.......
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 


ZEITGESCHICHTE
ИСТОРИЯ ВРЕМЕНИ Джона Хартфилда (часть 1)



Первыми работами Джона Хартфилда, с которыми познакомилась, как принято говорить, "широкая аудитория" были обложки нескольких книг, выпущенных в издательстве "Малик". Однако читатели книг, как правило, не обращают внимание на фамилии авторов обложек и иллюстраций.

Дебют Джона Хартфилда как плакатиста состоялся в 1924 году.

Его плакат, сделанный по случаю 10-летия начала Первой мировой войны, был увеличен и оказался на выставке. Сейчас подобное называют "Выставка одного шедевра".

Выставочным "павильоном" стали три окна в здании, которое занимало издательство "Малик". Именно в окне и был выставлен этот плакат.

Работу увидело множество людей. Причем берлинцы приезжали специально, чтобы посмотреть, и не просто смотрели, а стояли и обсуждали, и конечно, не столько плакат (хотя и его тоже), сколько прошедшую войну.

Полиция была вынуждена поставить дежурного, чтобы собирающиеся зрители не мешали движению транспорта.

Плакат распространялся в виде почтовых карточек, изображение появлялось на листовках. Собственно плакатное издание появилось только несколько лет спустя.

Название этой работы очень простое: Nach zehn Jahren: Vater und Sohne 1924

СПУСТЯ 10 ЛЕТ: ОТЦЫ И СЫНОВЬЯ 1924.


Отцы в земле, сыновья учатся играть в войну. Гинденбург идет к вам...


После дебюта Хартфилд не бросился делать плакаты по тому или иному поводу. Он продолжал работать в основном над оформлением все тех же книжных обложек, а плакатным делом занялся регулярно, начиная с конца 20-х годов.

Как он вообще занимался фотомонтажем? Ведь ни "фотошопов", ни компьютеров не было.

Вот, например, обложка романа Э.Синклера.


А вот так она делалась:


Технику фотомонтажа Джон Хартфилд отрабатывал на книжных обложках. Собирал фотографии, вырезки из журналов и газет. Персонажи плакатов далеко не всегда (а может и никогда) специально позировали для него. Уговорить Гинденбурга позировать для антивоенного плаката - смешно даже представить. Или Гитлера.

Дом Хартфилда был, конечно, не жилищем, а архивом. Жена, разумеется, выражалась жестче и называла архив хламом и мусором. Ее можно понять.

Потом, когда Джону пришлось бежать из Германии, все это богатство оказалось для него потеряно.

С формальной стороной формального фотомонтажа все достаточно просто: подобрать картинки, обрезать, составить их вместе, переснять, подретушировать - и готово.

А вот с содержательной стороной - сложнее. Политический плакат не должен удивлять, вызывать охи-ахи и реплики типа "клево", "круто" и т.д. Профессиональный рекламист знает, что главное в плакате не его личное мастерство, а тот продукт, который рекламируется. А в политическом плакате главное - та идея, то отношение, та мысль, которые выражает автор плаката, передает зрителю и пытается "заразить" ею.

И, если речь идет об агитации, то надо побудить к действию.

Американский певец Пит Сигер (подробнее о нем в разделе Sing Out) говорил, что "ни одна песня еще не вызвала революции. Но было бы смешно утверждать, что песни не оказывают никакого воздействия...".

То же самое и с политическим плакатом. Сколько ни призывай проголосовать за..., но решение принимает каждый увидевший плакат самостоятельно и не только под влиянием плакатов или листовок.

Легко ли придумать политический плакат? Попробуйте, узнаете.

Вот, например, одна из работ Джона Хартфилда (точнее, заготовка, эскиз), которая называется...

Впрочем, придумайте сами "политическое" название к этой картинке:


,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, ???

А вот другая работа:

Это изображен социал-демократ Карл Каутский на мачте корабля, который кричит "Вижу социализм!". Технически все просто - картинка с мачтой, фотография человечка и подклеить подзорную трубу и лицо Каутского. А до социализма очень далеко.

А вот еще одна работа:



Этот сюжет нам непонятен, а вот немцы его "разгадывали" легко.

Социал-демократическое правительство готовило программу перевооружения армии, что означало увеличение военных статей расходов бюджета и соответственно урезание статей каких? Наверно, социальных.

"Политического" в этом коллаже немного: надпись внизу справа - часть заголовка "Wahlt Sozialdemok" - "Выбирайте социал-демок". Намек на то, что голосуя за социал-демократов вы будете поддерживать финансирование программы вооружений. А в центре в заметке часть таблицы с цифрами - сколько какой корабль будет стоить.

 

А теперь ответ на заданный ранее вопрос: Что символизирует задница с ушами?

Этот монтаж Джоном Хартфилдом был назван так: "Берлинский оратор". Эта работа - одна из многих, напечатанных в книге Курта Тухольского "Германия, Германия, превыше всего".

А теперь самое время - взять ножницы, клей, какие-нибудь журналы и...