UNIDAD POPULAR
НАРОДНОЕ ЕДИНСТВО - ЧИЛИ

 

 

 

Unidad Popular

НАРОДНОЕ ЕДИНСТВО

 

 
 

О том как создавался блок партий "Народное единство" рассказывается в двух материалах:

- статья "Союз коммунистической и социалистической партии - основа коалиции Народное единство" ( Ю. Н. Королев)

- Проведение коренных революционных преобразований - реальный путь преодоления экономического и политического кризиса (Глава IV из книги М.Кудачкина "Чили: Борьба за единство и победу левых сил" - в сокращении)

Поскольку обе публикации еще советских времен, да еще и в период существования "Народного единства" некоторые особености взаимодествия партий, образовавших блок Народное Единство слегка обозначены, но не раскрыты.

   
   

 

El Pueblo unido hamas sera vencido (Из "Гимна Народного единства")



ПУТЬ К ПОБЕДЕ. ОБРАЗОВАНИЕ "НАРОДНОГО ЕДИНСТВА,

Парламентские выборы 2 марта 1969 года дали следующие результаты:

  кол-во голосов % кол-во мандатов
Социалистическая партия 294 449 12,76 15
Социалистический народный союз 51 904 2,25 0
Социал-демократическая партия 20 560 0,89 0
Радикальная партия 313 558 13,59 24
Коммунистическая партия 383 049 16,60 22
Демократический национальный союз 44 919 1,94 0
Христианско-демократическая партия 716 547 31,05 55
Национальная партия 480 523 20,82 34
Другие 2104 0,09 0
ВСЕГО 2 307 512 71 150

Источник: "Выборы во всем мире. Электоральная свобода и общественный прогресс" М. Росспэн 2001 г.


Выборы показали как рост влияния коммунистической и социалистической партий (по сравнению выборами 1965 г.), так и снижение влияния ХДП. В то же время успеха добилась воссозданная в 1967 г. правая Национальная партия (объединение либералов, консерваторов и Национальной аграрной партии). В выборах не принимало участия почти 30% избирателей.

Среди коммунистов и социалистов были сомнения относительно партийного состава будущего блока на президентских выборах - объединяться ли с радикалами - центристской партией, которая пережила своего рода раскол, в результате которого из нее ушло "правое" крыло? Объединяться ли с отколовшимся от ХДП ее левым крылом - МАПУ? Кого выдвигать кандидатом?

После дискуссий и переговоров основу будущего блока Народное единство составили три наиболее крупные партии - коммунистическая, социалистическая и радикальная. В состав блока вошли и три партии не имевшие представительства в парламенте.

У руководителей каждой из партий было свое представление о возможном едином кандидате, о возможной будущей программе. В руководстве (или активе) каждой партии были и свои внутренние группы (или "крылья") со своими представлениями о желаемом будущем Чили, были свои "умеренные" и "радикалы".

Первоначально было выдвинуто 5 кандидатов от разных партий для обсуждения и общего согласования. В социалистической партии рассматривались три собственных кандидатуры. На заседании ЦК соцпартии 29 августа 1969 года за кандидатуру Альенде проголосвало 12 членов ЦК, 13 человек воздержались.

Выдвижение единого кандидата и общей программы стало результатом довольно сложного и длительного процесса переговоров, согласований и компромиссов, которые отражены в Пакте Народного единства и предвыборной программе - оба текста имеются в этом разделе.

Основная программа Народного единства была согласована 17 декабря 1969 года, 26 декабря был одобрен Пакт Народного единства.

Окончательное решение о выдвижении Сальвадора Альенде в качестве единого кандидата было принято 22 января руководящим Комитетом Народного Единства причем единогласно.

Стоит добавить, что и в рядах главных противников левых - в ХДП и Национальной партии не было внутреннего единства. После длительных дискуссий ХДП выдвинула своим кандидатом Радомиро Томича, которого категориески отказалось поддерживать руководство Национальной партии и выдвинуло кандидатом 73-летнего Хорхе Алессандри.


Ю. Н. Королев

Союз коммунистической и социалистической партии - основа коалиции Народное единство.

Коалиция Народное единство, созданная в декабре 1969 г. и одержавшая победу на выборах 4 сентября 1970 г., объединила шесть политических партий и организаций: коммунистическую, социалистическую, радикальную, социал-демократическую партии, Движение единого народного действия (МАПУ) и Независимое народное действие (АПИ)*. Создание Народного единства явилось результатом длительной и сложной борьбы за консолидацию всех революционных и демократических сил Чили на основе союза коммунистической и социалистической партий — ведущих партий чилийского рабочего класса.

* Впоследствии в составе коалиции происходили изменения и слияние отдельных партий. В начале 1973 г. в коалицию входили коммунистическая, социалистическая, радикальная партии, партия левых христиан, МАПУ и АПИ.— Прим. ред.

Важнейшей вехой на пути достижения политического единства и сотрудничества коммунистов и социалистов было образование в марте 1956 г. Фронта народного действия (ФРАП), в который вошли коммунистическая, социалистическая, народно-социалистическая, демократическая, национально-демократическая и радикально-доктринерская партии. В совместном заявлении партий — членов Фронта народного действия указывалось, что ФРАП является «единой политической организацией передовых сил, призванной координировать деятельность этих партий в области политической, парламентской и профсоюзной борьбы и в ходе избирательных кампаний».

В декабре 1956 г. состоялась первая национальная конференция Фронта народного действия, на которой была принята его программа. Основными ее положениями были: 1) укрепление единства трудящихся; 2) борьба за народное правительство, которое решило бы назревшие социально-экономические и политические проблемы; 3) проведение аграрной реформы; 4) борьба за демократизацию страны, отмену репрессивных законов и новые формы включения народных масс в общественную деятельность; 5) обеспечение устойчивости национальной валюты; 6) борьба за политическое и экономическое объединение стран Латинской Америки; 7) независимая миролюбивая внешняя политика и солидарность со всеми странами, борющимися за свое национальное освобождение.

С этой программой ФРАП выступил на проходивших в марте 1957 г. парламентских выборах, которые принесли значительный успех социалистам, две партии которых получили 13 мест в палате депутатов и 6 мест в сенате. В целом же ФРАП получил около 20% голосов избирателей.

Успех на выборах содействовал ускорению процесса единения партий ФРАП. В июле 1957 г. состоялся объединительный съезд социалистической и народно-социалистической партий, на котором воссоздалась Социалистическая партия Чили. Генеральным секретарем ее стал Соломон Корбалан, бывший председатель Федерации студентов Консепсьона. Съезд заявил, что партия будет прилагать все необходимые усилия для укрепления Фронта народного действия. С этого момента социалистическая партия начинает принимать активное участие в работе по созданию прочного союза левых партий внутри ФРАП на базе единства организаций трудящихся.

ФРАП предпринял решительные шаги для того, чтобы добиться отмены реакционного закона «О защите демократии» и легализации коммунистической партии. Безоговорочная поддержка организованным движением трудящихся этого требования вынудила центристские партии со вниманием отнестись к борьбе левых сил за демократизацию страны. Подъем рабочего и демократического движения толкнул радикалов, аграрно-лабористскую, народно-национальную и образовавшуюся в 1957 г. христианско-демократическую партии создать совместно с партиями ФРАП парламентский Блок демократического оздоровления. В апреле 1958 г. между партиями-участницами этого блока было подписано соглашение, предусматривавшее совместные/ действия в парламенте по следующим трем вопросам:
1) отмена закона «О защите демократии»;
2) борьба за демократическую избирательную реформу;
3) принятие закона об оздоровлении управленческого аппарата.

К августу 1958 г. Блоку демократического оздоровления удалось добиться отмены закона «О защите демократии». Коммунистическая партия смогла вернуться к легальной деятельности.

Борьба за отмену закона «О защите демократии», в которой приняли участие широкие народные массы, создала к середине 1958 г. своеобразную обстановку в стране. Она объединила в один довольно прочный избирательный блок левые и левоцентристские партии, заставила правых лихорадочно искать лидера, который выступил бы не от лица партий — защитниц репрессивных законов, а имел бы такой престиж и личный авторитет, чтобы апеллировать непосредственно к народным массам. В то же время обстоятельства сложились так, что центр был расколот на радикальную и христианско-демократическую партии, между которыми борьба шла по вопросу о том, кому возглавить политику буржуазных реформ. Христианские демократы решили выступить на президентских выборах 1958 г. самостоятельно. Радикальная партия, в которой левое и правое крыло временно заключили компромиссное соглашение, отказавшись от союза как с правыми партиями, так и с коммунистами, тоже вынуждена была выступать на выборах со своим собственным кандидатом и без поддержки других политических партий.

Правые выдвинули кандидатуру крупного финансиста и экономиста консервативного направления Хорхе Алессандри, выступившего под знаменем борьбы против инфляции. Эту личность освещали отблески славы и популярности его знаменитого родственника, реформатора первой четверти XX века Артуро Алессандри. Радикалы выставили своим кандидатом Луиса Боссай; христианские демократы — своего динамичного лидера сенатора Эдуардо Фрея. ФРАП снова выдвинул кандидатом в президенты страны известного политического деятеля, члена социалистической партии, сенатора Сальвадора Альенде.

Президентские выборы 1958 г. принесли следующие результаты: X. Алессандри получил около 380 тысяч голосов (31%); Альенде — 350 тысяч (28%); Фрей — 250 тысяч (20%); Боссай —200 тысяч (16%). Выборы показали, что если правые и радикалы теряют популярность, то демохристиане и ФРАП заметно усилили свои позиции. Кроме того, если говорить о действительной победе каких-то политических сил, то победителем следует назвать центризм, представленный радикальной и христианско-демократической партиями. Действительно, Э. Фрей и Л. Боссай вместе собрали около 450 тысяч голосов избирателей, больше чем блок левых или правые. X. Алессандри, которого правые прочили в правопопулистские лидеры страны, не смог выполнить этой роли, так как его победа была результатом более гибкой тактики, использованной на выборах, а не действительной поддержки масс.

Избирательная кампания перед парламентскими выборами 1961 г. показала, что партии центра уклоняются от союза с левыми силами. И это было понятно, потому что консервативная политика X. Алессандри, парламентский блок левых и центра, сложившийся в конгрессе и проваливший законопроекты президента, позволяли буржуазным партиям маневрировать, не подвергая себя серьезной опасности и тем более не идя на то, чтобы занять положение младшего партнера в блоке с левыми. Центристские буржуазные партии и их лидеры надеялись, что именно к ним пойдет избиратель, покидающий правящие партии. Выжидал и президент, которому нужны были результаты новых парламентских выборов, чтобы решить, какой именно из партий центра предложить союз и добиться необходимого большинства в палате депутатов.
Коммунистическая партия в эти годы проводила последовательную политику, направленную на укрепление союза с социалистами и достижение единства всех левых сил. Коммунисты призвали всех членов ФРАП выступить на выборах с единой программой и с общим списком кандидатов.

Важным лозунгом предвыборной кампании левых сил была идея солидарности с революционным народом Кубы, естественно смыкавшаяся с антиимпериалистической борьбой.

Кубинская революция оказала на общественность Чили, как и всей Латинской Америки, колоссальное влияние. Она всколыхнула революционную мысль, вызвала подъем демократического движения, связанный на первых порах с актами и митингами солидарности с победившим народом. По мере развития событий становилось ясно, что борьба в здщиту Кубы — это не только выражение демократического сознания общественности, а прежде всего конкретное выражение антиимпериалистической позиции. Борьба в поддержку кубинской революции позволила левым силам слить в один лозунг, в одно конкретное действие положения программы о демократических свободах, антиимпериалистической борьбе и прогрессивной и независимой внешней политике.

Выборы 1961 г. дали следующие результаты:

правые партии - 413 тысяч голосов ( 31%)
радикалы - 300 тысяч голосов (22%)
христианские демократы - 200 тысяч голосов (16%)
коммунисты - 160 тысяч голосов (12%)
социалисты - 150 тысяч голосов (11%)
национальные демократы - 90 тысяч голосов (7%)

Фронт народного действия получил более 400 тысяч голосов избирателей, показав больший прирост числа голосовавших, чем любая другая политическая организация.

Вскоре после выборов радикальная партия собралась на свой XXI съезд (июнь 1961 г.), который заявил, что идеологией партии является «социал-демократическая доктрина». Съезд постановил, что радикальная партия будет бороться за систему представительной демократии, демократические преобразования, аграрную реформу, улучшение социального страхования, создание налоговой системы, «которая позволила бы осуществлять справедливое перераспределение богатств и национального дохода». В решениях съезда чувствовалось влияние реформистского крыла чилийских радикалов, рассчитывавших поднять свой престиж сближением с европейской социал-демократией. Руководство радикальной партии после выборов 1961 г. решительно пошло на сближение с правыми партиями и поддержало выдвинутую президентом идею о создании так называемой «национальной концентрации» — политического союза консерваторов, либералов и радикалов. Уже в октябре 1962 г. эти партии создали Демократический фронт, имевший целью совместные действия в правительстве, парламенте и во время избирательных кампаний.

Откровенный переход радикалов на правые позиции положил конец существованию Блока демократического оздоровления и создал президенту довольно прочное большинство в парламенте: 81 из 147 членов палаты депутатов и 26 из 45 сенаторов. Христианско-демократическая партия осталась в оппозиции и поддерживала осторожные и ни к чему не обязывающие контакты с левыми партиями. Эта позиция обеспечивала ей быстрый рост. Независимый центризм оказался в этот момент представленным только ею. Понимая все выгоды такого положения, руководители христианской демократии тщательно уклонялись от откровенного диалога с левыми партиями.

С 1958 по 1964 г. ФРАП переживал период роста, когда и неудачи легко и оптимистично объяснялись «ошибками роста». Критика проекта аграрной реформы, выдвинутой X. Алессандри, борьба за демократические преобразования, всеобщее стремление к переменам, пример кубинского народа — все это создавало обстановку революционного подъема в стране. Все четче звучала программа преобразований, выдвигаемая левыми партиями. Так, коммунистическая партия на своем XII съезде заявила: «Коммунистическая партия заявляет чилийскому народу, что ее целью является социализм и коммунизм. Однако для достижения этой цели необходимо предварительно осуществить неотложные национально-демократические задачи, которые мы ставим в этой программе. Для решения этих задач мы должны сплотить коалицию всех прогрессивных и патриотических, антиимпериалистических и антиолигархических сил».

Верность ФРАП и готовность приложить все усилия для еще более прочного союза партий Фронта выразил XX съезд социалистической партии. Съезд подчеркнул особую важность единства с коммунистической партией.

ФРАП намеревался осуществить национализацию иностранных компаний по добыче меди, селитры и железной руды, аграрную реформу, национализировать банки, страховые компании, провести демократические преобразования, придерживаться принципа независимости и суверенитета во внешней политике. Знаменем предвыборной кампании ФРАП было единство всех прогрессивных сил. Христианские демократы демагогически обещали «осуществить аграрную реформу с целью ликвидировать полуфеодальные латифундии, провести некоторые антимонополистические мероприятия, стабилизировать национальную валюту, установить отношения со всеми странами мира, заключить соглашения о латиноамериканской интеграции, добиться промышленного развития и наряду с этим приступить к решению в интересах народа таких вопросов, как строительство жилищ и школ». Обещание аграрной реформы было стержнем избирательной платформы христианских демократов.

Открытую антикоммунистическую кампанию развязали на последнем этапе предвыборной борьбы правые партии. Они запугивали обывателя «диктатурой пролетариата», «революционным насилием», «угрозой американского вмешательства в случае победы левых сил». Предприниматели накануне выборов говорили своим рабочим: «Если победит Альенде, в понедельник не выходите на работу. Мы закрываем предприятие и уезжаем из страны...» . Антикоммунистическая кампания безусловно сыграла свою роль и способствовала победе Э. Фрея.

На президентских выборах в сентябре 1964 г. за кандидата христианско-демократической партии Эдуарде Фрея отдали свои голоса почти полтора миллиона избирателей, или 55,6%, за кандидата Фронта народного единства Сальвадора Альенде — почти миллион, или 38,5 %, и за кандидата радикалов Хулио Дурана — 125 тысяч, или 4,9% 3.

Поражение на президентских выборах ФРАП переживал весьма болезненно; из Фронта вышла национально-демократическая партия, внутри коммунистической и социалистической партий образовались левацкие группировки, которые считали, что только путем вооруженной борьбы можно добиться власти. Это привело к исключению из компартии группы, возглавляемой сенатором Хайме Барросом, который заявил, что «только прямое действие посредством вооруженного восстания способно двинуть вперед революционный процесс, который приведет народ к власти». В социалистической партии выделилось крыло во главе с Раулем Ампуэро, которое проводило политику раскола внутри ФРАП.

Во Фронте народного действия остались только две партии — коммунистическая и социалистическая. Этот союз оставался основой и стержнем революционных преобразований, на пороге которых стояла страна. Однако «вне союза социалистов и коммунистов, — отмечал Генеральный секретарь Коммунистической партии Чили Луис Корвалан, — остаются широкие массы мелкой буржуазии, а также пролетариата, которые тяготеют к революционным позициям, но еще полностью не встали на них. Эти группы входят в радикальную и христианско-демократическую партию или блокируются вокруг них».

Перед ФРАП встали новые задачи. В основном они сводились к следующему: крепить единство коммунистов и социалистов, чтобы выступать единым фронтом в борьбе за завоевание новых масс трудящихся и при заключении политических соглашений и блоков с другими партиями и организациями; разработать новую тактику в обстановке, когда христианская демократия провозгласила политику значительных реформ в промышленности, сельском хозяйстве и институтах власти; выработать позицию по отношению к развивающемуся расколу партий центра и по отношению к левацким организациям.

На своих съездах в 1965 и 1967 гг. Социалистическая партия Чили с большой твердостью выступила за укрепление Фронта народного действия. На собрании в честь годовщины кубинской революции Генеральный секретарь социалистической партии А. Родригес заявил, что ФРАП «был становым хребтом чилийского народного движения, базирующемся на союзе социалистов и коммунистов», что «можно с гордостью оглянуться назад на десять лет единого пути, но нужно смотреть в настоящее и будущее, намечая задачи, создавая более высокое сознание народа, с каждым днем все быстрее двигаясь вперед».

Однако на пути этого процесса было много трудностей. Так, после прихода к власти Фрея, коммунистическая партия дала следующую характеристику новому правительству: «С одной стороны, на него оказывают влияние ветры обновления, которые дуют в Латинской Америке и во всем мире, настоятельные требования развития чилийского общества, борьба народных масс и левых течений за прогрессивные перемены, так же как и озабоченность тем, чтобы не обмануть надежды тех, кто голосовал за эти перемены. С другой стороны, классовая ограниченность самой христианской демократии, нажим со стороны империалистических компаний и групп финансовой олигархии, сопротивление помещиков». В связи с этим компартия определяла свою политику по отношению к христианско-демократическому правительству как «политику твердой, активной, но не слепой оппозиции». Социалистическая же партия объявила о «непримиримой оппозиции» правительству ХДП. Радикальная партия, в которой происходили значительные сдвиги влево, расценивалась руководством СПЧ как буржуазная партия и поэтому всякое взаимодействие с нею осуждалось. Тем не менее коммунисты, социалисты и радикалы выступили вместе при избрании председателя и его заместителя в сенате. Со своей стороны радикалы поддержали кандидата социалистической партии на дополнительных выборах в сенат в 1967 г.

В марте 1967 г. руководитель Социалистической партии Чили А. Родригес заявил на пресс-конференции в парламенте: «Имеется полное совпадение между социалистами и коммунистами. Мы готовы содействовать полезным народу проектам, представляемым правительством». Однако А. Родригес снова подтвердил, что позиция партии «базируется на линии фронта трудящихся, который опирается на самое прочное единство партий, представляющих народ». Тут уже звучит полупризнание необходимости союза с другими партиями, «представляющими народ». Формула «фронт трудящихся, опирающийся на единство партий», содержала определенное противоречие, происходящее от того, что в партии в тот период боролись два течения. Одно из них, руководимое Р. Ампуэро, подрывало союз коммунистов и социалистов, критикуя его с ультралевых позиций. Другое в основу своей политики клало союз с компартией, укрепление ФРАП и создание широкого союза народных масс в борьбе за завоевание власти. В августе 1967 г. группа Ампуэро открыто выступила против линии ЦК СПЧ. Тогда Р. Ампуэро и его сторонники были исключены из партии. Вскоре ими была создана новая партия — Народно-социалистический союз, который вышел из ФРАП.

Однако период кризиса оказался не слишком длительным. Уже в конце 1967 г. руководство социалистической партии снова взяло твердый курс на единство ФРАП. В начале 1968 г. газета «Сигло» опубликовала заявление А. Родригеса, в котором, в частности, говорилось: «Мы безусловно признаем, что в рядах радикальной и христианско-демократической партии имеются некоторые секторы, которые по своей классовой принадлежности и по серьезности проблем, которыми живет огромное большинство нации, могут присоединиться к антиимпериалистическому и антиолигархическому широкому фронту, созданному вокруг Фронта народного действия в качестве основы». Таким образом, к началу 1968 г. Фронту народного действия удалось добиться единого мнения по такому важнейшему вопросу, как вопрос о возможных союзниках в предстоящей борьбе за власть, и укрепить единство.
Проходившая в январе 1968 г. партийная конференция Социалистической партии Чили решительно подчеркнула необходимость крепить единство ФРАП. Весь 1968 год прошел под знаком укрепления единства коммунистов и социалистов и контактов с другими партиями и организациями, выступавшими за единство левых сил. Такую политику проводила, например, социал-демократическая партия, проведшая свой первый пленум в мае 1968 г. Социал-демократическая партия заявила, что она придерживается принципов марксизма-ленинизма и призвала к единству социал-демократов, коммунистов, социалистов, радикалов и христианских демократов, не согласных с курсом, проводимым правительством. С этого времени социал-демократическая партия фактически по всем вопросам внешней и внутренней политики стала выступать в поддержку ФРАП.

Стремясь добиться прочного союза с социалистами, как основы ФРАП, компартия была вынуждена бороться и против ультралевацких группировок. Наиболее организованной из них было «Революционное движение левых» (МИР).

К концу 1967 г. центром этой организации становится университет в г. Консепсьон. К середине 1968 г. стал известен второй центр МИР — Педагогический институт при Государственном университете. Не случайно получилось так, что наибольшим влиянием миристы пользовались среди студенчества. 1964—1970 годы были годами острой борьбы студенчества за свои права, за аграрную реформу, демократизацию страны, за увеличение ассигнований на обучение. Недостаток политического опыта, нетерпение, социальный состав студенчества, среди которого менее 10% происходит из рабочего класса, создавали питательную среду для проведения левацко-экстремистской тактики.

План борьбы, выдвинутый МИР, состоял из пяти этапов: 1) городская война; 2) террор и диверсии; 3) война в сельской местности; 4) война с армией; 5) создание широкой политической организации'. Следует отметить, что пропаганда «миристами» несоответствующих условиям Чили вооруженных методов борьбы сочеталась с антикоммунистическими выпадами.

В октябре 1969 г. МИР предложил свою программу преобразований в стране. В ней намечалось проведение крайне радикальных мер, однако программа совершенно игнорировала положение в стране и конкретную расстановку сил, возможности левых партий и действительное настроение масс. Деятельность ультралевых группировок наносила большой вред народному движению, так как она развивалась в условиях усиления контрреволюционных выступлений правых сил.

В октябре 1969 г. правым силам удалось организовать мятеж в вооруженных силах, который возглавил генерал Р. Вио Морамбио. Как только начался мятеж, КУТ объявила всеобщую забастовку. Перед президентским дворцом прошла многотысячная демонстрация. Активисты КУТ организовали занятие промышленных предприятий. Выступили также студенты и под национальными флагами двинулись к казармам мятежных частей.

Коммунистическая партия призвала рабочий класс, крестьянство, студентов «быть готовыми защищать свои права». «Это конфликт не между гражданскими и военными,— говорилось в заявлении Компартии Чили,— и не между правительством Фрея и оппозицией, а угроза родине и праву народа открыть себе дорогу к завоеванию народного правительства... Мятеж и происходящий государственный переворот стали возможны из-за соглашательства демохристианского правительства с вековыми врагами нашего народа... Надо покончить с соглашательством... Мы требуем энергичных мер против реакции, которая предает Чили». Компартия заявила, что за спиной военных мятежников скрываются гражданские реакционеры, и указала на национальную партию как ответственную за переворот.

Мобилизация народных масс, осуществленная левыми партиями, сорвала планы заговорщиков. Кроме того, большая часть армии заявила о верности правительству. 22 октября Вио передал командование мятежными войсками представителю правительства. Правительство сообщило, что конфликт в вооруженных силах «разрешен в конституционных и легальных рамках» и что «виновные будут преданы военному суду».

Анализ событий 21—22 октября был дан одним из руководителей Коммунистической партии Чили Орландо Мильясом. Касаясь демократического наряда, в который рядились руководители заговора, Мильяс подчеркнул: «В такой стране, как Чили, никого не может удивить тот факт, что заговорщики формулируют парадоксально демократические декларации... Чтобы добиться успеха, они были вынуждены прикрыться показной озабоченностью действительными экономическими проблемами, которые волнуют персонал вооруженных сил». Орландо Мильяс отметил, что левацкие группировки, не осудившие переворота, смыкаются в этом вопросе с правыми: «Для ультраправых и ультралевых попытка мятежа заслуживала поддержки, а когда она потерпела поражение, и те и другие одновременно назвали ее «простой забастовкой в казарме»» .

Рост правой опасности и обострение внутриполитической обстановки побудили левые политические партии ускорить создание политического союза. В декабре 1969 г. на совместном заседании руководителей коммунистической, социалистической, радикальной и социал-демократической партий, МАПУ и Независимого народного действия (АПИ) была создана коалиция Народное единство, одобрена ее программа.

Новая программа Народного единства содержала более конкретные требования, чем программа Фронта народного действия 1964 г., намечала перспективы сотрудничества прогрессивных сил после завоевания власти. В области экономики главным требованием левого блока было ликвидировать власть национального и иностранного монополистического капитала и латифундистов, национализировать добычу меди, железа, селитры и угля, частные банки, страховые компании, внешнюю торговлю, производство электроэнергии, транспорт.

В области сельского хозяйства программа намечала ряд мероприятий, направленных против латифундизма и на развитие кооперативного движения крестьян.

Народное единство выдвинуло широкую программу социальных мероприятий, целью которых было ликвидировать безработицу, повысить материальный уровень жизни трудящихся, обеспечить детей трудящихся питанием, школами, детскими садами и т. д. Народное единство намеревалось провести демократизацию институтов власти. Важным положением программы был раздел, касающийся роли армии, определяющий ее статут и права солдат и офицеров. Программа заявляла о необходимости проводить независимую и миролюбивую внешнюю политику, «готовности дать отпор любой попытке дискриминации, нажима, вторжения или блокады со стороны империалистических государств». После победы Народного единства намечалось создать правительство, которое в дальнейшем «начнет в Чили строительство социализма».

Принятие единой программы способствовало консолидации демократических и антиимпериалистических сил. В январе 1970 г. коалиция выдвинула своим кандидатом в президенты страны видного руководителя социалистической партии Сальвадора Альенде. В ходе избирательной кампании по всей стране было создано 15 тысяч комитетов Народного единства, которые разъясняли на местах цели и задачи блока народных партий.

На выборах 4 сентября 1970 г. чилийский народ высказался в поддержку кандидата Народного единства. Сальвадор Альенде получил более 1 миллиона голосов избирателей (36,3%). Его соперники Хорхе Алессандри и Радомиро Томич — соответственно 34,9% и 27,8%. 24 октября 1970 г. Сальвадор Альенде был утвержден президентом республики. Вскоре им было сформировано правительство, в которое вошли представители всех политических организаций, составляющих Народное единство, в том числе три коммуниста.

Победа Народного единства стала историческим событием, и не только для Чили. Впервые демократическим и антиимпериалистическим силам удалось, используя легальные средства борьбы, добиться победы и создать свое правительство.

Главным и решающим условием победы чилийского народа явился союз коммунистической и социалистической партий — основы коалиции Народное единство. Обе партии тесно связаны с рабочим движением, выросли из него и на протяжении десятилетий руководили борьбой трудящихся. В рамках профсоюзного движения эти партии приобрели опыт совместных действий, учились отбрасывать второстепенные моменты и выделять главное и основное, что требовалось для развития народного движения. Коммунистическая и социалистическая партии накопили колоссальный опыт борьбы в самых разнообразных условиях — подполья, полулегального положения и буржуазно-демократических свобод. Коммунисты и социалисты учились на опыте совместных действий в период Народного фронта.

Процесс создания союза коммунистической и социалистической партий не был гладким и легким. Не «бескорыстие и уступчивость» чилийских коммунистов, как об этом пишут и говорят некоторые правосоциалистические лидеры Европы, привели к укреплению единства коммунистов и социалистов, а поиски совместного решения проблем, революционный подход к оценке национальной действительности, правильный анализ характера революции и ее движущих сил, единство мнений по вопросу о путях основных преобразований — вот что было фундаментом, на котором складывалось сотрудничество коммунистической и социалистической партий. Конечно, политическая гибкость там, где не затрагивались принципиальные вопросы стратегии и тактики, также имела место, но это было возможным лишь на основе программного единства по основным вопросам.

Прочный союз коммунистов и социалистов и после победы коалиции Народное единство остается одним из основных условий дальнейшего углубления революции, полной и окончательной победы чилийского народа в борьбе против империализма и внутренней реакции.

Из сборника "Коммунистическая партия Чили в борьбе за революцию"

Народное Единство - история
La Unidad Popular y la izquierda en chile
 

 

 

Проведение коренных революционных преобразований - реальный путь преодоления экономического и политического кризиса

(Глава IV из книги М.Кудачкина "Чили: Борьба за единство и победу левых сил" - в сокращении)

... Слабость рабочего движения, его поражения являлись следствием взаимной борьбы в прошлом между социалистами и коммунистами. В то же время успехи рабочего, народного и антиимпериалистического движения в Чили во второй половине 50-х годов и в 60-е годы связаны с ростом и укреплением единства рабочего класса и его политических партий — социалистической и коммунистической, составивших основу Фронта народного действия и всего современного движения Народного единства. Однако единство социалистов и коммунистов не является подчинением одной партии другой. Речь идет о совпадении взглядов по важнейшим вопросам рабочего, антиимпериалистического и демократического движения для решения проблем социальной революции.

Вместе с тем в этом единстве было и несовпадение взглядов. Некоторые социалисты, например, выступали против привлечения в народное движение мелкобуржуазных слоев, ратуя только за «фронт трудящихся». Коммунисты же исходили из необходимости образования широкого фронта антиимпериалистических сил, основу которого должен составлять союз социалистов и коммунистов. В связи с этим КПЧ считала возможным и необходимым достижение взаимопонимания с радикалами и некоторыми демохристианами. Однако коммунистическая партия, несмотря на некоторые разногласия, всегда последовательно проводила линию единства действий с социалистической партией. Наличие некоторых разногласий не исключает единства действий политических партий рабочего класса в профсоюзном, молодежном и в целом в народном движении в защиту интересов трудящихся, в борьбе против империализма и олигархии: Эта линия коммунистической партии была и остается ее генеральной линией. Она находит полное понимание у руководства Социалистической партии Чили. На основе единства коммунистов и социалистов был создан широкий фронт антиимпериалистических сил: в 1969 г. организационно оформилось движение Народного единства, что явилось выдающимся достижением антиимпериалистических левых сил Чили. Антиимпериалистическое движение за образование народного правительства и проведение коренных революционных преобразований в Социально-экономической структуре поставило своей целью покончить с нищетой и отсталостью Чили и вывести ее на путь процветания, демократии и прогресса. «Народное единство,— заявил С. Альенде 30 июня 1970 г. на митинге в Сантьяго с участием 50 тыс. человек,— это не только предвыборный блок политических партий. Это та сила, которая, придя к власти, будет выступать за коренные преобразования в обществе».

В коалицию Народное единство вошли коммунистическая, социалистическая, радикальная, социал-демократическая партии, Движение единого народного действия (МАПУ) и Независимое народное действие (АПИ). Представители этих партий выработали в 1969 г. единую программу коренных преобразований и выдвинули единого кандидата на пост президента на выборах в сентябре 1970 г. Подобного широкого объединения антиимпериалистических сил еще не знала богатая и бурная политическая история Чили. Это объединение превзошло по своему размаху, массовости, революционной направленности Народный фронт Чили, одержавший победу в 1938 г., и Демократический альянс, находившийся у власти в начале 40-х годов, в которых, как известно, ведущая роль принадлежала мелкобуржуазной радикальной партии. Хотя эти объединения и сыграли определенную роль в демократическом движении Чили, однако они не выполнили до конца своей исторической задачи — освобождения Чили от империализма и олигархии из-за отсутствия в то время монолитного единства рабочего класса и его политических партий — коммунистической и социалистической.

Качественно новая черта Народного единства состоит в том, что оно возникло в результате массового народного организованного движения за коренные, революционные преобразования, за ликвидацию экономического и политического кризиса, с тем чтобы вывести Чили на путь расцвета и прогресса. Основу этого единства составлял рабочий класс, объединенный в Единый профсоюзный центр чилийских трудящихся, насчитывающий ныне более 1 млн. рабочих, крестьян и служащих. Ядром Народного единства явился союз, единство действий коммунистической и социалистической партий.

Выработка и одобрение общей программы, выдвижение единого кандидата — видного деятеля социалистической партии С. Альенде, подъем в стране движения за коренные преобразования обеспечили на президентских выборах 4 сентября 1970 г. победу кандидата народных сил.

Предвыборная кампания развертывалась в острой политической борьбе. В противовес кандидату народных левых сил ХДП выдвинула кандидатуру бывшего сенатора и посла Чили в США Р. Томича, а правые — кандидатуру бывшего президента X. Алессандри, представителя крупного бизнеса.

В избирательной пропаганде X. Алессандри использовал тезис о том, что народ устал от «демагогии и политиканства»,— тезис, который принес когда-то победу К. Ибаньесу дель Кампо,— и призывал голосовать за «патриота родины», стоящего вне партий и над партийными разногласиями. Он стремился создать себе авторитет умеренного политического деятеля, сумевшего сформировать, будучи на посту президента в 1958—1964 гг., «честное и бескорыстное правительство». X. Алессандри выступил против национализации медных рудников, так как без технической и финансовой помощи США Чили якобы не сможет обеспечить развитие горнорудной промышленности, против осуществления аграрной реформы, которая, по его заявлению, могла бы привести к образованию мелких крестьянских хозяйств, что явилось бы причиной сокращения сельскохозяйственного производства. X. Алессандри выступил также за ограничение роли конгресса и усиление полномочий исполнительной власти, в частности за предоставление президенту права распускать конгресс. «Пока не будет выработана форма справедливых взаимоотношений между законодательной властью и исполнительной,— заявил X. Алессандри в одной из своих предвыборных речей,— бесполезно надеяться, что будут уважаться чаяния чилийского народа. Президент, который не имеет возможности распускать конгресс, является его пленником». Сторонники X. Алессандри развернули антикоммунистическую кампанию. 29 марта 1970 г. национальная партия выпустила обращение под названием «Свобода или коммунизм», в котором говорилось, что борьба за пост президента ведется в настоящее время между «демократией», представляемой X. Алессандри, и «марксистским деспотизмом» во главе с Альенде. Реакция призвала «воспрепятствовать приходу к власти Альенде».

В правящей ХДП развернулась широкая дискуссия по платформе партии на президентских выборах. Характерно, что в ней уже не наблюдалось былого единства и раздавалась резкая критика в адрес правительства и правого руководства ХДП. Р. Томич, выступая на одном из заседаний национальной хунты ХДП, заявил: «Мы сделали много, но не сделали главного — революции». При этом он признал, что вся экономическая программа правительства Фрея исходила из необходимости укрепления капиталистических отношений, особенно это проявилось в подписании соглашений с американскими медными компаниями, в росте иностранных капиталовложений в экономику Чили, в создании смешанных предприятий, в поддержке деятельности филиалов иностранных компаний в Чили, в девальвации эскудо и т. д. Подобная экономическая политика, говорил Р. Томич, вызвала непонимание в рядах партии, расхождение и разногласия между правительством и партией, отход масс от партии. Последнее связано главным образом с провалом правительственной политики борьбы с инфляцией. Он прямо заявил, что разработка экономической программы партии на капиталистической основе была ошибочна. В результате, подчеркнул Р. Томич, за 4 года пребывания у власти правительства ХДП рост инфляции («этой раковой болезни чилийской экономики») составил приблизительно 23,2%, т. е. она росла почти такими же темпами, как и в годы президентства X. Алессандри (27%), а иностранный долг Чили увеличился до 2,6 млрд. долл. Наконец, наблюдалось резкое замедление темпов экономического развития. В заключение всего выступления Р. Томич заявил, что «не может быть и речи о капиталистическом пути развития».

Вполне очевидно, что эта речь кандидата от ХДП на пост президента была рассчитана на то, чтобы привлечь голоса трудящихся и средних слоев населения на свою сторону. Что касается вопроса о капиталистическом или некапиталистическом пути развития Чили, как и других стран Латинской Америки, который дискутировался в некоторых кругах христианской демократии, то его постановка является ошибочной. Страны латиноамериканского континента уже в начале XIX в. избрали путь капиталистического развития, который был деформирован затем господством империалистических монополий и сохранением полуфеодальных отношений в деревне. Это привело к однобокости развития экономики, ее монокультурности, к узости внутреннего рынка и явилось причиной слабого развития этих стран. Кризис современных социально-экономических структур является следствием господства империалистических монополий и латифундизма. Он может быть разрешен только путем коренных революционных преобразований, в ре зультате которых будут ликвидированы и господство иностранных монополий, и латифундизм, проведена национализация основных отраслей экономики. В этой связи важно отметить, что в утвержденной XIV съездом КПЧ программе был снят вопрос о некапиталистическом пути развития.

Следовательно, для передовых прогрессивных сил Чили и других стран Латинской Америки при разработке тактических и стратегических задач не может ставиться проблема некапиталистического пути развития, так как капиталистические отношения здесь давно господствуют. Следует исходить из того, что латиноамериканские страны в отличие от недавно освободившихся стран Африки идут по пути капиталистического развития и для них, таким образом, нет выбора, не существует альтернативы капиталистического или некапиталистического пути. Единственную реальную альтернативу современным капиталистическим отношениям, господствующим в странах Латинской Америки, представляет собой путь антиимпериалистической народной демократической революции с ориентацией в перспективе на социализм.

В противоположность такой постановке вопроса некоторые видные буржуазные политические деятели Латинской Америки, такие, как Э. Фрей, К.Льерас Рестрепо, Л. Камарго, Р. Бетанкур и другие, видели выход из современного кризиса и слаборазвитости в некотором усовершенствовании существующей социально-экономической структуры при помощи реформ и экономической интеграции, т, е. на путях буржуазного реформизма. Они решительно возражали против национализации, ссылаясь на нехватку финансов, технических специалистов для национализированных отраслей промышленности и т. д. Все эти «теории» и «планы развития» непосредственно увязывались в 60-х годах с «Союзом ради прогресса», провал которого лишь подтвердил их несостоятельность. Вместе с тем опыт Чили второй половины 60-х годов, в частности деятельность правительства Э. Фрея по «чилизации» меди и проведению аграрной реформы, показал, что путь буржуазного реформизма ведет на деле к сохранению господства империалистических монополий и местной финансово-латифундистской олигархии и, следовательно, обрекает латиноамериканские страны на все большее отставание в экономическом развитии, а трудящихся этих стран — на нищету и прозябание.

После победы на выборах президент С. Альенде сформировал правительство из представителей политических партий, входящих в Народное единство. Представители компартии заняли посты министров финансов, труда и социального обеспечения, общественных работ; представители социалистов — посты министров иностранных дел, обороны и внутренних дел. Пришедшее к власти в Чили народное правительство начало на практике осуществлять программу Народного единства.

Попытки реакции воспрепятствовать приходу к власти народного правительства путем организации заговора и убийства главнокомандующего чилийской армии генерала Шнейдера провалились. Армия осталась верна конституции, избранному народом президенту страны.

Приход к власти народного правительства явился победой всех народных антиимпериалистических сил, результатом их единства действий. «Завоевание власти явилось,— писал Л. Корвалан в связи с 50-летием партии в январе 1972 г.,— не результатом простого участия в президентских выборах, а итогом длительного процесса борьбы, широкой и всесторонней мобилизации масс, постоянного стремления добиться роста их сознания. Основную роль здесь сыграли объединенная борьба рабочего класса, всех народных масс и революционные цели, которые их вдохновляли. Не будь этого, народное движение впало бы в простой реформизм, увязло бы в трясине избирательных и других реформ и не смогло бы одержать победу».