Боб Дилан

1941-1963

Bob Dylan

1941-1963

BOB DYLAN БОБ ДИЛАН BOB DYLAN

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1941

24 мая 1941 года в семье торговца в городке Дулут (Миннесота) родился мальчик, полное имя которого – Роберт Аллен Циммерман, Родители - Abram Zimmerman и Beatrice "Beatty" Stone.

Прим – По сведениям биографов Дилана его дед и бабушка - Zigman and Anna Zimmerman эмигрировали в США из Одессы в 1905 году после еврейских погромов. Сам Дилан однажды заявил, что его бабушка – киргизка, родом из Турции. Впрочем Дилан, приехав в Нью-Йорк, вообще рассказывал, что он чуть ли не сирота, который добрался до Нью-Йорка на крышах поездов и т.п. Что возьмешь с одессита?)

1947-59

Семья Циммерманов переехала в Хиббинг, где одноклассники прозвали Роберта - Zimmy и где он начал играть в школьной группе "The Golden Chords" ("Золотые Аккорды"), в составе - Monte Edwardson, Leroy Okoikkala, Bobby Zimmerman, в репертуаре - “Rock Roll Hop for teen-agers“.

Другие увлечения в школьные годы?
Чтение, рисование, начал писать стихи. В «школьные годы чудесные» появилась и мечта – стать гитаристом в группе Литл Ричарда. Не сбылась.

1959

После окончания школы Роберт перебирается в Миннеанаполис, где его мечта начинает становиться явью. Некоторое время он выступает как пианист (под именем Elston Gunnn) в группе Бобби Ви.
Записывается в художественный колледж университета Миннеанаполиса. Учится не слишком прилежно, часто посещает студенческие кафе и клубы, где и происходят его первые выступления.

Начинает интересоваться фолк-музыкой.
Увлечение возникает в общем-то случайно – в магазине грамзаписей Боб услышал записи негритянской певицы Одетты и… как он сам позже признавался, вышел из магазина, продал электрогитару, усилитель и купил акустическую гитару – «Gibson».

Чем фолк превосходил рок-н-ролл? По мнению Дилана эти песни были наполнены большим отчаянием, большей печалью, большим триумфом, в них было больше веры в сверхествественное и намного более глубокие чувства.

Начал размышлять над творческим псевдонимом – выбор был между шотландским королем Роберт Алленом (но оказалось, что есть саксофонист с похожей фамилией) и поэтом Диланом Томасом. Предпочел Дилана.

1961

Дилан перебирается в Нью-Йорк. С апреля по сентябрь выступает в различных клубах в районе Гринвич Вилледж (Greenwich Village).

Посещает в больнице своего «последнего героя» - тяжело больного Вуди Гатри, поет ему несколько песен.

Официальный нью-йоркский дебют Дилана в “Gerde's Folk City“ (кафе-клуб в Гринвич Вилледж) состоялся 11 апреля 1961 г.

23 апреля играл вместе с самим Джона Ли Хукером. Хотя играл вместе – сказано несколько громко, скорее подыгрывал на губной гармонике. Некоторые биографы упоминают о первой звукозаписи – Дилан играл на губной гармонике на записи Гарри Белафонте и даже получил 50 $.
В июле – первая запись на местном радио в программе “Saturday Of Folk Music» “
В сентябре (опять же как аккомпаниатор на губной гармонике) участвует в записи фолк-исполнительницы Carolyn Hester, знакомится с продюсером Джоном Хаммондом, который предлагает контракт с фирмой Columbia Records, контракт подписан в октябре. На конец ноября назначается запись первого диска.

Все оставшееся до записи время Дилан провел в поисках материала для записи – слушал грампластинки и записи, бродил по кафе и клубам, где выступали музыканты, читал музыкальные журналы. Изучал антологию американского фолка, слушал Эвана Мак Колла, Эл Эй Ллойда, Гатри, блюзменов, исполнителей кантри…

29 сентября – известный музыкальный критик "Нью-Йорк Таймс" Роберт Шелтон положительно отзывается о Дилане в одном из музыкальных обозрений.

В конце октября Боб Дилан в течение двух дней записывает свой дебютный альбом. Из семнадцати записанных песен пять будут позже выпущены на синглах.
На диск войдет 13 песен, из них только две самого Дилана.
Одна из них – «Песня для Вуди», посвященная Вуди Гатри, другая – «Разговорный Нью-Йорк».
Сопровождение простое – гитара и губная гармоника. По-нашему, типичная авторская или «бардовская» песня».


Боб Дилан на одном из концертов в Гринич Вилледж

22 декабря 1961 года, через месяц после окончания записи для “Коламбии“, Дилан был в Миннеаполисе и вместе со своим другом Тони Гловером на квартире Бонни Бикэра сделал неофициальную запись, на катушечном магнитофоне Гловера. "Миннеанаполисская гостиничная запись" скоро пошла, что называется, «по рукам» и она создавала о Дилане более полное представление по сравнению и с тем, что было записано в студии, и с тем, что он исполнял то тут, то там в кафе. Сказалась подготовка к записи на «Коламбии».

Ко всему этому Боб, как отмечают его приятели, был очень восприимчив и легко схватывал и стиль, и мелодии песен и легко интерпретировал песни по-своему.

В 1961-м году знакомится с Джоан Баэз – встреча происходит случайно, в каком-то кафе, где выступают исполнители фолка, несколько раз «пересекаются», пару раз экспромтом поют вместе.

Джоан – уже звезда. У нее триумфальное выступление на фестивале в Ньюпорте, пара долгоиграющих пластинок с гигантскими тиражами, ее портрет осенью 1962 года появится на обложке журнала «Тайм». Джоан высоко оценивает стихи Дилана, как наиболее точно соответствовавшие ее собственному ощущению жизни, выражающие ее настроения. Позже она станет исполнять многие песни Боба Дилана. Но это позже. Когда эти песни появятся.

 

1962 год

В марте 1962 года в продаже появился первый альбом Дилана.

Bob Dylan
"You're No Good" (Jesse Fuller)
"Talkin' New York" (Bob Dylan)
"In My Time of Dyin'" (trad. arr. Dylan)
"Man of Constant Sorrow" (trad. arr. Dylan)
"Fixin' to Die" (Bukka White)
"Pretty Peggy-O" (trad. arr. Dylan)
"Highway 51 Blues" (Curtis Jones)
"Gospel Plow" (trad. arr. Dylan)
"Baby, Let Me Follow You Down" (trad. arr. Reverend Gary Davis, Eric von Schmidt, Dave Van Ronk)
"House of the Risin' Sun" (trad. arr. Van Ronk)
"Freight Train Blues" (trad. arr. Dylan)
"Song to Woody" (Dylan)
"See That My Grave Is Kept Clean" (Blind Lemon Jefferson)
   

Альбом оказался не слишком успешным, за год было продано всего около 5 000 экземпляров. Некоторые струдники «Коламбии» называли Дилана «безумием Хаммонда» и предлагали контракт прекратить. Продюсер Дилана Хаммонд защищал его и в этом его поддерживал Джонни Кэш (исполнитель кантри), который тоже записывался на «Коламбии».

Весной 1962 г. Дилан написал два куплета песни, которая вскоре изменит если не всю его жизнь, но на карьеру в музыке уж точно повлияет.

Первое исполнение ее самим Диланом - в Gerde's Folk City состоялось 16 апреля 1962, была сделана запись и стала «гулять» среди слушателей. Вскоре Дилан добавил третий куплет.

В мае 1962 г. песня был напечатана в журнале “Broadside“, основанном Питом Сигером и посвященном современной фолк-музыке. В журнале обычно публиковалось несколько заметок и тексты и ноты песен. Позже именно Пит Сигер опознал "Blowin' in the Wind" как адаптацию старого негритянского спричуэла "No More Auction Block". Сам Дилан позже тоже признал родство песен.

24 апреля 1962 года Дилан начал записи для своего второго альбома – записал несколько своих и чужих песен, потом в июле появились новые работы, в том числе "Blowin' in the Wind" (На крыльях ветра), "Bob Dylan's Blues" (Блюз Боба Дилана), "Down the Highway" (Вниз по шоссе), "Honey, Just Allow Me One More Chance" (Милая, дай мне еще один шанс).

В августе 1962 года - важные решения.
Менеджером Дилана становится Альберт Гроссман (Albert Grossman) – и остается им до 1970 г. Гроссман начинает заниматься «продвижением» Дилана.
Окончательно «утверждается» творческий псевдоним – Боб Дилан.
В том же августе Дилан проводит еще одну запись с Тони Гловером в Миннесоте.
В августе возникают осложнения в личной жизни. Дилан получает известие от Сузи Ротоло (Suze Rotolo) – его близкой подружки, что она отладывает свое возвращение из Италии на неопределенный срок из-за напряженности в их отношениях.


Боб Дилан и Сузи Ротоло

22 сентября в Нью-Йорке Дилан участвует в организованном Питом Сигером концерте исполнителей фолка в Карнеги холл, где впервые исполняет «Дождь из тяжелой воды». Песня произвела на Сигера сильное впечатление и он позже неоднократно ее исполнял сам.

Месяцем позже президент Кеннеди выступит по национальному телевидению с сообщением о том, что на Кубе находятся советские ракеты. Начнется Кубинский ракетный кризис. Дилан позже будет утверждать, что он написал «Дождь…», «в котором каждая строка – это начало новой песни» под впечатлением этих напряженных дней, когда американцы действительно жили в ожидании начала третьей мировой войны. Однако песня была написана раньше, так что правомернее говорить о некоем поэтическом «предвидении» или «пророчестве».

В том же 1962-м Дилан пишет еще несколько песен, которые войдут в его следующий альбом. В сентябре-декабре продолжает записывать песни, уже в сопровождении аккомпанирующих музыкантов (гитара, пианино, ударные, бас), две песни выйдут на сингле.

Продолжает выступать на концертах вместе с Джоном Ли Хукером, Джуди Коллинс, Ли Голд, Сэнди Баллом. Примерно с осени 62-го начинаются сольные выступления (преимущественно в залах студенческих городков).

1963

В январе Дилан появился на британском телевидении в музыкальной передаче «Сумасшедший дом на Замковой улице», играя роль " бродяги гитариста ". Исполнил три песни, в том числе и "Blowin’ In The Wind".

Из Англии отправился в Италию, надеясь найти там Сузи Ротоло, но та уехала в Штаты. В Италии Дилан заканчивает писать "Girl from the North Country" (Девушка из Северной Страны) и "Boots of Spanish Leather" (Ботинки из испанской кожи).

В феврале на страницах журнала "Broadside" появилась песня "Talkin' John Birch Society Blues" – издевательская сатира на членов антикоммунистического общества Джона Берча.
Весной пишет "Let Me Die in My Footsteps" (Позволь мне умереть на ногах) – песню, которая предполагалась для выхода на следующем диске, но была заменена «Дождем из тяжелой воды».

В апреле Дилан начал записывать второй альбом с рабочим названием "Bob Dylan’s blues". Соотношение своих и чужих песен было изменено – только две чужих песни, а все остальное написано самим Диланом. Часть песен было решено включить в альбом, часть выпустить позже.

12 апреля 1963 г. на концерте в Ратуше Нью-Йорка впервые исполняет "With God On Our Side" (С богом на нашей стороне).

12 мая 1963 года - первое несостоявшееся выступление по телевидению – Дилана пригласили в популярное телевизионное шоу Эда Салливана, но не разрешили исполнить «Разговорный блюз о паранойе Джона Бэрча» как «потенциально клеветническую песню». Дилан плюнул и ушел. (Точно ли плюнул – неизвестно, но точно известно, что ушел).
Официально песня выходит значительно позже.

Песни из нового альбома Дилан исполняет на радио, вместе с Джоан Баэз на Фестивале народной песни в Monterey поет "With God On Our Side" (С Богом на нашей стороне). Исполнение песни было замечено, как и начало романтических отношений с Баэз. Однако на диск песня не войдет. Зато появится в конце 1963 года на четвертом альбоме Джоан Баэз "Joan Baez In Concert , Part Two"

27 мая выходит второй альбом.

Freewheelin' Bob Dylan
"Blowin' in the Wind"
"Girl from the North Country"
"Masters of War"
"Down the Highway"
"Bob Dylan's Blues"
"A Hard Rain's a-Gonna Fall"
"Don't Think Twice, It's All Right"
"Bob Dylan's Dream"
"Oxford Town"
"Talkin' World War III Blues"
"Corrina, Corrina" (Traditional)
"Honey, Just Allow Me One More Chance" (Dylan, Henry Thomas)
"I Shall Be Free"
На обложке -
Боб Дилан и Сузи Ротоло
 

Почти все песни написаны самим Диланом.

В записи участвовали:
Bob Dylan - Guitar, Harmonica, Keyboards, Vocals
Bruce Langhorne - Guitar
Howard Collins - Guitar
Leonard Gaskin - Bass guitar
George Barnes - Bass guitar
Gene Ramey - Double bass
Herb Lovelle - Drums
Dick Wellstood - Piano

Продажи идут вяло. Наиболее популярными песнями становятся, естественно, "Blowin' in the Wind", а также "A Hard Rain's a-Gonna Fall" и "Masters of War". Однако это происходит не сразу.

Летом 1963-го написанную еще в 1962-м году “Blowin’ In the Wind” на сингле выпускает трио “Piter, Paul and Mary” (Питер, Пол и Мэри).

Это трио уже является обладателем двух премий Грэмми за запись песни Пита Сигера “If I Had a Hammer”, их первый гигант стал «золотым» (по количеству проданных пластинок). Сингл с песней Дилана в исполнении “Питера, Пола и Мэри“ был продан в количестве 300 000 экземпляров в течение недели после выхода и занял второе место в хит-параде журнала “Billboard“.

Количество продаж – это признание и исполнителей, и признание песни. Запись самого Дилана настолько популярной не стала.
Но зато сколько американцев узнали имя автора?… А позже “Питер Пол и Мэри“ запишут гигант, на котором будет еще несколько песен Дилана и он тоже станет золотым. А “Don’t Think Twice, It’s All Right” в их же исполнении поднимется до девятого места в хит-парадах.
Дилан должен был получить несколько тысяч долларов как автор, но это его не слишком обрадовало.

NEWPORT FOLK FESTIVAL 1963

Фестиваль народной песни в Ньюпорте проходил в течение трех дней – 26-28 июля 1963 г. В программе были заявлены выступления Freedom Singers, Sonny Terry, Piter, Paul and Mary, Bob Dylan, Doc Watson, Dave Van Ronk, Judi Collins, John Lee Hooker, Joan Baez, Jack Elliot, Pete Seeger и других исполнителей блюза и фолка.

"Питер, Пол и Мэри" исполнили дилановскую "На крыльях ветра" и представили автора песни. Дилан спел свою новую песню «Playboys and Playgirls» вместе с Питом Сигером – публика подпевала. А потом Дилан сам исполнил несколько своих песен и «На крыльях ветра» ему начала подпевать Джоан Баэз и поддерживали все, кто был на концерте.
А потом все вместе – Дилан, Сигер, Бикел, трио "Питер, Пол и Мэри" и "Фридом Сингерз", держась за руки спели "We Shall Overcome" (Мы преодолеем) - неофициальный гимн движения за гражданские права.


Слева направо: Питер Ярроу, Мэри Треверс, Джоан Баэз,
Боб Дилан, "Фридом Сингерс", Бикел, Пит Сигер

На вечернем концерте Джоан Баэз, заканчивая свое выступление, вновь пригласила Боба на сцену и вдвоем они спели «С богом на нашей стороне».

ЭТО БЫЛ ТРИУМФ!

В августе Джоан Баэз приглашает Дилана выступить на нескольких своих концертах.

В августе Дилан подписывает контракт с фирмой грамзаписи CBS.

6 августа Дилан начинает запись песен для своего третьего альбома - The Times They Are a-Changin' .

28 августа 1963 г. - "Марш на Вашингтон", в котором участвует до полумиллиона человек и во время которого Мартин Лютер Кинг произносит свою знаменитую речь «У меня есть мечта». Дилан - один из выступающих в программе концерта.

Дилан исполняет "Only a Pawn in Their Game" (Только заложник в их игре), песню посвященную негритянскому активисту движения за гражданские права Медгару Эверсу, убитому 12 июня 1963 года.


В октябре 1963 г. Дилан записывает последние песни для нового альбома.

26 октября 1963, спустя три дня после записи заключительной песни для "The Times They Are a-Changin' " Дилан выступил на концерте в Карнеги Холл в Нью-Йорке. Он исполнил восемь песен из нового третьего альбома и несколько написанных раньше. Студия «Коламбиа» сделала запись всего концерта, но она стала доступной только много лет спустя. И выступление, и песни было высоко оценены и аудиторией, и прессой.

22 ноября 1963 г. в 12:30 в Далласе был убит президент Кеннеди.

Друг Дилана - Боб Фасс, в доме которого в этот день был Дилан, рассказывал, что Боб, услышав сообщение об убийстве президента, сказал: «Это означает, что они пытаются нам сказать: Даже не надейтесь изменить что-либо…».

13 декабря Чрезвычайный Комитет Гражданских свобод (ECLC) вручает Дилану ежегодно присуждавшуюся премию Тома Пэйна за его вклад в движение за гражданские права.
На церемонии Дилан произносит путаную речь, в которой говорит, что иногда видел в себе что-то от Ли Харви Освальда (убийцы Кеннеди), о кубинцах, о том, что нет ни левых, ни правых... Организаторы церемонии возмущены, о происшедшем пишет пресса - скандал.

В октябре-декабре Дилан продолжает записывать новые песни для следующего альбома. Часть песен выйдет на синглах.

 

 
 

Несколько эпизодов
из жизни великого музыканта

Просто биография Боба Дилана - великого поэта, композитора и певца Америки и всего мира

1941-1963

2008