.......
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

Революция, Малик. Фотомонтаж.



1916

Главным событием в творческой жизни Хартфилда в 1916 году была, конечно, работа над журналом "Нойе Югенд". Вышло три номера – потом Виланд был снова отправлен на фронт. Хельмуту удалось выпустить еще один номер в октябре 1916 года, потом вышел еще один – в начале 1917 года, а вскоре журнал и издательство «Новая молодежь» были закрыты властями.

Виланд пишет, что он следил за самостоятельной работой Хельмута как издателя с фронта и был огорчен только одним:

"С трудом, но я смирился с тем, что Джон тогда радикально уничтожил все, что он создал до сих пор в качестве художника. Для него остался только один живой художник, которому было позволено продолжать работать с кистью и пером, и это был наш друг Джордж. То, что сейчас воспроизводятся рисунки, акварели и картины маслом, созданные Гроссом в 1915-1930 годах, это не в последнюю очередь заслуга Хельмута. Он бесчисленное количество раз отдавал работы Гросса (но и свои тоже) литографу Биркхольцу для изготовления типографских клише. Мы их смазывали жиром и раньше или позже использовали. Счета за клише оплачивались издательством Малик. При той инфляции сбалансировать счета было не трудно".

Джон отказался от занятий живописью, но смог плотнее заняться фотоделом.

И произошло нечто важное, впрочем, точная дата этого события неизвестна. Хартфилд вместе с Георгом Гроссом начинают экспериментировать - создавать типографские монтажи (коллажи). Впоследствии Георг Гросс напишет, что именно в 1916 году Джон Хартфилд и он «изобрели фотомонтаж».

Впрочем, на авторство "изобретения" фотомонтажа могут претендовать не только они – и Рауль Хаусманн, и Ханна Хох использовали фото в своих работах. Но немного иначе.

Создание нового произведения из частей нескольких изображений – это коллаж. Экспериментировали с коллажами многие. Кто-то попробовал добавить в исходный набор картинок для коллажа текст, кто-то вырезку из газеты, кто-то фотографию, кто-то попробовал одну комбинацию, кто-то другую…Единственного "изобретателя" коллажа из фотографий (или из фотографий с картинками и даже текстом) все-таки нет.

Но почему основателем фотомонтажа считается все-таки Хартфилд?

Вероятно, потому, что он от коллажа (в котором видны составные части) перешел к монтажу - условно говоря, соединению нескольких изображений в одно, причем "без стыков". Исходные элементы фактически переставали существовать. Произошел переход к такому монтажу, конечно, позже, но осваивать эти приемы Хартфилд начал в 1916 году, если верить Гроссу - но с другой стороны, как же Гроссу не верить?!

И к тому же свои первые совместные "коллажные" фотоработы они "клеймили" штампом со словом фотомонтаж.

Самые первые их эксперименты не сохранились, потому что они делали "коллажные" открытки и отправляли их друзьям в армию. Военные цензоры проверяли то, что написано буквами, а какая картинка с обратной стороны цензуру не интересовало.

И еще одно событие: в 1916 году в Цюрихе (Швейцария) родилось новое направление (течение) в искусстве, которое получило название ДАДА. Но в Германии об этом узнали позже - "буревестником" ДАДА в Берлине стал один из авторов "Нейе Югенд" Рихард Гюльзенбек, в январе 1917 года приехавший в Берлин.


1917

После запрета в начале 1917 года шестого номера и в целом журнала "Нейе Югенд" братья создают издательство "Малик" (Malik-Verlag), которое было официально зарегистрировано 1 марта 1917 года и официально создавалось для издания романа "Малик", сочиненного Эльзе Ласкер-Шюлер. Сам факт регистрации "Малика" говорит о том, что цензоров не очень волновало содержание произведения, ради которого затевалось создание издательства, иначе они обратили бы внимание на то, что публикации "Нойе Югенд" имеют скорее не патриотический, а пацифисткий характер.

В очередном номере журнала творению Эльзе Ласкер-Шюлер было отведено 7 страниц, а основное место заняли стихи, проза и различные заметки.

Летом 1917 года Хартфилд был принят на работу в качестве режиссера документальных фильмов на киностудию "Militarischen Bildstelle" («Милитерише Бильдштелле»), которая явилась предшественницей акционерного общества "Universum Film Aktiongesellschaft" (сокращенно «УФА»). Джон Хартфилд и Георг Гросс предложили снять мультипликационный фильм «Пьер в Сант-Назере», который бы высмеивал намерения американцев высадиться во Франции и превозносил кайзеровские войска. Георг рисовал фигурки солдат, Джон вырезал их.

Еще одно важное событие 1917 года - женитьба на Елене Бальцер.

О русской революции в октябре 1917 года Виланд узнал на западном фронте в Аррасе, Хельмут в Берлине. Эта революция была воспринята ими как естественное событие, ведь главными причинами российской революции были война и царский режим. То же, что вскоре вызвало и революцию в Германии.


1918

Летом 1918 года Виланд, демобилизованный из армии, вернулся в Берлин и с помощью Хельмута устроился на работу помощником оператора. Джон и Георг все еще снимали фильм о высадке американских войск. К работе подключился и Виланд, который при помощи палочки передвигал при съемке части фигурок. Работа требовала кропотливости и времени. К тому же им платили за отработанное время, а не за снятые кадры - так что можно было не спешить.

Когда фильм был наконец готов, его не приняли. Американцы к тому времени давно высадились, а вызывающими неприязнь в фильме были изображены не американцы, а кайзеровские солдаты.

В ноябре 1918 года восстанием матросов в Киле началась Германская революция. 9 ноября 1918 года кайзер Вильгельм отрекся от власти и бежал из страны. У власти встали социал-демократы. Однако социал-демократическая партия была расколота. Еще во время войны левое крыло, занимавшее резко антивоенную позицию организовало группу "Спартак".

30 декабря леворадикальными группами немецкой социал-демократии и союзом "Спартак", который возглавляли Роза Люксембург и Карл Либкнехт, была создана Коммунистическая партия Германии.

Джон Хартфилд, Георг Гросс, Виланд Херцфельде, Эрвин Пискатор вступили в нее 31 декабря 1918 года.


Виланд:

Большевики вели борьбу за всех людей, кто заслуживал права называться людьми. Мы причисляли себя к ним, к большой международной семье революционеров. Нам не надо было ничего обсуждать между собой, чтобы вступить в коммунистическую партию сразу после ее основания, в канун нового 1918-м года. Марксизм в то время мы знали только понаслышке. Коммунистический революционер должен был, на наш взгляд, посредством выступлений и дискуссий раскрыть глаза всем людям кроме "правящих жаб", убедить их в своих взглядах.

Для нас, для нашей профессии, это означало то, чем мы давно уже занимались, то есть политическое сопротивление власти, для осуществления этого нам нужна была партия. Это желание укрепил один из ведущих членов партии, наш друг Евгений Левин, он был расстрелян 5 июня 1919 в Мюнхене.


1919

Попытка "спартаковцев" начать настоящую революцию, как в России, натолкнулась на стремление социал-демократического правительства революции не допустить. "Спартаковцы" попытались выступить против правительства, но лидеры компартии К.Либкнехт и Р.Люксембург были 15 января 1919 года арестованы и без суда убиты.

Революция, свергнувшая кайзера произошла, но после нее были установлены "революционные декорации" Веймарской республики. Страну возглавлял социал-демократ, а в министерствах и в армии оставались все те же, что и при кайзере лица.

В январе 1919 года, когда Джон, Джордж, Виланд в связи с убийством Карла Либкнехта и Розы Люксембург призвали служащих УФА к забастовке, они были уволены. Джон получил место художника-декоратора в киностудии братьев Грюнбаум, а оттуда перешел в театр Рейнхардта.

Вокруг "Малика" складывался круг авторов и единомышленников - Карл Эйнштейн, Эрвин Пискатор, Франс Мазереель, Алоис Эрбах, Рудольф Шлихтер, Вальтер Меринг, несколько беженцев из Венгрии - в начале 1919 года издательство возобновило работу.

Виланд:

Мы хотели посредством политических работ и сатирических журналов внести свой вклад в то, чтобы вместо спокойной буржуазной революции в побежденной Германии развернуть пролетарскую революцию.
Но вскоре старые силы в новой республике взяли верх.

Художники и интеллектуалы ответили на это в соответствии со своими политическими стандартами и темпераментом. Некоторые жаловались или молчали. Некоторые ушли в сторону и приспособились. Для большинства авторов "Малика" было характерно, что они презрительно смеялись по поводу происходящего, но продолжали бороться.

На улицах висели большие плакаты и рекламные щиты, на которых правительство объявляло: "социализация марширует!", в то же время против социалистов последовательно применялись войска и "добровольные объединения". Это одновременно трагическое и гротескное противоречие между заявлениями и действительностью, мы пытались сделать известным и ясным посредством сатирических журналов.
И с самого начала мы заняли, естественно, сторону молодого советского государства на Востоке.

15 февраля 1919 появился номер журнала "Jedermann sein eigner Fussball" (название можно перевести как "Каждому свой футбол" или "Каждый сам себе футбол"), который был практически сразу запрещен. Издание объемом всего 4 страницы.
Название было предложено Георгом Гроссом.

В числе авторов этого журнала – Джон Хартфилд, впервые под этим именем. На обложке журнала, подготовленной им, два коллажа:

Футбольный мяч с головой, руками, ногами - это Виланд Херцфельде. Позже это же изображение станет основой рекламного объявления в журнале "ДАДА", призывающем покупать книги издательства "Малик"

Другой коллаж - с заголовком «Присуждается премия! Кто самый красивый?». На веере помещены фотографии шести членов правительства Эберта-Шейдемана, а ниже — портреты генералов Носке, Людендорфа и Эрцбергера. На внутренних страницах, оформленных как и обложка Хартфилдом, были напечатаны иллюстрации Гросса.

В день выпуска после того как на улице было продано 7600 экземпляров журнала остаток тиража был к вечеру конфискован. А Виланд Херцфельде за выпуск журнала был арестован.

Издеваться над правительством социал-демократов? Над теми, кто возглавляет теперь уже новую "демократическую" Германию?

А через несколько дней на восточном фронте войска новой Германии перешли в наступлении и большевистское правительство России срочно пошло на заключение Брест-Литовского мира.

Следующим изданием "Малика" стал журнал «Die Pleite» («Ди Пляйте» - «Банкротство»). Каждый из его шести номеров также запрещался и тираж арестовывался, но уже после того, как значительная часть его была продана.

В первом номере была, кстати, информация о состоявшемся в Москве Первом конгрессе Коминтерна и список рекомендуемой литературы, в числе авторов - Ленин, Троцкий, Кропоткин, Меринг.

Вместо второго номера (из-за ареста Виланда) была выпущена брошюра под названием «Предварительное заключение» с подзаголовком «События с 7 по 20 марта 1919 года, происшедшие в берлинских войсках по поддержанию порядка».

Обложки «Пляйте» оформлял Гросс.

В «Пляйте» были опубликованы также несколько фотографий, которые, благодаря подписям под ними, становились сатирой.

На одном снимке были изображены солдаты, погибшие в Мазурских болотах. Подпись под ней гласила: «Завтрак Гинденбурга». (Гинденбург - командующий армией, вспоследствии канцлер Германии, а название "завтрак Гинденбурга" с началом войны встречалось в меню берлинских ресторанов.)

На другом - под фотографией танка, на броне которого сидели солдаты, а на корпусе белой краской был нарисован череп, было написано: «С нами Бог и прокурор».

Рисунки Гросса почтительностью к властям также не отличались.

После выхода в свет шестого номера «Плейте» издание было в 1920 году запрещено.




Еще один журнал, к которому Джон и Виланд формально не имели отношения - «Der blutige Ernst» («Дер блютиге Эрнст» - «Кровавая серьезность») вышел не в издательстве «Малик», а под редакцией Георга Гросса и Карла Эйнштейна, который ранее также сотрудничал с «Пляйте»,

Выпустить удалось только несколько номеров

.

 

 


Работа издательства "Малик" проходила трудно - во-первых, нужны были деньги, а финансировать антиправительственное издание желающих было немного.

Во-вторых, творческий коллектив издательства (Виланд, Джон, Георг) был вынужден опасаться расправы со стороны полиции и полувоенных "добровольческих отрядов", созданных военным министром социал-демократом Носке, которые не слишком церемонились, разгоняя демонстрации и митинги и преследуя коммунистов.

В марте 1920 году командиры нескольких армейских частей попытались осуществить переворот (Капповский путч), правительство бежало из Берлина и призвало к всеобщей забастовке, поскольку командование армии заявило, что не будет выступать против "своих". Путч потерпел поражение, потому что начались выступления против путчистов как рабочих, так и чиновничества - в забастовках против путча участвовало более 10 миллионов человек. А в шахтерском районе Рура рабочие кроме забастовки организовали вооруженные отряды и попытались установить власть Советов (естественно, германских). Путчисты были арестованы, но и рабочее выступление было подавлено армией и "добровольческими отрядами", созданными военным министром социал-демократом Носке.

Политическая обстановка была напряженной. Отношение к политике в среде дадаистов, экспрессионистов, да и вообще художников, писателей, поэтов было разным.

Ноябрьскую революцию приветствовали все. А вот ее развитие и продолжение видели по разному. Некоторые удовлетворились свержением кайзера, других вдохновляла революционная Россия. Одни приветствовали революцию, но были против революционного насилия, другие вступали в компартию и призывали бороться против реставрации прежних кайзеровских порядков.

Кайзер бежал! Революция победила!

Порядки остаются прежними! Революция побеждена!

Война доказывала, что мир плох. Свержение кайзера в Германии и революция в России показывали, что мир может быть устроен лучше.

Должны ли заниматься этим художники, писатели, поэты? Каким образом?

Продолжение - Революция. ДАДА.