Из истории
народных фронтов в СССР

АДРАДЖЭНЬНЕ - Белорусский народный фронт

 

Учредительный съезд Белорусского Народного фронта за перестройку «Адраджэньне» («Возрождение») прошел 24-25 июня 1989 года. А первые неформальные объединения в Белоруссии появились годом раньше - и о том, как они встречались с "перестройщиками" из республиканской компартии, рассказал на страницах журнала "Огонек" писатель Василь Быков.


КТО ЖЕ ЭТИ ВРАГИ?

В недавно еще мирной, вполне деловой общественной атмосфере Белоруссии произошли разительные перемены, забушевали эмоции, словесные циклоны завихрились на общественных мероприятиях.

Что касается печати, то ее удивительно единодушный хор и явился зачинателем шумной кампании разоблачения коварных замыслов врагов, подрывателей государственных устоев.

Кто же эти враги и где их предлагалось искать?

Искать, разумеется, надлежало в собственных рядах, потому что все они дьявольски маскируются под своих — эти отъявленные националисты, сионисты и масоны. И еще особо ненавистные «клеветники», опустившиеся на незапятнанную честь полуторамиллионного города-героя, заподозрившие в нем антиперестроечную Вандею. В этом смысле досталось многим, по преимуществу людям творческих профессий - писателям, кинодеятелям. Особенному поношению подвергся писатель Алесь Адамович, посмевший в одной из огоньковских публикаций («Оглянись окрест!», №39) употребить намек на сходство происходящего в Минске с некоторыми моментами Французской буржуазной революции и назвать имена. По всей видимости, именно эта публикация А. Адамовича больнее, всего задела непомерно чувствительные амбиции некоторых людей из числа белорусского республиканского руководства. Теперь многие из них увиливают от прямого ответа, делают вид неинформированных, отсутствовавших в то трагическое воскресенье в городе, ссылаются на необдуманную «инициативу» местных властей.

На протяжении последних недель в печати велась размашистая кампания против молодежного объединения «Толока», дискуссионного клуба «Современник», других объединений неформалов. В условиях все усиливающегося психологического прессинга четыре творческих союза республики (писателей, журналистов, кинодеятелей, художников), а также отделение фонда культуры и редакция газеты «Литература и мастацтва» на представительной конференции в октябре приняли решение об учреждении историко-просветительского общества «Мартиролог Белоруссии». Это общество в качестве главной задачи взяло на себя выявление жертв сталинизма и их палачей, оказание помощи живущим жертвам репрессий 30—50-х годов, строительство мемориала в урочище Курапаты, ходатайство о проведении суда над Сталиным. Всю работу общества предполагалось вести в тесном сотрудничестве с партийными и советскими органами, В качестве первого шага было решено провести митинг-реквием в Курапатах под Минском, приурочив его ко дню Поминовения предков. О планируемом митинге была заблаговременно подана заявка в соответствующие органы и получено разрешение. Правда, власти настояли, чтобы место митинга перенести на одно из городских кладбищ на окраине Минска.

Свое отношение к новообразованному обществу власти республики выразили уже на учредительной конференции, когда ответственный работник самыми низкопробными средствами пытался сорвать голосование. В последующие дни местная печать развернула кампанию против общества, власти провели несколько общегородских кампаний, где неинформированные, а точнее дезинформированные лица, преимущественно из числа бюрократического аппарата города и городских предприятий, подвергли яростной пропагандистской дискриминации руководителей общества и его актив. Цели общества были искажены в печати и на собраниях и поданы как антиперестроечные, националистические. Робкая попытка - предложения на конференции «Мартиролога» о создании Народного фронта в поддержку перестройки в республике - была расценена властями как стремление к созданию внутренней оппозиции, ставящей своей целью отторжение Белоруссии от СССР, изгнание русских жителей и так далее. Не было сделано ни одной попытки выслушать другую сторону, предоставить возможность выступить в печати ни одному руководителю «Мартиролога».

Эта односторонняя, целиком инспирированная кампания, как и следовало ожидать, приобрела резко выраженный характер травли национальной интеллигенции («я с 15 лет трудился, в шахте работал, а он ел мой хлеб и сидя подсчитывал», саркастические обыгрывания в печати слова «письменник», «ученый оппонент» и другие). Досталось молодежным неформальным объединениям «Толока», «Современник», «Тутэйшия», «Походня», которые еще недавно выступали с общественно оправданными инициативами по экологической защите Припяти, Западной Двины, против разрушения Верхнего города в Минске и других. Лучшие и самые активные деятели их подверглись проработке в печати. Насколько далеко зашло дело дезинформации и дискредитации только что созданного общества, можно судить хотя бы по тому факту, что дочери репрессированных в 30-е годы государственных деятелей Белоруссии А. Червякова и А. Голодеда, единогласно избранные почетными членами «Мартиролога», спустя несколько дней выступили в печати против данного общества со вздорными обвинениями.

Апофеозом данной кампании явились драматические события в воскресенье, 30 октября.

За несколько дней до того газета «Вечерний Минск» в скупой информации известила читателей, что проведение митинга-реквиема отменяется ввиду празднования 70-летия комсомола, а также по той причине, что газета «Вечерний Минск» еще не закончила общественного обсуждения срока празднования Дедов (с дохристианских времен отмечавшееся в Белоруссии 30 октября).

Пополудни в воскресенье. 30 октября в сторону кладбища потянулись массы людей. К этому времени было обнаружено, что все автобусные, троллейбусные маршруты, а также станции метро в направлении кладбища блокированы, и люди семьями с детьми на руках и колясках шли пешком. Запрет правого дела мало кого остановил, это и понятно. Белоруссия, которая в годы Великой Отечественной войны потеряла каждого четвертого жителя, немало потеряла также в годы сталинских репрессий, когда, по оценке некоторых исследователей, было уничтожено около двух миллионов человек. Во многих семьях до сих пор не заживают душевные раны 30—40-х годов, и культ памяти безвинно убитых чрезвычайно популярен в народе. Это шествие, однако, вблизи кладбища было остановлено сплошной стеной милиции и войск внутренней службы. Тут же располагались колонны водометных машин, спецмашин для перевозки арестованных, едва ли не весь городской парк пожарных. За плотными милицейскими рядами виднелись знакомые лица из числа работников райкомов и горкомов партии, другое городское начальство.

Полковник милиции через мегафон грозным голосом приказал разойтись.

Люди тем не менее прибывали. Задние, не понимая, что происходит впереди, теснили передних, недоумение сменилось испугом и даже страхом, когда на молчаливую толпу бросились люди в форме с дубинками и выборочно, с определенным прицелом, стали хватать известных в республике людей - художников и писателей, преподавателей вузов, студентов. Перед тем, как заломить руки, в лицо пускали слезоточивый газ из портативных аэрозольных баллончиков. Толпа дрогнула, забеспокоилась, раздались возмущенные крики: «Сталинисты! Вандея!» И все же люди не расходились. Спецмашины с зарешеченными окнами тем временем наполнялись полуослепленными, задыхающимися людьми, по мере наполнения их увозили. Были увезены без всякого на то основания художники М. Купава, А. Марочкин, И. Марочкин, журналист В. Мартыненко, ученый А. Тарасенко, журналист П. Марков, преподаватель университета А. Белый и многие другие. Подвергались действию газа главный режиссер театра имени Янки Купалы В. Раевский, писатель В. Яковенко, десятки других. С корреспондентами республиканских и центральных газет обращались, как и со всеми прочими: угрозами и силой отбирали фотоаппаратуру, засвечивали пленки. По нечастым милицейским выкрикам и репликам вроде: «Самостоятельности захотели» — можно было понять, что политическая подготовка милицейских рядов, а точнее их дезинформация, была, что называется, на высоте. Однако никто из толпы не вступил в противодействие, не оказал сопротивления, не применил силу, не бросил ни одного камня в милицию.

Некоторое время люди не могли понять, что происходит, а поняв, свернули на боковую улицу и нестройной толпой потянулись в сторону печально известного урочища Курапаты, расположенного неподалеку за городской чертой. Это шествие заняло определенное время, и когда первые ряды идущих оказались на подходе к урочищу, выяснилось, что и там войска, пожарные машины и милиция. Путь и туда был перекрыт. Растянувшаяся пятитысячная толпа свернула с кольцевой дороги в чистое поле и остановилась на косогоре. Вперед вышли руководители «Мартиролога» — археолог 3. Поздняк, писатель В. Орлов. Чтобы видеть выступающих, люди опустились на мерзлую землю, стали на колени. К собравшимся обратился В. Орлов, рассказал о значении исторической памяти народа, о жертвах сталинщины, о потерях Великой Отечественной войны. 3. Поздняк, полгода назад открывший многотысячное захоронение в Курапатах, начал говорить и зачитал декларацию общества. Со стихами о жертвах культа выступила молодая поэтесса. Не успел очередной оратор закончить речь, как на плотную толпу в поле двинулись не менее плотные ряды войск и милиции. Скоро участники митинга были заключены в сплошное кольцо, однако все продолжали сидеть, Но вот прозвучала команда, войска перестроились, врезались в плотную толпу. Послышались крики, плач. Сидящих людей, женщин и девушек стали хватать за руки, за одежду, срывать с мест. Прозвучала «милостивая» команда подполковника милиции: «Детей не трогать!»

Детей и в самом деле не трогали. Зато всем остальным досталось. Когда толпа была рассечена, митинг прекращен, людей стали теснить. Люди взялись за руки и так двигались с поля. "Некоторым, правда, удалось вырваться из окружения, и тогда за ними вдогонку пускались команды милиционеров и солдат. Убегавшего или убегавшую настигали и били дубинками.
Нечто похожее между тем происходило и в городе. После того как основная масса людей отправилась из района кладбища в Курапаты, часть оцепления войск и милиции тоже устремилась на городские улицы, где продолжалась погоня за отставшими.

До наступления темноты продолжалась охота за участниками митинга. Сотни людей получили удары дубинками, были ослеплены слезоточивым газом. Вечером организаторы позорного побоища подводили итоги.

Город забурлил. Назавтра в творческих союзах, театрах, редакциях газет состоялись собрания, на которых давалась соответствующая оценка происшедшего. Редакция молодежной газеты подготовила полосу о событиях вчерашнего дня, которая была снята уже в типографии. Городские партийные и советские власти бросились тушить разгорающийся идеологический пожар своеобразным способом: усилили нажим на непокорных. И вот уже смягчаются резолюции партийных собраний, отменяются прежние формулировки. По телевидению выступили начальник УВД и зампредисполкома города Минска. Они оправдывали свое право на запрещение митинга ссылками на два Указа, недавно утвержденных Верховным Советом страны. Но выступления этих руководителей мало кому показались убедительными, как и их смехотворные доводы.

Принятые в понятных целях, упомянутые выше Указы, к сожалению, гласно не регламентируют порядок и право местных властей в отношении мотивов и процедуры запрета общественных мероприятий. Создавшийся вакуум в законоположении, как показали события в Минске, открывает неограниченные возможности в их применении и безнаказанном злоупотреблении, как правило, в антидемократических целях с далеко идущими политическими последствиями. Иначе как объяснить тот ФАКТ, что грубая воинская сила на основе закона препятствует осуществлению традиционного и святого дела народа - почтить память павших в борьбе за социализм в годы сталинских репрессий, Великой Отечественной войны, погибших в недавнее время, таких, как П. Машеров, Ф. Сурганов, многих деятелей литературы и науки.

После всего происшедшего обстановка в городе напряжена. Общественность требует расследовать инцидент и призвать к ответу виновных в небывалом даже в худшие годы, целиком спровоцированном конфликте, нанесшем удар по делу перестройки.

В последние дни в Белоруссии стало все более ощутимым стремление общественности к созданию Народного фронта, против которого с таким ожесточением выступает белорусская бюрократия. В этой связи некоторым может показаться странным (если не вздорным) ее чувство страха перед такой представительной организацией, как Народный фронт.

Если исходить из бесспорности положения, что и у народа, и у его руководителей существует единая цель — справедливое устройство жизни на основах народовластия и демократии,— то спрашивается: чего бояться? Однако, по-видимому, некоторые имеют все основания для опасений за собственную судьбу — особенно из числа тех, кто явился организатором и вдохновителем событий 30 октября. Вполне может быть, что по воле народа, выразителем воли которого явится Народный фронт Белоруссии, им придется расстаться с насиженными местами. В свете этого факта хорошо видны многие ответы на насущные вопросы нашего тревожного времени.

Василь Быков,
писатель

Из журнала"Огонек", октябрь 1988 г.


АЛЕСЬ АДАМОВИЧ
(на встрече с читателями журнала "Век XX и мир")

Первоначальной причиной создания Народного Фронта была идея действительно поддержать ту небольшую группу лидеров перестройки, которая близка к Горбачёву. Сегодня у Народного Фронта уже более широкие цели. Эти цели определяются той ситуацией, которая возникла в нашей стране, ситуацией, которую многие характеризуют чуть ли не на грани гражданской войны.
Страна находится в непростой экономической ситуации, в непонятном тупике, из которого так трудно выйти. И это положение я объясняю прежде всего отсутствием у нас крестьянства как земледельческого класса. Любая структура, если она, допустим, зашаталась и что-то с ней случилось, любое социальное потрясение в стране, любое здание падает на почву, падает на крестьянство, которое через несколько лет может исчезнуть.
Представьте, что у нас что-то разрушится. Куда оно упадёт? В бездну, потому что под ногами у нас ничего нет, крестьянства нет, нет земледелия, которое накормит страну, и нам если мы не будем покупать нефть за золото, если административно-приказная система не вернётся к опыту прошлого...
Почему БНФ, который возглавили уважаемые люди, - действительно такая чистая организация? Начинался Белорусский Народный Фронт на национальной идее - язык, символы, история. Эта идея живет в нем очень мощно, и это благородная и нужная идея, пока она сохраняется на гуманистическом уровне. И сейчас белорусское национальное движение - БНФ абсолютно избавлено от антирусских, антиеврейских, анти-любых элементов. Он заключает в себе очень мощное требование возродить белорусский язык, уважать историю. И, конечно, БНФ хотят обвинить в антирусских настроениях - идёт всё та же ложь в этом направлении.
Именно такой Народный Фронт очень нужен как структура, которая будет удерживать наше общество ;в трудные минуты, которые нас вполне могут ждать.


НАРОД НЕ ПРОВЕДЕШЬ

Информцентр БНФ провёл первый опрос общественного мнения среди населения г. Минска. Его результаты говорят сами за себя:
К созданию БНФ положительно отнеслись 76 % опрошенных, отрицательно - 7 %, затруднились ответить - 17%.
Наибольший интерес представляют ответы на вопрос:

Может БНФ оказать содействие:

Да
(в %)

Отчасти
(в %)

Нет
(в %)

Развитию белорусского языка

81

13

6

Развитию национальной культуры

79

15

6

Сохранению памятников культуры

77

19

4

Развитию гласности

68

22

10

Защите окружающей среды

57

37

6

Борьбе с бюрократизмом

53

30

17

Предупреждению необоснованно принятых решений

41

38

21

Реформе политической системы

38

37

25

Правовой реформе

33

41

26

Улучшению межнациональных отношений

40

36

24

Решению социальных проблем

27

42

21

Решению экономических проблем

26

36

38


Правильную ли позицию занимают местные власти по отношению к:

да

нет

Не ответили

Народному Фронту в поддержку перестройки

7

72

21

"Мартыралогу Беларусi "

7

47

46

Неформальным объединениям молодёжи

7

55

36

белорусской национальной символике

14

48

28

экологическому движению

9

64

27

Из бюллетеня "Белорусская трибуна",
№8, август 1989 г.
издававшемуся информагентством "Белстар"
и группой поддержки БНФ