::: AGITCLUB ::: GORBY
ДИАГНОЗ: "HOMO SOVETICUS"
 

И.Кон

ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД

1. "У нас секса нет!"
2. Цена лицемерия
3. Сексуальность и права человека
4. Что же делать?

1. «У нас секса нет!»

   
 

Чем повинен перед людьми половой акт — столь естественный, столь насущный и столь оправданный, — что все как один не решаются говорить о нем без краски стыда на лице и не позволяют себе затрагивать эту тему в серьезной и благопристойной беседе? Мы не боимся произносить: убить, ограбить, предать, — но это запретное слово застревает у нас в зубах. Нельзя ли отсюда вывести, что чем меньше мы упоминаем его в наших речах, тем больше останавливаем на нем наши мысли?

Мишель Монтень.

Реплика, вынесенная в подзаголовок - «У нас секса нет!», прозвучала на одном из первых советско-американских телемостов и сразу же облетела всю страну. Разумеется, все от нее отмежевались: секс у нас, конечно же, есть, но мы предпочитаем не говорить о нем вслух, чтобы не развращать молодежь. Однако реплика эта не была случайной. Многие люди, особенно представители старших поколений, говорят «об этом» так, будто сексуальность — не нормальная, необходимая и, прямо скажем, приятная сторона человеческой жизни, а нечто грязное, опасное и нежелательное: секс у нас, во всяком случае у молодых, есть, но лучше бы его не было! Откуда этот страх и ханжеская фигура умолчания?

Было время — и не столь отдаленное, каких-нибудь 100-150 лет тому назад, когда такое отношение в Европе было почти всеобщим.

Анатоль Франс в конце XIX в. нарисовал сатирический образ председателя Общества целомудрия господина Никодема, который с помощью двухсот церковных старост занимался прикрыванием наготы выставленных в общественных местах статуй. Кроме того, радея о нравственности молодоженов, это общество заготовило для них «особый сорт приданого, в коем имеются широкие длинные сорочки с маленьким отверстием, дабы позволить юным супругам благопристойно приступить к исполнению воли божией относительно того, что человекам надлежит плодиться и размножаться. А дабы сочетать, если можно так выразиться, изящество со строгостью нравов, оные отверстия отделаны по краям приятною для глаз вышивкой».
На что аббат Куаньяр заметил, что еще лучше было бы «натирать юных новобрачных перед соитием с головы до ног самой черной ваксой, чтобы кожа их, уподобившись сапожной, отравляла греховные наслаждения и утехи плоти и оказывалась трудноодолимым препятствием для всяких ласк, поцелуев и нежностей, коим обычно предаются влюбленные в постели».

Картина эта была не столь уж гротескной. В XVIII в. Жан-Жак Руссо, который сам осмелился в «Исповеди» откровенно рассказать о своих сексуальных переживаниях, вместе с тем возражал против полного перевода Библии на французский язык, ввиду наличия в ней «непристойных» мест. В XIX в. французская цензура по соображениям благопристойности запрещала некоторые произведения Ронсара, Лафонтена, Руссо, Вольтера, Прево, Беранже и других классиков. В 1857 г. в Париже состоялось два судебных процесса. Автор «Госпожи Бовари» был оправдан, ибо «оскорбляющие целомудрие места», «хотя и заслуживают всяческого порицания, занимают весьма небольшое место по сравнению с размерами произведения в целом», а сам «Гюстав Флобер заявляет о своем уважении к нравственности и ко всему, что касается религиозной морали».
Бодлер же был осужден, и цензурный запрет на «Цветы зла» был снят только в 1949 году. В Англии в 1922 г. по приговору суда были сожжены 500 экземпляров «Улисса» Джойса. В США цензурным гонениям подвергались произведения Теодора Драйзера, Синклера Льюиса, Эптона Синклера, Эрнеста Хемингуэя и др. Непристойной считалась в первой трети XX в. и почти вся научная литература по сексологии.
Крайне ханжеской и чопорной были и обыденная мораль буржуазного общества. Немецкий писатель Ганс Фаллада, родившийся в 1893 году, в своей автобиографической книге «У нас дома в далекие времена», вспоминает, как однажды в гостях у старой тетки мать сделала ему, одиннадцатилетнему мальчику, замечание: «Сиди смирно, Ганс! Не болтай ногами!». Тетка пришла в ужас: «Настоящей даме лучше не упоминать про это, внизу, — она глазами показала на мои ноги, — лучше не упоминать, Луиза! Как будто ей ничего не известно, Луиза! Но если уж ей необходимо это назвать, то она говорит «пьедестал» или, во всяком случае, «постамент»... Ганс, оставь в покое свой постамент, вот так звучит прилично, Луиза!".

То же самое было и в дореволюционной России. Русская лексика, народная культура содержат множество эротических компонентов. Однако религиозная цензура всячески подавляла и табуировала их. Знаменитое и высоко ценимое фольклористами собрание «русских заветных сказок» А.Н.Афанасьева до сих пор издается только за границей. Известно, сколько неприятностей имел А.С.Пушкин из-за «Гавриилиады». Поэма М.Ю.Лермонтова «Сашка» была впервые, и то не полностью, опубликована лишь в 1882 г. В 1865 г. журнал «Современная летопись» обнаружил «эротизм», доведенный до «самого крайнего, самого циничного выражения»,— где бы вы думали! — в драмах А.Н.Островского «Воспитанница» и «Гроза».

В XX в. моральная цензура заметно ослабела. Тем не менее повесть А.И.Куприна «Яма», описывающая быт публичного дома, была сочтена цензором Истоминым «безнравственной и неприличной». Отрицательно отнесся к ней и Л.Н.Толстой, который сказал пианисту А.Б.Гольденвейзеру: «Я знаю, что он как будто обличает. Но сам-то он, описывая это, наслаждается. И этого от человека с художественным чутьем нельзя скрыть». Столь же несправедливо оценил повесть Куприна К.И.Чуковский. Писатель В.В.Розанов, серьезно интересовавшийся философией и психологией пола и сексуальности, сразу же приобрел репутацию «идеолога мещанства».

Тем не менее «половой вопрос» оживленно обсуждался в русской литературе и науке. В 1903-1904 гг. М.А.Членов провел первый в России (и один из первых в Европе) массовый опрос о сексуальном поведении студентов Московского университета. Появляются серьезные и вполне откровенные труды о проблемах проституции, психофизиологии сексуальных потребностей, гомосексуализме и т. д.

Революция подорвала правовые и религиозно-нравственные устои традиционного семейного быта. Регистрация брака в значительной мере утратила свое былое значение. Были отменены старые, религиозно-мотивированные законы о половых преступлениях и т.д. Это расширило сферу индивидуальной свободы, но сопровождалось огромными социальными издержками.

Кое-где анархическая идея «свободы любви» доходила до курьезов. Например, местный совет города Владимира в 1918 г. опубликовал декрет, согласно которому все мужчины и женщины от 18 до 50 лет, не состоящие в браке, обязаны были зарегистрироваться в бюро «свободной любви» и получили право раз в месяц выбирать себе сожителей, «даже без согласия последних, в интересах государства». В 1920-х годах в СССР шли яростные споры о «свободной любви», о том, нужна ли вообще пролетариату половая мораль и т.д. Катастрофически увеличилось число внебрачных зачатий и рождений, а также абортов. Против упрощенной трактовки полового влечения как чисто физиологической потребности, удовлетворить которую так же просто, как выпить стакан воды, резко выступил В.И.Ленин, который в беседе с Кларой Цеткин подчеркнул социально-нравственные аспекты проблемы, связь сексуальности с деторождением и т.д.

Социальная значимость «полового вопроса» находит отражение в развитии науки. В 1920-х годах было проведено множество анкетных исследований, достаточно хорошего, по тогдашним критериям, качества. Широко обсуждались идеи Фрейда, важнейшие работы которого были изданы в русских переводах. Проблемы психосексуального развития ребенка подробно освещались в трудах ведущих советских психологов (Л.С.Выготский, П.П.Блонский). Ценный вклад в изучение полового и сексуального символизма внесли советские этнографы, филологи и фольклористы Б.Г.Богораз-Тан, Л.Я.Штернберг, М.М.Бахтин, В.Я.Пропп, О.М.Фрейденберг. Советский Союз был официально представлен во Всемирной лиге сексуальных реформ: ее очередной конгресс в 1931 г. был назначен в Москве, но не состоялся.

В 1930-х голах положение стало быстро меняться. В обстановке сталинских репрессий сексологии как науке не было места. Сексологические опросы исчезли вместе с социологией и социальной психологией. Психоанализ подвергся резкой идеологической критике, а труды Фрейда были практически запрещены. Социально-нравственное регулирование половой жизни сменилось командно-административным. В 1934 г. было восстановлено уголовное наказание за мужской гомосексуализм, в 1936 г. запрещены аборты (запрет просуществовал до 1955 г.). Из школ постепенно исчезло всякое половое просвещение. Л.С.Макаренко считал его практически излишним и в семье, рекомендуя детские вопросы «тактично отводить», а в беседах с подростками концентрировать внимание на вопросах любви и нравственности без «слишком открытого» разбора узкофизиологических вопросов, который казался ему циничным. Правда, Макаренко считал полезным, чтобы такие беседы проводил школьный врач, но содержание их он ограничивал вопросами гигиены. Фактически же и этого никто не делал. В обществе прокламировалась строгая пуританская мораль, из искусства исчезли малейшие намеки на эротику, а разводы и супружеские измены, особенно в послевоенные годы, со смаком обсуждались на партийных и комсомольских собраниях.

Этот поворот не был простой реакцией на социально-нравственные издержки послереволюционной дезорганизации и брачно-семейных отношений. Это был один из аспектов командно-административной системы тотального контроля и подавления личности. Если человек — прежде всего производительная сила, он обязан в рабочее время производить материальные блага, а в семье - детей, Все остальное — от лукавого и подлежит уничтожению, Эта жестокая, антигуманная по своей сути идеология тотального контроля драпировалась в моральные одежды, но фактически порождала цинизм и лицемерие.

Послевоенные годы застали советское население сексуально безграмотным. Узнать что бы то ни было о сексе было почти невозможно; редкие иностранные научные книги, поступавшие в советские библиотеки, и даже отечественные руководства по сексопатологии вплоть до 1987 г. выдавались только по специальным разрешениям, а их распространение или копирование было уголовно наказуемо. Крайне расширительно трактовалось и понятие порнографии в искусстве. Любое изображение обнаженного тела, будь то даже Венера Милосская, чиновники считали постыдным. Попытки отдельных профессоров-медиков нарушить эти запреты и дать студентам минимум сексологических знаний пресекались и жестко наказывались.

Лишь в середине 1960-х годов в стране началось медленное возрождение медицинской сексологии (сексопатологии), важную роль в этом сыграл горьковский профессор Н.В.Иванов. В 1973 г. в Москве был создан Всесоюзный научно-методический центр по вопросам сексопатологии во главе с профессором Г.С.Васильченко. Но чего это ему стоило!

Примерно в те же годы по инициативе профессора А.М.Свядоща была организована первая платная консультация по вопросам брака и семьи, включая сексологические аспекты. Но когда на первом методическом совете А.М.Свядощ сказал, что собирается рассказать вступающим в брак молодым людям об основных сексуальных позах, последовали возражения со стороны других врачей: как можно рассказывать «такие вещи невинным девушкам! Но позвольте, возражал Свядощ: - Даже если наша невеста и вправду невинна, на брачном ложе ей придется принять какую-то позу. — Конечно, — отвечал его оппонент. — Но что будет, если кто-нибудь напишет, что мы пропагандируем порнографию? И говорил это не партийный функционер, а квалифицированный профессор-психотерапевт!

Еще труднее было в сфере общественных наук. Мой аспирант С.И.Голод по собственному почину (я предупреждал его, что в наших условиях эта тематика «недиссертабельна» и опасна) провел в 1960-х годах несколько уникальных опросов о сексуальном поведении и установках советской молодежи. Никакой «крамолы», если не считать того, что советская молодежь, как и любая другая, имеет добрачные связи и относится к ним терпимо, в его работе не было. Но когда в 1969 г. диссертация была представлена к защите, сначала Ленинградский обком КПСС, а затем, когда мы попытались перенести защиту в Москву, ЦК ВЛКСМ обвинили Голода в «идеологической диверсии против советской молодежи». В результате защита не состоялась, Сергею Исаевичу пришлось написать и защитить другую кандидатскую диссертацию — о работающих женщинах, которым, как вы понимаете, не до секса. Дальнейшие исследования сексуального поведения он проводил на свой страх и риск, без официальной поддержки и даже вопреки прежним запретам.

Моя собственная книга «Введение в сексологию», несмотря на официальную рекомендацию к печати двух институтов Академии Наук СССР (этнографии и высшей нервной деятельности) и поддержку многих авторитетных ученых, включая нескольких академиков, не печаталась десять лет и вышла только в 1988 году, после того, как она была издана в нескольких зарубежных странах.


2. Цена лицемерия

Чего человек не понимает,
тем он не владеет.
И.В.Гете.

Но, может быть, и не надо этим заниматься? Сексуальность — дело тонкое, интимное. Наши предки не знали полового просвещения, а детей тем не менее рожали и семья у них была прочнее современной. Мало ли что делается в других странах, у нас свои порядки и традиции!

Увы! Во всех древних обществах существовали специальные ритуалы посвящения юношей и девушек в тайны половой жизни. Теперь эта древняя культура забыта, но цивилизованные общества создали на ее месте новые социальные институты. У нас же осталась одна зияющая пустота. Кстати сказать, предки обходились не только без полового просвещения, но и без радио, самолетов, компьютеров. А как жить без них сегодня? Сексуальное невежество обходится всем нам, и особенно молодежи, очень и очень дорого.

Как бы мы ни открещивались от нравов «растленного Запада», общие тенденции сексуального поведения в СССР те же, что и там: более раннее половое созревание; более раннее начало половой жизни; терпимое отношение к добрачным связям; уменьшение реальных и соционормативных различий между мужской и женской сексуальностью; повышение роли сексуального удовлетворения как фактора стабильности брака и удовлетворенности супружеством и т.д.

Среди опрошенных С.И.Голодом в 1974 г. 500 молодых рабочих начали половую жизнь моложе 16 лет 17,5% мужчин и 1,5% женщин, а между 16 и 18 годами — соответственно 33,2% и 15,9%. Происходит это, как правило, вне брака и независимо от матримониальных планов. На вопрос проведенной в 1978/79 учебном году анкеты: «Как вы думаете, с какой целью юноши и девушки вступают сегодня в интимные отношения?» (3721 студент из 18 вузов РСФСР) ответы распределились так: взаимная любовь 36,6%, приятное времяпрепровождение - 15,4%, стремление получить удовольствие -14,2%, желание эмоционального взаимодействия - 9,8%, предполагаемое вступление в брак — 7,0%, любопытство — 5,5%.
На вопрос: «Считаете ли вы допустимыми для себя добрачные и внебрачные семейные (?!) отношения?» из 1400 студентов-первокурсников Криворожского пединститута отрицательно ответили только 16,7% юношей и 19,9% девушек.

Между тем сколько-нибудь систематического полового просвещения ни в семье, ни в школе подростки не получают, черпая информацию главным образом от товарищей или из случайно подвернувшихся книг. Сплошь и рядом немногим лучше образованны и их учителя и родители, особенно если дело идет о противозачаточных (контрацептивных) средствах. А некоторых наиболее современных контрацептивов в СССР вообще нет. К чему это приводит на
практике?

СССР занимает ведущее место в мире по числу абортов. Наши женщины делают в их 7-10 раз больше, чем в любой развитой капиталистической стране. Особенно часто прерывают первую беременность, что наиболее опасно. Поданным Минздрава СССР, в 1987 г. на 100 родившихся приходилось 115 абортов. Многие аборты делаются вне больницы, по официальным данным 12,1%, а по подсчетам специалистов — около 50%. Это катастрофически сказывается и на здоровье и на моральном состоянии женщин.
Растет число незапланированных и нежеланных беременностей и рождений. По данным официальной государственной статистики, доля внебрачных рождений в 1980 г. составляла 8,8%, а в 1987 г. — 9,8% всех новорожденных. Особенно высок этот процент в городах — 10,6%. Больше всего страдают опять-таки молодые, неопытные женщины. В 1981 г. в Перми на каждую тысячу беременностей у нерожавших ранее молодых женщин пришлось 272 аборта, 140 рождений вне брака ("матери-одиночки") и 271 рождение в первые месяцы брака (так называемые «браки вдогонку», стимулированные беременностью невесты). Только 317 новорожденных из 1000 были зачаты в браке. Доля добрачных зачатий первенцев у ленинградских супружеских пар выросла с 24% в 1963 г. до 38% в 1978 г.

Дефицит сексуальной культуры отрицательно сказывается и на брачных отношениях. Старый, традиционный брак не был сексуальным союзом. Требования к жене ограничивались формулой: «Была бы верная супруга и добродетельная мать». Мужчины могли удовлетворять свои сексуальные потребности на стороне, к их услугам были публичные дома и проститутки. А о женах в этом плане вообще не думали, считалось, что порядочная женщина вообще не испытывает эротических потребностей и лишь удовлетворяет запросы более примитивно организованного МУЖЧИНЫ, Сегодня иерархия супружеских ценностей иная.

По данным опросов С.И.Голода, в 1978 и 1981 годах (по 250 супружеских пар), сексуальная гармония устойчиво занимает третье место в числе факторов удовлетворенности браком (после духовной v психологической совместимости у супругов, состоящих в браке до 10 лет, и после духовной и бытовой совместимости — у проживших совместно от 10 до 15 лет). Среди пар, весьма удовлетворенных браком, сексуально совместимыми оказались практически все, а среди неудовлетворенных — только 63%.

Сексуальная неудовлетворенность — один их самых распространенных мотивов расторжения брака. Вот характерное письмо женщины из Краснодара. «Мне 31 год, я окончила институт, мечтала о любви и, полюбив, вышла замуж за человека, который подходил мне по своим взглядам, привычкам, идеалам. Прожили мы всего два года; а теперь я на пороге одиночества: мой муж сказал, что «не устраиваю его как женщина». Кто мне поможет? Я многому училась, а тут оказалась безграмотной. Да разве только я одна?».

Многие трудности, которые люди приписывают органическому физиологическому несходству, на самом деле — следствие неопытности и сексуально-эротической неграмотности. Иррациональные табу слов, усвоенные в детстве, ошибочно принимаемые за целомудрие, калечат не только подростков, но и взрослых. Когда у нас в стране открылись первые сексологические консультации, врачи оказались в затруднении: многие люди не в состоянии беседовать раскованно даже с врачом. То же самое и в семье. При возникновении сложностей в интимной жизни жена бежит советоваться к подруге, а муж — к приятелю. А ведь свои проблемы они могут решить только сообща...

Это сказывается не только на качестве семейной жизни. Сексуальная неудовлетворенность и заторможенность делает людей несчастными, нередко вызывает неврозы, раздражительность, нетерпимость и общую агрессивность. Не сознавая этого, люди невольно вымещают свои разочарование и трудности на других. Подавленные эмоции «прорываются» в припадках иррациональной ненависти и страха ко всему чуждому, новому, непривычному (так называемый синдром авторитарной личности).

С другой стороны, сексуальная распущенность и неразборчивость в выборе партнеров, помимо моральных издержек, способствуют распространению разного рода венерических заболеваний, к которым в последние годы присоединилась эпидемия СПИДа. Болезни поражают не только взрослых, но и детей. В СССР ежегодно регистрируется 14 тысяч венерических заболеваний в детской среде, две трети их приходится на долю девочек. Особенно тревожит медиков рост так называемых малых венерических заболеваний, протекающих бессимптомно и обнаруживающихся слишком поздно.

Никакая морализация не может заменить предметного медико-гигиенического просвещения, которое поставлено у нас из рук вон плохо. Даже от СПИДа сначала пытались отмахнуться — дескать, все это где-то «у них», а у нас же имеются только немногочисленные «группы риска», с которыми можно справиться с помощью административных мер. Нет не только пропаганды презервативов — «это неприлично!», — но и сами они пребывают в хроническом дефиците. Да и как вообще возможна эффективная медико-санитарная профилактика заболеваний, распространяющихся половым путем, если секса у нас нет или, во всяком случае, не должно быть? Лучше помолчать, не вводить людей в соблазн, либо просто призвать их к строгой моногамии. А если кто не слушается — одернем и накажем. Дорожка накатанная. А если результаты получаются не совсем такие, что ожидались, это нам не в диковинку, привыкли...
Лишь бы слова были идеологически и морально правильными. За последствия мы не отвечаем.


3. Сексуальность и права человека

Затравленность и умученность ведь вовсе не требуют травителей и мучителей, для них достаточно самих простых нас, если только перед нами — не свой: негр, дикий зверь, марсиянин, поэт, призрак. Не свой рожден затравленным. Марина Цветаева

Нравится нам это или нет, человеческая сексуальность чрезвычайно индивидуальна: то, что хорошо, приемлемо и необходимо для одного человека, может быть плохо, неприемлемо и абсолютно невозможно для другого. Всякая культура так или иначе регулирует сексуальное поведение людей. Но когда социальное регулирование становится слишком жестким, не принимая во внимание индивидуальных различий, это делает множество людей несчастными и неизбежно увеличивает социально-психологическое напряжение в обществе Твердо установлено: сексуальная терпимость тесно связана с ypовнем общей социальной терпимости общества и является одним из важнейших компонентов последней. Эта закономерность распространяется и на индивидуальное сознание: наиболее сексуально-нетерпимые люди, как правило, являются авторитарными и во многих других отношениях; окружающий мир кажется им опасным и враждебным, они требуют ужесточения всяческих наказаний, считают «порядок» важнее законности и соблюдения прав человека и т.д.

Особенно остро это проявляется к таким формам сексуальности, которые отклоняются от того, что принято считать естественным и нормальным. Самой важной проблемой этого рода является гомосексуализм, однополая любовь, сексуально-эротическое влечение к представителям собственного пола. Вопрос этот имеет две стороны сексологическую — каковы причины такой сексуальной ориентации и социально-нравственную — как относиться к людям, которые являются ее носителями?

Однозначного ответа на первый вопрос наука не имеет. Медицина XIX в. считала гомосексуализм половым извращением, следствие врожденного психического заболевания. Зигмунд Фрейд yтверждал, что гомосексуальность — не болезнь, а один из вариантов нормального психосексуального развития, реализующийся вследствие специфических условий формирования личности в раннем детстве. Альфред Кинзи показал, что гомо- и гетеросексуальное поведение не всегда бывает взаимоисключающим, скорее это полюсы некоего континуума, так что можно говорить о степени гетеро/гомосексуальности, которая зависит как от индивидуальных особенностей человека, так и от его жизненной, социальной ситуации. По мнению современных сексологов, преимущественно гомосексуальную ориентацию имеют 4-5% мужского и 2-4% женского населения; временные, эпизодические контакты такого рода, особенно в подростковом возрасте, имеют как минимум, 20-25% мужчин. Еще больше людей бисексуальны, чередуя или как-то совмещая гомо- и гетеросексуальные контакты и привязанности. Объяснить это одной-единственной причиной невозможно. Одни ученые считают гомосексуализм жестко детерминированным — биологически (например, нарушением гормонального баланса в зародышевой фазе развития) или социально (нарушением полоролевой дифференциации в раннем детстве) - и в силу этого постоянным, необратимым состоянием. Другие видят в нем специфический стиль жизни, допускающий многочисленные индивидуальные вариации, включая, при определенных условиях, возможность коррекции и изменения.

Однако мировая наука едина в том, что
а) сексуальная ориентация не является делом свободного индивидуального выбора;
б) гомосексуальность не является болезнью в обычном значении этого слова;
в) сексуальная ориентация не может быть основанием для социальной дискриминации ее носителей (так же как расовая, национальная или религиозная принадлежность).

Историко-культурные и этнографические исследования показывают, что разные культуры по-разному символизировали гомосексуальность. В большинстве случаев она считается девиацией, отклонением от нормального порядка вещей. Но далеко не безразлично, считается ли это отклонение пороком, грехом, преступлением, ересью, болезнью или безвредной аберрацией, вроде дальтонизма. Весьма различны и формы социального «принятия» гомосексуальности. В одних обществах гомосексуальные контакты допускаются как нечто временное или вынужденное для определенных категорий людей (например, холостых мужчин) или ситуаций. В других они предписываются в рамках определенных ритуалов, например подростковых инициации, либо составляют необходимый элемент социализации подростков, которые, став взрослыми, ведут обычную гетеросексуальную жизнь. В третьих культурах гомосексуальность символизируется как один из аспектов стиля жизни особой категории людей, живущих по нормам не своего, а противоположного пола (так называемые бердачи).

Эти явления социально и сексологически совершенно различны. Однако общее отношение к гомосексуализму связано с характерным для данной культуры уровнем сексуальной тревожности: чем больше страха и тревоги вызывает сексуальность как таковая, тем враждебнее люди относятся к гомосексуализму. В истории европейской культуры гонения на гомосексуалистов обычно резко усиливались в периоды роста религиозной и прочей нетерпимости; это обвинение часто использовалось также для дискредитации политических противников.

Иными словами, отношение к гомосексуалистам зависит от общего уровня социальной терпимости и того, как в данном обществе понимают права человека. Здесь действует та же логика, что и в отношении к другим угнетенным и стигматизируемым социальным меньшинствам и группам (этническим, культурным и т.д.).

Существуют три главные стратегии.
1, Для авторитарных, недемократических обществ характерна общая нетерпимость к различиям, установка на единообразие и подавление или уничтожение меньшинств. В средние века гомосексуалистов сжигали на кострах, в новое время на них обрушивались уголовные репрессии, особенно преуспел в этом германский фашизм, уничтоживший многие десятки тысяч людей.
2. По мере демократизации, роста просвещения и терпимости угнетенные меньшинства получают право на существование, но к ним еще долго относятся свысока, как к второсортным и неполноценным. Применительно к гомосексуалистам такая переориентация началась в XIX в. Трактовка гомосексуализма как врожденной болезни взывала к состраданию и жалости: несправедливо преследовать людей, которые сами являются жертвами своего состояния. В борьбе за отмену репрессивного законодательства против гомосексуалистов в конце XIX — начале XX вв. участвовали лучшие представители европейской культуры (А.Бебель, Т.Манн, А.Эйнштейн, Р.-М.Рильке и многие другие). В настоящее время в большинстве цивилизованных стран добровольные гомосексуальные отношения между взрослыми людьми не считаются преступлением. Более терпимым стало и общественное мнение. Это позволило гомосексуалистам выйти из подполья, сделало их более видимыми и слышимыми (хотя сами эти отношения не стали более распространенными).
3. Тем не менее высокомерно-снисходительное отношение к меньшинствам не решает всех проблем. Любая ранее угнетенная группа, как только достигает определенного этапа развития, начинает требовать не снисхождения, а равноправия. В 1960-х годах на Западе возникли многочисленные организации гомосексуалистов, развернувшие борьбу за свои гражданские права, против клеветы и дискриминации. Эта борьба принесла определенные результаты. Однако эпидемия СПИДа, первыми жертвами которой оказались гомосексуалисты (многие из них имели экстенсивные связи с многочисленными случайными партнерами), вновь оживила старые сексуальные страхи, а кое-где — и преследования.

В СССР эти вопросы стоят особенно остро. Статья 121 Уголовного кодекса РСФСР, которая в прошлом использовалась также для расправы с инакомыслящими, до сих пор действует. Надо надеяться, что в связи с пересмотром уголовного законодательства она будет наконец отменена. Однако советские люди до сих пор не имеют объективной научной информации о сущности гомосексуализма. Эпидемия СПИДа еще больше усилила подозрения и страхи на его счет. Бывшие руководители советского здравоохранения связывали угрозу распространения СПИДа прежде всего с гомосексуализмом, да и сейчас эта «группа риска» изображается медиками и журналистами в самых черных тонах. Главный сексопатолог Ленинграда Б.Б.Малахов добивается принудительной постановки всех гомосексуалистов на учет в городском сексологическом центре (прокуратура справедливо отказывает в этом незаконном требовании). В отличие от своих зарубежных коллег большинство советских медиков по-прежнему считают гомосексуализм болезнью, а массовое сознание убеждено, что все «эти люди» социально опасны, агрессивны, совращают подростков и т.д. Раздаются даже голоса, что СПИД поможет обществу «очиститься» от этой скверны и т.д. Чтобы развеять эти мифы, нужны долгие годы терпеливой разъяснительной работы, как это делается, к примеру, в ГДР. Причем это вовсе не означает «пропаганды» гомосексуализма. Совращение несовершеннолетних, независимо от их пола, всюду карается законом. Нужно объяснять, что анальные сексуальные контакты, все равно — гомо- или гетеросексуальные, — фактор повышенного риска заражения СПИДом и другими инфекционными заболеваниями и т.д.

Но все это возможно только при условии, что проблемы человеческой сексуальности будут обсуждаться научно, спокойно и доказательно, без «ложной мещанской стыдливости» (Ф.Энгельс). Привычная нам логика, что объяснение какого-либо явления непременно означает его «оправдание» и «призыв к», вынуждая благонамеренных граждан, в свою очередь, срочно апеллировать к милиции, здесь совершенно не подходит.


4. Что же делать?

Лицемерам всякая искренность
кажется цинизмом.
Андре Моруа.

Наша страна, безусловно, держит мировое первенство по ханжеству, и не только в вопросах секса. Но в этом, как и во многом другом, мы не одиноки. Особенно много общего у нас с США. В конце 1960-х годов американские ультраправые, выступая под знаменем заботы о детях, воспрепятствовали введению во многих школах курса полового просвещения, объявив его «грязным коммунистическим заговором для подрыва морального уровня американской молодежи». Сегодня американская молодежь расплачивается за грехи отцов огромным (правда, не по нашим, а по европейским стандартам) количеством нежелательных беременностей и абортов среди подростков, ростом сексуального насилия и совращения несовершеннолетних. Американская медицинская ассоциация публикует социальные манифесты, призывающие использовать для контрацептивной пропаганды телевидение, и доказывает, что безнравственно приносить здоровье подрастающего поколения в жертву религиозным предрассудкам старших. Осознав, что со СПИДом не справиться без солидного, опережающего собственный опыт подростков, сексуального просвещения, во многих частных, особенно лютеранских, школах США введены отличные новые курсы. Постепенно, хотя далеко не везде, половое просвещение внедряется и в публичных школах.

А что у нас? Преимущественно общие разговоры. Необходимость полового просвещения подростков официально признана в постановлении партии и правительства о развитии здравоохранения в стране, но практически заниматься этим некому и негде.

Прежде всего мешает ведомственная разобщенность. Ни одно из существующих государственных учреждений не хочет взять ответственность на себя. Медики признают, что обязаны лечить, а педагоги — воспитывать. Но мало кто понимает, что речь идет не о медицинских и не о педагогических, а о социальных проблемах. Это затрудняет институционализацию сексологии как науки. Кое-что делают добровольные общественные объединения, в частности Советский детский фонд имени В.И. Ленина, под эгидой которого недавно создана новая ассоциация «Семья и здоровье». Но фундаментальная наука, тем более новая, нуждается в помощи государства. Да и консультации для подростков невозможно развернуть силами одних только кооперативов.

Вторая трудность — междисциплинарная разобщенность. Даже в рамках собственно медицины сексопатологи, урологи, эндокринологи, гинекологи и психиатры сплошь и рядом не знают и не хотят знать, что делают соседи, а интегративные тенденции воспринимаются как экспансия. С социологическими, психологическими, демографическими и культурологическими исследованиями медицинская сексология, как правило, вовсе не связана. Даже государственные программы по профилактике СПИДа вырабатываются у нас без всякого участия психологов и обществоведов. Не с этим ли связана их малая эффективность?

Третья трудность — острый дефицит подготовленных кадров, непрофессиональность. Даже в медицине, хотя сексопатология в стране официально существует свыше 15 лет, систематической подготовки и обучения врачей до сих пор нет. Первая кафедра сексопатологии создана только в 1987 г. в Харькове. В 1988 г. открыта кафедра сексологии в Ленинградском институте повышения квалификации врачей. Однако ни программ, ни учебников, ни специализированных журналов нет. Это создает простор для расширенного воспроизводства некомпетентности, зашиты безграмотных диссертаций и т.п. В мае 1988 г. Минздрав СССР издал приказ «О дальнейшем совершенствовании сексопатологической помощи населению», который предусматривает создание в крупных городах кабинетов семейного врачебно-психологического консультирования; сексопатология выделена в особую медицинскую специальность; в медицинских вузах собираются ввести факультативный курс «Основы медицинской сексологии». Это хорошо, но недостаточно.

Еще хуже обстоит дело с психологией. Советская психология много лет была абсолютно бесполой, игнорируя не только сексуальность, но даже половые различия как таковые. В популярной литературе и в массовом сознании широко распространены наивные представления, согласно которым все социальные, психологические и поведенческие различия между мужчинами и женщинами проистекают из биологического полового диморфизма. Специалистов по психологии сексуальности не готовят вовсе. Между тем свыше 90% всех людей, обращающихся в брачно-семейные консультации, жалуются прежде всего на психологические, особенно коммуникативные трудности. Среди пациентов Всесоюзного научно-методического центра по сексопатологии на первом месте (почти 61 %) опять-таки нарушения психологического порядка.

Не проводится и грамотных массовых социологических опросов, без которых невозможно понять историческую и когортную динамику сексуального поведения и ценностных ориентаций, а также их социально-экономические, региональные и этнические особенности. Хотя специалисты, способные выполнить эту работу, в стране имеются, сильно мешает развитию науки узколобый прагматизм и техницизм, Даже люди, признающие необходимость сексологии, воспринимают ее исключительно в прикладном ключе: как то или иное исследование будет способствовать укреплению семьи и улучшению здоровья населения? Сплав наивного техницизма с примитивной морализацией мешает развитию философской методологической рефлексии, в которой остро нуждается современная сексология.

И наконец — консервативное общественное мнение, полное отсутствие у старших поколений сексологических знаний в сочетании с воинствующей нетерпимостью и авторитарным складом мышления. Любое упоминание сексуальных проблем в прессе, на ТВ, не говоря уже о показе обнаженного тела или эротических сцен, вызывает поток раздраженных писем, преимущественно со стороны пожилых людей, усматривающих в разговорах о сексе безнравственность и прямое следствие «иноземного заговора» с целью развращения советской молодежи. Терминология и тон этих писем полностью совпадают с тем, что пишут американские «ультра». Разумеется, эти люди не выражают чувств всего населения, но из-за отсутствия массовых опросов общественного мнения точно определить меру их реального влияния невозможно. Однако игнорировать их нельзя, так думают многие учителя и родители. Кроме того, СССР — страна многонациональная, и те формы полового просвещения, которые возможны и недостаточны в Прибалтийских республиках, были бы неуместны и даже опасны в Средней Азии, Закавказье или старообрядческих районах Сибири. Это требует осторожного, взвешенного подхода.

Что же нам делать? Начинать нужно с создания небольшого, но авторитетного межведомственного проблемного совета, включающего ведущих специалистов в области сексопатологии, социологии, психологии и этнографии пола, сексуальности и полового просвещения. Этот совет должен наметить долгосрочную стратегию работы, включая подготовку кадров, издание книг, международные научные контакты, и в дальнейшем, не допуская централизации, координировать усилия разных ведомств и учреждений в этом направлении.

Вся эта работа должна строиться на основе наших фундаментальных социальных, нравственных и эстетических ценностей. Но при этом необходимо помнить, что молодые люди, к которым мы обращаемся, — не пассивный объект нашей заботы и контроля, а активный субъект, имеющий свои собственные интересы и ценности.

«Задача состоит не в том, чтобы «уберечь» юношей и девушек от сексуальности — это и невозможно, и не нужно, а в том, чтобы научить их управлять этой важной стороной общественной и личной жизни».

И.С.Кон

В человеческом измерении,
издательство "Прогресс", 1989 г.

 

Друг! Подруга!
Прямо сейчас мы с удовольствием поставили бы ссылку на персональный сайт И.С.Кона.
Но вернешься ли ты оттуда?
Так что эта ссылка будет на другой странице.