И КАМНЕМ В ОМУТ ЛЕДЯНОЙ УПАЛИ ТЕ СЛОВА...
 


Александр Галич

 

БИОГРАФИЯ (без политики)



Александр Аркадьевич Гинзбург (литературный псевдоним Галич) родился в городе Екатеринославе (Днепропетровск) в семье служащих 19 октября 1918 года. Вскоре семья переехала в Севастополь, а в 1923 году в Москву.

Отец - Аркадий Самойлович Гинзбург – экономист.
Мать - Фанни Борисовна Векслер - работала в консерватории.
Благодаря матери Александр уже в пять лет начал учиться играть на рояле, писать стихи, позже стал заниматься в литературном кружке, которым руководил поэт Эдуард Багрицкий. В школе учился на "отлично". В 14 лет свет увидела его первая поэтическая публикация.

После окончания девятого класса десятилетки Александр поступает сразу в два ВУЗа - Литературный институт и оперно-драматическую студию К. С. Станиславского, на драматическое отделение. Из Литературного института скоро уходит (учиться в двух вузах сразу сложно), однако через три года отчисляется (по собственному желанию, обидевшись на одного из преподавателей) и из студии.
Начинает работать в только что открывшейся студии под руководством А.Арбузова.

С началом войны в армию не попадает – врачи обнаруживают врожденную болезнь сердца. Александр в составе геологической партии отправляется на юг.
В Грозном работает несколько месяцев в Театре народной героики и революционной сатиры, но вскоре уезжает в Чирчик (под Ташкентом), где начинает работать (как актер, драматург, поэт и композитор) в передвижном театре под руководством В.Плучека и А.Арбузова. Ездят по стране, выступают на фронтах.
Там же в театре встречает будущую жену - Валентину. У них появляется дочь Алена. В 1944 году Валентина уезжает с дочерью на работу в Иркутский театр. Александр остается в Москве. В 1945 году он знакомится со своей второй будущей женой – Ангелиной.
Из театра, где он работал, уходит один из руководителей – режиссер В.Плучек, вскоре театр закрывается.

Александр Галич (он берет литературный псевдоним) начинает работать как драматург.

Первые пьесы - "Походный марш", "Вас вызывает Таймыр".
К началу 50-х работы А.Галича для театра пользуются успехом у зрителей и идут во многих театрах страны.
В 1955 году Галича принимают в Союз писателей СССР, а спустя три года в Союз кинематографистов.

В 1956 году Театр-студия МХАТа готовит к постановке пьесу Галича "Матросская тишина". На генеральной репетиции чиновнице из министерства культуры, высказавшейся о «фальшивости» пьесы, Галич, не сдержавшись заявил: «Дура!».
Спектакль не вышел.

Галич продолжает работать над многочисленными театральными постановками, пишет сценарии для кинофильмов, в частности для фильмов "На семи ветрах" – реж. С. Ростоцкий, "Дайте жалобную книгу" - реж. Э. Рязанов, "Государственный преступник" - реж. Н. Розанцев (за эту работу Галич был удостоен премии КГБ).

В 1962 году у него случается первый инфаркт.

С начала 60-х Галич начинает заниматься сочинением песен, которые распространяются на магнитофонных пленках и быстро становятся популярными - "Леночка", "Старательский вальсок", "У лошади была грудная жаба", "Тонечка", "Красный треугольник", "Аве Мария", "Караганда", "Ночной дозор", "Памяти Пастернака" и другие.

Некоторые из песен посвящены недавнему сталинскому прошлому, некоторые - послесталинскому настоящему.
В «официальных» работах Галича, созданных в это же время для театра и кино «политические» оценки отсутствуют.

В марте 1968 года Галич выступает на фестивале песенной поэзии "Бард-68"в новосибирском академгородке. Галич исполняет несколько песен, в том числе "Промолчи" ("Промолчи - попадешь в палачи") и "Памяти Пастернака", после которой весь зал поднимается со своих мест и аплодирует автору.
В августе 1968 года (после ввода советских войск в Чехословакию) он пишет «Петербургский романс».
В издательстве «Посев» (за рубежом) выходит сборник его стихов.

Галич получает предупреждение на заседании секретариата Союза писателей о недопустимом для советского писателя поведении.
После указания из ЦК КПСС в декабре 1971 года Галича исключают из Союза писателей, а через несколько месяцев и из Союза кинематографистов.
Спектакли по пьесам Галича снимаются с репертуара, съемки фильмов по сценариям Галича останавливаются. Новые заказы не поступают.

В апреле 1972 г. у него случается третий инфаркт. Он получает инвалидность второй группы и пенсию размером около 60 рублей.

В 1974 году за рубежом выходит его вторая книга стихов "Поколение обреченных", Галича приглашают работать в Норвегию, КГБ предлагает ему выехать из страны навсегда.

25 июня 1974 года начинается эмиграция Александра Галича.

Некоторое время он живет в Норвегии, потом переезжает в Мюнхен, где ведет на радиостанции "Свобода" передачу "У микрофона Александр Галич", потом переезжает в Париж.

В эмиграции Галич написал несколько песен, пьесу "Блошиный рынок", участвовал в съемках фильма "Беженцы XX века".

15 декабря 1977 года Александр Галич умер.

Смерть его по официальной версии произошла в результате несчастного случая – подключая антенну в гнездо телевизора, Галич задел провода высокого напряжения внутри телевизора и от удара током упал, задев ногами батарею и замкнув электрическую цепь.
Его жена в это время отсутствовала, вернувшись домой она вызвала скорую помощь, но приехавшие полицейские сделать уже ничего не могли.
По мнению некоторых друзей Галича его смерть произошла не в результате несчастного случая, а была подстроена.

Песни и стихи Александра Галича вернулись на родину только в годы перестройки.

Что подвигло известного обеспеченного признанного литератора писать песни правдиво показывающие прошлое и настоящее в СССР?

 

Политика для биографии