Об отношении к КПСС и многопартийности
ЛНФ не считает справедливым утверждение о том, что «перестройку начала партия», что «КПСС является гарантом необратимости перестройки». Сознание необходимости радикального демократического обновления зрело в широких слоях нашего общества, в том числе и среди членов КПСС – однако не в первую очередь.
Решения апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС были приняты не партией, а только частью ее высшего руководства, реалистично оценившей кризисное состояние страны, к тому же эти решения положили начало не перестройке, а лишь процессу медленной и непоследовательной либерализации политической системы.
Сегодня, когда стремительно растет политическое сознание и активность народа, КПСС в целом является объективно одной из наиболее консервативных сил общества. Этому выводу не противоречит и то обстоятельство, что многие активисты демократических движений – коммунисты.
Дело в том, что КПСС не является партией в традиционном смысле этого слова, она не является организацией единомышленников. В ее рядах и многочисленное «болото», и откровенно воинствующие защитники Административной системы, и убежденные сторонники радикальных демократических реформ. Последние однако составляют в КПСС меньшинство.
Поэтому силой, способной начать р е а л ь н у ю перестройку, к которой страна пока вообще не приступила, может стать только широкий союз демократических сил общества. Только такой союз может обеспечить и необратимость мирной демократической революции.
ЛНФ не считает возможным оздоровление КПСС в условиях сохраняющейся монополии этой партии на власть. Необходимо немедленное осуществление конституционных реформ, гарантирующих свободу создания и деятельности любых политических партий, за исключением тех, деятельность которых ведет к насилию, к усилению национальной вражды, к росту международной напряженности.
автор проекта - Ю.М.Нестеров
Об отношении к КПСС и лозунгу многопартийности
ЛНФ признает, что перестройка в стране начата по инициативе руководства КПСС. В рядах ЛНФ много членов КПСС, активно борющихся за демократию, гласность, радикальную экономическую реформу. Поэтому ЛНФ считает необходимым высказать свое отношение к КПСС; тем более, что гласность развеяла многие мифы, позволила по-новому взглянуть на роль КПСС в жизни современного общества.
КПСС не является традиционной партией. Ее нельзя сравнить ни с парламентскими партиями западных стран, ни с революционно-конспиративными партиями. Сегодня КПСС – это, в первую очередь, партийный аппарат, который пока еще остается центральной ветвью государственной власти. От этой ветви отходят подотчетные партаппарату ветви: хозяйственная, судебная, исполнительная и до последнего времени законодательная власть. Корни партаппарата уходят в массу лояльных любому руководству рядовых членов КПСС, мало чем отличающихся своей политической активностью от беспартийных.
КПСС строго подчинена директивам центра, служит приводным ремнем от партийно-государственного руководства через партаппарат ко всем частям нашего общества.
КПСС не является союзом единомышленников, в ней наряду с «болотом» сосуществуют и сторонники неофеодальной политической системы и приверженцы экономической и политической демократии. Их пока объединяет в партию возможность ускоренного продвижения по службе, сознание своей избранности («политической зрелости»). Однако процесс демократизации, попытки восстановить полновластие Советов обострили идейные противоречия в партии, ставшей частью государства. Это наглядно показал раскол на съезде народных депутатов.
ЛНФ убежден, что монополия вредна во всех сферах человеческой деятельности, тем более вредна она в ключевой – политической. Пока сохраняется монополия КПСС на легальность, Пока кадровый состав управленцев и принимаемые ими решения не будут оптимизироваться в процессе позиционного конфликта между правящей партией и оппозицией, не ослабнет приток в КПСС карьеристов, приспособленцев, людей некомпетентных и корыстолюбивых. Останется мечтой и восстановление полновластия Советов. Поэтому легализация разных партий и движений, уже сегодня действующих в разных регионах СССР – залог оздоровления самой КПСС, гарантия успехов политики демократизации.
автор проекта - П.Филиппов
О роли КПСС и лозунге многопартийности
Главным вопросом любого государственного устройства является вопрос о власти. Безусловным является тот факт, что сегодня в нашей стране реальная власть принадлежит бюрократическим структурам, в которых органы хозяйственного управления, партийный и советский аппарата составляют единое целое и определяют направление общественного развития.
Поскольку бюрократический аппарат, в том числе и партийный, заинтересован лишь в собственном процветании, то демократизация во всех сферах жизни и прогресс производства оказываются заторможены. В этих условиях партия является исполнителем воли не населения страны, а паразитирующей аппаратной верхушки, своего рода заложником. Какие бы позитивные программы не выдвигала здоровая часть КПСС, они оказываются сорваны – в силу того, что их выполнение привело бы к ущемлению привилегий бюрократии, главная из которых бесконтрольная власть. С этим и связана потеря партией ее авторитета.: неоднократно обещанные людям блага оказываются не более чем миражом, в том числе и перестройка, которую начала партия, но которая все больше теряет силу.
В этой ситуации КПСС демонстрирует неспособность к самоочищению путем одной лишь внутренней реорганизации. Только поставленная в условия политической конкуренции, компартия могла бы найти жизнеспособные формы деятельности, но поскольку это означает потерю монополии партаппарата за всеми сферами жизни, то этот аппарат глушит любую инициативу, способную привести к созданию иных партий.
Образование новых общественных структур – процесс конституционный. Хотя многопартийность и не является панацеей от всех бед, любая группа населения имеет право создавать собственную политическую организацию, защищающую экономические и гражданские права этой группы. У нашей страны не было опыта социалистической многопартийности, но отчетливо видно, что те дремлющие в обществе, в том числе и в КПСС, позитивные силы, которые никогда не проявятся в условиях монополизации власти, могут найти выход лишь в условиях политического плюрализма.
Народный фронт – одна из форм общественной деятельности, благодаря которой может осуществляться переход от тоталитарной власти партаппарата к демократической форме самоуправления народа, через посредство Советов народных депутатов.
автор проекта - С.Андреев
О выборах в республиканские и местные советы
ЛНФ считает необходимым принятие максимально демократичного закона о выборах в республиканские и местные Советы народных депутатов.
На предстоящих выборах в городские и районные Советы ЛНФ ставит своей задачей завоевание в них большинства депутатских мест. Это большинство может быть сформировано из депутатов от ЛНФ, а также из независимых депутатов, разделяющих программу ЛНФ. В связи с этим ЛНФ признает необходимым активное участие в формировании и деятельности Советов микрорайонов, скорейшую разработку своей предвыборной платформы и отбор будущих кандидатов в депутаты на основе всестороннего изучения местных проблем.
На предстоящих выборах в Республиканские Советы народных депутатов задачей ЛНФ является выдвижение кандидатов, разделяющих платформу ЛНФ, и борьба за их избрание во всех избирательных округах Ленинграда и области.
авторы проекта:
Беляев, Константинов, Даугавет
О праве наций на самоопределение
О российской федеративной государственности
ЛНФ считает, что Союз Советских Социалистических республик при его нынешнем статусе представляет собой национальное, тоталитарное, псевдофедеративное государственное образование, не обеспечивающее, а в некоторых случаях и насильственно лишающее входящие в него нации права на самоопределение и создание национальной государственности.
ЛНФ выступает за обеспечение полного и реального суверенитета всех союзных республик, за денонсирование существующего и заключение новых Союзных договоров. Основу их должны выработать прямые двух- и многосторонние переговоры между союзными республиками, минуя союзные органы государственной власти.
ЛНФ считает, что вступление в СССР суверенной союзной республики на условиях нового Союзного договора должно проходить лишь после одобрения положений такого договора на всенародном референдуме граждан республики.
ЛНФ считает, что РСФСР, при его нынешнем статусе, не может считаться полноценным государственным образованием, обеспечивающим защиту интересов русского и других проживающих на его территории народов.
ЛНФ требует:
- безотлагательного решения вопроса о гражданстве РСФСР,
- скорейшего пересмотра Конституции РСФСР,
- наделения высших государственных органов РСФСР всей полнотой власти на территории республики (за исключением случаев, оговоренных в новом Союзном договоре) ,
- законодательного закрепления экономического суверенитета РСФСР,
- международного представительства РСФСР на всех уровнях,
- рассмотрения вопроса о местопребывании столицы РСФСР, предоставления столице CCC Р особого территориального статуса,
- выделения республиканских общественных организаций РСФСР из общесоюзных.
- создания Академии Наук РСФСР.
Мы считаем необходимым принятие срочных мер по защите и возрождению русской культуры, языка и религии, изменение правового статуса православной церкви, признание за ней роли одного из гарантов возрождения русского и других народов, проживающих на территории РСФСР, чьей основной религией является православие.
Вместе с тем ЛНФ считает, что на русском народе, численно превосходящем другие народы РСФСР в десятки, сотни, а иногда и тысячи раз, лежит особая интер национальная ответственность по защите и возрождению культуры, языка и религии всех других народов РСФСР, особенно малых, нередко находящихся на грани исчезновения.
Мы считаем целесообразным усиление уголовной ответственности за осквернение национальных святынь.
Учитывая многонациональный характер РСФСР, мы требуем расширения прав автономных республик, областей и округов, права создания новых автономий, углубления культурной автономии всех проживающих на территории РСФСР этнических груш, образования палаты национальностей в российском парламенте.
ЛНФ выступает за решение вопроса о российском, республиканском флаге, гербе и гимне с учетом национальных традиций.
ЛНФ считает своим долгом приложить все усилия для создания Всероссийского Народного Фронта.
авторы проекта - И.Константинов, А.Беляев
О ВЫБОРАХ
в республиканские и местные советы
Съезд ЛНФ дает наказ народным депутатам СССР выработать и принять в ближайшее время демократический закон о выборах в республиканские и местные советы. С учетом опыта прошедшей избирательной кампании этот закон должен обеспечивать равную возможность выдвижения кандидатов различным социальным группам и не давать возможности манипулирования для аппарата. Закон должен обеспечивать полную гласность и открытость всех этапов избирательной кампании и предусматривать реальные возможности ведения агитации для всех кандидатов как в прессе, так и на телевидении.
ЛНФ будет выдвигать своих кандидатов и содействовать выдвижению инициативных кандидатов с близкой платформой, используя для этого в ходе предвыборной борьбы все средства в рамках закона.
Наша задача - не допустить появления "агрессивно-послушного сталинско-брежневского" большинства в республиканском и местных Советах, добиться, чтобы Советы реально отражали интересы народа.
Для этого уже сейчас необходимо начать работу по выявлению будущих кандидатов в депутаты, формированию их предвыборных программ и их аппробации. При этом особое внимание должно быть уделено работе по месту жительства, в частности, в формирующихся сейчас Советах микрорайонов.
автор проекта - А.Г.Голов
О республиканском и региональном хозрасчете
ЛНФ поддерживает переход к республиканскому и региональному хозрасчету, понимаемому как самостоятельность соответствующих органов Советской власти в формировании своих бюджетов их налоговых отчислений от прибыли экономически самостоятельных предприятий-товаропроизводителей.
ЛНФ выступает против, консервативной тенденции совместить региональный хозрасчет с сохранением полукрепостного положения трудовых коллективов госпредприятий, что на практике означало бы превращение Всесоюзной административно-командной системы в систему административно-командных "удельных княжеств".
автор проекта - О. Вите
О республиканском и региональном хозрасчете
ЛНФ выступает за переход к республиканскому и региональному хозрасчету, за планомерное прекращение безвозмездного перераспределения ресурсов от эффективно работающих республик и регионов к тем, кто не прилагает должных усилий для своего экономического развития. ЛНФ считает, что введение регионального и республиканского хозрасчета не должно привести к дроблению всесоюзного рынка, но потребует отказа от составления местных бюджетов центром. Эти бюджеты должны формироваться за счет местных налогов, с тем, чтобы объем социальных благ, предоставляемых населению республик и регионов, был тесно связан с конечными результатами их труда.
автор проекта - П. С. Филиппов