Памфлеты

Джона Лильберна ( John Lilburne )

 

Сборник памфлетов Джона Лильберна был издан в СССР в 1937 году.

Трудно сказать, была ли это плановая работа или кто-то из работников издательства хотел на что-то или на кого-то намекнуть, тем не менее в серии "Трибуны революции" была издана маленькая книжечка, на 24-й странице которой было напечатано "Открытое письмо тюремщикам Флитской тюрьмы...", которое заканчивалось словами:

"Итак, остаюсь ваш незаконно угнетаемый узник, готовый подвергнуться новым оскорблениям с вашей стороны, но открыто выступающий против вашей злобы.

честный Джон Лильберн"


Интересно, сколько честных членов ВКП(б) с дореволюционным стажем, сидело в 1937 году не во Флинтской тюрьме, а, скажем, на Лубянке?

Интересно и то, как воспринимались в 1937 году слова:

" Если кто силой оружия будет мешать выборам народных представителей, то он будет наказан по уголовным законам, как мятежник. Если какое-либо лицо, не имеющее права быть избирателем или быть избранным, тем не менее примет участие в выборах или если какие лица будут вести себя на выборах грубо и нарушать порядок, – все такие лица должны быть подвергнуты серьезному допросу и отданы под суд за свои проступки с наложением штрафа или другим каким-либо образом наказаны по решению и приговору суда присяжных".

А как относились читатели книги к словам Лильберна о том, что "Коммунизм первых христиан был добровольный, а не принудительный..."?

А писал все это Лильберн в году 1649-м от рождества Христова.

Не знаете, кстати, волновали в то время россиян вопросы избирательного права? А вопросы судопроизводства? А свобода печати?

Впрочем, это лирическое отсупление, а теперь о самой книжке.

Она невелика по объему - 120 страничек, размером с большой блокнот и в нее включены шесть памфлетов Джона Лильберна:

- Открытое письмо тюремщикам Флитской тюрьмы (4 октября 1640 г.)

- Защита прирожденного права Англии (10 октября 1645 г.)

- Новые цепи Англии (26 февраля 1649 г.)

- Вторая часть Новых цепей Англии (24 марта 1649 г.)

- Манифест Дж.Лильберна, У.Уольвина, Т.Принса и Р.Овертона из Тоуэра (14 апреля 1649 г.)

- Соглашение свободного народа Англии (1 мая 1649 г.)


Работы Лильберна предваряет предисловие В.Семенова:


Предисловие

Джон Лильберн родился в 1618 г . Его отец Ричард Лильберн, мелкопоместный дворянин, имел небольшое имение в северном графстве Англии Дергем. Здесь, на севере, протекло детство Лильберна; здесь же, в местных городах, он получил первоначальное образование. Но его школьное образование продолжалось недолго. По распространенному тогда в среде английского джентри обычаю устраивать младших сыновей в торговле или промышленности, Джон Лильберн был отправлен отцом на выучку к одному богатому лондонскому сукноторговцу. В последние годы ученичества, продолжавшегося семь лет, Лильберн выполнял самостоятельно поручения своего хозяина, в частности, не раз совершал торговые поездки в Голландию. Жизнь в шумном столичном городе, возможность бывать за границей, а также частые посещения лондонской биржи, где можно было встречать людей самых различных наций, – все это должно было оказать немалое влияние на быстрое развитие юноши Лильберна.

30-е годы XVII в., когда формировались характер и мировоззрение Лильберна, были замечательными годами в истории Англии. Страна была накануне буржуазной революции. Выросшая и окрепшая буржуазия все более тяготилась королевским абсолютизмом. Еще с начала XVII в. буржуазная оппозиция вела упорную борьбу с королевскими министрами, требуя реформ и отказывая правительству в сборе налогов без разрешения парламента. В 1629 г., в результате особенно резкого столкновения с оппозицией, король Карл I разогнал непокорный парламент, после чего в течение 11 лет правил самовластно без представительного учреждения. Королевские министры незаконно собирали налоги и без всякого стеснения сдавали на откуп торговые и промышленные монополии. «Прямые посягательства Карла I на свободную конкуренцию все более и более подтачивали торговлю и промышленность Англии»*. В качестве послушного орудия абсолютизма большую роль играла английская государственная епископальная церковь. Стоявший во главе ее архиепископ Лоуд обрушивался свирепыми преследованиями на всех уклонявшихся от установленного культа и пытавшихся создать независимые от абсолютистского государства религиозные общины. Священникам предписывалось с церковных кафедр защищать и оправдывать королевский деспотизм. Однако число недовольных казенной церковью все увеличивалось. Пуританство – широкое общественно-религиозное движение, начавшееся еще в конце XVI в. и включившее в себя самые различные секты – от умеренных до самых крайних, – находило все большее распространение в среде буржуазии, близкого к ней нового предпринимательского дворянства, части крестьян и городских плебейских элементов. Лондон и его окрестности оказались особенно восприимчивы к новой идеологии, в религиозной форме отражавшие протест против феодально-абсолютистского строя. Впечатлительный, страстно увлекающийся Лильберн быстро оказался захваченным новым течением. Он лично познакомился с наиболее выдающимися пуританскими учителями, с жадностью поглощал пуританскую литературу, обычно печатавшуюся в Голландии, и скоро сам принял участие в транспорте и распространении запрещенных памфлетов. Епископским шпионам удалось, однако, выследить конспиративную деятельность Лильберна, и в декабре 1637 г . он был арестован. Девятнадцатилетний Лильберн на допросе держался очень смело, спорил со следователем и в конце концов категорически отказался отвечать на вопросы. Звездная палата – специальное учреждение по борьбе с религиозными и политическими преступниками – присудила его к высокому штрафу в 500 фунтов стерлингов, публичному бичеванию и выставлению к позорному столбу. Свирепый приговор был приведен в исполнение 18 апреля 1638 г ., после чего Лильберн был снова брошен в тюрьму, где и пробыл до начала революции. Лишь в мае 1641 г . он был освобожден по распоряжению нового, так называемого Долгого, парламента (собравшегося в конце 1640 г . и просуществовавшего до 1653 г .). первый из публикуемых ниже памфлетов, «Открытое письмо Джона Лильберна к тюремщикам Флитской тюрьмы» (написанное 4 октября 1640 г .), ярко изображает условия содержания политических заключенных в дореволюционной Англии, а также дает представление о несокрушимой энергии молодого Лильберна.

* Маркс и Энгельс. Соч. Т. VIII. С. 278.

 

Летом 1642 г . в Англии началась гражданская война парламента с королем. Страна разделилась на два враждебных лагеря: развитый в торгово-промышленном отношении юго-восток, во главе с лондонской буржуазией, составлял области парламента; отсталый феодальный северо-запад держал сторону короля, переселившегося со своим двором из Лондона в Оксфорд. Джон Лильберн, естественно, не мог остаться в стороне от событий и принял в гражданской войне самое активное участие. В качестве младшего офицера он храбро сражался в нескольких битвах против кавалеров* и в одной из них был ранен. Победа в первые годы войны склонялась на сторону роялистов, которые угрожали захватить самый Лондон. В ожесточенной схватке при Брентфорте, близ Лондона, Лильберн был взят в плен (ноябрь 1642 г.). кавалеры приговорили уже его к расстрелу, но в результате вмешательства парламента, предложившего обмен пленными, он был освобожден.

* Кавалеры – сторонники короля, роялисты.

По освобождении из плена Лильберн снова продолжал служить в парламентской армии. В 1644 г . он был уже подполковником и участвовал в крупной битве при Марстон-Муре (2 июля 1644 г.), где парламентские войска нанесли первое решительное поражение войскам роялистов. Начавшаяся борьба в рядах сторонников самого Долгого парламента заставила Лильберна весной 1645 г. оставить армию. Пуритане, действовавшие единым фронтом против абсолютизма в ранний период революции, к этому времени раскололись на два враждующих лагеря. Против господствующей в Долгом парламенте пресвитерианской партии (партии крупнейшей, преимущественно лондонской, торговой буржуазии) выступила другая партия – индепедентов, - партия средней и мелкой торгово-промышленной буржуазии и ее союзника – нового дворянства, опиравшаяся в то же время и на демократические элементы – крестьянство, городские плебейские элементы.

У Лильберна, сразу же занявшего место на левом фланге индепедентской партии, скоро возник крупный конфликт с пресвитерианским военным начальством – влиятельным лордом Манчестером и его правой рукой – полковником Кингом. Поддерживаемый Кромвелем, с которым он тогда находился в дружественных отношениях, Джон Лильберн резко критиковал поведение пресвитерианских лидеров, обвиняя их в сочувствии к кавалерам, недостаточной энергии и прямой изменен делу парламента.

Выйдя в отставку, Лильберн продолжал бороться с пресвитерианами, критикуя их политику нетерпимости в церковном вопросе. Он протестует против преследований пресвитерианами крайних индепедентских сект, стеснения печати, сохранения церковных десятин и установления, вместо старой епископальной, новой государственной принудительной пресвитерианской церкви. На этом основании он отказался подписать так называемый ковенант – союзный договор Англии с Шотландией для борьбы с королем, так как им предусматривалось установление пресвитерианства в обеих странах. От религиозной критики и выступлений против отдельных лидеров пресвитерианской партии Лильберн скоро перешел к критике деятельности самого Долгого парламента, руководимого пресвитерианами. О характере этой критики достаточное представление дает другой публикуемый памфлет – «Защита прирожденного права Англии» (датированный 10 октября 1645 г.). Памфлет подчеркивает верховную власть парламента. Но одновременно считает, что сам парламент связан определенными основными законами, гарантирующими вольности нации, отменить которые он (парламент) не имеет права.

В числе реформ, предлагаемых Лильберном, стоят: реформа суда, установление полной религиозной свободы и свободы печати, уничтожение всех торговых монополий. Памфлет был написан Лильберном уже в Ньюгетской тюрьме (в Лондоне), в которую он был заключен по постановлению парламента 19 июля 1645 г . В середине октября он был освобожден, но его нападки на палату лордов, за которой он не признавал ни права высшего суда, ни права верховного законодательства, повели к новым репрессиям. 11 июня 1646 г . раздраженные лорды, при явном попустительстве Долгого парламента, приговорили Лильберна сразу к нескольким наказаниям: огромному штрафу в 4 000 фунтов стерлингов, заключению в Тоуэр (замок в Лондоне) на семь лет и лишению права занимать в течение всей жизни какую-либо гражданскую или военную должность. Но Джон Лильберн и их тюрьмы продолжал свои разоблачения пресвитерианского правительства. В том же духе писали его лондонские друзья памфлетисты Уильям Уольвин, Ричард Овертон, Томас Принс и другие.

К началу 1647 года вокруг Лильберна сложилась группа демократов, послужившая ядром для образования новой демократической партии, отколовшейся от индепедентов. Большое число сторонников Лильберна было в самом Лондоне и его окрестностях, чему немало способствовала давнишняя популярность Лильберна в массе лондонских ремесленных подмастерьев и учеников; но не менее велик был авторитет Лильберна и среди солдат кромвелевской армии, все более подпадавших под влияние «идей общего (равного) права».

Летом 1647 г . в армии политическая жизнь била ключом. Кавалеры были разбиты. Сам Карл I находился в плену у парламента. Встал вопрос о выработке новой конституции и проведении ряда социально-экономических реформ, которые удовлетворили бы интересы крестьян и ремесленников, сражавшихся против короля. Солдатская масса, организовавшаяся с весны 1647 г . в особые солдатские (полковые и общеармейский) советы, принимала живое участие в обсуждении политических вопросов. Однако в армии скоро произошел раскол. Индепедентские генералы и высшие офицеры пытались в течение 1647 г . еще договориться с пленным Карлом I, надеясь восстановить его в качестве конституционного монарха.

Вырабатывая новый проект конституции, индепеденты исключили предоставление избирательных прав широким массам. Это вызвало протесты со стороны наиболее сознательных солдат и демократической части офицерства. На армейской конференции агитаторов (делегатов от различных полков) вместе с генералами и офицерами, происходившей в местечке Петни в окрестностях Лондона 28 октября – 11 ноября 1647 г., левеллеры*, «ученики Лильберна», выступали как уже вполне оформившаяся партия со своей собственной политической программой, изложенной в форме так называемого агримента (Agreement of the People), или Народного соглашения. Левеллеры требовали в ней установления республики и предоставления широкого избирательного права. Кромвель и другие индепедентские лидеры резко выступали против левеллерского проекта, считая его опасным для частной собственности. Не договорившись с индепедентами на конференции, левеллеры пытались добиться принятия армией агримента путем непосредственного обращения к солдатской массе. 15 ноября 1647 г . происходило собрание части армии близ Уэра (в графстве Гертфорд, около 25 км от Лондона), на котором несколько наиболее распропагандированных левеллерами полков потребовали от командования принятия Народного соглашения в качестве новой английской конституции. Кромвелль увидел в этой солдатской демонстрации не что иное, как бунт, и решил немедленно подавить его. Он арестовал ряд солдат-левеллеров, а одного из них приказал расстрелять.

* Название "левеллеры" ("уравнители") было дано последователям Лильберна за их учение о равном для всех праве перед законом, но оно имело в виду также подчеркнуть опасность этого учения для частной собственности. Левеллерами в Англии еще в начале XVII в. назывались крестьяне, восстававшие против огораживаний и ниспровергавшие изгороди, возведенные помещиками на общинных полях.

 

Хотя Лильберн придавал большое значение этой солдатской демонстрации (он даже сам выезжал в Уэр и агитировал среди солдат, воспользовавшись временным освобождением из тюрьмы, откуда он был отпущен на поруки), – неудача уэрского выступления не сломила его энергии. Новая партия продолжала привлекать все большее число сторонников. Сами индепеденты скоро почувствовали необходимость союза с левеллерами, когда оказались перед угрозой новой гражданской войны с кавалерами (с весны 1648 г .). между обоими партиями произошло примирение. Разжалованные офицеры-левеллеры были возвращены на свои посты. Левеллеры, забыв преследования, оказывали индепедентам энергичную поддержку в подавлении кавалерского мятежа. При таких обстоятельствах 2 августа 1648 г. Лильберн, по постановлению парламента, был освобожден из тюрьмы, а приговор о нем палаты лордов аннулирован. Выпуская Джона Лильберна на свободу, пресвитерианские лидеры явно рассчитывали на то, что он по освобождении начнет немедленно нападки на индепедентов, в частности, на Кромвеля, и таким образом соглашение, установившееся между двумя партиями в связи с войной против «общего врага» – кавалеров, будет сорвано. Однако Лильберн в этот момент еще доверял Кромвелю. По выходе из тюрьмы он обратился к Кромвелю с письмом, в котором писал:

«Будьте уверены, что если я когда-нибудь подниму на вас руку, то это случится лишь тогда, когда вы будете прославлены и покинете пути правды и справедливости. Если же вы решительно и беспристрастно захотите идти по этим путям, то я, несмотря на все ваши прежние жестокие меры против меня, до последней капли крови ваш – Джон Лильберн».

Лильберн надеялся склонить Кромвеля и других вождей индепедентов принять свой проект Народного соглашения. Обсуждение левеллерского проекта новой конституции происходило в особой согласительной комиссии из представителей обеих партий с участием самого Лильберна в течение последних месяцев 1648 г. Однако переговоры оказались бесплодными. Индепедентские «гранды» в действительности вовсе не хотели проведения демократической конституции и старались переговорами лишь выиграть время, до тех пор пока им не удалось захватить власть в свои руки. К концу 1648 г . роялисты были окончательно разбиты. 6 декабря 1648 г. офицерами армии была произведена радикальная чистка парламента от пресвитериан (так называемая «чистка Прайда»). 30 января 1649 г . был казнен король, и в Англии установилась республика. Исполнительная власть была поручена властному Государственному совету, в котором большинство членов также было из индепедентов. Захватив власть, индепеденты резко изменили отношения с левеллерами и грубо нарушили свои прежние обещания относительно агримента. Вместо того, чтобы передать Народное соглашение на народный референдум, как этого требовали левеллеры, проект из согласительной комиссии был перенесен на обсуждение офицерского Военного совета, где подвергся серьезным изменениям. Когда Новое соглашение в таком искаженном виде было представлено в январе 1649 г . в парламент, Лильберн и его друзья выступили с решительным протестом. Острую критику офицерского агримента, а также полное освещение взаимоотношений левеллеров и индепендентов за период 1647–1649 гг. Лильберн дал в двух наиболее блестящих памфлетах, включенных в настоящий сборник, – «Новые цепи Англии», датированы 28 февраля 1649 г .) и «Вторая часть Новых цепей» (от 24 марта 1649 г .). оба памфлета написаны в форме петиций, обращенных к Долгому парламенту от имени «благомыслящих жителей» города Лондона и его предместий. Указывая на опасность военной диктатуры, Лильберн требовал в первую очередь упразднения Государственного совета, «угрожающего так явно тиранией» («Новые цепи»), а также созыва нового народного представительства, «справедливо избранного» согласно принципам Народного соглашения («Вторая часть Новых цепей»). В ответ на «скандальные и мятежные» памфлеты Лильберн и его друзья Уольвин, Овертон и Принс 28 марта 1649 г . были снова заключены в Тоуэр.

 

Арест Лильберна и других вождей левеллеров вызвал большое возбуждение в Лондоне, а также была подана петиция, подписанная 30 000 человек, в которой содержался протест против военной диктатуры и требовалось назначение открытого суда для разбора обвинений, предъявленных Джону Лильберну. Со своей стороны, не дремали и враги левеллеров, обвиняя Лильберна и его партию во всевозможных преступлениях, в связях с иезуитами, в атеизме, анархизме, в стремлении уничтожить всякую частную собственность. В таких условиях Лильберн и его друзья решили опубликовать «Манифест левеллеров» (от 14 апреля 1649 г .), в котором подробно отвечали на возводимые на них обвинения. Манифест имеет исключительное значение для понимания социальных взглядов левеллеров; в нем, между прочим, ясно отразилось их отношение к частной собственности. Последняя ими признавалась, а не отвергалась, в противоположность другой ветви левеллеров – так называемых «истинных левеллеров, или диггеров, выступавших в конце 1648 – начале 1649 гг. в различных, главным образом центральных графствах Англии и проповедовавших аграрный грубоуравнительный коммунизм. С той же целью уяснить, какие конечные цели преследуют левеллеры и «что в них главное», вожди левеллеров опубликовали 1 мая 1649 г . новую наиболее полную редакцию Народного соглашения. «Соглашение свободного народа Англии» подводит итог всей левеллерской публицистике и дает самое систематическое изложение политических взглядов Джона Лильберна. Этими двумя итоговыми памфлетами мы и заключаем наш сборник.

 

Дальнейшая судьба «честного Джона» была глубоко трагична. Предпринятое левеллерами в конце апреля – начале мая 1649 г . новое восстание против индепендентов (несмотря на его широкие размеры – на стороне левеллеров было не менее шести полков) было подавлено. Лильберн с друзьями продолжал томиться в Тоуэре. Когда в сентябре 1649 г. было подавлено еще одно возмущение солдат, расквартированных в Оксфорде, причем правительство обнаружило связь восставших с лондонскими подмастерьями, поклонниками Лильберна, Джон Лильберн и его товарищи были преданы суду по обвинению в государственной измене как «подстрекатели к мятежу».

Суд, состоявшийся 24–25 октября 1649 г ., оказался, однако, полным триумфом для Лильберна. Ведя сам свою защиту на основе старого статутного права, Лильберн выгодно использовал факт отсутствия против него свидетелей, которые могли бы указать на его непосредственную причастность к мятежу. Но самое главное – было настроение присяжных, к справедливости и полномочиям которых взывал подсудимый, что вместе с сочувствием к нему многочисленной присутствовавшей на суде толпы народа имело последствием полное оправдание Лильберна, а также Уольвина, Овертона и Принса. Когда был выслушан оправдательный приговор, толпа разразилась в честь его длительными и шумными овациями, а вечером Лондон был иллюминован. По постановлению лондонского городского совета была выбита даже медаль с изображением «свободнорожденного Джона» и именами оправдавших его присяжных. Левеллеры торжествовали. Но, по существу, это было последним крупным успехом Джона Лильберна.

Утомленный тюремным заключением и уставший от политической борьбы, Лильберн по освобождении из тюрьмы на некоторое время целиком погрузился в частную жизнь. В 1650 и 1651 гг. он проживал в своем родном графстве, где открыл мыловаренное заведение. Но уже в 1651 г . он вступил в тяжбу с крупным индепендентским вельможей сэром Артуром Гезльригом, членом Государственного совета и одновременно ньюкестльским губернатором. Борьба с всесильным «грандом», которого Лильберн смело изобличал в коррупции, хищениях и произволе, была использована врагами Джона, воспользовавшимися случаем, чтобы окончательно устранить его со сцены. На сторону Гезльрига стал сам Долгий парламент. В январе 1652 г . за петицию против Гезльрига, написанную Джоном Лильберном и поданную в парламент одним из его друзей, палата приговорила Лильберна к чудовищному штрафу в 7 000 фунтов стерлингов и изгнанию его навсегда из Англии. Почти полтора года Лильберн прожил в Голландии. 20 апреля 1653 г. в Англии произошел новый переворот. Кромвель разогнал Долгий парламент, потерявший к этому времени популярность даже в индепендентских кругах, и созвал новое собрание из представителей индепендентских религиозных общин, так называемый «Парламент святых», куда вошли частично и левеллеры. Лильберн счел для себя возможным при изменившемся политическом положении вернуться в Англию. Однако немедленно по возвращении (15 июня 1653 г .) он был арестован и предан суду. Новый суд, происходивший 13–20 августа 1653 г ., так же, как и суд 1649 г ., оправдал Лильберна. Тем не менее, Государственный совет отказался освободить его. В 1654 г . измученный Лильберн был переведен из Тоуэра в замок на острове Джерси, а отсюда в Дуврский замок, где и пробыл почти до самой смерти. Джон Лильберн умер 29 августа 1657 г ., когда ему еще не было 40 лет. Незадолго до смерти он вступил в мистическую секту квакеров, или «друзей внутреннего света», отрицавшую политическую борьбу и метод насилия*. К этому времени мелкобуржуазная левеллерская партия почти полностью распалась. В стране уже несколько лет царила откровенная военная диктатура «протектора» Кромвеля. Индепендентская партия, когда-то бывшая в союзе с демократическими массами, выродилась в партию крупного капитала, беспощадно преследовавшую остатки демократических организаций.

* Квакеров было очень много при протекторате Кромвеля (1653-1658), когда они подвергались сильным гонениям за свою обличительную пропаганду. В дальнейшем, в конце XVII и в XVIII вв., квакерство утратило свои революционные черты, превратившись из оппозиционной мелкобуржуазной секты в мирное буржуазное религиозно-филантропическое течение.

Несмотря на поражение левеллерской партии и глубоко трагическую судьбу ее вождя Джона Лильберна, левеллеры сыграли громадную роль в ходе английской буржуазной революции. Энгельс в одной из своих поздних статей так писал о роли народных масс в английской революции: «В кальвинизме* нашло себе готовую теорию борьбы второе крупное восстание буржуазии. Это восстание имело место в Англии. Городская буржуазия дала ему первый толчок, а среднее крестьянство, йоменри (yeomanry) сельских округов отвоевало победу… Во всяком случае, только благодаря вмешательству этих йоменри и плебейских элементов городов борьба была доведена до решительного конца, и Карл I был возведен на эшафот»**.

* Кальвинизм – общественно-религиозное движение, названное по имени французско-швейцарского церковного реформатора – Кальвина (1509-1564); английские и шотландские пресвитериане были кальвинистами.
** Энгельс. Об историческом материализме. Сборник "К. Маркс. Избранные произведения". Т. I. С. 312. Изд. 1934 г .

Отражая интересы народных масс, левеллеры способствовали наибольшему углублению революции и наибольшему выкорчевыванию феодализма. Левеллеры, раньше чем какая-либо другая партия, потребовали уничтожения королевской власти, отмены палаты лордов, объявления Англии республикой, предоставления широкого избирательного права. И индепенденты в своих актах конца 1648 – начала 1649 гг. – удаление из парламента пресвитериан, казнь короля, отмена палаты лордов и провозглашение Англии республикой – фактически осуществляли то, чего левеллеры требовали еще почти за два года до этого. В социально-экономической программе левеллеров имелись такие требования, как полная свобода торговли и промышленности, возвращение крестьянам отнятых у них общинных земель, превращение копигольда (зависимого от помещика оброчно-наследственного держания) в полную крестьянскую собственность. Выдвигая проект новой конституции, в результате которой в Англии должна быть установлена демократическая республика, левеллеры тем самым ставили задачу разрушения до конца феодально-сословного строя Англии и обеспечения стране свободного капиталистического (без пережитков феодализма) развития. Именно в этом состоит самое важное историческое значение их проекта.

 

В оценке современных ему событий Лильберн не во всем был прав. В частности, его оценка Кромвеля периода 1648-1649 гг. носит односторонний и потому неправильный характер: во всех действиях крупнейшего вождя английской революционной буржуазии он усматривал только личное честолюбие, гордыню и лицемерие; Лильберн не понимал неизбежности и необходимости чрезвычайных, диктаторских мер и недооценивал той революционной роли, которую сыграл Кромвель в ниспровержении старого порядка. В беседе с английским писателем Г. Уэллсом товарищ Сталин говорил: «Вспомните историю Англии XVII века. Разве не говорили многие, что сгнил старый общественный порядок? Но разве тем не менее не понадобился Кромвель, чтобы его добить силой?»*.

* И. Сталин. Вопросы ленинизма. 10-е изд. 1935. С. 608.

Также мы не можем согласиться с Лильберном, когда он, сравнивая три партии – кавалеров, пресвитериан и индепендентов, – готов видеть в индепендентах «наибольшее зло»: «намерения этих людей (т.е. индепендентов. – В. С.)… превосходит по своему характеру и размеру всю порочность обеих партий, вместе взятых» («Вторая часть Новых цепей»). Здесь Джон Лильберн явно теряет историческую перспективу, не учитывая момента прогрессивности буржуазной индепендентской республики по сравнению с предшествовавшим ей строем.

Но Лильберн был глубоко прав, когда он в своих памфлетах отмечал нежелание победившей инюепендентской партии провести реформы в интересах масс, помогших буржуазии стать у власти.

В выступлениях Лильберна и левеллеров ярко отразилось характерное противоречие буржуазных революций, когда буржуазия, приходящая к власти при помощи народных масс, после победы вступает в резкое противоречие с этими демократическими массами.

«Буржуазия уже с самого начала, – писал Энгельс, – носила в себе своего будущего противника; капиталисты не могли существовать без наемных рабочих, и те самые условия, в которых средневековый цеховой мастер развился в современного капиталиста, заставили цехового подмастерья и не принадлежащего к цеху поденщика превратиться в пролетария. И хотя требования, которые защищало третье сословие в своей борьбе с дворянством, в общих чертах действительно соответствовали интересам различных слоев трудящегося населения того времени, тем не менее при каждом крупном восстании горожан вспыхивало самостоятельное движение того слоя, который был более или менее развитым предшественником современного пролетариата. Таково было движение перекрещенцев и Томаса Мюнцера в эпоху реформации и крестьянских войн в Германии, левеллеров – во время английской революции, Бабефа – во время французской»*. Дальнейшие события полностью подтвердили также опасения Лильберна относительно установления в Англии военной диктатуры. Во «Второй части Новых цепей» Лильберн еще в начале 1649 г . с удивительной прозорливостью писал: «Из последних их (офицеров. – В. С.) действий можно ясно заключить, что власть их в конце концов будет единоличной. Какова будет ее форма, это покажет время».

* К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XIV. С. 18.

Политические взгляды Лильберна весьма интересны с точки зрения развития теории буржуазного демократизма. Частью еще в зародыше, частью уже в развитом виде в произведениях Лильберна и его единомышленников можно встретить все идеи, нашедшие свое классическое выражение в многочисленных декларациях и конституциях американской и французской буржуазных революций XVIII в. Таковы идея народного суверенитета (народ – источник всякой власти), теория общественного договора и естественного права, писаная конституция и основные неотчуждаемые права народа, всеобщее избирательное право и референдум, республиканская форма правления, разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная власти и их независимость друг от друга), личная свобода – свобода религиозных верований, печати, собраний, судебные гарантии, неприкосновенность личности и имущества, пропорциональность налогового обложения. Следует отметить и своеобразный переходный характер идеологии Лильберна. В стиле эпохи реформации он широко пользуется религиозными авторитетами, ссылаясь часто на священное писание и пользуясь излюбленными библейскими образами. Известное замечание Маркса о своеобразии идеологии английской революции применимо и к Лильберну: «Так, одним столетием раньше (по сравнению с французской буржуазной революцией. – В. С.)..., Кромвель и английский народ воспользовались для своей буржуазной революции языком, страстями и иллюзиями, заимствованными из Ветхого завета»*. наряду с этим Лильберн часто прибегает и к другим авторитетам. В своих памфлетах он ссылается на английское статутное право («общее право страны»), различные средневековые хартии и законы, исторгнутые нередко силой у королей в результате многовековой классовой борьбы. Особенно часто цитируется знаменитая Великая хартия вольностей (1215), причем, как это вполне естественно для представителя XVIII в., Джон Лильберн толкует ее чрезвычайно широко, совсем иначе, чем ее понимали сами авторы – мятежные бароны XVIII в., подразумевавшие под «свободным человеком» не кого иного, как прежде всего феодала.

* К. Маркс. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта // Избр. Соч. Т. II. С. 247. 1934.

Лильберн также часто ссылается на естественное право («законы природы, которым обязан подчиняться человек») и право разума, что сближает его с более поздними политическими писателями-рационалистами конца XVII и XVIII вв. самая религия Джона Лильберна носит рационалистический характер и, по существу, сводится к определенным предписаниям гуманной морали.

Демократическая конституция Лильберна не была проведена в жизнь. Силы демократии оказались слабы перед объединенной мощью крупного торгово-промышленного и аграрного капитала. По существу проект левеллеров оказался утопией. И еще через 200 лет в той же самой Англии на иной ступени общественного развития, когда в рядах демократии решающую роль уже играл пролетариат, английскому чартизму пришлось в программе Народной хартии повторить в значительной степени те же лозунги великих демократов XVII в. (одногодичный парламент, широкое избирательное право и т.д.).

Историческое значение Лильберна заключается в его борьбе за осуществление идей буржуазной демократии. В конкретных условиях английской буржуазной революции середины XVII века Лильберн не мог возвыситься до сознания того, что его борьбе поставлены определенные пределы, обусловленные классовой структурой общества. Несмотря на свою мелкобуржуазную ограниченность, демократический идеал Лильберна носил прогрессивный характер. Жизнь и борьба Лильберна, этого великого демократа, приобретают особую актуальность в настоящий момент, когда звериный фашизм, уничтожив последние остатки демократии в Германии, Италии и ряде других стран, пытается отбросить человечество к мрачным временам средневековья.

Лильберн был крупнейшим публицистом своего времени. Ему принадлежат несколько десятков памфлетов. Часть памфлетов при его жизни издавалась по нескольку раз. Таким образом, публикуемые шесть памфлетов составляют лишь незначительную в количественном отношении часть его литературного наследства. Все же они дают представление о взглядах Лильберна на разных этапах его развития. За исключением второго памфлета, «Защита прирожденного права Англии», памфлеты даются в полном виде с выпуском лишь некоторых повторяющихся мест. С этой целью мы стремились подобрать наиболее яркие и в то же время наименее громоздкие произведения. Как автор Лильберн весьма своеобразен. Он пишет как истый трибун: захватывающе, страстно, убедительно. У него есть яркие образы и чеканные формулировки. Но он – не легкий автор. Структура его речи весьма тяжела, громоздка и отдает еще латинской конструкцией, характерной для литературного языка той эпохи. Лильберн также недостаточно систематичен: он часто повторяется, неожиданно перебегает от одной темы, от одного предмета к другому. Все эти особенности нам приходилось учитывать при переводе; в частности, мы стремились по мере возможности избегать длинных периодов и многочисленных придаточных предложений, характерных для оригинала.

 

В. Семенов.