Северо-Запад
# 29 - сентябрь 1989 г.

Весь этого номер посвящен одной теме - обсуждению предстоящих выборов народных депутатов РСФСР и местных советов.

В номере содержатся сформулированные ПРИНЦИПЫ выборов, а также фрагменты выступлений участников "круглого стола", проведенного редколлегией ЛНФ 2 сентября 1989 г.


 


ПРИНЦИПЫ
ВЫБОРОВ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

Политическая реформа вступила в свою решающую фазу. Впереди - выборы в местные Советы, от исхода которых зависит судьба страны, судьба каждого из нас, судьба наших детей. Все события, последовавшие за выборами 26-го марта в Ленинграде в целом, однозначно свидетельствуют о том, что партийно-бюрократический аппарат не желает считаться с мнением народа и мобилизует все свои силы для удержания власти. Задача народа - взять власть в свои руки.
Решить эту задачу следует законными, ненасильственными методами. Для этого необходим Закон о выборах в местные Советы, всесторонне обеспечивающий свободное волеизъявление народа при выборе народных депутатов. Ленинградский Народный Фронт призывает народных депутатов СССР и РСФСР, всех избирателей при рассмотрении Закона о выборах в местные Советы РСФСР отстаивать следующие принципы:
1. Выборы в местные Советы народных депутатов производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Каждый избиратель имеет только один голос, все избиратели принимают участие в выборах на равных основаниях, народные депутаты всех уровней избираются гражданами непосредственно и тайно. Это основа основ, самое существо демократических выборов, и любое, прямое или косвенное, ограничение избирательных прав граждан РСФСР является посягательством на самое существо правового государства и ничем не может быть оправдано.
2. Выборы председателя местного Совета РСФСР всех уровней являются прямыми выборами и проводятся самими избирателями. Народ должен иметь право выбирать своего лидера сам.
3. Закон о выборах должен гарантировать их альтернативность на всех уровнях, т.е. в нем не должно содержаться никаких механизмов, ограничивающих количество выдвигаемых кандидатов на одно место и их последующую обязательную регистрацию в случае соблюдения соответствующих норм законодательства.
4. Избирательные округа образуются только по территориальному принципу. Любая другая форма образования избирательных округов противоречит как Конституции РСФСР, так и Конституции СССР (ст.2), провозглашающим Союз Советских Социалистических Республик общенародным государством.
5. Избирательные округа являются преимущественно одномандатными. Формирование многомандатных округов возможно по требованию избирателей.
6. Право выдвижения кандидатов в народные депутаты местных Советов равно принадлежит: собраниям избирателей по месту жительства, трудовым коллективам предприятий, их подразделений и собраниям военнослужащих по воинским частям, расположенным на территории данного округа, отделениям любых общественных организаций (партии, профессиональных и творческих союзов, ЛКСМ, ассоциации избирателей, общественным движениям, объединениям ветеранов войны и труда, женщин и т.п.), действующим на территории данного округа и имеющим, в соответствии с зарегистрированным Уставом, право выдвижения кандидатов в народные депутаты.
Подлежат исключению из текста Закона о выборах в местные Советы все нормы и формулировки, ставящие КПСС, ВЛКСМ и другие общественно-политические организации в привилегированное положение. Руководящую роль следует отстаивать в равной и честной борьбе.
7. Право самовыдвижения принадлежит любому гражданину РСФСР, принимающему участие в выборах, и осуществляется через собрание избирателей по месту жительства, трудовых коллективов, военнослужащих по воинским частям и отделений общественных организаций (см. л.6).
8. Минимальная численность собраний, имеющих право выдвижения кандидатов, должна быть одинаковой и составлять не более 100 человек. Немногочисленные организации, учреждения, предприятия имеют право объединяться по профессиональному принципу.
9. Кандидат в народные депутаты местных Советов всех уровней должен проживать на территории того Совета народных депутатов, в который он баллотируется.
10. Каждый избиратель вправе реализовать свой голос в любом избирательном округе.
11. В Законе о выборах в местные Советы РСФСР должны быть закреплены принципы, согласно которым в расчет принимаются голоса избирателей, фактически принявших участие в голосования. Принцип определения кворума по количеству зарегистрированных избирателей должен быть аннулирован.
12. Закон о выборах должен гарантировать проведение собраний избирателей по месту жительства, трудовых коллективов, военнослужащих по воинским частям, отделений общественных организаций, по требованию группы граждан, возбудивших вопрос о выдвижении кандидата в депутаты в избирательных комиссиях.
Обсуждению подлежит лишь численность группы граждан, инициирующей проведение собрания, которая может быть ограничена, например, 20 гражданами. Решение избирательных комиссии о проведении собраний по выдвижению кандидатов в депутаты местных Советов всех уровней является обязательным к исполнению для всех государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений соответствующего территориального округа.
Подобный принцип исключит произвол со стороны как самих избирательных комиссий, так и администрации и парторганизации предприятий, КОТОРЫЙ ЦАРИЛ ВО время кампании по выборам народных депутатов СССР.
13. Территориальные и участковые избирательные комиссии образуются делегированием в них представителей от собраний избирателей по месту жительства, трудовых коллективов, военнослужащих по воинским частям, отделений общественных организации, действующих на территории соответствующего избирательного округа. Представители действующих местных Советов народных депутатов, тем более – партийных комитетов, не должны иметь никаких привилегий при формировании территориальных и участковых избирательных комиссий.
14. Все заседания избирательных комиссий являются открытыми. На них вправе присутствовать: представители собраний избирателей по месту жительства, трудовых коллективов, воинских частей, общественных организаций, доверенные лица кандидатов в депутаты, представители средств массовой информации. Избирательные комиссии обязаны заблаговременно и широко информировать население о своих заседаниях, принятых решениях и проводимых мероприятиях.
15. Член избирательной комиссии, должностное лицо государственного или общественного органа и гражданин, подделавшие избирательные документы, заведомо неправильно подсчитывавшие голоса, нарушившие тайну голосования или каким-либо иным способом препятствующие соблюдению Закона о выборах в местные Советы РСФСР, привлекаются к уголовной ответственности.
Изложенные принципы гарантируют равные возможности выдвижения кандидатов в народные депутаты местных Советов РСФСР всех уровней как жителям, так и трудящимся предприятий и иным группам граждан соответствующего территориального округа.
Не ограничивая ничьих избирательных прав, эти принципы обеспечивают свободное, демократическое волеизъявление всех избирателей, которые вправе отдать свой голос за того кандидата в народные депутаты, который будет реально отстаивать их интересы.

Вся власть - демократически избранным Советам!

25.07.89
КС ЛНФ

перейти к бюллетеню "Северо-Запад" №30