.......
ТРУТЕНЬ №№ 2-6
первый настоящий российский сатирический журнал
 


ТРУТЕНЬ
ЛИСТЬ II . МАIЯ 5 ДНЯ


Господин издатель!

Не входя в подробное изследование причин изданию вашего журнала, но только увидел, что вы требуете вспоможения от читателей в предпринятом вами труде, посылаю вам следующую притчу. Мне очень хочется, чтобы я был первый оказавший вам сию услугу. Впредь я буду присылать к вам полутче что-нибудь, а теперь будьте и тем довольны.
Прощай Г. издатель; я поговорил бы с вами побольше, но право недосуг.

Ваш покорный слуга…


ПРИТЧА

Слон, произведенный в чин


Лев должностью почтил слона,

Быть главным членом.

И грамота к нему об етом послана.

Завистникам удар сим сделан как поленом:

Но кто возможет льва винить!

Что сделал лев, того не льзя переменить.

Порядок прав, велит

Ему повиноваться.

 

Слон стал збираться,

И в путь пошел.

Слон на ногу тяжел,

Пословица не нова,

Известна всем величина

И толщина

Слонова.

Так слон в пути потел,

Пыхтел,

Крехтел,

При всем при том, сей зверь шел скоро как летел.

 

Ступил лишь слон ко льву в чертоги,

Упал ему он в ноги,

За чин благодарил,

И верой правдою служить конечно,

Хотел льву вечно,

И клятвою слова такие подтвердил.

 

Пошли переговоры,

Но видно по всему,

Их были на слона с улыбкой взоры,

Шептали меж собой: такой чин дан кому,

И должность ета,

Слону надета,

Со всем не по уму,

Способной зверь у нас лисица есть к тому.

 

Такой переговор коснулся уха львова,

Лев строго их спросил: какую речь вели?

Не льзя сказать инова,

Всю правду донесли.

Ответствовал им лев: чтоб истину прославить,

Я ныне положил порочных всех исправить,

Лукавство, лесть и ложь умом не должно ставить,

Лисица точно тех,

Пороков трех,

Обманывает всех,

Не ставя им во грех,

А разумом прямым тот в свете обладает,

Кто правду наблюдает.


Предварим следующий текст замечанием: кто писал эти письма в "Трутень" - то ли сам Новиков, то ли подлинные граждане России - неизвестно.
Но прием интересный.

 

Любезной племянничек, ………

здравствовать тебе на веки нерушимо желаю!


Уведомился я, что ты и по се время ни в какую еще не определился службу. Отпиши ко мне, правда ли это; ежели правда, так скажи пожалуй, что ты с собою задумал делать? Я тебя не приневоливаю идти ни в придворную, ни в военную службы для сказанных мне тобою причин; пусть это будет по твоему, а при том и службы сии никакой не приносят прибыли, а только разоренье. Но скажи пожалуй, для чего ты не хочешь идти в приказную? Почему она тебе противна? Ежели ты думаешь, что она по нынешним указам ненаживна, такъ ты в етом друг мой ошибаешься. Правда, в нынешния времена против прежнего не придет и десятой доли; но со всем тем, годов в десяток можно нажить хорошую деревеньку. Каковож нажиточно бывало прежде, сам разсуди, нынешния указы много у нас отняли хлеба!

Тебе известно, что по приезде моем на воеводство, не имел я за собою больше шестидесяти душ дворовых людей и крестьян; а ныне, благодаря подателя нам всяких благ, трудами моими и неусыпным попечением, нажил около трехсот душ, не считая денег, серебра и протчей домашней рухляди; да нажил бы еще и не то, ежели бы Прокурор со мною был посогласнее: но за грехи мои наказал меня Господь таким несговорчивым, что как его ни уговаривай, только он, как козьи рога в мех не лезет; и ежели бы старанием моим не склонил я на свою сторону Товарища, Секретаря и прочих, так бы у меня в мошне не было ни пула. Прокурор наш человек молодой, и сказывают, что ученой, только я этого не приметил. Разве по тому, что он в бытность его в Петербурге накупил себе премножество книг, а пути нет ни в одной. Я однажды перебирал их все, только ни в одной не нашел которого святого в тот день празднуется память, так куда они годятся. Я на все его книги святцев своих не променяю. Научился делать вирши, которыми думал нас оплетать; только сам он чаще попадается в наши верши. Мы его частехонько за нос поваживаем. Он думает, что все дела надлежит вершить по наукам, а у нас в приказных делах какие науки? кто прав, так тот и без наук прав, лишь бы только была у него догадка как приняться за дело; а Судейская наука вся в том состоит, чтобы уметь искусненько пригибать указы по своему желанию: в чем и Секретари много нам помогают. Правда, что это для молодого человека трудно и непонятно: но ты этого не опасайся, я тебя столько научу, сколько сам знаю. Пожалуйста, Иванушка послушайся меня, просясь к нам в город в Прокуроры. Я слышал, что тебя многие знатные господа жалуют так это тебе тотчас сделают. Наживи себе там хороших защитников, да и приезжай сюда; тогда весь город и уезд по нашей дудке плясать будет. Рассуди сам, как этого места лучше желать и покойнее. Во всех делах положися на меня, а ты со стороны ни дай, ни вынеси будешь брать жалованье; а коли будет ум, так и еще жалованьев под десяток в год получишь. Мы так искусно будем делать, что на нас и просить нельзя будет. А тогда, как мы наживемся, хотя и попросят, так беда будет не велика, отрешат от дел и велят жить в своих деревнях. Вот те на, какая беда! Для чего не жить, коли нажито чем жить; то худо, как прожито чем жить, а как нажито, этого никто и не спросит. Пожалуйста послушайся меня, добивайся этого места. Ты ведь уже не маленькой ребенок, можно о себе подумать, чем век жить. Отцовское-то у тебя имение стрень брень с горошком, так надобно самому наживать; а на мое и не надейся, ежели меня не послушаешься, хотя ты у меня и один наследник; но я лучше отдам чужому, да только такому, которой себе добра хочет. Ежели же послушаешься, то при жизни моей укреплю все тебе. Смотри же, я говорю наобум, а ты бери себе на ум. Прощай, Иванушка, пожалуй подумай о сем хорошенько и меня уведомь. Остаюсь дядя твой....

Р. S . При сем посылаю к тебе вирши, которые писал на нас Прокурор наш. Прочитай их, и после рассуди, что прибыльнее, вирши марать, иль деньги собирать? Он нас бранит, а мы наживаемся, и говорим: брань на вороту не виснет.



Присланная ко мне от дяди притча, напечатана будет в следующем листе.


ТРУТЕНЬ
ЛИСТЬ III . МАIЯ 15 ДНЯ

ПРИТЧА

Два вора.

Что есть во свете воры,
О том не входят в споры;
А кто противное сей точной правде скажет,
Того во век он не докажет;
Как только то,
А что?
Что есть разбойники, мошенники и плуты,
Но лишь покроем не одним,
Иные в золоте, и титлами надуты,
Другие в серяках, и с именем простым.
О двух таких ворах я басенку скажу,
И первое в стихах искусство покажу.
Был вор простой,
И хаживал всегда пешком и в серяке;
Доходы он сбирал не в городе, не в съезжей,
А на дороге на проезжей.
Другой
Чиновный быль, и тьмы имел он в сундуке
Червонных и рублей,
Которые сбирал с невинного народу;
Такую моду
Он брал с бессовестных подьячих и судей;

Но наконец попались оба
В приказ:
Обеим строг указ;
Обеим кнут грозит отверсши двери гроба.
Судьи калякают: не столько лих большой,
И оправляют вора;
Подъячи говорят: не столько лих меньшой,
И оправляют вора;
Обеим сторонам указы правота.
Читатель! будь хоть ты решителем их спора,
Скажи нам, кто из них достойнее кнута?


ТРУТЕНЬ
ЛИСТЬ IV . МАIЯ 19 ДНЯ

ВЕДОМОСТИ

Из некоторого приказа.

Явилось порожнее место, которое в год две тысячи рублев безгрешного приносит дохода. Надобно знать, что сие место требует человека разумного, ученого и прилежного; ибо от него блаженство и жизнь великого числа людей зависят. Трое домогаются сего места.

Первый из них дворянин без разума, без науки, без добродетели и без воспитания; хотя он во младых еще летах записан был в службу, но оной, живучи у матери между нянек и шутих, никогда не исполнял; а доставал чины чрез предстательство, преимущественно пред теми, которые служили. Душ за ним тысячи две; но сам он без души. Короче сказать, все достоинство сего молодца в том только и состоит, что он дворянин и родня многим знатным боярам.

Второй искатель места есть дворянин же, но родством ни с каким случайным боярином не связан. Поведения доброго, разума хотя не пылкого, однако наукою подкрепленного. Служить в полках, и хотя отменного ничего не сделал, но по крайней мере исполняет свою должность с прилежностью. Знает человечество, из подвластных себе наказует только винных, крестьян своих не грабит, живет нероскошно и по мере своего дохода, купцов по примеру других дворян не обманывает: словом, дворянин сей человек порядочный, и хотя он к важным должностям не во все годится; однако благополучно бы было наше отечество, ежели бы таких дворян гораздо побольше у нас завелося!

Третий проситель места, по наречению некоторых глупых дворян, есть человек подлый: ибо он от добродетельных и честных родился мещан. Природной его разум, соединенный с долговременным и в России и в чужих краях учением, учинили его мужем совершенным. Мало таких наук, которых бы он не знал, или о которых бы он не имел понятия; защитник истины, помогатель бедности, ненавистник злых нравов и роскоши, любитель человечества, честности, наук, достоинства и отечества; верный друг, благоразумной отец, безмятежной сосед, рассмотрительный и беспристрастный судья. Во всех местах, куда он от правительства был определяем, оставлял примеры разумного своего поведения; благополучны были те люди, которыми он повелевал; неустрашимы были те солдаты, которыми он предводительствовал, и неприятель всегда разбить, с которым он сражался. Покрытый ранами, и содержа себя одним жалованием, никогда не негодовал на свою скудость, но сносил оную без роптания: словом, он показал собою, что не порода, но добродетели делают человека достойным почтения честных людей. Не просил бы он и упомянутого выше места, ежели бы здоровье его позволяло долее служить в армии, или ежели бы он не был в состоянии подвластных сему месту учинить благополучными, и восстановить их от разорения, в которое приведены были бывшим судьею.

Читатель! угадай: глупость ли подкрепляемая родством с боярами, или заслуги с добродетелию наградятся?

Из гостиного двора.

На гостиный двор приехала в карете с двумя назади лакеями богато одетая женщина; из множества золотых и серебреных сеток купила два мотка и заплатила деньги; а другие два укравши, тихонько под салоп спрятала. Купец это видит, и как кавалер учтивый, при случившемся в лавке народе боярыню обезчестить не хочет. Боярыня поскакала домой, а купец за нею. От просителя челобитная подана, а от судьи определение не так, как в приказах, тотчас последовало. Боярыня купцу не только волосы выщипала и глаза подбила, да еще и кожу со спины плетьми спустила. Ништо тебе бедной купец! Как ты честной злорадный человек осмелился назад требовать своей сетки у благородной воровки? Благодари еще боярыню, что безчестья с тебя не взяла. В самом деле, не великая ли милость купцу вделана?


ТРУТЕНЬ
ЛИСТЬ V . МАIЯ 26 ДНЯ

Господинъ Трутень!

Второй ваш листок написан не по правилам вашей прабабки. Я сам того мнения, что слабости человеческия сожаления достойны; однакож не похвал, и никогда того не подумаю, чтоб на сей раз не покривила своею мыслию и душею Госпожа ваша прабабка, дав знать на своей стр. 340, в разделении 52, что похвальнее снисходить порокам, нежели исправлять оные. Многие слабой совести люди никогда не упоминают имя порока, не прибавив к оному человеколюбия. Они говорят, что слабости человекам обыкновенны, и что должно оные прикрывать человеколюбием; следовательно они порокам сшили из человеколюбия кафтан; но таких людей человеколюбия кафтан, но таких людей человеколюбие приличнее назвать пороколюбием. По моему мнению больше человеколюбив тот, кто исправляет пороки, нежели тот, который оным снисходит или [сказать по-русски] потакает; и ежели смели написать, что учитель, любви к слабостям неимеющий, оных исправить не может, то и я с лучшим основанием сказать могу, что любовь к порокам имеющий никогда не исправится. Еще не понравилось мне первое правило упомянутой Госпожи, то есть, чтоб отнюдь не называть слабости пороком, будто Иоанн и Иван не все одно. О слабости тела человеческого мы разсуждать не станем, ибо я не лекарь, а она не повивальная бабушка; но душа слабая и гибкая в каждую сторону покривиться может. Да я и не знаю, что по мнению сей Госпожи значит слабость. Ныне обыкновенно слабостию называется в кого-нибудь по уши влюбиться, то есть в чужую жену или дочь; а из сей мнимой слабости выходит: обезчестить дом, в который мы ходим и поссорить мужа с женою, или отца с детьми; и это будто не порок? Кои построжее меня о том при досуге разсуждают, назовут по справедливости оный беззаконием. Любить деньги есть та же слабость; почему слабому человеку простительно брать взятки и набогащаться грабежами. Пьянствовать также слабость, или еще привычка; однако пьяному можно жену и детей прибить до полусмерти и подраться с верным своим другом. Словом сказать, я как в слабости, так в пороке не вижу ни добра, ни различия. Слабость и порок, по-моему все одно; а беззаконие дело иное.

На конце своего листка ваша Госпожа прабабка похваляет тех писателей, кои только угождать всем стараются; а вы сему правилу, не повинуясь криводушным приказным и некстати умствующему Прокурору, не великое сделали угождение. Не хочу я вас побуждать, как делают прочие, к продолжению сего труда, ниже вас хвалить; зверек по когтям виден. То только скажу, что из всего поколения вашей прабабки вы первый, к которому я пишу письмо. Может статься скажут Г. критики, что мне как Трутню с Трутнем иметь дело весьма сходно; но для меня разумнее и гораздо похвальнее быть Трутнем, чужие дурные работы повреждающим, нежели такою пчелою, которая по всем местам летает и ничего разобрать и найти не умеет. Я хотел было сие письмо послать к Госпоже вашей прабабке; но она меланхолических писем читать не любит; а в сем письме, я думаю, она ничего такого не найдет, от чего бы у нее от смеха три дня бока болеть могли.

Покорный ваш слуга

Правдулюбовъ.

9 Маiя, 1769 года.



ТРУТЕНЬ
ЛИСТЬ VI . IЮНЯ 2 ДНЯ


ВЕДОМОСТИ

В Санктпетербурге:


Из Мещанской

Есть женщина лет пятидесяти. Она уже двух имела мужей, и ни одново из них не любила, последуя моде. Достоинства ея следующие: дурна, глупа, упряма, расточительна, драчлива, играет в карты, пьет без просыпу, белится в день раза по два, а румянится по пяти. Она хочет замуж, а приданова ничего нет. Кто хочет на ней жениться, то может явиться у свах здешняго города.

Из Литейной

Змеян, человек неосновательный, ездя по городу, наедаяся, кричит и увещевает, чтоб всякий помещик, ежели хорошо услужен быть хочет, был тираном своим служителям; чтоб не прощал им ни малейшей слабости; чтоб они и взора его боялись; чтоб они были голодны, наги и босы и чтоб одна жестокость содержала сих зверей в порядке и послушании. В самом деле Змеян поступает с своими рабами, как проповедует. О человечество! Колико ты страждешь от безумия змеянова и если б все дворяне пример брали с сего чудовища, то бы не было у нас кроме мучителей и мучеников. Однако благоразумный Мирен не следует мнению змеянову и совсем отменно с подвластными себе обходится. Ежели Мирен не наилучших в России слуг имеет, так по крайней мере не боится, чтоб он ими был проклинаем.

Из Москвы

Один посредственный дворянин, но любящий свою пользу больше общественной, имел крепостнаго человека, преискусного живописца. Искусство сего живописца велико; но доходы, которые он получил за свои труды, весьма были малы. Причина тому та, что он холоп и Русской человек: ибо в Москве есть обыкновение русским художникам платить гораздо меньше иностранных, хотя бы последния и меньше имели искусства; словом, доходы сего живописца за ево содержанием весьма малой составляли оброк ево помещику. Помещик, как человек благоразумной, и такой, которой в разсуждении своих доходов, Арифметику учил только до умножения, разсудил за благо сего живописца продать. Живописец купил бы сам себя, но не имел денег. Некоторой знатной господин, достойный за то великого почтения, о том проведал, и увидев его работу, купил его за 500 рубл. и избавил его от неволи для того, чтобы сему достойному художнику дать свободу. Сей господин старается, чтобы его приняли в Академию Художеств. Ежели се зделается, то он ему откроет путь ко снисканию счастия. Вот пример достойный разумного, знатного и пользу общественную любящего господина! Дай бог, чтобы таковых Наукам и Художествам Меценатов в России было побольше!

Из Ярославля.

Здесь все удивляются воздержности Московских писателей. Известно, что почтенная наша старушка, Москва, и со своими жителями во нравах весьма непостоянна: ей всегда нравятся новые моды, и она всегда перенимала их у Петербургских жителей; а те прямо от просветителей - в оном разумов наших господ Французов. В нынешнем 1769 году лишь только показалася в свет Всякая Всячина со своим племенем, то жители нашего города заключили, что и это новая мода. И как Москва писателями сих мелких сочинений весьма изобильна, то надеялись, что там сии листки выходить будут не десятками, но сотнями. Ради чего фабрикант здешней бумажной фабрики велел с поспешением делать великое множество бумаги, годной к печатанию; а между тем отправил своего приказчика на почтовых лошадях в Москву для подряду. Но он и мы все обманулись: в Москве и по сие время ни одного такова из типографии не вышло листочка; да и печатанныя в Петербурге журналы читают немногия. Старой, но весьма разумной наш мещанин, Правдин , о сем заключает, что Москва ко украшению тела служащие моды перенимает гораздо скорее украшающих разум, и что Москва так же как и престарелая кокетка сатир на свои нравы читать не любит.

Из Кронштадта

На сих днях прибыли в здешний порт корабли:

1) Trompeur из Руана в 18 дней;

2) Vеtillеs из Марселя в 23 дни.

На них следующие нужные нам привезены товары: шпаги французские разных сортов, табакерки черепаховые, бумажные, сургучные; кружевы, блонды, бахромки, манжеты, ленты, чулки, пряжки, шляпы, запонки и всякие так называемые галантерейные вещи; перья голландские в пучках чиненые и нечиненые; булавки раз­ных сортов и прочие модные мелочные товары. А из Петербургского порта на те корабли грузить будут разные домашние наши безделицы, как-то: пеньку, железо, юфть, сало, свечи, полотны и проч. Многие наши молодые дворяне смеются глупости господ французов, что они ездят так далеко и меняют модные свои товары на наши безделицы.

Примечание: Насмешливые названия кораблей обозначают: Trompeur - обманщик; Vеtillеs - безделка, пустяки.

* * *

Молодого российского поросенка, который ездил по чужим землям для просвещения своего разума и который, объездив с пользою, возвратился уже совершенною свиньей; желающие смотреть могут его видеть безденежно по многим улицам сего города.

* * *

Молодой дворянин идучи по Материальной улице против некотораго дома, засмотрелся на окошко, в которое смотрели три прекрасныя девушки, и выронил свое сердце; кто объявит о поднявшем оное, тому дастся награждение соответствующее щедрости молодаго дворянина, сына судейскаго, и недавно приехавшаго из своего поместья для поминовения своего родителя и проживать нажитое покойным судьею имение.


КУРС ДЕНЬГАМ

У Кащея по 12 руб. в год на сто.
У Жидомора по 16 рублей
У мелких ростовщиков по 10 коп. на рубль в месяц.


ПОДРЯДЫ

Для наполнения порожних мест по положенному у одной престарелой кокетки о любовниках штату, потребно поставить молодых, пригожих и достаточных дворян и мещан до 12 человек. Кто пожелает в поставке оных подрядиться или и самые желающие заменить те убылые места, могут явиться у помянутой кокетки, где и кондиции им показаны будут.

* * *

В некоторое судебное место потребно правосудия до 10 пудов, желающие в поставке оного подрядиться, могут явиться в оном месте.

ПРОДАЖА

Недавно пожалованный воевода отъезжает в порученное ему место и для облегчения в пути продает свою совесть; желающие купить могут его сыскать в здешнем городе.