"Северо-Запад" # 10 (май 1989 г.)

На обложке «Северо-Запада» № 10 - рисунок потрясающий своей абсурдностью.
Былинный богатырь-красноармеец с флагом, на котором написано «Бей жидов, спасай Корею!».

Ни фига себе, скажет кто-то! Что это за хрень такая? (Некрасиво скажет, некультурно, конечно).
Дело в том, что люди называющие себя патриотами есть во всех странах. Но у отдельных «патриотов» их «любовь к родине» доходит до безумия и паранойи. Такие патриоты были и в Ленинграде в перестроечные времена. Да и сейчас их найти можно. Или их «патриотических» потомков.

И вот о некоторых аспектах «патриотического» психоза в городе, известном как «колыбель Октября» и говорится в статьях «О борьбе Кореи против израильских агрессоров и о многом другом» и «За возрождение! России или империи?» (тексты публикуем).
Третий материал номера – «Правда о российском флаге».
Забегая вперед скажем, что к учредительному съезду ЛНФ Н.М.Гиренко и С.Васильевым был подготовлен даже проект резолюции съезда «О национал-патриотизме».

 


О борьбе Кореи против израильских агрессоров и о многом другом

В центре города, на Манежной площади, 26 апреля сего года объединение "Патриот" провело разрешенный митинг, посвященный "гласности в работе теле- и радио- комитета Ленинграда".

Как только стало широко известно, что провозглашалось на данном мероприятии, все здравомыслящие горожане задались одним и тем же вопросом: "Опять?".

Ещё не у всех улеглись отрицательные эмоции, связанные с националистическими шабашами НПФ "Память" (национально-патриотический фронт «Память») в Румянцевском саду прошлым летом, как вновь зазвучали похожие мотивы, правда, в более сглаженных формах.

По непонятным причинам, средства массовой информации объявили общество "Патриот" созданным совсем недавно, что не соответствует истине. Свою деятельность "Патриот" начал еще в 1987 году. На одном из вечеров, который проводил А.З. Романенко, ведущий на митинге 26.04., он заявил, что "Патриот" создан при Обкоме партии и всегда придерживается исключительно партийных позиций. Свои вечера "Патриот" проводил в помещении Смольнинского собора, напротив ДПП (ДПП - Дом политического просвещения ОК КПСС). Иногда на них собиралось по несколько сот человек, которые должны были внимательно слушать, как все тот же Александр Захарович зачитывает оценку культа личности, например, из тома "КПСС в решениях съездов и резолюциях".
Отклонения от партийной линии "Патриот" переносил только в том случае, когда кто-либо из присутствующих начинал фантазировать на тему: роль сионизма и масонства в истории России.
В гостях у "патриотов" был представитель московской «Памяти», один из вечеров "патриоты" посвятили критике "Детей Арбата", автор книги - Рыбаков был обвинен в русофобии и иных смертных грехах и т.д. и т.п.

Судя по выступлениям 26 апреля мировоззрение «патриотов» не претерпело коренных изменений.

Открывая митинг на Манежной, представитель «Патриота» провозгласил:

"Бездоказательность и демагогия стали визитной карточкой таких изданий, как журналы: «Огонек», «Нева», «Юность», газет «Московские новости», «Советская культура», «Книжное обозрение», публикации которых удивительно в унисон перекликаются с радиостанциями "Голос Америки", "Свобода", "Голос Израиля" и других, не отличающихся дружелюбием к Советскому Союзу...
И вот уже 4 года идет бездарное забалтывание перестройки, подрыв веры в творческие силы нашего народы, навязывание ему клейма вечного раба, погрязшего в пьянстве и пороке… (аплодисменты).
Теоретическим наставником этой монопольной группировки, захватившей основные источники массовой информации, является информационный бюллетень Советского Комитета защиты мира «Век ХХ и мир», издающий программу действий для всех антисоциалистических сил. Академик Сахаров призывает к конвергенции, то есть взаимному проникновению идеологии капитализма и социализма, к созданию общемирового правительства, как минимум. А чтобы у нас не оставалось сомнений, в какую же сторону конвергировать и каким же должно быть это общее правительство, он утверждает, что все формы социализма зашли в тупик. Передача «Пятое колесо» разжигает национальную вражду, оскорбляет русских патриотов, уважаемых русских писателей и деятелей культуры. Нарочито приукрашивает сионизм., осужденный ООН как реакционное националистическое течение. Мы говорим – нет разгулу антисоветизма! Мы говорим – нет раздуванию национальной вражды, русофобии, сионизму!
Митинг, посвященный гласности и демократии, равному (!) плюрализму мнений считаю открытым! " (крики "Ура!").

Митинг открыл Евгений Артемьевич Щекочихин. Ничего не скажешь – лихое начало!
Однако, проследим далее за развитием событий.

"Слово предоставляется кандидату исторических наук, участнику боев в Корее против американских и израильских агрессоров Романенко Александру Захаровичу! " (Крики "Ура!")

"Товарищи, инициатором митинга была зарегистрирована, установленным законом порядком, общественная патриотическая организация "Патриоты" /аплодисменты/. Эта организация зарегистрирована соответствующим образом и является ленинской организацией. Весь смысл ее деятельности в том, чтобы бороться за выполнение решений 27 съезда партии, за торжество идей Великого Октября, за дальнейшее упрочение Советской власти в нашей стране, за социализм ленинского типа!..."
"Я не буду подробно рассказывать о том - продолжал Романенко, как мне – автору книги о классовой сущности сионизма (Бурные аплодисменты), книги, которая одобрена на заседании бюро Ленинградского ОК КПСС, книги, которая опубликована Лениздатом, являющимся издательством ОК КПСС и издательством ЦК партии..."
Здесь мысль Александра Захаровича слегка сбилась о накатанной колеи, но он быстро нашелся: "И теперь эта книга и ее автор подвергается ожесточеннейшему моральному террору в течении целого ряда лет". "Мы с Вами" – раздается из толпы. "И я Вами!"- отвечает бывший борец с "израильскими агрессорами".

Необходимо также привести несколько лозунгов "патриотов", которые они продемонстрировали 26 апреля.

- "Русофобам не место на радио и ТВ!"
- "Пятому колесу" нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия!"
- "Радио и ТВ Ленинграда под контроль государства!"

Я от души поздравляю госорганы и их руководителей по поводу такого доверия со стороны "памятливых патриотов". Если после 26 марта, когда на выборах не прошел ни один из "сильных мира сего", наши боссы не могли привычно сослаться на "единодушную поддержку", то после 26 апреля тов.Соловьев, например, может спокойно сказать: "Часть ленинградцев нам доверяет даже в вопросах гласности!" Еще раз поздравляю всех, кому доверяют "патриоты"!

А пока ленинградское руководство размышляло над вопросом: как отнестись к неожиданному доверию, не дремали ленинградские демократы.

Представители нескольких демократических организаций: "Мемориала", "Вахты Мира", Клуба независимых читателей, "За народный Фронт" и др. подали заявку на митинг в защиту "Пятого колеса". Митинг разрешили провести 10 мая на Манежной площади. Митинг должен был начаться в 18.00, но уже в 17.00 у кинотеатра "Родина" стала разворачиваться выставка плакатов в защиту любимой многими передачи. Большинство плакатов было снабжено текстами. Привожу некоторые из них: "Спасибо коллективу "Пятого колеса" за их нужную, отличную работу! ", "Только сталинисты, бюрократы, "фронтовики-боевики" из "Памяти" и "Патриота" – активные противники перестройки - вот кто против передачи "Пятое колесо"! "

Митинг еще не начинался, когда на площади собралось около тысячи человек, что значительно превосходило количество "патриотов" 26 апреля.
На митинге выступали представители нескольких демократических организаций, кандидаты в народные депутаты и другие ленинградцы .
Митинг был посвящен двум основным темам: необходимости организованного противостояния консерватизму во всех формах и выборы.
Причем по второму вопросу говорили больше нежели по первому.

Представитель "Мемориала" резко высказался против, тогда еще кандидата в депутаты, а ныне депутата Иванова. Вслед за ним по этому пути пошли очень многие, Иванова критиковали словом и "шершавым языком плаката", против него была направлена листовка, которую в большом количестве раздавали присутствующим. Итоги выборов всем известны - агитация на митинге ощутимых результатов не принесла.

Кандидаты в народные депутаты Салье и Андреев призвали ленинградцев активно участвовать в создании Народного фронта. Этот призыв получил бурный отклик поддержки со стороны собравшихся, но, к сожалению, неизвестно – насколько эта идея популярна среди самого народа? Как бы не вышло по аналогии с агитацией против Иванова.

Громом аплодисментов встретили; ленинградцы, пришедшую на площадь редактора "Пятого колеса" Бэллу Куркову. К моменту ее выступления на площади уже собралось 2 с половиной – 3 тысячи сторонников ее труда на ленинградском ТВ. Это, конечно, не может не радовать!

Писатель Чулаки (кандидат в депутаты) специально остановился на вопросе предвыборной тактики демократических кандидатов. Он объявил, что 13 мая количество кандидатов резко сократится, в связи с тем, что определив по итогам социологического опроса среди населения самого популярного кандидата, остальные представители демократического движения снимут свои кандидатуры. Однако перед выборами всего 2 или 3 кандидата (в том числе и Чулаки) сняли свои кандидатуры. Остальные решили попробовать свои силы в борьбе с Ивановым, который благодаря этому обошел всех с огромным перевесом.

Остается только надеяться, что этот акт не приведет к разногласиям среди людей, которые могут еще очень много сделать для родного города, если будут действовать сообща.
Стоит отметить, с какими лозунгами пришли защищать "Пятое колесо" ленинградцы.

- "Прессе - независимость от аппарата"
- "Прессу из-под пресса!"
- "К ответу убийц тбилисцев!"
- "Свободу слова, собраний, печати - на деле!"
- "Свободу честной информации!"
- "Гласность должна быть беспартийной!"
- "Демократия через многопартийность!"

Несколько раз на митинге выступали представители "ДС". Особенно тепло собравшиеся приветствовали Рыбакова, который объявил, что члены ленинградского "ДС" вызвали на дискуссию руководство ОК КПСС. Перчатка брошена – посмотрим, как поступят представители "всесильного" учения.

Выступал на митинге, кандидат в народные депутаты Ефимов - I секретарь Ленинского РК КПСС. Он единственный из всех выступавших предложил минутой молчания почтить память погибших в Тбилиси. Собравшиеся негативно отнеслись к его появлению на трибуне и были настолько удивлены предложением Ефимова, что молча не смогли простоять и 20 секунд - вновь послышались призывы не слушать представителя аппарата.
На меня Ефимов произвел благоприятное впечатление своим умением корректно вести разговор с аудиторией, которая, хоть и считает себя очень демократичной, но совершенна cпокойно может не дать высказать человеку свое мнение.

На митинге было принято большинством голосов 2 резолюции:
1 – cобравшиеся потребовали прямой трансляции со Съезда Советов,
2 - собравшиеся выступили с инициативой создания общественной комиссии для работы по разбору архивов Горсуда.

Из всех выступлений, касающихся "патриотического" движения, мне запомнились в большей степени две мысли. Одна из них - это характеристика, которую обществу "Патриоты" дал М.Чулаки. Он назвал данное oбъединение чем-то средним "между "Памятью" и Ниной Андреевой". Вторая мысль, которая прозвучала на митинге, сводилась к тому, что все уходящие режимы стремятся в момент своей агонии создать реакционные, часто националистические организации, для борьбы с нарождающейся демократией.

Мне кажется, что процессы, которые привели к появлению "Памяти", "Патриотов" гораздо глубже нежели желание "госпартаппарата" произвести на cвет добровольных помощников. При этом нисколько не забываю, что представителям демократического движения никогда и не снилась та поддержка, которую оказывают власти "патриотам".
А что же патриоты"? Они появились на площади со своими лозунгами, но подверглись сразу массированной атаке и довольно скоро все те же лица, что заправляли год назад в Румянцевском саду, дали команду "Отбой". Транспаранты были свернуты, "патриоты" растворились в толпе.

Митинг 10 мая стал первой акцией демократического движения против представителей движения "патриотического". И первый "блин" не вышел "комом"!
Митинг стал ещё одним важным шагом на пути консолидации демократических сил.

Выборы I4 мая показали, что демократическое движение ещё не в состоянии решать свои задачи, если они не укладываются в общий настрой населения города. Когда перед 26 марта шло активное противостояние "аппарат - демократы-неформалы", то позиция последних очень четко накладывалась на общий настрой ленинградцев. 14 мая этого не произошло.

Однако, есть и другие выводы из состоявшегося голосования. Благодаря теледебатам, мы впервые увидели на экранах представителей сразу всех общественно-политических течений нашего города.
На экранах не было четкого противостояние Салье, Андреева, Чулаки, Аржанникова, Блокова, Ковалева, Курковой, Самсонова – с одной стороны и Любомудрова – с другой. Однако первых поддерживали собравшиеся 10 мая, второго – те самые «патриоты», которые с лозунгами «Долой русофобов с ленинградского радио и ТВ!» вышли и 26 апреля, и 10 мая. У самого Любомудрова в программе содержалось требование борьбы с русофобией.

И выборы 14 мая должны были еще раз показать, что же пользуется большей популярностью в городе: требование поставить радио и ТВ под контроль государства или требования вывести их из под этого контроля полностью, борьба с русофобией или борьба за демократическое общество, где равно осуждается любой шовинизм и т.д. и т.п.

ИТОГИ голосования:

Кандидаты:

«ЗА»

«ПРОТИВ»

Андреев

120 227

1 938 683

Салье

106 722

1 952 188

Куркова

32 571

2 026 339

Ковалев

9 856

2 045 054

Любомудров

7 736

2 051 172

Комментарии, думается, не требуются.

Выборы 26 марта, митинг 26 апреля и ответный митинг в мае – все это события политического противостояния консерватизма и демократического движения в нашем городе.

26 марта, опираясь на огромную поддержку всего населения, демократическое движение нанесло верхушке Ленинграда сокрушительное поражение.
10 мая, собрав все свои силы в кулак, оно смогло доказать, что и «патриоты» теперь не останутся без оппонентов.

10 мая, собрав все свои силы в кулак, оно нанесло мощный удар по другому крылу консерватизма – по «патриотам» государственного контроляя над гласностью и «борцам с израильскими агрессорами».

Эти две победы стали возможными только потому, что ленинградцы воплотили в реальность принцип:

«НЕ БУДЕТ СВОБОДЫ БЕЗ СОЛИДАРНОСТИ!»

Петр Годлевский



 

За возрождение!
России или империи?

 

В последнее время то в одном, то в другом уголке старого города можно встретить группу лиц патриотической наружности, собирающих подписи под обращением к пленуму ЦК КПСС по межнациональным отношениям. Если ты - русский, подпиши наказ" - взывает плакат, рядом с которым крупным текстом воспроизведен текст челобитной. Будучи русским, я воздержался тем не менее от присоединения к патриотическому почину, но не поленился переписать наказ, который и приводится ниже полностью и с некоторыми комментариями с нашей стороны.

1. Заменить принципом самостоятельного и равноправного развития народов страны устаревший лозунг слияния наций.
2.Закрепить в Конституции статус неделимости и цельности страны.
3.Образовать в границах РСФСР Русскую Советскую Республику с сохранением национальных автономий.
4.Законодательно закрепить принцип пропорционального представительства наций во всех областях жизни общества,
5.Принять программу повышения рождаемости среди русского населения, которому грозит постепенное вымирание.
6.Создать русскую национальную прессу, телеканал, радиопрограмму, Академию Наук, Koнсерваторию, институт русской культуры и Центр русской культуры.
7.Сделать восстановление и сохранение памятников русского зодчества и культуры важнейшей заботой государства.
8.Остановить планомерное заселение русских деревень и городов представителями Ср. Азии и Кавказа.
8.Признать русский национальный чёрно-жёлто-белый флаг официальным Флагом России, а исторический герб (двуглавый орёл) - её гербом.
За возрождение России!"

Прокомментировать "наказ" и задать его авторам некоторые вопросы (хотя вряд ли они на них ответят) хочется ещё и потому, что многие прохожие ставили свои подписи под этим документом. У меня всё ещё теплится надежда: может по неведению?

2-й пункт наказа находится в вопиющем противоречии с Конституцией СССР (предусматривающей право национальных республик на выход из Союза, идущее ещё от союзного договора, подписанного, кстати, всего четырьмя республиками) и с международно-правовыми актами (Уставом ООН, пактами о правах человека и др.), закрепляющими право каждой нации на самоопределение вплоть до создания собственного государства. Второй пункт означает прямой призыв к игнорированию этого принципа и АННЕКСИИ (точнее ее конституционному закреплению) территорий национальных республик (попросту говоря, речь идёт о юридической реставрации Российской империи).
3-й пункт пока не вызывает ничего кроме недоумения: в чём будет состоять разница между РСФСР и создаваемой "в её границах" "Русской Советской Республикой"?
Принцип пропорционального представительства национальных общин в представительных органах ещё можно как-то обосновать и спроектировать достаточно разумные средства его реализация. Но речь идёт о "всех сферах жизни общества". Очевидно, это означает установление каких-то нормативов, регулирующих соотношение представителей различных национальных групп в госаппарате, армии, образовании, науке, здравоохранении и т.д. Очевидно, за их соблюдением будет бдительно следить какая-то особая служба и, разумеется, патриотическая общественность. Возникает, правда, проблема определения подлинной национальности отдельных неискренних граждан (как известно "патриотов" постоянно преследуют сомнения по этому поводу). Впрочем, проблема разрешима. Можно, например, замерять носы штангенциркулем. Метод испытанный и надёжный.

Вызывает большие сомнения тезис о постепенном вымирании русской нации. Очевидно, авторы умудрились спутать деградацию (падение социально-биологического "качества" нации) с вымиранием (уменьшением её численности). Бороться с деградацией путём повышения рождаемости бессмысленно, что же касается вымирания - судите сами. В Эстонии, где после войны практически всё население было эстонским, эстонцев менее 70%. А остальные - "русскоязычные" (их подавляющая часть - "вымирающие" русские). В Латвии латышей едва ли наберётся половина. В Карело-Финской ССР... Извините - её уже давно нет - за нехваткой карело-финского населения. В Карельской АССР карелов, дай бог - 10%. В Киеве и Минске население практически не говорит по-украински и по-белорусски: сие удел дикторов и, может быть, "националистической интеллигенции". В Ленинграде в середине 30-х годов жило 120 тыс.финнов. Где они сейчас? И можно ли назвать тех, кто остался, финнами? Хочется спросить: кому грозит вымирание в этой стране? Неужели русским?

6-й пункт подобен третьему - те же вопросы, на которые непросто найти вразумительные ответы, так что остаётся только фантазировать, отыскивая глубоко запрятанную в наказе мудрость чем отличается русская национальная пресса, ТВ, радиопрограмма от прессы, радио и ТВ на русском языке? Может быть тем, что в редакциях будут состоять исключительно породистые русичи, бдительно пресекающие попытки инородцев проникнуть в кузницу русского духа?

Что касается герба и флага, то тут мы должны признать свою полную несостоятельность. Можно оказать только, что «исторический герб» появился па Руси при Иване III, который тем самым желал подчеркнуть преемственность России по отношению к имперским традициям незадолго до этого погибшей Византии ("историческим гербом" которой как раз и являлся двуглавый орёл). (См. Письма монаха Филофея про "третий Рим" - Москву).
В этот период, как известно, началось формирование русского абсолютизма, пышно обставить который и вознамерился Иван Васильевич Великий. Хочется высказать мнение, что упомянутый герб никогда не воспринимался народом как национальный символ, во-первых, поскольку он был прежде всего символом самодержавия, монархической власти, во-вторых, на Руси в силу её отсталости так и не успело сформироваться массовое национальное самосознание. В целом наказ является ещё одним свидетельством возрождения великорусских амбиций, причём уже на уровне достаточно массового явления, стремления к реабилитации и реконструкции русского империализма взамен безнационального и даже антинационального империализма советского. Объяснить ренессанс шовинизма и откровенной юдофобии, наверное, не слишком сложно. Однако решить, что делать в этой ситуации - очень непросто, поскольку патриотический психоз овладевает всё более широкими слоями населения, и никаких основания предсказывать в ближайшее время его спад - нет. Скорее наоборот.

Юсов. А.