Из истории
народных фронтов в СССР

 

 

13 и 14 мая 1989 г . в Таллинне состоялась Балтийская Ассамблея — совместное заседание Совета уполномоченных Народного фронта Эстонии, Думы Народного фронта Латвии и Сейма Литовского движения за перестройку «Саюдис», целью которой координирование единой политики наиболее крупных народны x движений Прибалтики и информирование широкой советской и мировой общественности о демократических устремлениях народных движений Прибалтики.

Документы Балтийской Ассамблеи приняты в обстановке полного согласия делегаций наиболее крупных народных движений трех Прибалтийских республик. Официальными языками заседаний были эстонский, латышский и литовский языки, рабочими языками — русский и английский. Проекты документов Балтийской Ассамблеи были составлены на этих пяти языках и окончательные версии были переведены на эти же языки, копии документов, подписанные представителями трех народных движений, представлены на русском.

Из газеты "Вестник Народного фронта" Эстонии №20, 1989 г.

 

Защитим перестройку !

 


БАЛТИЙСКАЯ АССАМБЛЕЯ
13-14 мая 1989 года.

д о к у м е н т ы


ДЕКЛАРАЦИЯ
ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
ЭСТОНИИ, ЛАТВИИ И ЛИТВЫ


Продолжающийся четвертый год в СССР процесс перестройки не сумел остановить экономический спад страны. Углубляющийся экономический кризис приводит к дальнейшему росту инфляции и ухудшению жизненного уровня населения, вызывает отрицательные тенденции социально-демографического, морального и психологического характера, что в итоге может привести к дестабилизации политической ситуации.

До сих пор центральные руководящие органы пытаются выйти из тупикового состояния экономики частными мерами, не принимая решений по коренной перестройке экономических отношений. Основные проблемы экономики все еще продолжают ожидать своего решения.

Очередным мнимым мероприятием «экономической реформы» является проект «Общих принципов перестройки руководства экономикой и социальной сферой в союзных республиках на основе расширения их суверенных прав, самоуправления и самофинансирования». Хозяйственный механизм, заложенный в «Общие принципы...», является недееспособным и не может вывести экономику из кризисного состояния, в сущности не расширяет экономической самостоятельности республик.

Идеологической основой «Общих принципов...» является сохранение «сильного центра» при передаче республикам только несущественных экономических прав. Это противоречит статусу суверенных республик и положениям Венского заключительного документа.

Балтийская Ассамблея считает, что разработанные Эстонией, Латвией и Литвой концепции экономической самостоятельности, основывающиеся на «Согласованных основных принципах республиканского хозрасчета» от 23 сентября 1988 г . в г. Риге, реально позволяют перейти на более эффективные экономические отношения, к постепенному оздоровлению экономики и на этой основе существенно повысить жизненный уровень граждан.

Однако, руководящие органы СССР по сути игнорируют предложения Балтийских республик, пытаются многословием и противоречивыми положениями подменять назревшую экономическую реформу. Это приводит большинство населения Балтийских республик к разочарованию перестройкой, к возникновению центробежных стремлений, к необходимости поиска решительных путей освобождения от диктата «сильного центра».

Учитывая сложившееся положение, Балтийская Ассамблея считает необходимым:

1. Определить, что народы суверенных государств Эстонии. Латвии и Литвы сами выбирают модель социально-экономического развития и систему экономических отношений;

2. Потребовать от руководящих органов Эстонии, Латвии и Литвы незамедлительного принятия законов об основах экономической самостоятельности республик, согласно принципам, заложенным в концепциях экономической самостоятельности (хозрасчета) республик;

3. Поставить вопрос перед органами верховной власти и правительства СССР о принятии соответствующих законов об экономической самостоятельности Эстонской, Латвийской и Литовской ССР, с тем, чтобы с начала 1990 года республики стали переходить на экономическую самостоятельность согласно законам, принятым Верховными Советами республик;

4. Отметить недопустимость отклонения предложенной Балтийскими республиками концепции коренной экономической реформы в союзных республиках, равно как и неуважения суверенных прав союзных республик.

 

ОБРАЩЕНИЕ
К СЪЕЗДУ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
ОБ УГРОЗЕ ВОЙНЫ ГОСУДАРСТВА
ПРОТИВ СВОЕГО НАРОДА

История Советского Союза изобилует примерами злоупотреблений вооруженными силами в сфере отношений государства и общества. Достаточно вспомнить о массовых репрессиях в Советском Союзе эпохи Сталина, массовых депортациях и карательных экспедициях регулярных советских войск в социалистические государства, стремящиеся к более демократическому социализму (Венгрия 1956, Чехословакия 1968). Нарушением норм не только международного права, но и неоправданным истребленном молодежи своего народа явилось введение войск в независимый Афганистан.

Развитие социализма, согласно теории марксизма-ленинизма, должно вести к отмиранию государства. На практике происходит обратное: укрепление государства и углубление культа государства в ущерб правам граждан и наций. Подтверждение тому — три указа Президиума Верховного Совета СССР, принятые им в течение года: от 28. 07. 1988 г. «Об ответственности за нарушения установленного порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций», от 8. 04. 1989 г. «О внесении изменений и дополнений в закон СССР «Об уголовной ответственности за государственные преступления» и некоторые другие акты СССР», «Об обязанностях и правах внутренних войск МВД СССР при охране общественного порядка».

Эти документы антидемократичны и антиконституционны. Они создают удручающий образ социалистического государства, неспособного к развитию без бронетранспортеров и боевых отравляющих веществ,
События 9 апреля 1989 года в Тбилиси показали глубину пропасти отчуждения между гражданским населением и вооруженными силами, резко обострили национальные отношения.

Так как наличие внутренних войск предполагает наличие внутреннего врага, само существование карательных войск специального назначения несовместимо с процессом демократизации.

Исходя из сказанного, Ассамблея НФЭ, НФЛ и ЛДП декларирует необходимость:

1. Расформировать внутренние войска и войска специального назначения союзного подчинения и сформировать национально-территориальные войсковые соединения.
2. Законом определить функцию вооруженных сил как исключительно оборонную и применяемую лишь в случае нападения извне.
3. Признать недействитель¬ным Указы Президиума Верхов¬ного Совета СССР от 28. 07. 88 г. «Об ответственности за нарушение установленного по¬рядка организации и проведе¬ния собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, и правах внутренних войск МВД СССР при охране общественного порядка», от 8. 04. 89 г. «О внесении изменений и дополнений в закон СССР «Об уголовной ответственности за государственные преступления» и некоторые другие акты СССР», как противоречащие Конституции СССР и нормам международного права.
4. Законом определить ответственность органов государственной власти и должностных лиц за обращение к насильственным (карательным) мерам в отношении гражданского населения, против участников мирных собраний, митингов и демонстраций.
5. Установить полный контроль институтов гражданской власти за деятельностью воору¬женных сил в целях предотвращения исходящей от армии угрозы гражданскому населению и институтам.

ОБРАЩЕНИЕ
ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НАРОДНЫХ ФРОНТОВ
ЭСТОНИИ, ЛАТВИИ И ЛИТВЫ К ГЛАВАМ
ГОСУДАРСТВ — УЧАСТНИКОВ СОВЕЩАНИЯ
ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ
В ЕВРОПЕ, ГЕНЕРАЛЬНОМУ СЕКРЕТАРЮ ООН
И ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПРЕЗИДИУМА
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

Собравшись в г. Таллинне 13 и 14 мая 1988 года на Балтийскую Ассамблею, полномочные представители народных фронтов Эстонии, Латвии и Литвы,
СОЗНАВАЯ безусловное право выбора пути политического, экономического и культурного развития всех народов, право наций на равноправие и самоопределение,
УЧИТЫВАЯ явно выраженное, ставшее возможным в условиях нынешней перестройки стремление трех Балтийских народов к реальней экономической самостоятельности и государственной независимости,
ПОДЧЕРКИВАЯ своеобразие исторического развития эстон¬ского, латышского и литовского народов, их политическую независимость с 1918 по 1940 год и то, что Балтийские государства являются единственными, которые были лишены независимости в результате второй мировой войны,
СЧИТАЯ события 1939—1940 годов в Балтийских государствах, лишившие Эстонию, Латвию и Литву независимости, прямым следствием реализации преступного сговора Сталина и Гитлера о разделе Восточной Европы, грубым нарушением норм между¬народного права и обязательств СССР, насильственным захватом-аннексией Балтийских государств Советским Союзом,
ВЫРАЖАЯ уверенность, что Правительство СССР в текущем году осудит политику 1939—1940 годов в отношении трех Балтийских государств, объявит несостоятельными и утратившими с момента подписания (экс тунк) силу Договоры от 23 августа и 28 сентября 1939 года совместно с секретными протоколами, заключенными между сталинистским руководством СССР и гитлеровским руководством Германии касательно политических переустройств в Восточной Европе, и не будет препятствовать восстановлению государственного суверенитета Эстонии, Латвии и Литвы путем переговоров с участием уполномоченных представителей их народов,
28 сентября 1939 года совместно с ceкретными протоколами, за¬ключенными между сталинистским руководством СССР и гитлеровским руководством Германии касательно политических переустройств в Восточной Европе, и не будет препятствовать восстановлению государственного суверенитета Эстонии, Латвии и Литвы путем переговоров с участием уполномоченных представителей их народов,
ОБРАЩАЕМСЯ к участникам Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и к Генеральному секретарю ООН и Председателю Президиума Верховного Совета СССР с просьбой обратить внимание на стремление наших наций к самоопределению и независимости в нейтральной и демилитаризированной зоне Европы и на необходимость решения этой проблемы на международном уровне с участием уполномоченных представителей Эстонии, Латвии и Литвы.
Свободное, демократическим путем выраженное мнение Бал¬тийских наций должно быть решающим в определении их судьбы.

ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

ГЕНЕРАЛЬНОМУ ПРОКУРОРУ СССР

31 января 1989 года Правление НФ Эстонии, Правление Думы Латвии и Совет сейма «Саюдис» Литвы направили Председателю Президиума Верховного Совета СССР и Генеральному Прокурору страны обращение, выражающее тревогу за судьбу арестованных членов комитета «Карабах» с ходатайством дать общественности по этому вопросу полную информацию. В нем в частности говорилось:

Мы считаем, что налицо попытка использовать в политических целях антидемократические и противоречащие духу перестройки статьи уголовного кодекса.

Мы требуем:

- во-первых, основательно проконтролировать законность нахождения под арестом членов комитета «Карабах»;

- во-вторых, немедленно проинформировать общественность о причинах и законных основаниях ареста этих лиц, о предъявленны x им обвинениях;

- в-третьих, прекратить разрешение межнационального напряжения с помощью силовой политики, которая никогда не достигала желаемых результатов;

в-четвертых, реализовать на практике конституционное право народа на самоопределение.

Мы считаем, что арест признанных лидеров народа Армении является злоупотреблением властью, что усложняет решение и без того сложных проблем. Немыслимо с таким багажом идти на встречу Пленуму ЦК КПСС по межнациональным отношениям и готовиться к планируемой в Москве международной конференции по правам человека, что грубо противоречит сути Заключительных документов Венской встречи.

Уважаемый Председатель, уважаемый Генеральный прокурор! Прошло более 3-х месяцев. Руководство народных фронтов кия республик до сего дня не получило от Вас никакого ответа, а судьба арестованных остается неизвестной для общественности страны. Отсутствие гласности и остающееся реальностью беззаконие не может не вызывать тревогу. Никто из тех, кто борется за новое политическое мышление и перестройку, не может чувствовать себя в безопасности, пока существует прецедент с неизвестностью о судьбе лидеров «Карабаха».

Повторно обращаемся к вам с настоятельным предложением восстановить законность и гласность в этом принципиальном вопросе.


РЕЗОЛЮЦИЯ
БАЛТИЙСКОЙ АССАМБЛЕИ

О СОБЫТИЯХ В ГРУЗИИ


Кровавые репрессии в Тбилиси в отношении мирных грузинских граждан, женщин и детей требуют резкого осуждения этих репрессий со стороны всех демократических и миролюбивых сил.

Балтийская Ассамблея призывает Советское правительство сделать все возможное, чтобы восстановить справедливость: немедленно освободить безвинно арестованных, проводить следствие по данному делу в условиях полной гласности; назвать лиц, готовивших эту кровавую провокацию, отдававших и выполнявших приказы с такой бесчеловечностью.

Протестуем против действий Центрального телевидения СССР и представителей армии, направленных на разжигание межна­циональной розни.

Призываем все демократические движения, а также Съезд Народных депутатов СССР присоединиться к этим требованиям.

Совет уполномоченных Народного фронта Эстонии,
Дума Народного фронта Латвии,
Сейм Литовского движения за перестройку «Саюдис»

 

ОБРАЩЕНИЕ

ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ДВИЖЕНИЙ ЭСТОНИИ, ЛАТВИИ И ЛИТВЫ ОТ ГОРОДОВ-ПОБРАТИМОВ ПЯРНУ, ЕЛГАВЫ, ШЯУЛЯЯ КО ВСЕМ ПАРЛАМЕНТАМ, ПРАВИТЕЛЬСТВАМ И К НАСЕЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВ БАССЕЙНА БАЛТИЙСКОГО МОРЯ

 

Мы, представители демократических организаций и движений Эстонии, Латвии и Литвы от городов-побратимов Пярну, Елгавы, Шяуляя, опираясь на Итоговый документ Венской встречи представителей государств — участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, и также предложения главы СССР М. Горбачева, высказанные в Обращении к участникам сессии Всемирного совета мира в 1986 году и в речи в октябре 1987 года в г. Мурманске, желая способствовать сотрудничеству, взаимопониманию и миру между всеми народами, предотвра­щению всемирной катастрофы, призываем все парламенты, правительства и населения следующих стран — СССР, Эстонской, Латвийской, Литовской, Белорусской ССР, РСФСР, Польши, Чехословакии, ГДР, ФРГ, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии:

1. Объявить зону, прилегающую к Балтийскому морю, и всю Северную Европу (в том числе территории Норвегии, Швеции, Финляндии, Дании, ГДР, ФРГ, Польши, Чехословакии, Калининградской области, Литовской, Латвийской и Эстонской ССР, Ленинградской области, Карельской АССР, Мурманской, Псковской, Витебской, Минской и Гродненской областей) безъядерной зоной, ликвидировать здесь все виды ядерного и химического оружия.

2. Учитывая катастрофические последствия возможных аварий атомных электростанций, прекратить в указанной зоне строительство новых и поэтапно ликвидировать существующие АЭС.

Запретить привозку из других регионов, уничтожение, захоронение или переработку ядерных материалов в указанной зоне.

Обеспечить население полной и достоверной информацией о радиационной обстановке и приборами для ее контроля.

Вышеуказанным государствам объединить свой научный потенциал для разработки альтернативных безотходных источников энергии, создать объединенный международный научный институт для решения данной проблемы.

3. Учитывая, что сосредоточение больших войсковых контингентов на границах государств с различным общественным строем увеличивает опасность войны и ввиду отсутствия противоречий, обуславливающих необходимость содержать здесь большие войсковые контингенты, комплектовать вооруженные силы в указанных в п.1 государствах и территориях только из местного населения. Численный состав вооруженных сил в данном государстве или территории не должен превышать численности местного населения на упомянутых территориях.

4. Рассмотреть данное обращение на специальной встрече Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе с участием представителей демократических движений и oрганизаций, перечисленных в п. 1 государств и территорий.

 

от г. Елгавы

Народный фронт

Движение за Национальную независимость

Клуб защиты среды

Радикальное объединение НФЛ

Группа «Хельсинки-86»

Фонд культуры

от г. Шяуляя

Движение за перестройку «Саюдис»

Партия Демократов и Движение Зеленых

Лига свободы

Союз рабочих

Женское движение за перестройку

«Матеру Саюдис»

от г. Пярну

Народный фронт

Общество по Охране памятников старины

Движение «Зеленых»


СОГЛАШЕНИЕ

ОБ ОБЩИХ ЦЕЛЯХ И НАМЕРЕНИЯХ ПО СОТРУДНИЧЕСТВУ

 

Представители Правлений народных движений:

Эстонии,

Латвии,

Литвы, объединенных в организации

Eestimaa Rahvarinne

Tautas Fronte

Sajudis

провели между собой политические консультации, после чего ими было принято следующее

СОГЛАШЕНИЕ

Участники консультации пришли к единому мнению по следующим положениям:

СТАТЬЯ I

Народные движения уверены, что осуществление неотъемлемого права нации на самоопределение, на исторический выбор, на государственный суверенитет осуществимы лишь совместными усилиями. Общность исторических судеб Прибалтийских народов, понимания основных принципов государственного бытия и гуманистического отношения власти к человеку объединяет договаривающиеся стороны во имя определения общих целей и выбора средств для их достижения. Движения убеждены, что осуществление этих принципов послужит развитию действительной политической перестройки Советского Союза на благо всех населяющих его народов.

Подписавшие соглашение Движения признают безоговорочно:

а) принцип невмешательства в дела друг друга;

б) право каждой нации на свой собственный исторический выбор;

и) право каждой нации на самостоятельное установление форм правления.

СТАТЬЯ 2

Договаривающиеся стороны безоговорочно осуждают политические последствия для государственного суверенитета Лат­вии, Литвы и Эстонии секретных протоколов пакта Молотова Риббентропа и последующих действий, совершенных со стороны СССР в нарушение международного и общечеловеческого права. Участники соглашения едины в том, что присоединение Латвии, Литвы и Эстонии к СССР было след­ствием их аннексии и по-прежнему лишено достаточных юридических оснований.

СТАТЬЯ 3

Стороны полагают, что их национальные, экономические системы развивались бы более плодотворно, в силу общности их интересов и условий, путем интеграции. Для защиты экономики Прибалтийских государств стороны считают целесообразным стремиться не только к созданию отдельных национальных экономических систем, но дополнительно обсудить:

- развитие разделения труда между государствами Прибалтики на основе обеспечения тесной экономической интеграции;

- согласованное осуществление внешнеполитических и внешнеторговых функций.

СТАТЬЯ 4

Договаривающиеся стороны считают полезным для возрождения нормальных экономических отношений и интеграции обоюдных интересов:

- создание единого Прибалтийского рынка;

- создание единой Прибалтийской системы экономической взаимопомощи и кредита;

- воздержание от экономического противостояния на государственном уровне;

- создание единой информационной системы Прибалтики.

СТАТЬЯ 5

Договаривающиеся стороны считают своей обязанностью добиваться постепенной демилитаризации своих территорий и выражают готовность оказать помощь друг другу в реализации этой цели.

СТАТЬЯ 6

Договаривающиеся о сотрудничестве стороны призывают соотечественников за рубежом к такому же сотрудничеству во имя будущего наших народов.

СТАТЬЯ 7

Данная перспектива развития Прибалтийского сотрудничества не направлена против кого-либо, а провозглашается как выражение доброй воли наших Движений. Любой акт, направленный против соответствующих этим идеям действий, мы квалифицируем как противоречащий нашему праву и свободе.

Стороны обязуются оказывать друг другу помощь в их деятельности, солидарно делить трудности и проблемы, выступать в поддержку и защиту друг друга.

СТАТЬЯ 8

В целях дальнейшего развития сотрудничества, обмена опытом и информацией, координации своей деятельности стороны создают на паритетных началах тройственную комиссию Народного фронта Эстонии, Народного фронта Латвии и Движения за перестройку «Саюдис» Литвы.

 

Член Правления Народного фронта Эстонии

Эдгар САВИСААР

Председатель Народного фронта Латвии
Дайнис ИВАНС

Председатель Совета Сейма Литовского движения за перестройку «Саюдис»
Витаутас ЛАНДСБЕРГИС


Таллинн
14 мая 1989 г .


РЕЗОЛЮЦИЯ

Балтийская Ассамблея, проходившая 13 и 14 мая 1989 года в г. Таллинне, положила начало дальнейшему координированному сотрудничеству между Эстонским Народным фронтом, Латвийским Народным фронтом и Литовским движением за перестройку «Саюдис». Участники Ассамблеи намерены подобные встречи организовывать регулярно, не менее чем один раз в год. Следующую Балтийскую Ассамблею намечается созвать не позднее чем в мае 1990 года и г. Риге.

Совет уполномоченных Народного фронта Эстонии

Дума Народного фронта Латвии

Сейм Литовского движения за перестройку «Саюдис»


Год спустя состоялось следующее заседание балтийской ассамблеи.

К сожалению, у нас нет текстов всех резолюций, принятых в 1990 году, но один из документов мы нашли. Можете сами оценить, как изменились оценки.


РЕЗОЛЮЦИЯ БАЛТИЙСКОЙ АССАМБЛЕИ
О ПРОДОЛЖАЮЩЕЙСЯ ОККУПАЦИИ СОВЕТСКИМ СОЮЗОМ
БАЛТИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ


14 июня 1940 года Правительство СССР предъявило законному правительству Литовской Республики, а 16 июня — законным правительствам Латвийской и Эстонской Республик ультиматумы, в соответствии с которыми Советский Союз востребовал право вводить и размещать по своему усмотрению в этих государствах свои войска.

По сути дела востребовалось право на оккупацию Литвы, Латвии и Эстонии.

Правительства Литвы, Латвии и Эстонии подчинились насилию в надежде избежать уничтожения народа.

15 июня 1940 года армия СССР оккупировала территорию Литвы, а 17 июня — территорию Латвии и Эстонии.

17 июня в Литве, 20 июня в Латвии и 21 июня 1940 года в Эстонии силами НКВД и при непосредственном участии Вооруженных Сил СССР были низвергнуты законные правительства и созданы коллаборационистские правительства, контролируемые СССР.

3 августа 1940 года Литва, 5 августа 1940 года Латвия и 6 августа 1940 года Эстония были включены в состав СССР.

Аннексия балтийских государств, осуществленная в соответствии с секретными договорами между Союзом ССР и Германией в 1939 году, является противоправным актом с точки зрения международного конвенционного права, принципы которого содержались и были признаны в договорах, заключенных между СССР и балтийскими странами.

Поскольку любая оккупация является по своей сути временной, она не меняет автоматически правового существования оккупированного государства, сколько бы она по времени ни длилась.

Международное право не признает оккупацию или аннексию как основу прекращения существования государства.

Волеизъявление народов Эстонии, Латвии и Литвы было под угрозой насилия подавлено на многие годы. Сейчас народы балтийских государств, впервые с 1940 года, как сами, так и через свои выборные органы, выразили свою волю. Но реализация этого волеизъявления встречает противодействие. Несмотря на ясно выраженную волю народов Эстонии, Латвии и Литвы и их миролюбивое стремление пойти на восстановление своей независимости и самостоятельности, продолжаются угрозы и нагнетание обстановки страха со стороны аппарата СССР, сохранение крупных Вооруженных Сил и Госбезопасности и использование их против народа, избранных им представителей и государственных учреждений.

В балтийских странах мы имеем дело с продолжающейся оккупацией. Если возможность воссоединения Германии признана всеми странами—участницами второй мировой войны, то единственным нерешенным последствием войны продолжает оставаться попранная независимость Эстонии, Латвии и Литвы.

Народы Эстонии, Латвии и Литвы — не только жертвы преступлений сталинизма. Преступной продолжает оставаться политика нынешнего руководства СССР, проводящего политику оккупации Эстонии, Латвии и Литвы.

Народы государств Прибалтики продолжают свою миролюбивую борьбу во имя окончания оккупации со стороны Союза ССР.


Народный фронт Эстонии
Народный фронт Латвии
Литовское движение «Саюдис»

Юрмала,
16 июня 1990 г.