АНГЛИЙСКИЕ БУНТАРИ
The English Rebels
Английские бунтари и революционеры, а также об авторе книги "Английские бунтари" Чарлзе Поулсене, памфлетах Джона Лильберна и немного музыки

Памфлеты левеллера Джона Лильберна:
- Открытое письмо тюремщикам Флитской тюрьмы
- Защита прирожденного права Англии
- Новые цепи Англии
- Вторая часть Новых цепей Англии
- Манифест Дж.Лильберна, У.Уольвина, Т.Принса и Р.Овертона из Тоуэра
- Соглашение свободного народа Англии

   
 
 
 
   
   
 

АНГЛИЙСКИЕ БУНТАРИ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ,

а также об авторе книги "Английские бунтари" Чарлзе Поулсене, памлетах Джона Лильберна и немного музыки - ТЕПЕРЬ ПОЛНЫЙ ТЕКСТ С ДОПОЛНЕНИЯМИ.


Крестьянское восстание Уота Тайлера, война Короля Карла Первого с парламентом и казнь монаршей особы, левеллеры, диггеры... Какое отношение эти давние события и их герои имеют к современному дню?

А вот такое:

 

Об Англия, ты - мой дом
Сердце моего сердца
Грохочет громом любви
Ты - страна бедных ...

Это строки из песни "Англия, мой дом" современной (!) группы "Левеллеры" (Levellers), которая названа так же, как назывались в XVII веке "уравнители" - сторонники установления равенства всех людей, уничтожения социальных различий. И у этой группы есть еще несколько песен о политике ("Liberty Song", "English Civil War").

П
омнят в современной Англии левеллеров XVII века. И не только их.

А помнят еще и потому, что именно в те давние годы в Англии происходило если не рождение парламентаризма, то его становление - представительный орган власти поставил под контроль не то что правительство или президента - монарха! Да еще как "поставил"! Судили и голову отрубили. Ужас! И вдобавок к "ограничению" монаршества добавили ограничение власти церковной - епископов.
Впрочем еще раньше с народным лидером Уотом Тайлером обошлись дворяне тоже не по-джентельменски. И не только с ним.

А кто как не левеллер Джон Лильберн потребовал ответственности парламента и должностных лиц перед народом, неприкосновенности частной собственности и за это неоднократно "привлекался"? Уж не либерал ли он был? Или социал-демократ?

Знаете, ведь еще в 1649 году предлагали левеллеры "Соглашение свободного народа Англии", в котором в частности, писали:

"Если кто силой оружия будет мешать выборам народных представителей, то он будет наказан по уголовным законам, как мятежник. Если какое-либо лицо, не имеющее права быть избирателем или быть избранным, тем не менее примет участие в выборах или если какие лица будут вести себя на выборах грубо и нарушать порядок, – все такие лица должны быть подвергнуты серьезному допросу и отданы под суд за свои проступки с наложением штрафа или другим каким-либо образом наказаны по решению и приговору суда присяжных".


А кто как не лидер диггеров Джерард Уинстенли потребовал имущественного и политического равенства для граждан? Уж не коммунист ли он был?

А "Билль о правах" хоть касался и не всех граждан Англии, но, как говорится, создал прецендент. Ведь он гарантировал свободу подачи петиций королю, свободу от штрафов и конфискаций имущества без решения суда, свободу слова и дебатов...

В общем, как сказал бы М.С.Горбачев, "процесс пошел..."

А в XIX веке в этот процесс вошли и бунты против капиталистической конкуренции, и "Шесть требований народа", и первые профсоюзы, и избирательное право для женщин...

А потому что не надо было принимать "кровавое законодательство" - акты "О наказаниях для бродяг и упорных нищих" и надо было удовлетворить "Шесть требований народа".

САМОЕ ГЛАВНОЕ:

Мы представляем книгу английского историка и публициста Чарлза Поулсена "Английские бунтари", написанную им в 1984 году, в которой рассказывается о том, как начиналось и происходило становление парламентаризма и демократии в Англии.

Сейчас Вы сможете прочитать примерно две трети книги, позже - остальное.

К тому, что написал Поулсен, мы чуть позже добавим некоторые документы, в частности, приговор высшей судебной палаты над королем Карлом I, объявление левеллеров об организации советов в армии, "народное соглашение", а также "Новый закон справедливости" диггеров - это любопытно...
Ряд материалов будет размещен в разделе "Время борьбы".

 

И, конечно, мы не забыли памфлеты одного из видных деятелей демократического движения Англии Джона Лильберна. Он участвовал в революции, в декабре 1637 г. был арестован, присужден к штрафу в 500 фунтов стерлингов, публичному бичеванию и выставлению к позорному столбу. В 1641 году был освобожден, участвовал в гражданской войне против короля, стал полковником армии Кромвеля, а потом ушел в отставку и занялся "публичной политикой" - уже на стороне народа. Предлагал реформу суда, полную религиозную свободу и свободу печати. И снова оказался в тюрьме.

Потом был выпущен, потом снова арестован, потом приговорен к изгнанию....

 

Начнем с книги Поулсена "Английские бунтари" - предисловия издательства "Прогресс" (в незначительном сокращении) и обращения автора к читателям:



Из предисловия издательства "Прогресс" к книге Чарлза Поулсена "Английские бунтари"


... Предлагаемая вниманию читателей книга английского историка, писателя и публициста Чарлза Поулсена "Английские бунтари" вызовет у них, как можно надеяться, особое внимание.

Поулсен родился в 1911 г., сменил немало профессий, пока не остановился на специальности водителя такси. Еще в молодости его заинтересовала история развития радикальных идей в Англии, движений социального протеста. Общественно-политические взгляды Поулсена близки к марксистским. Любопытно, что, завоевав известность как публицист и писатель (в послевоенные годы в Англии и США был очень популярен роман Поулсена "Английский эпизод") и продолжая, как и прежде, работать водителем такси.

Поулсен в течении многих лет изучал материалы по истории Англии, начиная с XII в. Итогом его изысканий и стала эта книга, которую сам автор назвал "попыткой отдать дань уважения всем радикальным народным движениям, дух и идеалы которых стали вдохновляющим наследием более поздних веков". Однако реальное значение работы Поулсена шире: как бы полемизируя с теми, кто считает Англию относительно консервативной в смысле традиций страной (в сравнении, например, с Францией), он наглядно показывает и доказывает несправедливость такой точки зрения. Выстроенный автором длинный ряд восстаний, бунтов, бурных политических кампаний уже сам по себе говорит о том, что в Англии существует многовековая и своеобразная традиция движений социального протеста.

Характерна такая деталь: никаких открытий Поулсен не делает, все события, о которых он рассказывает, известны, и автору лишь иногда удается дополнить их ранее не отмеченными исследователями подробностями. Но весь этот материал, сведенный воедино, рассмотренный и предложенный читателю под несколько неожиданным углом зрения, проще говоря, сама работа Поулсена является открытием, в том числе и открытием для советского читателя.

Да, мы знали, что в Англии было восстание Уота Тайлера, буржуазная революция XVII в., луддиты, что там велась массовая борьба за парламентскую реформу, все это нашло достойное отражение в работах советских историков! Но одно дело знать обо всех этих (как и о множестве менее значительных) проявлениях социального протеста и другое дело — объединять их в единый ряд, выводя из него некую закономерность.

И, действительно, что же может быть общего между восстанием неграмотных английских крестьян в 1381 г . (восстанием Уота Тайлера) и, например, борьбой в первой половине XIX в. за парламентскую реформу, возглавлявшейся торгово-промышленной буржуазией, между левеллерами, выступавшими за общность имуществ, и луддитами, видевшими все социальные беды во внедрении в промышленность и сельское хозяйство машин?

Казалось бы, общего нет (или почти нет). Но Поулсен очень просто находит это общее: движущей силой всех этих восстаний, бунтов и относительно мирных выступлений были простые английские труженики, которые — часто в союзе с более состоятельными слоями населения — вели борьбу за то, чтобы завтра им жилось хотя бы немного лучше, чем сегодня, а послезавтра — еще лучше. Их устремления и цели порой были наивны, они нередко пытались опередить время, как бы "перескочить" через необходимые его этапы, но всегда и во всем ими неизменно руководило простое человеческое желание — иметь возможность довольствоваться результатами своего честного труда, искоренять несправедливость, ущемление своих прав. Когда читаешь эту работу, то за неторопливым и, в общем-то, бесхитростным повествованием Поулсена встает из многообразия событий и времен единая и монолитная фигура великого английского народа, гордого и свободолюбивого, сквозь горести и лишения, сквозь жертвы и сопротивление правящих классов неуклонно ищущего путь к высшей социальной справедливости.

Путь этот нелегок и непрост. Так же трудно и мучительно искали (или продолжают искать) его и другие народы, среди них не так уж давно были наши деды и прадеды. Мы горды тем, что первыми в мире нашли его, но не кичимся этим и уважаем народы, еще ищущие свой путь. "Никто не знает настоящей правды" - так закончил Чехов почти 100 лет назад одну из своих лучших повестей, "Дуэль". И поставил точку. А потом написал еще несколько строк: "В поисках за правдой люди делают два шага вперед, шаг назад... И кто знает? Быть может, доплывут до настоящей правды..." И точно так же, находя и ошибаясь, продвигаясь вперед и откатываясь назад, "плывут к настоящей правде" непридуманные герои книги Поулсена, плывет английский народ. И вот эта наступательность, динамика книги Поулсена делает ее глубоко патриотичной, превращает ее в орудие борьбы против тех, кто в самой Англии хочет представить народ этой страны покорным судьбе и "демократическому" государственному устройству.

Автор затрагивает множество важных событий английской истории, но при этом композиционно (да и чисто количественно) выделяет некоторые "ударные точки", в которых, образно говоря, концентрировались и выплескивались через край все противоречия того или иного периода. Первая из таких "точек" - восстание Уота Тайлера в 1381 г ., начатое крестьянами графства Эссекс, чтобы сразу перекинуться на Кент и другие соседние графства, а затем и на юг страны, включая ее столицу — Лондон. Но автор не торопится рассказать нам о том, как это было, его главная задача — разобраться, почему случилось именно так, именно в то время. Здесь (как и в дальнейшем, в других сюжетах) Поулсен интенсивно насыщает текст выдержками из документов тех лет, в частности из "Анонимной хроники", составленной враждебно относившимся к восстанию неизвестным монахом аббатства св. Марии в графстве Йорк.

... историк, занимающийся событиями далекого прошлого, должен стремиться как бы проникнуть сквозь время, в чем-то отождествить свои мысли, чувства, переживания с внутренним миром тех, о ком он пишет. И Поулсен постоянно "прорывается" сквозь время, ведя за собой и читателя. Вот простой пример: автор вместе с читателями рассуждает, почему получилось так, что восстание Уота Тайлера на протяжении первых двух недель "практически не встретило вооруженного сопротивления". Да, тут же отвечает он, тогда не было ни регулярной армии, ни постоянной полиции, а основные войска короля и его вассалов плыли морем в Португалию или были в Шотландии... Но это не все, Поулсен добавляет: "К тому же активный народный протест считался тогда таким же невероятным и противоестественным, как, скажем, бунт лошадей или коров". И вот эта-то незатейливая фраза и ставит все на свои места, помогает нам на какие-то мгновения ощутить себя и английскими крестьянами конца XIV века, считавшимися такими же смирными и бессловесными, как домашний скот, и их хозяевами, до поры до времени не беспокоившимися, что в этой уютной и удобной для них жизни что-либо может измениться. Вот это и есть "прорыв сквозь время", и такая "временная" идентификация автора с объектом исследования (а читателя — с персонажами предлагаемой работы) бывает порой просто необходима.

И "скот" заговорил! Крестьяне врываются в поместья феодалов, громят их, уничтожают ненавистные им счета, расписки, долговые обязательства, протоколы судов. Они идут на Лондон! Все новые силы, целые отряды вливаются в их грозную армию. Вот они идут: Уот Тайлер, только что освобожденный из тюрьмы священник-агитатор Джон Болл, Джек Строу (Соломинка), Томас Фаррингдон, за ними сотни, тысячи других. Мы видим это, слышим их поступь, мы тоже идем туда — к стенам Лондона, к Лондонскому мосту... Что же будет? Впереди крестьянского войска небольшой отряд лучников и копейщиков во главе с Тайлером. "Он остановил их на некотором расстоянии от ворот и пошел дальше один". И вот "опускная решетка плавно поползла вверх, а подъемный мост со скрипом и скрежетом начал опускаться. Победа!

Победа?

..... Восстание было потоплено в крови, плахи и виселицы покрыли те самые дороги и селения Англии, по которым еще недавно победоносно шла к Лондону армия Уота Тайлера. Но вольный дух народа, его стремление к свободе не были побеждены. Это стремление "не смогли убить никакие репрессии. Напротив, оно все больше крепло и развивалось, изменяясь по мере того, как изменялись условия жизни, в конечном счете став краеугольным камнем национальной политической структуры".

..... Начав работу с восстания Уота Тайлера и завершив эту часть книги, Поулсен отмечает, что это восстание "было не изолированным явлением, а одним из звеньев логически взаимосвязанной цепи из множества вспышек народного возмущения — восстаний, бунтов, актов неповиновения и других форм протеста, вырвавших у правителей страны ряд последовательных реформ, которые в конечном итоге привели к образованию современного общества". Автор подчеркивает, что восстание Уота Тайлера не только явилось зачином, отправной точкой для дальнейших социальных битв в стране, но и само было в какой-то мере продолжением уже существовавшей в Англии традиции. К этой традиции Поулсен относит, в частности, "первого из вошедших в историю Англии борцов за права простого люда" Уильяма Фитц-Осберта по прозвищу Длинная Борода, который еще в 1194 г . "публично осудил новые поборы (связанные с намерением правительства выкупить из плена короля Ричарда Львиное Сердце), назвав их грабительскими и обвинив богатых купцов и ольдерменов в том, что они перекладывают свою долю на плечи трудового народа". Уильям Длинная Борода и девять его товарищей были казнены, но и это выступление, бунт всего лишь десяти человек, важно для Поулсена, ибо оно — тоже часть героической борьбы его народа. По той же причине в работе упомянут и бесстрашный Робин Гуд, хотя автор прекрасно понимает, что "факт реального существования Робин Гуда и его "веселой дружины" остается предметом исторических дебатов". Но эта легенда (а возможно, и быль) отражает мысли и чаяния английской бедноты времен средневековья.

Все дальше, дальше ведет нас автор через время. В начале 1414 г. (спустя всего 33 года после восстания Уота Тайлера) вновь крупные отряды крестьян и городских тружеников (ремесленников, мастеровых), требовавших ограничения власти светских и — особенно! - церковных феодалов, подходят к Лондону, пытаются штурмовать его. Неудача! Войско восставших разбито, многие пали на поле боя, а несколько десятков их схвачены и казнены. Но за ними следуют новые восстания, новые битвы. В 1540 г. восстание охватывает графство Кент, в его рядах, кроме крестьян, идут уже наемные сельскохозяйственные рабочие, сельские джентри (т.е. мелкая и средняя буржуазия неаристократического происхождения) , горожане. Армия восставших во главе с Джэком Кэдом снова идет на Лондон и вступает в него без боя! Но затем с помощью коварного обмана, измены, перевеса в военной силе власти вновь топят восстание в крови.

В 1497 г . восстают крестьяне и мастеровые Корнуолла, их возглавляет кузнец Майкл Джозеф. Но на этот раз 15-тысячное войско повстанцев не доходит до Лондона, его разбивают по пути к столице. В 1536 г . вспыхивает восстание на севере страны — так называемое "благодатное паломничество". Его участники выступили с требованиями прекратить преследования католиков, начавшиеся после проведения Генрихом VIII церковной Реформации. Но было бы неверным — и Поулсен подчеркивает это — считать "благодатное паломничество" исключительно религиозным движением; начавшись как таковое, оно вылилось в "вооруженный протест народа против социальной и экономической несправедливости существующего государственного устройства". Восставшие "требовали не только прекращения несправедливых религиозных преследований, но также осуществления определенных парламентских реформ, включая принятие законов, касающихся... запрета на практику огораживаний, ограничения баснословно высоких размеров арендной платы". Власти жестоко подавили и это восстание.
Наконец, в 1549 г . восстают крестьяне Норфолка во главе с дубильщиком Робертом Кетом. Это движение, также начавшись на религиозной основе, вышло за эти рамки значительно дальше, чем "благодатное паломничество". Но и восстание Кета после успеха на своем первом этапе было разгромлено специально сколоченной карательной экспедицией графа Уорвика. Более 10 тыс. повстанцев погибло в тяжелых боях, более 300 попавших в плен были подвергнуты мученической казни. Среди них были руководители восстания и сам Кет.

Но победа все-таки пришла. Пусть это была не совсем та победа, которой добивались крестьяне и городская беднота, но все же это была победа.

Английская буржуазная революция XVII в. смела с британской земли феодализм, крепостное право было окончательно ликвидировано. Вряд ли надо объяснять, что в XVII в. буржуазная революция была явлением прогрессивным, не случайно именно с Английской буржуазной революции марксистско-ленинская историография ведет отсчет нового времени. И в этой части работы Поулсен также всеми силами пытается проникнуть, "вжиться" в особенности того времени, середины XVII в., ведя туда и нас. "В Лондоне и других крупных городах в поддержку парламента прошли массовые митинги и демонстрации, на улицах перед толпами людей выступали новоявленные проповедники, а ремесленники и мастеровые открыто, не таясь и не страшась, высказывались по всем наболевшим вопросам, независимо от того, касались ли они религии, политики или быта. Всколыхнулась вся страна, воспрял духом весь трудовой люд, мнение которого раньше попросту никого не интересовало", — так пишет о последних предреволюционных годах Чарлз Поулсен.

И революция начинается, она идет все шире, глубже, врывается в самые дальние уголки страны, затрагивает все слои населения. Но мыслимо ли, мыслимо не просто победить короля на поле брани (это-то, возможно, и получится), а уничтожить его и всю систему, во главе которой он стоит? И вот уже звучат слова: "Даже если мы побьем Карла еще 99 раз, все равно он по-прежнему останется королем, а мы — бунтовщиками". И знаменитый ответ Кромвеля: "Тогда зачем же мы вообще брались за оружие?". Мы и это слышали, читали, даже видели в английской кинокартине, где Кромвеля играл замечательный актер Ричард Хэррис, а Карла I — блестящий Алек Гиннес. Но и работа Поулсена необходима нам, она помогает понять это время шире, объемнее, ярче. В этом заключается ее смысл, ее значение. Главы, посвященные Английской буржуазной революции (их четыре), написаны, пожалуй, наиболее ярко. Постоянно вводимые автором в текст короткие диалоги, высказывания участников событий помогают лучше понять, а порой и "увидеть" эти события. Когда в 1660 г . а Англии была восстановлена монархия и новый король Карл II начал беспощадную расправу с "убийцами" своего отца (т.е. теми, кто поставил подпись под смертным приговором Карлу I), Ричард Рамболд крикнул с эшафота: "Я убежден, что Бог ни одного человека не наделял правом властвовать над другими, ибо как никто не появляется на белый свет с седлом на спине, так никто не рождается и со шпорами на ногах, чтобы погонять других" (с.137). А ведь Кромвель, Рамболд, их соратники сражались за торжество буржуазного строя, который в наши дни мы воспринимаем — и это вполне справедливо — только негативно. Но читатель именно из таких наглядных мест в работе лучше поймет и почувствует разницу между капитализмом нынешним и молодым, прогрессивным, отстаивавшим свое право на жизнь в яростных атаках на бастионы феодализма.

.....А вот главу о "мучениках Толпаддла" — шести сельскохозяйственных работниках из графства Дорсет, "осмелившихся" в декабре 1833 г . организовать свой профсоюз, — следует отметить особо. В силу ряда обстоятельств жители Толпаддла не решились открыто заявить о создании своего профсоюза, и власти, объявив его "тайным обществом", арестовали шестерых "зачинщиков" (членов профсоюза было значительно больше, но остальные, испугавшись, предпочли повиниться) и после судилища, разыгранного по заранее разработанному сценарию, отправили их на каторгу в далекую Австралию. Из множества британских законов было выжато максимальное за это "преступление" наказание — семь лет! До суда и в ходе его на обвиняемых оказывалось циничное давление, их убеждали повиниться, раз и навсегда отказаться от таких затей. "Не удалось. Отчаяние, страх перед неизвестностью, горечь от собственного бессилия не лишили их человеческого достоинства и чести". Поражает своим благородством поступок Джеймса Хэммета, который был арестован по недоразумению: в профсоюз входил не он, а его брат Джон. Но жена Джона ждала ребенка, и холостой Джеймс ни словом не обмолвился об "ошибке" судей (промолчали по его настоянию и другие подсудимые), отправившись на каторгу, для него вдвойне несправедливую. Мужество "мучеников Толпаддла", социальная нелепость такого обвинения в годы, когда по всей Англии возникали и множились профсоюзы, всколыхнули всю страну. Сотни, тысячи петиций поступали на имя короля Вильгельма IV, в парламент, начались массовые митинги и манифестации. Поулсен справедливо называет вопрос об особождении толпаддлцев "главным политическим вопросом страны". Протест выражали представители самых разных слоев населения — факт очевидного беззакония сплотил их. Протестовал и парламент: депутаты палаты общин постоянно обращались с запросами в правительство. В апреле 1834 г . 40-тысячная толпа подошла к зданию парламента, чтобы вручить для дальнейшей передачи королю "петицию" (это был огромных размеров рулон бумаги) в защиту "мучеников Толпаддла", под которой подписалось полмиллиона англичан. Король и правительство сопротивлялись еще три года, но все же вынуждены были уступить. Летом 1837 г . толпаддлцы начали возвращаться на родину. Последним вернулся несчастный Хэммет, которому пришлось пройти до ближайшего порта почти 400 миль — так далеко его "упекли"!

Трагическая история "толпаддлских мучеников" замечательна, пожалуй, неслыханным в Англии проявлением солидарности практически всего народа. Англичане помнят это, и в многочисленных рецензиях на книгу Поулсена, появившихся в британской прессе (марксистская и прогрессивная печать дали работе особенно высокую оценку), ее издание часто связывали со 150-летием со дня позорного толпаддлского судилища - т.е. март 1984 г . На самом же деле Поулсен намеревался приурочить выход своей книги к 600-летию восстания Уота Тайлера, но издать работу оказалось не так легко, и волокита затянулась на три года.

В эпилоге автор, подводя итоги, делает крайне важные выводы. Как бы забыв о том, что он сам же писал о "торжестве демократии" в современной Англии, Поулсен говорит: «"Золотое тысячелетие" социальной гармонии, стабильности и всеобщей справедливости, о котором мечтали пионеры борьбы за свободу, равенство и братство, пока так и не наступило. Для нашего общества по-прежнему характерно колоссальное неравноправие в области образования, жилья и здравоохранения; богатые, как и прежде, слишком богаты, а бедные слишком бедны». Завершает работу автор такими словами: "Англия неотвратимо превращается в страну, раздираемую гражданскими потрясениями, классовой борьбой и нищетой, беспрерывной борьбой трудового народа за право на элементарное человеческое существование; не в меньшей мере ей грозит реальная перспектива оказаться втянутой в ядерный конфликт, который превратит страну в бесплодную радиоактивную пустыню"(с.265) .И эти слова, этот замечательный эпилог достойно венчают работу Поулсена. Написав правдивую историю борьбы английского народа за свои права, за лучшую жизнь, автор логически пришел к пониманию очевидной и неоспоримой истины: борьба эта не завершена. "Перед нашим поколением, — пишет он, - стоит величайшая задача — довести до логического конца вековую борьбу английского народа за идеалы свободы и демократии. Нам есть за что бороться, есть ради чего побеждать!".

С.Н.Бурин

Из предисловия к книге к книге Чарлза Поулсена "Английские бунтари"
(в сокращении)

 

ОТ АВТОРА - Чарлза Поулсена



Чарлзу Хобдею — исследователю, поэту, социалисту и другу


ВВЕДЕНИЕ


Эта книга, созданная во многом под влиянием 600-летней годовщины крестьянского восстания 1381 г., является попыткой отдать дань уважения всем радикальным народным движениям, дух и идеалы которых стали вдохновляющим наследием более поздних веков.

Следует сразу же отметить, что многие современные историки до сих пор рассматривают это восстание как ненужный и обреченный на поражение бунт неграмотной, темной толпы, предводимой талантливым организатором, но неисправимым идеалистом: не добившись никаких преобразований, оно привело только к гибели множества простых людей и ряда государственных деятелей того периода. Во всяком случае, если о нем и заходит речь на уроках истории в английских школах, то преподносят его обычно как нетипичное отклонение в последовательном развитии конституционных и законодательных реформ, знаменовавших постепенный переход Англии от феодального, аграрного общества, основу которого составляли знать, духовенство и крестьяне, к современному индустриальному, демократическому государству "всеобщего благоденствия".

Однако для представителей левого крыла рабочего движения — социалистов, коммунистов, тред-юнионистов и прочих — крестьянское восстание 1381 г. остается первым значительным народным движением в Англии, героическим и революционным событием ее истории, когда тысячи и тысячи простых людей оставили свои дома, семьи и фермы, чтобы принять участие в великом, полном опасностей деле, которое в случае успешного исхода могло бы привести к созданию новых, лучших условий жизни для всех членов общества, к жизни, основанной на принципах свободы личности и социальной справедливости. И даже несмотря на свои трагический исход, восстание явило странам Европы первый образец справедливой социалистической политики, о чем явно свидетельствовал смысл торжественной проповеди, с которой священник Джон Болл обратился к восставшим вилланам в Блэкхите на праздновании дня тела Христова в 1381 г .

Цель данной книги - рассказать об этом великом народном протесте против феодальных порядков, отдать дань уважения его героическим жертвам, память о которых дошла до нас через все века, и попытаться проследить дальнейший ход развития радикальных идей в английской истории.

Чарлз Поулсен


Последнее замечание: книга Поулсена была издана в 1987 году и примечания к тексту были сделаны, естественно, с учетом руководящей и направляющей роли КПСС и ее идеологических постулатов.