ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО
Родилась 9 января 1941 года.
В 1956 году впервые услышала лекцию Мартина Лютера Кинга о гражданских правах. В этом же году купила гитару.
В 1959 году начинает выступать в «клубе 47».
11 июля 1959 года дебютирует на фестивале народной песни в Ньюпорте.
В 1960 году вновь выступает на фестивале в Ньюпорте, дает концерт в Нью-Йорке и в ноябре записывает первый сольный альбом «Joan Baez».
В 1961 году проводит первый гастрольный тур по Америке, в сентябре 1962 года записывает следующий альбом - «Joan Baez in Concert». Портрет Баэз появляется на обложке журнала "Тайм". Диски продаются десятками тысяч экземпляров и становятся "золотыми".
В 1963 году первый раз номинирована на премию «Грэмми». Концерты, записи на радио, интервью… Великолепный голос, прекрасная игра на гитаре, а какая внешность…
Одним словом, впереди – блестящая карьера в шоу-бизнесе.
Ан, нет. Впереди – блестящая жизнь.
С начала 60-х Джоан начинает заниматься политикой. Она выступает в южных штатах и требует, чтобы белые и черные могли на ее концертах сидеть вместе. Участвует в маршах протеста против расовой сегрегации, против войны США во Вьетнаме, выступает на митингах и демонстрациях. Фотографируется для антипризывного плаката "Девушки говорят ДА, парням, которые говорят НЕТ"...
В августе 1963 года она поет для участников марша на Вашингтон, того самого марша, где Мартин Лютер Кинг произнес свою знаменитю речь "У меня есть мечта".
А потом - десятки тысяч слушателей на фестивалях в Вудстоке, на острове Уайт, гастроли по всему миру...
А какие партнеры по сцене – Джими Хендрикс, Кросби, Стилс, Нэш и Янг, Джо Кокер, Брюс Спрингстин, Боб Дилан, Джанис Джоплин, Пэтти Смит, Мелани, Пит Сигер, Арло Гатри, Эмерсон, Лэйк и Палмер, Нано Штерн, Максим ЛеФорестье, Мерседес Соса…
Карлос Сантана признался как-то, что не во всем разделяет политические взгляды Джоан, но когда она пригласила его выступать перед заключенными тюрьмы Соледад – поехал, не сомневаясь.
В Советском Союзе Джоан Баэз поначалу очень полюбили. Выпустили пластинку (естественно, пиратскую), много писали о том, как она борется против войны во Вьетнаме, а потом… - тишина.
Может быть потому, что борьба за права человека, как ее понимает Джоан, не знает национальных границ?
Может быть потому, что она озабочена нарушениями этих прав во всех странах, а не только в Америке?
В 1970-м она побывала в Польше на фестивале в Сопоте. А потом спела песню о лидере профсоюза "Солидарность" Лехе Валенса и Ген. секретаре ЦК КПСС Леониде Брежневе.
4 июля 1978 года Джоан должна была вместе с Бич Бойз и Карлосом Сантаной выступать в Ленинграде. Однако… концерт не разрешили. А Джоан, прилетев-таки в Москву, встретилась с А.Сахаровым.
А еще спела песню о Наталье Горбаневской...
Десятки дисков, тысячи концертов, миллионы слушателей. И не просто слушателей... Потому что и песни Джоан поет не простые. На фестивале в Вудстоке о Джо Хилле, в Африке – о Нельсоне Мандела, в Чили – о безвестном партизане, в Италии – песню со странным для иностранцев названием «Soyuz druzei» - на русском языке с легким акцентом:
"Возьмемся за руки, друзья,
Чтоб не пропасть поодиночке!..."
И вот так вся жизнь.
Записи, концерты, премии, митинги...
И гигантское уважение от коллег-музыкантов, политиков (среди них Вацлав Гавел, Мишель Бачелет, Барак Обама), а главное - слушателей.
Отпраздновала свое 75-летие концертом с участием друзей, среди которых были Дэвид Кросби, Пол Саймон, Нано Штерн и отправилась в гастрольный тур.
И в 2017 - вошла в Зал славы Рок-н-ролла.