Дополнение 1

Томас Мор о революции, а также жалобы ткачей Сеффока и Эссекса, жалобы на спекуляцию, об организации шерстяной промышленности в Англии, акт о наказаниях для бродяг и упорных нищих

 

Томас Мор об аграрной революции в XVI веке

* Томас Мор (1478—1535.) — министр Генриха VIII . За несочувсгвие реформации был казнен; в своей книге «Утопия» (опубликованной в 1516 г .) Мор дал яркую картину нищеты и эксплоатации английских народных масс, противопоставив этому во второй пасти книги идеальное социалистическое общество, помещенное автором на несуществующий остров «Утопия» («Утопия» по-гречески значит «нигде»).

 

Самая существенная причина общественной бедности заключается в неизмеримом количестве «благородных», которые подобно праздным трутням, питаются работой и потом своих крестьян предоставляя им обрабатывать свои поля и высасывая из арендаторов всю его кровь, чтобы увеличить свои доходы...

Есть еще одна [кроме войны] чисто местная причина, свойственная исключительно Великобритании. В чем заключается она? В бесчисленном количестве овечьих стад, которые теперь покрывают всю Англию. Эти повсюду смирные и нетребовательные животные у нас оказываются до того жестокими и прожорливыми, что бросаются на людей и прогоняют их с земли, с насиженных мест, из домов и деревень.

Действительно, ко всем местам, где собирается нежная и драгоценная овечья шерсть, спешат благородные богачи и даже достопочтенные

Аббаты (настоятели монастырей – прим. ред.), чтобы присвоить себе участок земли. Ни привилегии, на доходы с поместий — ничто не удовлетворяет этих жалких людей; им мало того, что они проводят жизнь свою в праздности и удовольствиях в тягость обществу, и без пользы государству. На протяжении многих миль в окружности они лишают почву всякой обработки и превращают ее в пастбище, они сравнивают с землей дома и целые деревня, оставляя только, церкви, да и то с тем, чтобы устраивать в них хлевы для баранов; самые населенные и прекрасно обработанные земли благодаря им превращаются в пустыни. Без сомнения, они опасаются, что будет слишком много садов и лесу и таким образом звери останутся без пастбищ.

И вот такой жадный владелец окружает стеной пространство в несколько тысяч акров земли; честных крестьян выгоняют из домов — одних обманом, других силой, в лучшем случае длинным рядом притеснений и судебных волокит, так что в конце концов они принуждены бывают продать свою, собственность. И вот эти-то семейства, более богатые численностью, чем средствами (так как земледелие требует многих рук), кочуют по полям и дорогам: мужчины и женщины, вдовы и сироты, отцы и матери с малыми ребятами. С плачем покидают эти несчастные ту. кровлю, под которой они родились, землю, которая их кормила, и не знают, где искать себе пристанища. За бесценок сбывают они затем свой скарб, какой только могли захватить с собой, все вещи, имеющие сами по себе малую ценность. Да и то еще ладно. Ведь покупатель и это мог отнять у них. Когда и такой слабый источник исчерпывается, что конечно не заставляет себя долго ждать, — что же им остается дальше? Воровство, а вслед за ним виселица. Может быть им бы лучше влачить свою горькую судьбу в качестве нищих? Но тогда ведь никто не задумался бы бросить их в тюрьму как бродяг и бездомных людей. А в чем же состоит их преступление? Да только в том, что они не могут найти себе никакой работы, которой они, только добиваются изо всех сил. Да и кто бы, мог им дать эту, работу? Они ведь только и умеют, что обрабатывать поля; значит там, где больше не думают о посевах и урожаях, дела для них нет. Одного пастуха достаточно теперь, чтобы пасти стадо на таком пространстве, которое прежде требовало обработки сотни рук. Какой же получается результат? Повсеместное сильное вздорожание съестных припасов. Но это еще далеко не все. После увеличения пастбищ повальные болезни вроде чумы уничтожили бесчисленное количество овец. Право, можно подумать, что само небо карает посредством этого страшного мора ненасытную жадность хозяев, хотя в таком случае справедливее было бы обратить эту болезнь на них самих. Самая цена шерсти так возросла, что бедняки, производившие в прежнее время из нее сукно, теперь уже не в состоянии её покупать. И вот новая причина большого количества праздных людей. Нельзя отрицать, что число овец растет с каждым днем в значительном количестве, однако, несмотря на это, цена на них нисколько не понизилась, так как, хотя торговля шерстью официально и не составляет монополий, фактически же однако находится в руках нескольких богатых скупщиков, которые могут выжидать и продают ее с большими выгодами для себя...

Томас Мор, Утопия, пер. с лат. Генксля 1923 г.


ЖАЛОБЫ ТКАЧЕЙ СЕФФОКА И ЭССЕКСА ( 1589 г .)


Лорду хранителю королевской печати. Жалуются и докладывают вашей почтенной милости ваши бедные просители... ткачи шерстяных тканей... в графствах Сеффок и Эссекс и городах Ипсиче, Гэдли, Лавенгаме... Баргольте, Кольчестере и Дедгаме... Его королевскому высочеству было угодно, заботясь об общем благе английского королевства, издать некоторые акты и статуты, один из которых касается чистой и правильной выделки шерстяных тканей; в нем было предписано, что шерстяные ткани всегда должны иметь полную меру как в ширину, так и в длину, что всегда требует от ваших просителей дополнительных расходов, лишнего труда и других хлопот при изготовлении каждой штуки, как ваша милость ясно может видеть. Однако ваши просители, ткачи, не могут за это получить никакой дополнительной платы от своих хозяев-скупщиков. Вследствие этого ремесло ткача, являющееся самым главным и чистым пунктом в изготовления сукна, уже пришло в большой упадок, так что уже никто в этих местах не желает отдавать своих детей в это ремесло, и может быть л течение нескольких лет в этих графствах Сеффок и Эссекс ткачи вовсе переведутся. Сверх того, милостивейший лорд, эти богачи-суконщики держат в своих домах ткацкие станки, а также ткачей и валяльщиков на ежедневной работе, и вследствие этого ваши просители, работающие в своих домах, имеющие жен и детей, постоянно лишаются заработка. И чем больше они живут, тем более им угрожает крайняя бедность, так как богачи-суконщики согласились между собою платить одинаковую плату за тканье сукна, и эта плата так мала, что ваши просители-ткачи не могут своим трудом поддержать свое бедное хозяйство, хотя они и работают непрестанно днем и ночью, и в праздник и в будни; но, чтобы избежать безработицы, ваши бедные подданные принуждены брать работу за плату, назначаемую суконщиками. Вследствие этого многие из ваших просителей, прежде имевшие хорошее хозяйство, издержали и растратили все свое имущество и рады поступить в услужение к другим людям, и еще больше из них скоро очутится в таком положении, если не будут приняты спешные меры против этого. Обо всем этом ваши просители в свое время составили билль и представили его в парламент, но до сих пор от этого они получали мало толку. Да будет угодно вам, почтенный лорд, по вашей обильной доброте и вашему милосердию, быть добрым лордом для ваших просителей и замолвить доброе слово и оказать вашу милостивую помощь для продвижения вышеупомянутого билля в парламенте, так, чтобы от него получились какие-нибудь результаты. А ваши просители будут всю свою жизнь молить бога сохранить вашу милость и дать вам долгую жизнь.


ЖАЛОБЫ НА СПЕКУЛЯЦИЮ ШЕРСТЬЮ (1557г.)


Мнение и ответ суконщиков в графстве Глостерском касательно дороговизны и крайне высоких цен на шерсть.

Многие лица, достающие себе разрешения на покупку и продажу шерсти в^этом королевстве или на вывоз ее за море, собирают под этим предлогом в свои руки большое количество шерсти, больше, чем позволяет норма, указанная в их разрешениях, и потом перепродают эту шерсть суконщикам этого королевства по крайне высоким ценам.

Далее те лица, у которых есть такие разрешения, спекулируют ими и продают часть выгод, связанных с этими разрешениями, другим лицам, а также берут агентов, которые оперируют для своей личной выгоды; и все -они также скупают большие запасы шерсти, гораздо больше, чем позволяет норма, указанная в разрешениях, и опять-таки перепродают эту шерсть.

Далее купцы-складочники (staplers) и их агенты собирают в своих руках очень большие запасы шерсти под предлогом переправки ее за море, но на самом деле держат ее у себя почти до конца года, и потом перепродают ее; продажу они производят в своих домах или в рыночных местечках, а иногда шерсть, которую они продают, никуда не перевозилась из домов корабельщиков или даже производителей.

Далее те же складочники под предлогом продажи своей бракованной шерсти много раз продают и сбывают большие партии шерсти, но при продаже они берут такие же или еще более высокие цены, чем те, за которые суконщики могли бы купить самую лучшую шерсть непосредственно у производителей.

Далее, есть множество маклеров и посредников по продаже шерсти, заключающих с производителями или с корабельщиками сделки на большие, партии шерсти задолго до того, как она может быть им доставлена; они дают за нее только задаток на условии доставки ее в течение года в разные сроки, которые кажутся им наиболее удобными для продажи ее на еженедельных рынках; таким образом рынок обычно обслуживается такими владельцами разрешений (licensers), складочниками, их якобы факторами и агентами и такими маклерами и посредниками и очень мало производителями и корабельщиками. И есть складочники, которые скупают шерсть здесь, на наших рынках, а потом перепродают ее опять на тех же рынках, так что значительная и большая часть суконщиков, обладающих лишь незначительным капиталом и не имеющих средств на большую предварительную закупку шерсти, не может покупать шерсть непосредственно у производителей во всякое время, как это бывало прежде, так как все эти вышеописанные люди перебивают у них шерсть; и суконщики принуждены теперь покупать шерсть у этих людей к своему крайнему разорению и к обеднению большого числа бедных людей, получающих заработок исключительно от суконщиков и не находящих других средств к существованию. Около 30-го года царствования нашего благородного короля, славной памяти Генриха VIII, в этом королевстве было много монастырей, и много народа в этих местах было призреваемо и вело праздную жизнь; а теперь, в наше время, слава богу, имеется столько же народа или даже больше, а средств к жизни в этих местах мало или вовсе нет. Если бы были назначены люди для выяснения истинного положения дел, они увидели бы, что в этом графстве построено в течение последних 30 лет более пятисот коттэджей для бедного люда, получающего по большей части заработок исключительно от суконщиков и тем питающего себя и свои семейства.

Таwney and Power, Tudor Economic Documents. р . 191 —193.


ОРГАНИЗАЦИЯ ШЕРСТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ( 1615 г .)


Производители шерсти во всех областях делятся на три группы:

1. Это крупные землевладельцы, кои обладают собственностью из землю и скот и выдаются своим богатством. Они могут задержать продажу своей шерсти и предоставить суконщикам отсрочку в уплате, чтобы увеличить цепы. Численно эта группа мала.

2. Те, которые арендуют землю у короля, знатных лиц или джентльменов и продают столько, сколько допускает или их инвентарь, или кредит. Их много, и производят они большое количество шерсти.

Большинство их вперед запродает свою шерсть или обещает уступить ее за деньги, которые они берут в долг весной, чтобы купить себе овец для производства шерсти; тогда они нуждаются в деньгах, чтобы заплатить свою благовещенскую ренту, и удвоить инвентарь на своей земле, как этого требует весеннее время; и в то асе время суконщики тратят свой капитал на пряжу, чтобы сделать запас в сенокосу и жатве, когда вылрядется недостаточное количество пряжи, так что как фермеры, так и суконщики испытывают тогда одновременно крайнюю нужду в деньгах.

3. Общая масса сельских хозяев с небольшим доходом во всех областях, производящих шерсть; у каждого из них обычно имеется шерсть, хотя и в небольшом количестве. Их много во всех областях, и они (вместе) имеют большое количество шерсти, хотя и в маленьких долях. Многие из них берут у скупщиков шерсти деньги в долг, чтобы купить овец и заполнить ими свои общинные пастбища. Их доли так малы, время продажи настолько различно, расстояние между ними и суконщиком так велико, что для них было бы сущим разорением предоставить суконщику во время продажи отсрочку платежа или , зависеть от суконщика в установлении цен.

Эта шерсть обыкновенно обрабатывается 4 группами людей:

1. Богатый суконщик, который покупает себе шерсть у производителя в областях, производящих шерсть, делает себе запас на целый год заранее и хранит его в складе, а в зимнее время эта шерсть выпрядается его собственными пряхами, ткется его собственными ткачами а валяется его собственными валяльщиками, и все это за самую низкую плату. Эти суконщики могут прекрасно обходиться без скупщиков шерсти и могут тоже получить ее по своей цене; а кроме того многие из них занимаются перепродажей и перепродают очень много, если не большую часть той шерсти, которую они покупают.

2. Вторая группа — менее богатые суконщики, которые редко или вовсе не ездят покупать себе шерсть в тех областях, где она производится, а большую часть ее берут в кредит на рынке; ставят многих бедняков на работу, превращают теперь шерсть в сукно, а потом продают его в неотделанном виде в таких местностях, как Девоншир и Йоркшир (а уже другие отделывают его и продают в Лондон за наличный расчет), а потом приходят на шерстяной рынок, платят старый долг и снова берут в кредит. Многие в этой группе хорошо живут, становятся богатыми и дают тысячам работу; они не могут обойтись без скупщика шерсти, ибо иначе они должны были бы уволить своих рабочих и поступить в услужение к богатым суконщикам за 4 или 6 пенсов в день, т. е. жить впроголодь.

3. Третья группа — это те суконщики, которые не имеют достаточно капитала, чтобы поместить его частью в шерсть и частью в пряжу, и часть сберегать в виде готового сукна, как делают богатые суконщики; они или вовсе не покупают шерсти, или лишь немного, по еженедельно покупают пряжу на рынке и тогда переделывают ее в сукно, а затем продают за наличные деньги и на них снова покупают пряжу, каковую пряжу еженедельно выносит на рынок много бедного народа, не желающего прясть за низкую плату на суконщика, по имеющего достаточно капитала, чтобы работать самостоятельно; сообразно надобности они покупают свою шерсть еженедельно очень маленькими партиями и на рынке и приносят ее туда еженедельно в пряже и от этого получают очень хорошую выгоду, имея прибыль как от своего труда, так и от продажи, и живут очень хорошо. Этих прядильщиков так много, что знающие люди предполагают, что больше половины сукон, выделываемых в Уильтшире, Глостере и Соммерсетшире, производится средствами этих прядильщиков и бедных суконщиков; они зависят от скупщика шерсти, который .еженедельно обслуживает их шерстью за наличные или в кредит.

4. Четвертая группа — те, кто производит сукна лучших сортов; в этом производстве работают тысячи бедного люда, живущего около портов и на побережьях от Ярмута до Плимута и во многих больших городах вроде Лондона, Норича,, Кольчестера, Кентербери, Сауземптона, Экзетера и многих других. Эти люди благодаря своему большому, трудолюбию и умению пускают в дело большую часть грубой шерсти, производимой в королевстве, и эту по такой же высокой или еще более высокой цепе, какую суконщики платят за самую тонкую шерсть в королевстве...


АКТ О НАКАЗАНИЯХ ДЛЯ БРОДЯГ И УПОРНЫХ НИЩИХ ( 1597 г .)


I. Для борьбы с бродягами и упорными нищими постановляется властью настоящего парламента... что мировые судьи в графствах и городах этого королевства и княжества Уэльс на своих четвертных сессиях... должны принимать постановления об устройстве... одного или нескольких исправительных домов в своих графствах и городах...

III. ...всякий, кто этим актом признается бродягой или упорным нищим, схваченный после ближайшей пасхи за выпрашиванием милостыни, бродяжничеством или бесчинством в каком-либо месте в этом королевстве или в княжестве Уэльс, должен быть после своего ареста, по распоряжению мирового судьи, констэбля пли десятского... раздет догола выше пояса и публично бит кнутом, пока его или ее спина не покроется кровью; а потом их следует пересылать из прихода в приход... ближайшим путем до тех приходов, где они родились, если эти приходы известны... а если они неизвестны, то в те приходы, где он или она жили перед наказанием в течение года, и там они должны наняться на работу, как следует честным людям; а если неизвестно, где они в последнее время проживали, то их следует посылать в тот приход, через который они в последний раз прошли без наказания. И после наказания кнутом данное лицо получает свидетельство, подписанное мировым судьей... с приложением его печати, удостоверяющее, что это лицо было наказано согласно этому акту, с упоминанием о дне и месте наказания и о том месте, куда данное лицо направляется, и о том времени, которое ему предоставлено, для того чтобы прибыть в это место под страхом ответственности. И если это лицо но своей вине не выполнит предписания, содержащегося в данном свидетельстве, то его следует немедленно схватить и наказать кнутом, и делать это всякий раз, как им будет нарушено какое-либо из предписаний этого статута... а такое наказанное кнутом лицо, относительно которого неизвестно, где оно родилось или где в последний раз проживало в течение года, должно быть отправлено должностными лицами деревни, через которую оно в последний раз проходило без наказания, в исправительный дом того округа, в котором лежит деревня, или в общую тюрьму графства или местности; и там оно додано оставаться и работать, пока не будет ему найдена какая-нибудь служба...

IV. ...Если окажется, что кто-либо из этих бродяг представляет опасность для простонародья той местности, где его взяли, и вообще не может быть исправлен от своей бродяжнической жизни мерами этого статута, то в каждом таком случае мировые судьи округа, где он будет взят... могут заключить такого бродягу в исправительный дом или в тюрьму графства впредь до ближайшей четвертной сессии ...и тогда по решению этих судей или большинства из них (эти бродяги) могут быть изгнаны из этого королевства и всех его владений и на государственный счет сосланы в те заморские страны, которые будут предназначены для этого Тайным советом ее величества или ее преемников... или же пожизненно отправлены на казенные галеры... и если кто-либо из сосланных бродяг вернется обратно в какую-либо местность этого королевства или княжества Уэльс, не имея на то законного разрешения, то такое преступление будет караться смертной казнью...