ОТ БУНТА
К ОРГАНИЗОВАННОМУ ПРОТЕСТУ

ОТ БУНТА К ОРГАНИЗОВАННОМУ ПРОТЕСТУ:

 

ОТ БУНТА К ОРГАНИЗОВАННОМУ ПРОТЕСТУ

 

РЕВОЛЮЦИОННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ (промышленная революция) и образование революционных настроений в Англии
 
ЛУДДИТЫ - РАЗРУШИТЕЛИ МАШИН не были безумными врагами цивилизации. уддиты - разрушители машин
 
О ПОЛОЖЕНИИ РАБОЧЕГО КЛАССА АНГЛИИ
 
О РЕВОЛЮЦИОННЫХ НАСТРОЕНИЯХ буржуазии, пролетариата, крестьянства
 
АДАМ СМИТ о стачках
 
НАЧАЛО ОРГАНИЗОВАННЫХ ДЕЙСТВИЙ
 
ШЕСТЬ ТРЕБОВАНИЙ НАРОДА
  РОБЕРТ ОУЭН завет всему человечеству
   
   
   
   
   

 

 

Предваряя ХIII-ю и последующие главы из книги Ч.Поулсена "АНГЛИЙСКИЕ БУНТАРИ": "Правление короля Лудда", "Капитан Свинг: волнения в деревне", Толпаддские мученики", "Чартизм" и другие, мы должны пояснить, почему разбили ее на две части и поместили в двух разных разделах сайта.

Дело в том, что в первой части книги речь идет о восстаниях У.Тайлера, Кета, Гражданской войне и английской революции ХVII века - о событиях. А та часть книги, которую мы поместили в этом разделе, относится к XIX веку и посвящена в общем-то не столько событиям, сколько политическим движениям. К тому же материалы о луддитах и чартистах дополнены и расширены статьями из "Очерков по истории революцонного движения", а также некоторыми документами и статьями других авторов.


Ч.Поулсен. "Английские бунтари"

глава XIII Правление короля Лудда

из книги Ч.Поулсена "АНГЛИЙСКИЕ БУНТАРИ": "Правление короля Лудда", "Капитан Свинг: волнения в деревне"

Что-то вдруг меняется в сознании, а потом и в поведении, в действиях?

В какой степени это связано с внешними обстоятельствами, а в какой с пониманием и оценкой этих обстоятельств?

Сначала, наверно, ощущается неудовлетворенность своей жизнью, положением в жизни, потом недовольство, потом неприятие, отвержение, несогласие, потом ...

В какой-то момент рождается протест как выражение отношения к ситуации (или правилам, порядкам) и желание как-то эту ситуацию, эти правила изменить. Начинается противодействие, сопротивление...

Когда и как приходит понимание причин и выбор возможного способа действий?

Кто-то пытается приспособиться, кто-то перетерпеть, кто-то трудится все больше и усерднее, кто-то просит, кто-то начинает требовать. И бороться за свои права (как он их понимает) и за свое понимание справедливости.

Можно "работать над собой", но иногда этого оказывается недостаточно. Ситуация неблагоприятна.

Можно попробовать изменить ситуацию. В одиночку?

Один человек может немного. Но когда люди объединяются...

А что потом? Ради чего? Сделать все "как было" или сделать все "иначе". Как именно "иначе"?

Все эти вопросы сформулированы в очень общем виде. У каждого человека свой путь в политику (или мимо политики). А ведь бывает еще и так, что у человека все как будто есть, а он все равно... Как граф Мирабо, аббат Сийес, лорд Байрон, граф Кропоткин...

А как и когда все началось?

История бунтов, восстаний, мятежей насчитывает несколько тысячелетий. Большая часть из них начиналась спонтанно и проходила стихийно. Неурожай или наводнение, голод, притеснения завоевателей или правителей - вот типичные причины для народных выступлений в древние времена. Результатом была как правило смена "плохой" власти на "хорошую" (более-менее хорошую).

Выступления не просто против правителей, а против "правил" начались, пожалуй, в конце ХVIII века - Война за независимость в США и Великая французская революция - самые яркие примеры.

Не менее значимый (хотя и менее "яркий", может быть) вклад в историю политической борьбы внесла Англия. Первой "ласточкой" была революция, результатом которой стала казнь в 1649 году короля Карла Первого и торжество (по тем временам, разумеется) парламента. Однако главные события развернулись в Англии в начале XIX века. Это было время, когда бунтарство стало перерождаться в организованные протестные действия и привело к созданию массовых политических организаций.

Концом ХVIII века датируют обычно начало промышленной революции в Англии и появление в обществе больших групп людей, отличающихся не только по уровню благосостояния или богатства, по обладанию или необладанию собственностью, но и по тому, кто и как зарабатывал на жизнь. Одни покупали труд других людей, другие - продавали свой труд. Появились собственники-капиталисты и наемные работники - пролетарии.

У крестьянина был участок земли (собственный или арендуемый), у ремесленника его инструменты и мастерская. Даже у подмастерья была крыша над головой и перспектива стать мастером. А что было у наемного работника на фабрике?

Капитализм родился в Англии. Там же родилось и сопротивление капитализму.

Первыми в борьбу в условиях рождающегося и развивающегося капитализма вступили луддиты или "разрушители машин". И они не были дикарями или невежественными людьми, которые ненавидели технический прогресс.

Чуть позже в политическую борьбу (и тоже в Англии) включились чартисты. В течение нескольких лет они собирали многотысячные митинги и направляли в парламент петиции (прошения), которые подписывали сотни тысяч человек. И раз за разом они получали отказы. Их просьбы и одновременно требования состояли всего из шести пунктов. Из практически неизменных 6 пунктов.

Так в первой трети ХIХ века в Англии началась борьба внутри капитализма, против капитализма и за другой капитализм.

В эти же годы в Италии разворачивалась борьба против монархии - и она была далеко не мирной. Ее начали тайные общества карбонариев, а продолжили революционные армии Джузеппе Гарибальди.

После Великой французской революции и войн Наполеона во Франции вновь воцарилась монархия. Французы попытались свергнуть ее в 1830 и 1848 годах. Со второго раза у них получилось.

И, конечно, восставали ткачи в Лионе, шахтеры в Силезии и даже в далекой России офицеры вышли на Сенатскую площадь.

Особенность восстаний, бунтов, мятежей, революций в первой половине ХIХ века в том, что их участники выступали не столько для того, чтобы сменить "плохого" правителя на "хорошего", и даже не только для того, чтобы как-то изменить основы и принципы государственного устройства, но еще и для того, чтобы все больше граждан могли принимать участие в управлении государством. Это была борьба за парламентаризм.

И поскольку борьба шла за представительство в парламенте, то ее участники вполне могут быть названы первой внесистемной оппозицией.

Первый вдохновляющий остальных пример, конечно, показала революционная Франция. И, разумеется, Америка.

Но не менее революционная Англия показала, что участием в политической жизни и политической борьбе надо заниматься не революционно эпизодически, а постоянно, планомерно, методично и организованно. Именно в этой стране была предпринята первая организованная, длительная и мирная "осада" правящего режима. Именно в Англии произошел переход (условный, конечно) от бунтарских спонтанных выступлений к организованным протестным действиям.

Конечно, все эти недовольные и несогласные позапрошлого века могли терпеливо ждать, пока озабоченные исключительно благом своих народов и немного своим (совсем, конечно, немного) европейские монархи не обеспечат процветания своих подданных, но... поскольку монархи не слишком спешили, то значительная часть европейцев решила не ждать, а отвлекшись от мирного созидательного труда (или в свободное от него время), занялись политикой в разных формах и с разной, конечно, степенью успеха.

Как это начиналось в Англии - в этом разделе.

О промышленной революции и рождении капитализма, о луддитах, чартистах. И немного о том, что происходило в других странах Европы.

Имеют ли все эти давние истории какое-то практическое значение для людей интересующихся и занимающихся политикой?

Вообще-то некоторые виды и формы нынешней политической борьбы, используемые и в Европе, и в США, и даже иногда в современной России обнаруживают свои корни в тех далеких временах.

Вот, скажем, торжественное вступление в пионеры с повязыванием галстука и произнесением клятвы - не берет ли оно начало с церемоний приема в карбонарии?

А работа депутатов на оплачиваемой основе - да это ведь одно из требований английских чартистов!

А клятва луддитов? А первые афиши, приглашавшие на митинги? А революционные оды Джорджа Гордона Байрона?

ШЕСТЬ ТРЕБОВАНИЙ НАРОДА