Северо-Запад
# 13 - июнь 1989 г.

Выпуск Северо-Запада №13 – это сборник рабочих материалов к учредительному съезду ЛНФ.

Проекты процедурных документов:
Повестка дня учредительного съезда ЛНФ, порядок работы учредительного съезда ЛНФ, Регламент заседания учредительного съезда

проекты Декларации Народного фронта (Ю.Димитрина. П.Б.Шелища, А.Г.Голова)

проекты резолюций Учредительного съезда ЛНФ:

Об идее социализма (П.Филиппов),
О промышленных министерствах (П.Филиппов),
Об отношении к КПСС и многопартийности - Ю.М.Нестеров
Об отношении к КПСС и лозунгу многопартийности - П.Филиппов
О роли КПСС и лозунге многопартийности - С.Андреев
О выборах в республиканские и местные советы (Беляев, Константинов, Даугавет),
О праве наций на самоопределение, о российской федеративной государственности (И.Константинов, А.Беляев)
О выборах в республиканские и местные советы (А.Г.Голов),
О республиканском и региональном хозрасчете (О.Вите),
О республиканском и региональном хозрасчете (П.Филиппов),

Некоторые из этих резолюций вы можете прочитать.

Обращаем внимание на то, что иногда по одному и тому же вопросу было подготовлено несколько проектов.



 


Об отношении к КПСС и многопартийности

 

ЛНФ не считает справедливым утверждение о том, что «перестройку начала партия», что «КПСС является гарантом необратимости перестройки». Сознание необходимости радикального демократического обновления зрело в широких слоях нашего общества, в том числе и среди членов КПСС – однако не в первую очередь.

Решения апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС были приняты не партией, а только частью ее высшего руководства, реалистично оценившей кризисное состояние страны, к тому же эти решения положили начало не перестройке, а лишь процессу медленной и непоследовательной либерализации политической системы.

Сегодня, когда стремительно растет политическое сознание и активность народа, КПСС в целом является объективно одной из наиболее консервативных сил общества. Этому выводу не противоречит и то обстоятельство, что многие активисты демократических движений – коммунисты.

Дело в том, что КПСС не является партией в традиционном смысле этого слова, она не является организацией единомышленников. В ее рядах и многочисленное «болото», и откровенно воинствующие защитники Административной системы, и убежденные сторонники радикальных демократических реформ. Последние однако составляют в КПСС меньшинство.

Поэтому силой, способной начать р е а л ь н у ю перестройку, к которой страна пока вообще не приступила, может стать только широкий союз демократических сил общества. Только такой союз может обеспечить и необратимость мирной демократической революции.

ЛНФ не считает возможным оздоровление КПСС в условиях сохраняющейся монополии этой партии на власть. Необходимо немедленное осуществление конституционных реформ, гарантирующих свободу создания и деятельности любых политических партий, за исключением тех, деятельность которых ведет к насилию, к усилению национальной вражды, к росту международной напряженности.

автор проекта - Ю.М.Нестеров

Об отношении к КПСС и лозунгу многопартийности

ЛНФ признает, что перестройка в стране начата по инициативе руководства КПСС. В рядах ЛНФ много членов КПСС, активно борющихся за демократию, гласность, радикальную экономическую реформу. Поэтому ЛНФ считает необходимым высказать свое отношение к КПСС; тем более, что гласность развеяла многие мифы, позволила по-новому взглянуть на роль КПСС в жизни современного общества.

КПСС не является традиционной партией. Ее нельзя сравнить ни с парламентскими партиями западных стран, ни с революционно-конспиративными партиями. Сегодня КПСС – это, в первую очередь, партийный аппарат, который пока еще остается центральной ветвью государственной власти. От этой ветви отходят подотчетные партаппарату ветви: хозяйственная, судебная, исполнительная и до последнего времени законодательная власть. Корни партаппарата уходят в массу лояльных любому руководству рядовых членов КПСС, мало чем отличающихся своей политической активностью от беспартийных.

КПСС строго подчинена директивам центра, служит приводным ремнем от партийно-государственного руководства через партаппарат ко всем частям нашего общества.

КПСС не является союзом единомышленников, в ней наряду с «болотом» сосуществуют и сторонники неофеодальной политической системы и приверженцы экономической и политической демократии. Их пока объединяет в партию возможность ускоренного продвижения по службе, сознание своей избранности («политической зрелости»). Однако процесс демократизации, попытки восстановить полновластие Советов обострили идейные противоречия в партии, ставшей частью государства. Это наглядно показал раскол на съезде народных депутатов.

ЛНФ убежден, что монополия вредна во всех сферах человеческой деятельности, тем более вредна она в ключевой – политической. Пока сохраняется монополия КПСС на легальность, Пока кадровый состав управленцев и принимаемые ими решения не будут оптимизироваться в процессе позиционного конфликта между правящей партией и оппозицией, не ослабнет приток в КПСС карьеристов, приспособленцев, людей некомпетентных и корыстолюбивых. Останется мечтой и восстановление полновластия Советов. Поэтому легализация разных партий и движений, уже сегодня действующих в разных регионах СССР – залог оздоровления самой КПСС, гарантия успехов политики демократизации.

автор проекта - П.Филиппов

О роли КПСС и лозунге многопартийности

Главным вопросом любого государственного устройства является вопрос о власти. Безусловным является тот факт, что сегодня в нашей стране реальная власть принадлежит бюрократическим структурам, в которых органы хозяйственного управления, партийный и советский аппарата составляют единое целое и определяют направление общественного развития.

Поскольку бюрократический аппарат, в том числе и партийный, заинтересован лишь в собственном процветании, то демократизация во всех сферах жизни и прогресс производства оказываются заторможены. В этих условиях партия является исполнителем воли не населения страны, а паразитирующей аппаратной верхушки, своего рода заложником. Какие бы позитивные программы не выдвигала здоровая часть КПСС, они оказываются сорваны – в силу того, что их выполнение привело бы к ущемлению привилегий бюрократии, главная из которых бесконтрольная власть. С этим и связана потеря партией ее авторитета.: неоднократно обещанные людям блага оказываются не более чем миражом, в том числе и перестройка, которую начала партия, но которая все больше теряет силу.

В этой ситуации КПСС демонстрирует неспособность к самоочищению путем одной лишь внутренней реорганизации. Только поставленная в условия политической конкуренции, компартия могла бы найти жизнеспособные формы деятельности, но поскольку это означает потерю монополии партаппарата за всеми сферами жизни, то этот аппарат глушит любую инициативу, способную привести к созданию иных партий.

Образование новых общественных структур – процесс конституционный. Хотя многопартийность и не является панацеей от всех бед, любая группа населения имеет право создавать собственную политическую организацию, защищающую экономические и гражданские права этой группы. У нашей страны не было опыта социалистической многопартийности, но отчетливо видно, что те дремлющие в обществе, в том числе и в КПСС, позитивные силы, которые никогда не проявятся в условиях монополизации власти, могут найти выход лишь в условиях политического плюрализма.

Народный фронт – одна из форм общественной деятельности, благодаря которой может осуществляться переход от тоталитарной власти партаппарата к демократической форме самоуправления народа, через посредство Советов народных депутатов.

автор проекта - С.Андреев

О выборах в республиканские и местные советы

ЛНФ считает необходимым принятие максимально демократичного закона о выборах в республиканские и местные Советы народных депутатов.

На предстоящих выборах в городские и районные Советы ЛНФ ставит своей задачей завоевание в них большинства депутатских мест. Это большинство может быть сформировано из депутатов от ЛНФ, а также из независимых депутатов, разделяющих программу ЛНФ. В связи с этим ЛНФ признает необходимым активное участие в формировании и деятельности Советов микро­районов, скорейшую разработку своей предвыборной платформы и отбор будущих кандидатов в депутаты на основе всестороннего изучения местных проблем.

На предстоящих выборах в Республиканские Советы народных депутатов задачей ЛНФ является выдвижение кандидатов, разделяющих платформу ЛНФ, и борьба за их избрание во всех избирательных округах Ленинграда и области.

авторы проекта:
Беляев, Константинов, Даугавет

О праве наций на самоопределение
О российской федеративной государственности

ЛНФ считает, что Союз Советских Социалистических республик при его нынешнем статусе представляет собой национальное, тоталитарное, псевдофедеративное государственное образование, не обеспечивающее, а в некоторых случаях и насильственно лишающее входящие в него нации права на самоопределение и создание национальной государственности.

ЛНФ выступает за обеспечение полного и реального суверенитета всех союзных республик, за денонсирова­ние существующего и заключение новых Союзных догово­ров. Основу их должны выработать прямые двух- и многосторонние переговоры между союзными республиками, минуя союзные органы государственной власти.

ЛНФ считает, что вступление в СССР суверенной союзной республики на условиях нового Союзного дого­вора должно проходить лишь после одобрения положений такого договора на всенародном референдуме граж­дан республики.

ЛНФ считает, что РСФСР, при его нынешнем статусе, не может считаться полноценным государственным об­разованием, обеспечивающим защиту интересов русского и других проживающих на его территории народов.

ЛНФ требует:

- безотлагательного решения вопроса о гражданст­ве РСФСР,

- скорейшего пересмотра Конституции РСФСР,

- наделения высших государственных органов РСФСР всей полнотой власти на территории республики (за исключением случаев, оговоренных в новом Союзном до­говоре) ,

- законодательного закрепления экономического су­веренитета РСФСР,

- международного представительства РСФСР на всех уровнях,

- рассмотрения вопроса о местопребывании столицы РСФСР, предоставления столице CCC Р особого территори­ального статуса,

- выделения республиканских общественных организа­ций РСФСР из общесоюзных.

- создания Академии Наук РСФСР.

Мы считаем необходимым принятие срочных мер по за­щите и возрождению русской культуры, языка и религии, изменение правового статуса православной церкви, при­знание за ней роли одного из гарантов возрождения русского и других народов, проживающих на территории РСФСР, чьей основной религией является православие.

Вместе с тем ЛНФ считает, что на русском народе, численно превосходящем другие народы РСФСР в десятки, сотни, а иногда и тысячи раз, лежит особая интер национальная ответственность по защите и возрождению культуры, языка и религии всех других народов РСФСР, особенно малых, нередко находящихся на гра­ни исчезновения.

Мы считаем целесообразным усиление уголовной ответственности за осквернение национальных свя­тынь.

Учитывая многонациональный характер РСФСР, мы требуем расширения прав автономных республик, об­ластей и округов, права создания новых автономий, углубления культурной автономии всех проживающих на территории РСФСР этнических груш, образования палаты национальностей в российском парламенте.

ЛНФ выступает за решение вопроса о российском, республиканском флаге, гербе и гимне с учетом на­циональных традиций.

ЛНФ считает своим долгом приложить все усилия для создания Всероссийского Народного Фронта.

авторы проекта - И.Константинов, А.Беляев

О ВЫБОРАХ
в республиканские и местные советы

Съезд ЛНФ дает наказ народным депутатам СССР выработать и принять в ближайшее время демократи­ческий закон о выборах в республиканские и местные советы. С учетом опыта прошедшей избирательной кампании этот закон должен обеспечивать равную воз­можность выдвижения кандидатов различным социаль­ным группам и не давать возможности манипулирова­ния для аппарата. Закон должен обеспечивать полную гласность и открытость всех этапов избирательной кампании и предусматривать реальные возможности ве­дения агитации для всех кандидатов как в прессе, так и на телевидении.

ЛНФ будет выдвигать своих кандидатов и содей­ствовать выдвижению инициативных кандидатов с близ­кой платформой, используя для этого в ходе пред­выборной борьбы все средства в рамках закона.

Наша задача - не допустить появления "агрес­сивно-послушного сталинско-брежневского" большинства в республиканском и местных Советах, добиться, чтобы Советы реально отражали интересы народа.

Для этого уже сейчас необходимо начать работу по выявлению будущих кандидатов в депутаты, форми­рованию их предвыборных программ и их аппробации. При этом особое внимание должно быть уделено рабо­те по месту жительства, в частности, в формирую­щихся сейчас Советах микрорайонов.

автор проекта - А.Г.Голов

О республиканском и региональном хозрасчете

ЛНФ поддерживает переход к республиканскому и региональному хозрасчету, понимаемому как самосто­ятельность соответствующих органов Советской влас­ти в формировании своих бюджетов их налоговых от­числений от прибыли экономически самостоятельных предприятий-товаропроизводителей.

ЛНФ выступает против, консервативной тенденции совместить региональный хозрасчет с сохранением полукрепостного положения трудовых коллективов гос­предприятий, что на практике означало бы превращение Всесоюзной административно-командной системы в систему административно-командных "удельных княжеств".

автор проекта - О. Вите

О республиканском и региональном хозрасчете

ЛНФ выступает за переход к республиканскому и региональному хозрасчету, за планомерное прекращение безвозмездного перераспределения ресурсов от эф­фективно работающих республик и регионов к тем, кто не прилагает должных усилий для своего экономического развития. ЛНФ считает, что введение регионального и республиканского хозрасчета не должно привести к дроблению всесоюзного рынка, но потребует отказа от составления местных бюджетов центром. Эти бюджеты должны формироваться за счет местных налогов, с тем, чтобы объем социальных благ, предоставляемых населе­нию республик и регионов, был тесно связан с конеч­ными результатами их труда.

автор проекта - П. С. Филиппов