ПРОТИВ КАПИТАЛИЗМА, ПРОТИВ ФАШИЗМА
COMINTERN - KOMINTERN - КОМИНТЕРН - КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ

   
 

ПРОГРАММА КОМММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА (1928)

   
   
   

 



ПРОГРАММА КОМММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА

III. КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА — МИРОВОЙ КОММУНИЗМ

Конечной целью, к которой стремится Коммунистический интернационал, является замена мирового капиталистического хозяйства мировой системой коммунизма. Коммунистическое общество, подготовляемое всем ходом исторического развития, является единственным выходом для человечества, ибо только оно уничтожает противоречия капиталистической системы, грозящие человечеству деградацией и гибелью.

Коммунистический строй уничтожает деление общества на классы, т, е, на ряду с уничтожением производственной анархии уничтожает все виды и формы эксплоатации и угнетения человека человеком. На место борющихся классов становятся члены единого мирового трудовой» товарищества. Впервые в истории человечество берет свою судьбу в собственные руки. Вместо того, чтобы в боях между классами и народами уничтожать бесчисленные человеческие жизни и неисчислимые богатства, человечество обращает всю свою энергию на борьбу с силами природы, на развитие и поднятие своей собственной коллективной мощи.

Уничтожив частную собственность на средства производства, превратив их в общественную собственность, мировая система коммунизма заменяет стихийную силу мирового рынка и конкуренции, слепой ход общественного производства — его сознательной и планомерной организацией, направленной на удовлетворение быстро растущих общественных потребностей. Вместе с уничтожением производственной анархии и конкуренции уничтожаются опустошительные кризисы и еще более опустошительные войны. Колоссальной растрате производительных сил и судорожному развитию общества противопоставляется здесь планомерное распоряжение всеми его материальными ресурсами и безболезненное экономическое развитие на основе безграничного плавного и быстрого подъема производительных сил.

 

Отмена частной собственности и исчезновение классов уничтожают эксплоатацию одних людей другими. Труд перестает быть работой на классового врага; он перестает быть только средством к жизни и превращается в первейшую жизненную потребность; исчезает бедность, исчезает экономическое неравенство между людьми, нищета порабощенных классов, жалкий уровень материальной жизни вообще; исчезает иерархия людей при разделении труда, а с нею и противоречие между умственным и физическим трудом; исчезают наконец все следы социального неравенства полов. Вместе с тем исчезают и органы классового господства, в первую очередь государственная власть. Она, будучи воплощением классового господства, отмирает по мере того, как отмирают классы. С нею постепенно отмирают все и всяческие нормы принуждения.

Исчезновение классов сопровождается уничтожением всякой монополии образования. Культура становится общим достоянием, и прошлые классовые идеологии уступают место научному материалистическому миросозерцанию. При таком положении вещей становится невозможным какое бы то ни было господство людей над людьми, и открывается громаднейшее поле для общественного отбора и гармонического развития всех заложенных в человечестве способностей. Росту производительных сил не ставится здесь никаких границ общественного характера. Ни частная собственность на средства производства, ни корыстные расчеты прибыли, ни искусственно поддерживаемое невежество масс, ни их бедность, которая задерживает технический прогресс в капиталистическом обществе, ни огромные непроизводительные издержки не существуют в обществе коммунистическом. Наиболее целесообразное использование сил природы и естественных условий производства в отдельных частях мира, уничтожение противоположности между городом и деревней, противоположности, связанной с систематическим отставанием сельского хозяйства и низким уровнем его техники; максимальное объединение науки и техники, исследовательской работы и ее практического применения в самом широком общественном масштабе; планомерная организация самого научного труда; применение наиболее совершенных методов статистического учета и планового хозяйственного регулирования; сильнейшие внутренние двигатели всей системы — быстро растущие общественные потребности — все это обеспечивает максимум производительности общественного труда и высвобождает в свою очередь человеческую энергию для могучего роста науки и искусства.

Развитие производительных сил мирового коммунистического общества дает возможность подъема благосостояния всей человеческой массы и максимального сокращения времени, отдаваемого ею на материальное производство, и следовательно для невиданного в истории культурного расцвета. Эта новая культура объединенного впервые человечества, уничтожившего все и всяческие государственные границы, будет, в противоположность капитализму, опираться на ясные и прозрачные взаимоотношения между людьми. Поэтому она навсегда похоронит всякую мистику, религию, предрассудки и суеверия и даст мощный толчок для развития всепобеждающего научного познания.

Эта высшая стадия коммунизма, когда коммунистическое общество уже развилось на своей собственной основе, когда вместе со всесторонним развитием людей в огромной степени выросли и общественные производительные силы, когда общество уже написало на своем знамени: «С каждого по его способностям, каждому по его потребностям!» — предполагает как свое предварительное историческое условие низшую стадию своего развития, стадию социализма. Здесь коммунистическое общество еще только выходит из капиталистического общества, выходит покрытым во всех отношениях — экономическом, нравственном, умственном — родимыми пятнами старого общества, из лона которого оно рождается. Производительные силы социализма еще недостаточно развиты, чтобы обеспечить распределение продуктов труда по потребностям: они распределяются по труду. Разделение труда, т. е. закрепление определенных трудовых функций за определенными группами лиц, еще не изжито, и, в частности еще не уничтожена в основном противоположность между умственным и физическим трудом. Налицо имеются еще, несмотря на уничтожение классов, остатки старого классового деления общества, а следовательно и остатки государственной власти пролетариата, принуждения, права. Остаются следовательно известные следы неравенства, которые еще не успели отмереть. Не уничтожена и еще не изжита целиком противоположность между городом и деревней. Но все эти остатки старого общества не защищаются и не отстаиваются никакой общественной силой. Будучи связаны с определенным уровнем развития производительных сил, они исчезают по мере того, как освобожденное от оков капиталистического строя человечество быстрым темпом покоряет себе силы природы, перевоспитывает самого себя в духе коммунизма и переходит от социализма к полному коммунизму.


далее - IV. ПЕРИОД, ПЕРЕХОДНЫЙ ОТ КАПИТАЛИЗМА К СОЦИАЛИЗМУ, И ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА