Из истории
народных фронтов в СССР

Москва - неформальные организации

 

Москва неформальная

Еще в прошлом году политические неформалы, а их тогда было не больше тысячи, выходя на улицы Москвы, встречали враждебное отношение со стороны большинства ее населения. Сегодня на их митинги идут рабочие, рядовые служащие, интеллигенты, идут, чтобы узнать, как демократы оценивают происходящее, выступить самим. Кто же эти демократы? Каковы их цели?

Эти и другие вопросы легли в основу интервью с Галиной Ракитской, членом Центральной комиссии по проблемам движения самодеятельных объединений, клубов и инициативных групп Советской социологической ассоциации Академии наук СССР, клуба «Демократическая перестройка» и общества «Мемориал».

- Галина Яковлевна, быть может, мы и начнем разговор с «Демократической перестройки»?

- На мой взгляд, это клуб либерально-реформистского направления. Кстати, единственный в Москве, который официально зарегистрирован. Он возник еще в 1987 году в рамках движения за перестройку. Сегодня ДП насчитывает не более 60 членов; среди них Андрей Фадин, Павел Кудюкин, Олег Румянцев, Леонид Волков. Еще более 300 человек постоянно посещают наши заседания. Недавно по инициативе клуба была организована встреча организаций социал-демократической ориентации. Значительная часть членов клуба ближе к социал-демократам европейского типа, чем ленинского, большевистского. Их платформой является Франкфуртская декларация. Есть и ортодоксальные марксисты, в моем лице, например.

- О «Мемориале» в последнее время говорят много и по-разному. Не могли бы Вы дать краткую справку и характеристику деятельности общества, особенно за последнее время?

- Как Вы знаете, учредительная конференция «Мемориала», а его отделения сегодня имеются в 180 городах страны, состоялась в январе нынешнего года. Структура общества федеративная - его правление и рабочая коллегия наделены координирующими функциями. Отделения организационно и финансово самостоятельны, отношения между ними регулируются договорами.
Поначалу в обществе преобладала тенденция ограничить временные рамки деятельности «Мемориала» сталинским периодом, заниматься прошлым и в меньшей степени сегодняшними проблемами. Но уже в ходе предвыборной кампании, работы съезда, молодая часть общества, во всяком случае члены его московского отделения, стала резко политизироваться. Так, в выпущенной недавно рекламной листовке «Мемориала» уже написано, что общество борется против тоталитаризма. Заметьте, всего пару месяцев назад, когда обсуждались уставные документы, большинство было против включения s них этого определения. Самое большее, на что тогда решились, - это вписать: мы боремся с последствиями сталинизма.

- Складывается впечатление, что сегодня «Мемориал» начинает играть все более значительную роль в демократическом движении?

- Перед выборами общество создало свою избирательную комиссию. Собственных кандидатов не выдвигали, ибо «Мемориал» официально не зарегистрирован. Зато активно поддерживались те его члены, которые баллотировались по территориальным округам, — Алесь Адамович, Юрий Афанасьев, Виталий Коротич, Андреи Сахаров и другие. Как известно, все они стали депутатами. Во время съезда представители «Мемориала» участвовали в организации массовых митингов в Лужниках.

- А что Вы можете сказать о партии Демократический Союз?

- Это одна из самых серьезных и радикальных организаций. В нее входят фракции, стоящие на разных идеологических платформах. Это социал-демократы, демократические коммунисты, а также либерально-демократическая и христианско-демократическая фракции. У них различные представления о том, какое общество лучше, но сегодня это не является препятствием для объединения. Численность ДС невелика — в Москве несколько сотен его членов. Авторитет ДС постепенно возрастает. Этому способствовал организованный дээсовцами в конце мая в Москве митинг протеста против событий в Тбилиси. И если раньше на эту организацию можно было клеветать, говорить о ней все что угодно, то теперь делать это значительно труднее. Во время работы съезда представители ДС ежедневно собирались на Пушкинской площади, где у них была своя аудитория, для которой радикально-демократическая позиция была более привлекательной. Кстати, членам ДС активно мешали активисты «Памяти», которые тут же на площади в открытую вели антисемитскую пропаганду, ДС по своей программе приближается к народным фронтам Прибалтики. Если Вы посмотрите на программу Демсоюза и, например, НФ Эстонии, то увидите, что они мало чем отличаются.

- Но в отличие от балтийских народных фронтов ДС, как Вы сами заметили, весьма малочислен?

- Во-первых, они очень осторожно относятся к приему в партию. Во-вторых, будучи в самом левом крыле движения, ДС постоянно находится под жестким прессингом властей, которые относятся к этой организации попросту враждебно. Тем самым создается определенный социальный и психологический барьер для тех, кто, быть может, и желал бы вступить в ДС, но сделать такой шаг не решается, ибо сегодня активная работа в этой партии может привести к потере работы и даже потере свободы. Многие члены ДС. по существу, вынуждены стать профессиональными участниками движения, или, как раньше говорили, профессиональными революционерами.

С другой стороны, московское демократическое движение постепенно все ближе н ближе подходит по мировоззренческим установкам к программе ДС, который еще год назад при своем образовании открыто объявил, что стоит за многопартийность, ликвидацию монополии КПСС на власть, множественность форм собственности. Постепенно об этом стали говорить вслух и другие участники демократического движения. Хотя по-прежнему сохраняется разница между ДС и, скажем, такими как я, считающими себя наследниками и продолжателями лучших традиций марксизма. Мы, например, построенное в СССР общество не считаем социализмом и потому социалистический путь нам кажется лучшим вариантом развития человеческой цивилизации. Многие же в ДС, наоборот, говорят, что существующее общество именно и есть социализм, и на этом основании относятся к нему скептически — утверждают, что общественная собственность нам не нужна, потому что вот она какая.

- Мы говорили о радикальном, либерально-реформистском крыле.

- Есть еще одно ответвление либерально-реформистского направления, представленное наиболее ярко клубом «Московская трибуна». Его члены — Андрей Сахаров, Лен Карпинский, Леонид Баткин. Алесь Адамович, Евгений Евтушенко, многие другие известные в стране люди. Возглавляет его Юрий Афанасьев. Это клуб элитарного типа, задуманный как некое подобие Римского. МТ создавалась с целью давать советы правительству. Но оказалось, что правительству советы клуба не так уж и нужны. Правительство может привлечь экспертов и получить совет такой, какой желает, а не тот, который ему даст «Московская трибуна».

Клуб как бы примыкает по преобладающему в нем мировоззрению к реформаторскому крылу в руководстве КПСС, он явно не стремится влиться в «разночинное» движение и стать его лидером. Заседания клуба очень смахивают на ученый совет, где обсуждаются политические вопросы, которые неформальное движение «проходило» уже год или полтора назад. Сегодня члены МТ пишут обращения и декларации. «Разночинное» движение же вышло на новые формы работы, которые носят пропагандистский политический характер, привлекают значительные массы народа.

«Московская трибуна» пока не нашла своего места в демократическом движении. Клуб все еще выступает за реформы сверху. Считаю, что сегодня «Московская трибуна» приносит больше вреда, чем пользы движению. Она, по существу, раскалывает его - одни люди угодны МТ, ибо их взгляды соответствуют ее понятию о том, что хорошо, а что плохо. Другие, как, скажем, члены ДС, в клуб прийти не могут, власти ведь плохо относятся к Демсоюзу. Когда практически все московские неформальные организации впервые объединились, чтобы совместными усилиями провести 21 мая большой предсъездовский митинг, встал вопрос: давать слово ДС или нет. Все, конечно, были «за» и только представители «Московской трибуны» очень сомневались.
В итоге представитель социал-демократической фракции ДС получил слово, но с оговорками: что желательно говорить, а что нет...

- Вот вы сказали - разночинное «движение», что Вы под этим понимаете?

- Видите ли, нынешнее независимое общественно-демократическое движение возникло, по историческим аналогиям, как разночинное. Его участники - студенты, рядовые инженеры, научные работники. Естественно, они всегда испытывали потребность привлечь в свои ряды интеллигенцию с определенным статусом в обществе. Это удается с большим трудом. На наши дискуссии приходили лишь отдельные ее представители. Они не становились членами наших клубов, держались в стороне, опасаясь, видимо, за возможные последствия.
Статусная интеллигенция выбрала для себя иные формы активной деятельности, занялась, например, преобразованием печати. Там они реализовали свои творческие потенции, сыграв величайшую роль как в становлении движения, так и развитии демократического сознания народа. Но повторяю, новые формы движения они не осваивали, и неформальные организации страдали от этого.

- Может ли кто-то еще в Москве реально организоваться в партию?

- Организация « Гражданское достоинство», которая сейчас учредила оргкомитет по созданию конституционно-демократической партии. Их главная цель - борьба за политические права и свободы. Кампанию по возрождению забытых форм уличной политической жизни, в том числе и демонстраций, они начали еще весной 1988 года. Экспериментировали на себе: первыми пошли по всем ступенькам процедуры - подали заявку на демонстрацию - получили отказ, и так далее. Кстати, вполне вероятно, что в России в ближайшее время возникнет и социал-демократическая партия.

- Недавно в печати я столкнулся с упоминанием о Конференции анархо-синдикалистов (НАС). Каковы их взгляды?

- Программные документы КАС - социалистической ориентации. Ее члены считают, что, во-первых, общество должно быть устроено как конфедерация самоуправляющихся общин. Во-вторых, ратуют за создание эффективного механизма социальной защиты трудящихся, в том числе за свободные профсоюзы. Эта организация имеет свою сеть по всей стране и состоит в основном из молодежи. Например, те, кого я знаю лично - грамотные, хорошо подготовленные студенты-историки, они прекрасно понимают, что происходит в нашем мире, ищут контакт с рабочими.

- Реально ли у нас сегодня называть себя партией, как, скажем, это провозгласил ДС. Ведь для того, чтобы та или иная организация могла действительно реализовать себя как партия, в стране должны быть прежде созданы необходимые условия для парламентской борьбы?

- В демократическом обществе под партией принято понимать такое движение, которое равноправно на выборах с другими организациями. Те, кто у нас называет себя партией, будь то ДС или другая организация, тем самым заявляют о степени своей решимости и организационного единства. И в этом их главное отличие от клубов.

- В Москве, как и у нас, тоже есть свои фронты?

- Да, это Московский НФ, Российский НФ и Национально - патриотический фронт «Память». МНФ возник в прошлом году, когда ряд московских клубов захотели как-то объединиться по примеру Балтии, Увы, это было явно преждевременно, ибо в отличие от балтийцев не очень-то ясно было, вокруг чего объединяться и за что всем вместе бороться. Естественно, из этого ничего не вышло. Тем не менее несколько групп все же решили работать вместе, объявив себя Московским народным фронтом. Тогда их было человек 300, не более, В отличие от клубов и тех, кто считает себя партиями, члены МНФ решили действовать на более широкой основе. Были попытки наладить связи с народом, создавать группы поддержки. Нельзя сказать, что они увенчались особым успехом. Дело в том, что с одной стороны МНФ хотел быть широким демократическим движением, с другой — его руководителя не понимали, пo крайней мере еще год назад, что такое движение возможно лишь на основе федеративной структуры. Они бились всю осень, зиму и наконец в мае провели Учредительную конференцию.

- Недавно мы узнали об образовании Российского народного фронта...

- Знаете, если мы раньше называли фронтом без народа МНФ. то теперь это название, пожалуй, более подходит именно к Российскому НФ. При создании его учредители заявили примерно следующее: «Вот мы есть, давайте все к нам, мы вами будем руководить». Все это отдает авантюризмом. Расчет явно на то, что если уж не сильным, то слабым немосковским организациям непременно захочется к ним прислониться. Лидеры РНФ. такие как Валерий Скурлатов, по своим взглядам ближе к «Памяти».

- В Балтийских странах к «Памяти» сложилось разное отношение: одни считают, что она борется за национальное возрождение Россия, другие полагают, что это фашисты, не принимают ее из-за ее дремучего антисемитизма.

- На мой взгляд, эта организация, смыкаясь с реакцией, открыто борется с демократами. Дай ей волю, и она может повергнуть Россию в черносотенную пучину. Не знаю, чего там больше: антисемитизма, или они, пользуясь тем, что в некоторой части народа живы антиеврейские настроения, хотят разгромить демократов. Как это и было всегда: чтобы отвлечь народ от истинных врагов, его натравливают на придуманных — масонов, сионистов, мало ли кого там еще.

- Можете ли Вы сформулировать ближайшую цель движения на новом этапе?

- Это победа демократических сил России на выборах в ее высшие органы власти. Мы за свободную суверенную федеративную Россию в демократическом союзе народов.

Беседовал СЕРГЕЙ ЗАХАВО

Опубликовано в газете "Атмода" #33
7 августа 1989 г.


МОСКВА
На прошедшем 22 июня в правлении Союза художников подготовительном собрании по созданию Общемосковского клуба избирателей было принято решение организовать координационный центр клуба, который будет заниматься подбором людей как для контроля над предстоящими выборами в республиканские и местные Советы, так и для работы в системах взаимопомощи и быстрого реагирования во время выборов.

МОСКВА
17 июня в сквере перед 1-ым Московским часовым заводом (1-МЧЗ) состоялся митинг группы "За демократические выборы", которая требовала отзыва депутата А.С.Самсонова, директора 1-МЧЗ. В несанкционированном митинге приняло участие 50-70 человек. Было сообщено, что уже собрано 10000 подписей за отзыв депутата Самсонова. Сбор подписей продолжается.
Присутствующие на митинге члены общества "Память" (группа Исхакова) кричали о "травле сионистами депутата Самсонова". Участники митинга вызывали директора 1-МЧЗ, чтобы передать ему "переходящую юбку Нины Андреевой", которая в качестве знамени развевалась над толпой.

МОСКВА
Литературное объединение "Прямая речь" при содействии московского "Мемориала" 3-9 июня провела фестиваль "Поэты против тоталитаризма". Один из вечеров был посвящен репрессированным в послесталинские годы (Ю.Даниэль, В.Некипелов, И.Ратушинская). Другой, замаскированный под "Советские писатели - лауреаты нобелевской премии", был посвящен Солженицыну. В конкурсе поэтов и бардов участвовали А.Аронов, Е.Бунимович, В.Коркия и многие другие.


Из бюллетеня "Панорама" № 6, 1989 г.