DADA
перед судом
(подлинная история в изложении Рауля Хаусманна)

Архитектор, писатель и вождь дадаистов Иоганнес Баадер, называющий себя «верховным дада», был привлечен отделением по уголовным делам земельного суда, под председательством члена земельного суда Эртеля, к ответственности за оскорбление военнослужащих рейхсвера. Соответчиками по делу были торговец произведениями искусства д-р Отто Бурхард, художник Жорж Грос, писатель Херцфельде и художник Рудольф Шлихтер

В июле и августе «дадаисты» провели в доме № 13 на набережной ЛютцовУФер выставку под названием «Первая международная дада-ярмарка».

На ней можно было увидеть следующее:

Под потолком висело чучело солдата в сером мундире с офицерскими погонами и в маске, изображающей голову свиньи.
У стены стояло изготовленное из черного полотна туловище женщины без рук и ног, к груди которой были пришиты ржавый нож и сломанная вилка. На одном плече у нее был электрический звонок, на другом - самогонный аппарат. На задней части женского тела крепился железный крест.
Кроме того, там лежала папка рисунков «С нами Бог» с карикатурами на военных. Эта папка вышла в издательстве «Малик», владельцем которого является обвиняемый Херцфельде, рисунки же выполнены обвиняемым Гросом.
К парящей под потолком кукле было дано следующее пояснение: «Чтобы понять это произведение искусства, необходимо ежедневно по двенадцать часов заниматься строевой подготовкой с набитым до откaзa ранцем и в полном походном снаряжении на плацу в Темпельхофе».

В начале заседания верховный дада Баадер заявил, что дадаизм имеет своей задачей противодействовать вредным в культурном отношении осадочным образованиям. Лучше всего это достигается юмором, которого нам, немцам, якобы больше всего недостает.

У свидетеля капитана Матэи, посетившего выставку, сложилось впечатление, что вся экспозиция выставки представляет собой систематическую травлю офицеров и рядового состава сухопутных войск. Почти каждый рисунок Жоржа Гроса содержит, по его твердому убеждению, такую гнусную и отвратительную клевету, какой он в жизни своей не видывал.
На каждом листе имелись подписи на немецком, английском и французском языках, и два иностранца, рассматривавшие вместе с ним рисунки, всему этому безобразию очень радовались.

Обвиняемые Херцфельде и Грос решительно отрицали, что имели намерение оскорбить служащих рейхсвера. Они утверждали, что рисунки, выполненные в исключительной художественной форме, являются сатирой на уродливые явления в армии.

В качестве эксперта выступил директор Государственной картинной галереи в Дрездене д-р Пауль Шмидт, который сказал: «Выставка носит характер весьма юмористический и насмешливый». Дадаизм смеется там и над самим собой тоже.
Грос является самым сильным и значительным художником-графиком как в Германии, так и во всей Европе. Его изобразительные формы восходят к детским рисункам, но придают последним в высшей степени художественную форму. Рисунки этого художника являются, пожалуй, ценнейшим достоянием наших дней.

Писатель Стефан Гроссман, допрашиваемый в качестве свидетеля, сказал, что, несмотря на явно потешный характер выставки, он не испытывал на ней чувства возмущения.

Прокурор Ортман считает, что факт оскорбления очевиден. Однако то, что обвиняемый Баадер лично принимал участие в выставке, является недоказуемым. Поэтому прокурор Ортман предлагает снять с «верховного дада» предъявленное ему обвинение. В остальном же речь идет не о какой-то там шалости подвыпивших студентов, а о грубой и подлой клевете на германскую армию. Поэтому прокурор требует для Бурхарда и Шлихтера наказания в виде штрафа в размере 600 марок с каждого, а для Гроса и Херцфельде тюремного заключения сроком на шесть недель

Суд приговорил: обвиняемого Гроса, как художника, сбившегося с правильного пути, к денежному штраф) в размере 300 марок, обвиняемого Херцфельде - к денежному штрафу в размере 600 марок и признал остальных обвиняемых невиновными. В приговоре были указаны и дополнительные меры наказания: конфискация и уничтожение пластин и форм и передача министру обороны издательских полномочий.

Рауль Хаусманн,
1921 г.

 

ДАЛЕЕ
РИСУНКИ ГЕОРГА ГРОССА

АЛЬБОМ I I I