ - начале ХХ веков бурно развивалась промышленность и соответственно росли классы наемных работников и работодателей, отношения между которыми стали регулироваться появляющимися профсоюзами. Причем, поскольку профсоюзы создавались наемными работниками, то и отстаивали они права именно их, а не работодателей. Профсоюзные боссы часто предпочитали договариваться с хозяевами-капиталистами, просить, совестить их. А рабочие, объединившиеся в независимые профсоюзы, типа ИРМ «Индустриальные рабочие мира», предпочитали бастовать. И часто добивались удовлетворения своих требований.

Первым певцом американского рабочего и профсоюзного движения стал выходец из Швеции Джозеф Хиллстром, известный больше как Джо Хилл. Он был автором множества песен – «Кэйси Джонс скэб», «Тощий Билл», «Проповедник и раб», «Мы сильны», которые печатались в "Маленьком красном песеннике". Изданием первого сборника песен рабочей борьбы занималась организация «Индустриальные рабочие мира».
Джо Хилл был арестован по обвинению в убийстве бакалейщика и приговорен к расстрелу, приговор был исполнен 19 ноября 1916 года.

Одна из наиболее известных песен Джо Хилла «Кэйси Джонс – скэб» была написана на мелодию популярной песни о машинисте паровоза Кэйси Джонсе, только слова Джо Хилл написал другие – о том, как Кэйси не стал подерживать своих товарищей забастовщиков и продолжал пахать на хозяев, когда его товарищи бастовали. Но… «трудовой героизм» привел к тому, что Кэйси Джонс вместе с паровозом свалился в реку. Мораль песни - так бывает со всеми штрейкбрехерами…
Заметим, что оригинал этой песни нам известен, например, в исполнении рок-группы «Благодарные мертвецы». А джохилловский вариант исполнял на русском языке сам Леонид Утесов. А написанная в 30-е году песня о Джо Хилле прозвучала на легендарном фестивале в Вудстоке в исполнении Джоан Баэз.
Такая вот история.

Впрочем, еще до Вудстока в США поднялось мощное движение за права человека, прежде всего с темным цветом кожи) и за прекращение войны во Вьетнаме.

Пит Сигер, Боб Дилан, Джоан Баэз, Том Пакстон, Фил Окс, Мелани Сафка, Тим Лерер в 60-е годы были в США песенными лидерами антивоенного движения и движения за гражданские права. Они так же как и сотни тысяч американцев требовали прекращения войны во Вьетнаме, ликвидации расовой дискриминации, участвовали в демонстрациях, выступали на митингах и пели - и свои песни, и песни отцов-прародителей американской фолк-музыки, прежде всего Вуди Гатри, который, к слову сказать, написал неофициальный гимн США «This Land Is Your Land» - «Эта страна - твоя страна». Эту песню знает каждый американец. Можете проверить.

Вуди Гатри начал сочинять в 30-годы, когда в Штатах разразился экономический кризис (Великая депрессия), который заставил тысячи людей в поисках работы скитаться по стране - пешком, на попутках, на крышах товарных поездов.
Один из таких поездов Вуди Гатри воспел в своей песне Bound for Glory - Поезд к славе:

Наш поезд не для швали,
мелких душ с собой не взяли.
Наш поезд мчится к славе,
мчится!.
Наш поезд не для гадов,
игроков и конокрадов,
Наш поезд мчится к славе,
мчится!

А книга о Вуди Гатри, написанная им самим, так и называется «Поезд к славе» и была издана в СССР. К слову, одним из переводчиков этой книги является В.Познер.
Прямо подмывает спросить: А НАШ поезд мчится к славе?

В 30-е же годы в Европе набирал силу фашизм - Гитлер в Германии, Муссолини в Испании, Франко в Испании… Главной силой сопротивления фашизму в Германии были коммунисты во главе с Эрнстом Тельманом, но именно для них и для немцев неарийского происхождения были предназначены первые места в первых концлагерях. Многие антифашисты погибли, некоторым удалось эмигрировать. Одни боролись с фашизмом в подполье, другие из эмиграции. По радио доносились до Германии из Москвы песни в исполнении Эрнста Буша - "Марш единого фронта", "Красный веддинг", "Болотные солдаты".

Незадолго до начала Второй мировой в испанских интербригадах, где с франкистами и фашистами воевали и немцы, и французы, и русские, и итальянцы, и англичане - тоже пели - «Марш интербригад», «Рио Харама».

А итальянские партизаны пели «Bandiera Rosso» и «Bella Ciao», которую не так давно стал исполнять и Гарик Сукачев.

После второй мировой войны бывшие союзники (США, Англия, СССР) очень быстро стали противниками. Холодная война, антикоммунизм, гонка вооружений, угроза атомной войны - это 50-е. Тут советую послушать раннего Дилана («Блюз о третьей мировой войне» и «Паранойя мистера Бэрча») или Мелани Сафку («Что они сделали с дождем).

А 60-е начались с революции - на Кубе.
Фидель Кастро, Че Гевара, Камило Сьенфуэгос – высадка на шхуне «Гранма», повстанческая война в горах Сьерра-Маэстро и победное вступление в Гавану с "Маршем 26 июля":

Шагайте, кубинцы
Вам будет счастье родины наградой!
Народа любимцы,
Вы гневом и решимостью полны
Вы против власти беспощадной
И чужеземной своры жадной
Подняли знамя священной войны.

Но, конечно, главная (и совершенно неполитическая по содержанию) песня солидарности с кубинской революцией – это "Гуантанамера" на стихи великого Хосе Марти.

Так начались 60-е - бурные шестидесятые годы.

Сохраняласья и была достаточно реальной (как показал Карибский кризис) угроза ядерной войны между США и СССР, войны в Индокитае, в Африке, на Ближнем Востоке, революции и перевороты в Перу, Панаме, Аргентине, майские баррикады 68-го в Париже, советские танки в Праге, разгром в Боливии партизанского отряда Че Гевары и победа на выборах в Чили Народного единства во главе с Сальвадором Альенде и гимном народного единства Venceremos.

А потом – уже в 70-е - гибель Альенде, убийство певца чилийской революции Виктора Хара, автора песен Te reguerdo Amanda, Samba Che, Ni chicha ni limona и многих других, революция красных гвоздик в Португалии, сигналом к началу которой стала прозвучавшая по радио песня Grandola vila moreno, начавшийся вывод американских войск из Вьетнама, договор между СССР и США о сокращении вооружений.

Продолжались местные, локальные конфликты и войны - в Северной Ирландии, на Ближнем Востоке, на Фолклендах, в Центральной Азии. Международное противостояние сменилось не миром во всем мире, но во всяком случае "разрядкой" и "мирным сосуществованием" двух «империй зла».

А к концу века одна из этих империй и вовсе прекратила свое существование.

Однако прежде чем все это произошло, музыка протеста обогатилась новым звучанием.

Если до начала 60-х песни политические чаще всего звучалив сольном исполнении - пел кто-то один, кого слушали, кому подпевали, то в 60-е появилась рок-музыка, которая сама по себе воспринималась как музыка протеста. Сначала – не политического, а скорее культурного, эстетического, отчасти поведенческого. Может быть не протеста, а фрондерства или бунтарства.

Битлз, Роллинг Стоунз, Дилан, Беспечный ездок, Вудсток, Забриски пойнт, Иисус Христос суперзвезда, Хендрикс, Волосы, Пинк Флойд, Аэроплан Джефферсона, дети-цветы... – отрицание, неприятие, вызов, бунт... – против традиций, моральных ценностей, стереотипов, привычек, канонов.
Все это был РОК. Новая музыка и новая культура.

Знаковым, переломным был легендарный фестиваль в Вудстоке - Ричи Хэвенс, Джими Хендрикс, Сантана, Кантри Джо, Кросби, Стиллс, Нэш и Янг, Джоан Баэз, Арло Гатри… Кто не был в Вудстоке – обязательно послушайте запись или посмотрите фильм об этих трех днях «музыки и мира», которые стали и тремя днями революционного музыкального и культурного прорыва.

ДО Вудстока догадывались, а после него увидели, что в Америки (и не только в Америке) выросло новое поколение молодежи, которое выступает не только против войны, но и не приемлет казалось ставшими стабильными высшие ценности капитализма – деньги, автомобиль, дом, карьеру.
Это важно. Но этого мало. Есть кое-что и кроме этого.

Вудсток показал, что молодежь Америки хочет видеть Америку другой.

 

Я.Словачек
(специально для Агитклуба)