|
Из стихов Конрада Лилиеншвагера,
напечатанных в разных номерах "Свистка" |
|
|
|
|
ИЗ ЦИКЛА "МОТИВЫ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПОЭЗИИ"
СОВРЕМЕННЫЙ ХОР
(Посвящается всем знающим дело)
Слава нам! В поганой луже
Мы давно стоим
И чем далее, тем хуже
Все себя грязним!
Слава нам! В грехах сознанье
Мы творим смеясь,
И слезами покаянья
Мы разводим грязь.
Гордо, весело и прямо
Всем мы говорим:
«Знаем мы, чем пахнет яма,
В коей мы стоим…»
Смело мы теперь смеемся
Сами над собой
И без страха окунемся
В грязь – хоть с головой…
ВСЕГДА И ВЕЗДЕ
(Посвящается гг. Надимову, Волкову, Фролову, Фолянскому и подобным)*
Я видел муху в паутине -
Паук несчастную сосал;
И вспомнил я о господине,
Который с бедных взятки брал.
Я видел червя на малине -
Обвил он ягоду кругом;
И вспомнил я о господине,
На взятки выстроившем дом.
Я видел ручеек в долине -
Виясь коварно, он журчал;
И вспомнил я о господине,
Который криво суд свершал.
Я видел деву на картине -
Совсем нага она была;
И вспомнил я о господине,
Что обирал истцов дотла.
Я видел даму в кринолине -
Ей ветер платье поддувал;
И вспомнил я о господине,
Что подсудимых надувал.
Я видел Фридберг в "Катарине" -
Дивился я ее ногам;
И вспоминал о господине,
Дающем ложный ход делам.
В салоне молодой графини
Я слышал речи про добро;
И вспоминал о господине,
Что делом фальшит за сребро.
Лягушку ль видел я в трясине,
В театре ль ряд прелестных лиц,
Шмеля ли зрел на георгине,
Иль офицеров вкруг девиц,-
Везде, в столице и в пустыне,
И на земле и на воде,-
Я вспоминал о господине,
Берущем взятки на суде!..
* в стихотворении перечислены герои "обличительных" пьес разных авторов
МЫСЛИ ПОМОЩНИКА ВИННОГО ПРИСТАВА
Еще откуп имеет поборников,
Но могу на него я восстать;
Генерал Сидор Карпович Дворников *
Сам уж начал его порицать.
Признаюсь, я давненько, действительно
Злобу к откупу в сердце питал,
Хоть доселе ни слова решительно
Никому про него не сказал.
Низко кланялся я целовальникам
И поверенным тонко я льстил
(Подражая ближайшим начальникам).
Но теперь - генерал разрешил.
Поощренье его генеральское
Влило бодрость и силу в меня:
Откупов учрежденье канальское
Я кляну среди ночи и дня.
В нем для публики всей разорение,
В нем великий ущерб для казны,
В нем и нравов народных растление,
В нем позор к погибель страны.
Поражать речью дерзкой, открытою
Буду я молодцов откупных,
Посмеюсь я над кастой побитою.
Зло старинное вылью на них.
Говорить и браниться язвительно
Поощрил меня сам генерал...
Хоть всё кажется мне, что внушительно
Вдруг он скажет: "молчи, либерал!"
Что ж? Ему эти вещи известнее:
Нам он может всегда приказать.
Коль наскучим ему нашей песнею,
Долг его - приказать нам молчать...
*Генерал Сидор Карпович Дворников - нарицательное обозначение начальника, регулирующего "дозволенную смелость" либеральных публицистов
Из "Свистка" №1
Винный откуп - система
продажи частным предпринимателям права торговли вином. Предприниматель платил установленную сумму в казну, а на вино устанавливал свою цену.
Мотивы современной русской поэзии
(Отдавая дань природе, мы даем первое место благородной и исполненной смелых идей поэме г. Лилиеншвагера: "Четыре времени года". Этот поэт-мыслитель замечателен особенно тем, что природа со всеми своими красами для него, собственно говоря, не существует сама по себе, а лишь служит поводом к искусным приноровлениям и соображениям, почерпнутым из высшей жизни духа. В новейшее время лучшими нашими критиками признано, что природа лишь настолько интересует нас, насколько она служит отражением разумной, духовной жизни. С этой точки зрения должен быть признан огромный талант в г. Лилиеншвагере, который, как сам признается, "всем явлениям природы придает смысл живой", никогда не пускаясь в простое, бесплодное поэтизированье неразумных явлений мира. Поэзия его должна составить новую эпоху в нашей литературе: нельзя без особенного чувства читать стихотворения, в которых поэт при виде весны размышляет об английском судопроизводстве или, отморозивши себе нос, с отрадою предается историческим воспоминаниям о двенадцатом годе. До сих пор только г. Розенгейм приближался несколько к такой высоте, да еще разве гг. Майков и Бенедиктов в некоторых стихотворениях давали слабые намеки на подобную гражданскую поэзию. Прочитавши поэму г. Лилиеншвагера, читатели согласятся с нами, что к нему более чем к кому-нибудь можно приложить слова г. Дружинина (в "Библиотеке для чтения" 1859 года, No 1) о г. Майкове: "он сумел проложить себе дорогу и в мире высоких помыслов доискаться того лиризма, которым натура его не была богата".)
Из цикла "ЧЕТЫРЕ ВРЕМЕНИ ГОДА"
ВЕСНА
Боже! Солнце засияло,
Воды быстро потекли,
Время теплое настало,
И цветочки расцвели!
Жизнью, светом всюду веет,
Мысль о смерти далека,
И в душе идея зреет,
Поэтично высока!
Так законов изученье
Свет и жар нам в сердце льет
И свободное теченье
Нашей мысли придает.
Так в разумном вертограде
Правых английских судов
Расцветает, пользы ради,
Много нравственных цветов!..
Всем явлениям природы
Придавая смысл живой,
К солнцу правды и свободы
Возношусь я так весной!
ЛЕТО
Иду по ниве я, смотрю на спелый колос,
Смотрю на дальний лес и слышу звонкий голос
Веселых поселян, занявшихся жнитвом
И живописно так склоненных над серпом...
Иду и думаю: так навственности зерна,
Так мысли семена пусть вырастут проворно
На ниве нравственной России молодой
И просвещения дадут нам плод благой.
Пускай увидим мы, пока еще мы вживе,
На невещественной, духовной нашей ниве
Духовный хлеб любви, и правды, и добра,
И радостно тогда воскликнем все: "ура!"...
НАШ ДЕМОН
(Будущее стихотворение)
В те дни, когда нам было ново
Значенье правды и добра
И обличительное слово
Лилось из каждого пера;
Когда Россия с умиленьем
Внимала звукам Щедрина
И рассуждала с увлеченьем.
Полезна палка иль вредна;
Когда возгласы раздавались,
Чтоб за людей считать жидов,
И мужики освобождались,
И вред был сознан откупов;
Когда Громека с силой адской
Все о полиции писал;
Когда в газетах Вышнеградский
Нас бескорыстьем восхищал;
Когда мы гласностью карали
Злодеев, скрыв их имена,
И гордо миру возвещали,
Что мы восстали ото сна;
Когда для Руси в школе Сэя
Открылся счастья идеал
И лишь издатель "Атенея"
Искусства светоч возжигал;
В те дни, исполнен скептицизма,
Злой дух какой-то нам предстал
И новым именем трюизма
Святыню нашу запятнал.
Не знал он ничего святого:
Громекой не был увлечен,
Не оценил комедий Львова,
Не верил Кокореву он.
Не верил он экономистам,
Проценты ростом называл
И мефистофелевским свистом
Статьи Вернадского встречал.
Не верил он, что нужен гений,
Чтобы разумный дать ответ,
Среди серьезных наших прений -
Нужна ли грамотность иль нет...
Он хохотал, как мы решали,
Чтоб мужика не барии сек.
И как гуманно утверждали,
Что жид есть тоже человек.
Сонм благородных протестантов
Он умиленно не почтил
И даже братьев Милеантов
Своей насмешкой оскорбил.
Не оценил он Розенгейма,
Растопчину он осмеял,
На все возвышенное клейма
Какой-то пошлости он клал.
Весь наш прогресс, всю нашу гласность.
Гром обличительных статей,
И публицистов наших страстность,
И даже самый "Атеней" -
Все жертвой грубого глумленья
Соделал желчный этот бес,
Бес отрицанья, бес сомненья,
Бес, отвергающий прогресс
Из "Свистка" №2
Предварительное пояснение от редакции сайта:
С тем, что некоторое время правили страной под названием Русь некие ВАРЯГИ, значительная часть историков соглашается. Однако, что это за ВАРЯГИ, откуда взялись - в этом вопросе наблюдается расхождение взглядов.
В свое время Н.И.Погодин утверждал, что варяги - это норманны, то бишь пришли они из Скандинавии. А другой историк - Н.И.Костомаров высказал предположение, что варяги - это литовцы из Жмуди. И разгорелся между учеными спор дошедший до диспута, который и состоялся в Санкт-Петербургском университете 19 марта 1860 года.
Гипотезу свою Костомаров изложил в статье "Начало Руси", опубликованной в "Современнике", там же Добролюбов написал критический отзыв на книгу Погодина "Норманский период русской истории".
Погодин, защищая (не слишком видимо убедительно) свои взгляды, назвал "Свисток" - "Свистопляской", чем редакцию несколько обидел. К тому же "свистковцы-современники" не чужды были научных изысканий и потому в четвертом номере "Свистка" появилось несколько материалов под общим заголовком "Наука и свистопляска, или как аукнется, так и откликнется" - как в прозе (которую мы опускаем), так и в стихах Конрада Лилиеншвагера (которые мы приводим)
НОВЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВОПРОС В ПЕТЕРБУРГЕ
Domine, libera nos a furore normannorum!.. *
* Боже, избави нас от неистовства норманов!.. (лат.)
Еще один общественный вопрос
Прибавился в общественном сознанья:
Кто были те, от коих имя "Росс"
К нам перешло, по древнему сказанью?
Из-за моря тогда они пришли
(Из-за моря идет к нам все благое).
Но кто ж они? В каких краях земли
Шумело море то своей волною?
Не знаем мы! Искали мы его
От Каспия, куда струится Волга,
Где дешева икра, - вплоть до того,
Где странствовал Максимов очень долго.
На Черном море думали найти,
Где Общество родного пароходства
Цветет, растет, и будет все цвести
Десятки лет, назло недоброхотству.
На Балтике его искали мы,
Где вознеслась полночная столица,
Где средь болот, туманов и зимы
Жизнь так легко и весело катится.
Так мы не день, не месяц и не год,
А целый век, от моря и до моря,
Металися, как угорелый кот,
Томительно исследуя и споря.
Но наконец, измучась, истомясь,
Решились все на том остановиться,
На чем застал момент последний нас, -
Чтоб с этим делом больше не возиться!
В такой-то час норманство водворил
И дал почить нам господин Погодин.
И с той поры весь русский люд твердил,
Что Рюрик наш с норманнами был сроден.
Но снова мы сомнением полны,
Волнуются тревожно наши груди:
Мы слышим, что норманны сменены
Варягами-литовцами из Жмуди...
Норманнов уничтожил, говорят,
В статье своей профессор Костомаров.
Погодин хочет встать за прежний взгляд
И, верно уж, не пощадит ударов.
Кому-то пасть? Кому-то предлежит
Нас озарить открытьем благодатным?
Бог весть! Но грудь у всех у нас горит
Предчувствием каким-то непонятным.
Привет тебе, счастливая пора
Поднятия общественных вопросов,
В дни торжества науки и добра
Томит нас вновь призыв варяго-россов!
Что ж делать нам? Как разрешить вопрос,
Который так давно нас всех тревожит?
Он в детстве нам так много стоил слез
И, кажется, в могилу нас уложит!
В том же номере были напечатаны еще три стихотворения Конрада Лилиеншвагера, связанные уже не с происхождением варягов, а с прогрессом или, говоря по-современному, с модернизацией.
ЧЕРНЬ *
Прочь, дерзка чернь, непросвещенна
И презираемая мной!
Державин
Прогресс стопою благородной
Шел тихо торною стезей,
А вкруг него, в толпе голодной,
К идеям выспренним несродной,
Носился жалоб гул глухой.
И толковала чернь тупая: *
"Зачем так тихо он идет,
Так величаво выступая?
Куда с собой он нас ведет?
Что даст он нам? чему он служит?
Зачем мы с ним теперь идем?..
И нынче всяк, как прежде, тужит,
И нынче с голоду мы мрем...
Всё в ожиданьи благ грядущих
Мы без одежды, без угла,
Обманов жертвы вопиющих
Среди царюющего зла!"
ПРОГРЕСС
Молчи, безумная толпа!
Ты любишь наедаться сыто.
Но к высшей правде ты слепа,
Покамест брюхо не набито!..
Скажи какую хочешь речь
Тебе с парламентской
трибуны, -
Но хлеб тебе коль нечем печь,
То ты презришь ее перуны
И не поймешь ее красот!
Раба нужды материальной
И пошлых будничных забот,
Чужда ты мысли идеальной!
ТОЛПА
Нас натощак не убеждай,
Но обеспечь для нас работу
И честно плату выделяй:
Оценим мы твою заботу --
Пойдем в палаты заседать
И будем речи вдохновенной
О благоденствии вселенной
Светло и радостно внимать!
ПРОГРЕСС
Подите прочь! Какое дело
Прогрессу мирному до вас?..
Жужжанье ваше надоело,
Смирите ваш строптивый глас.
Прогресс - совсем не богадельня,
Он - служба будущим векам;
Не остановится бесцельно
Он для пособья беднякам.
Взгляните - на небесном своде
Светило дневное плывет3,
И все живущее в природе
Им только дышит и живет.
Но путь его не остановит
Ни торжествующий порок,
Ни филин, что его злословит,
Ни увядающий цветок!..
* Примечание - цензорами стихотворение правилось, поэтому в различных изданиях, например вместо слова "чернь" стоит слово "толпа" или "публика", а строка, отмеченная звездочкой "И толковала чернь тупая" было заменена на "Жужжала вкруг толпа густая".
НАШЕ ВРЕМЯ
Наше время так хвалили,
Столько ждали от него,
И о нем, как о Шамиле,
Все так долго говорили,
Не сказавши ничего!
Стало притчей наше время
И в пословицу вошло...
Утвердясь на этой теме,
Публицистов наших племя
Сотни хрий произвело.
Наконец нам надоело
Слушать праздный их синклит,
И с возгласами без дела
Наше время опошлело,
Потеряло свой кредит.
Осердясь на невниманье,
Чуть не сгибло уж в Неве...
Но потом, нам в наказанье, -
Вдруг в газетное названье
Превратилося в Москве!..
ГРУСТНАЯ ДУМА ГИМНАЗИСТА
ЛЮТЕРАНСКОГО ИСПОВЕДАНИЯ И НЕ КИЕВСКОГО ОКРУГА
Выхожу задумчиво из класса.
Вкруг меня товарищи бегут;
Жарко спорит их живая масса,
Был ли Лютер гений или плут.
Говорил я нынче очень вольно,--
Горячо отстаивал его...
Что же мне так грустно и так больно?
Жду ли я, боюсь ли я чего?
Нет, не жду я кары гувернера,
И не жаль мне нынешнего дня...
Но хочу я брани и укора,
Я б хотел, чтоб высекли меня!..
Но не тем сечением обычным,
Как секут повсюду дураков,
А другим, какое счел приличным
Николай Иваныч Пирогов;
Я б хотел, чтоб для меня собрался
Весь педагогический совет
И о том чтоб долго препирался,
Сечь меня за Лютера иль нет;
Чтоб потом, табличку наказаний
Показавши молча на стене,
Дали мне понять без толкований,
Что достоин порки я вполне;
Чтоб узнал об этом попечитель,
И, лежа под свежею лозой,
Чтоб я знал, что наш руководитель
В этот миг болит о мне душой...
Примечания
* "хрия" - риторический жанр сочинений на заданную тему.
А поводом для создания этого стихотворения послужили попытки выдающегося хирурга Н.И.Пирогова в бытность его попечителем Киевского учебного округа отменить в гимназиях телесные наказания учеников, которых секли розгами. Попытка, впрочем, удалась не вполне. Пороли гимназистов и дальше.
ЧУВСТВО ЗАКОННОСТИ
Вот вам новый предмет обличения.
Избегал он доселе сатиры,
Но я вышел теперь из терпения
И поведаю целому миру;
От извозчиков зло и опасности,
О которых, по робости странной,
Ни один из поборников гласности
Не возвысил свой голос гуманный.
Дважды в год, как известно, снимаются
Все мосты на Неве, и в то время
За реку сообщенья свершаются
Через мост Благовещенский всеми.
Тут всем ванькам законом прибавлена
За концы отдаленные плата;
Но обычная такса оставлена
Круглый год нерушимо и свято.
На Васильевский остров и к Смольному.
Как же ваньки закон соблюдают?
Только гнева порыву невольному
Патриота они подвергают...
Раз мне осенью в Пятую линию
Из-под Смольного ехать случилось.
Занесло меня клочьями инея,
Больше часа езда наша длилась.
По приезде я, вынув двугривенный,
Пять копеек потребовал сдачи.
Что ж мой ванька? "Да, барин, трехгривенный...
Наша такция нонче иначе..."
"Как иначе?" -"Да как же? Указано
Вдвое брать, как мосты-то снимают".
"Покажи мне, плут, где это сказано?
Где про Остров закон поминает?"
"Что мне, сударь, напрасно показывать!
Коли совести нет, так уж, видно,
Неча с вами и дела завязывать...
Только больно мне эфто обидно".
И, сказавши, хлестнул он решительно
Лошаденку и стал удаляться.
На него закричал я пронзительно,
Что он должен со мной расквитаться.
Но, услыша мое восклицание
И пятак мне отдать не желая,
Он поехал быстрее... В молчании
Я стоял, за ним мысль устремляя.
Я ограблен канальей безвестною...
Но не это меня сокрушало:
Горько было, что ложью бесчестною
Эта шельма закон искажала...
Я подумал о том, как в Британии
Уважаются свято законы,
И в груди закипели рыдания,
Раздались мои громкие стоны...
БЕЗРАССУДНЫЕ СЛЕЗЫ
Солнце в тучах непроглядных
Грустно лик свой прячет;
У ворот двора сквозного
Бедный ванька* плачет.
Целый день он по столице
С юнкером катался;
Пять рублей ему дать юнкер
За день обещался.
Но чрез двор сквозной под вечер
Он от ваньки скрылся:
Ванька с клячей понапрасну
Целый день морился.
- Успокойся, бедный ванька:
Есть тебе защита.
Как тебя обидел юнкер, -
Будет всем открыто.
От обид и от обманов
Уж прошла опасность!
Нынче время не такое:
Процветает гласность!
Завтра ж я во всех газетах
Публикую ясно:
"Ездил с юнкером извозчик
Целый день напрасно.
Дать хотел он пять целковых,
Не дал ни копейки!"
И предам его позору
Я в моей статейке...
Но, не внемля утешеньям,
Глупый ванька плачет...
Солнце гневно лик прекрасный
В черных тучах прячет.
* "ванька" - извозчик
РАСКАЯНИЕ КОНРАДА ЛИЛИЕНШВАГЕРА
Известно, что г. Лилиеншвагер своим смелым и звучным стихом воспел в
апреле месяце "беса отрицанья и сомненья", который вовсе не должен был бы и
носа показывать в публику в настоящее время, когда (как очевидно из примера
акционеров общества "Сельский хозяин") все созидается на взаимном доверии и
сочувствии. За непростительную дерзость г. Лилиеншвагера досталось и нам и
ему в No 95 "Московских ведомостей". Мы, разумеется, тотчас же сказали, что
наше дело сторона, и тем себя немедленно успокоили. Но г. Лилиеншвагер, как
пылкая, поэтическая и притом почти немецкая натура, принял упреки"Московских ведомостей" очень близко к сердцу, и - кто бы мог это подумать?
- в убеждениях его совершился решительный перелом. Как Пушкин отрекся от
своего "Демона", вследствие некоторых советов из Москвы, так и г.
Лилиеншвагер отрекся от своего" беса и сделался отныне навсегда (до первой
перемены, разумеется) верным и нелицемерным певцом нашего прогресса. Вот
стихотворение, которым ознаменовал он момент своего раскаяния:
МОЕ ОБРАЩЕНИЕ
Во дни пасхальных балаганов
Я буйной лирой оскорблял
Прогресса русского титанов
И нашу гласность осмеял.
Но от стихов моих шутовских
Я отвратил со страхом взор,
Когда в "Ведомостях Московских"
Прочел презрительный укор.
Я лил потоки слез нежданных
О том, что презрен я в Москве...
Себе, в порывах покаянных,
Надрал я плешь на голове!..
Но плешью приобрел я право
Смотреть на будущность светло!
С тех пор, не мудрствуя лукаво,
Я прояснил свое чело:
Меня живит родная пресса,
И, полн святого забытья,
Неслышной поступи прогресса
С благоговеньем внемлю я...
Примечание ПЕРВОЕ.
Такую вот стишки (иначе не скажешь) писал уважаемый публицист и критик, прикрываясь псевдонимом
Конрад Лилиеншвагер.
А еще Добролюбов прикрывался псевдонимами Яков Хам и Аполлон Капелькин.
Примечание ВТОРОЕ
Вообще-то некоторые "стишки", опубликованные Добролюбовым в "Свистке", являются ПАРОДИЯМИ на "стихи", которые печатали в других изданиях, причем авторы никакими псевдонимами не прикрывались, а напротив восторгались своим "поэтическим" даром.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|