UNIDAD POPULAR
НАРОДНОЕ ЕДИНСТВО - ЧИЛИ

 

 

 

 

 
 

11.09.1973 г. - военный переворот, гибель президента, свержение правительства Народного единства.

Ген.секретарь ЦК КПЧ Л.Корвалан арестован (25.09.1973), содержался в концлагере на острове Досон.

Ген.секретарь ЦК СПЧ К.Альтамирано смог нелегально выехать из страны в декабре 1973 года (Куба, ГДР)

30 сентября 1974 генерал Карлос Пратс вместе с женой взорван в собственном автомобиле в центре Буэнос-Айреса (Аргентина)

В марте 1974 г. в Хельсинки состоялась 1-я сессия Международной комиссии по расследованию преступлений военной хунты в Чили

Летом 1974 г. принят декрет-закон № 527 "О юридическом статусе правящей хунты", в котором генерал Пиночет провозглашался "верховным носителем власти". с правами единолично объявлять осадное положение, одобрять или отменять любые законы, назначать или смещать судей.

1974 - убит ген. секретарь Левого революционного движения МИР Мигель Энрикес.

6 октября 1975 г. Бернардо Лейтон - один из основателей ХДП, тяжело ранен в результате покушения, совершенного на него агентами ДИНА, в Риме.

ноябрь 1975 г. - в Чили задержана, брошена в тюрьму и подвергнута пыткам британский врач Шейла Кэссиди. Великобритания в знак протеста отзывает своего посла из Сантьяго.

1975 г. - лидер ХДП Э, Фрей публикует брошюру «Мандат истории и требования будущего», где пишет о необходимости восстановления демократии в Чили.

11 сентября 1976 г. бывший министр обороны в правительстве Альенде социалист Орландо Летельер объявлен «врагом нации», лишён чилийского гражданства, а через 10 дней убит агентами ДИНА в Вашингтоне.

В начале 1976 г. кардинал Р. Сильва Энрикес вместо запрещенного хунтой "Комитета мира" создает Викариат солидарности как официальную структуру католической церкви. Его адвокаты оказывали помощь и вели защиту жертв режима .

1976 - в результате репрессий КПЧ потеряла один за другим два нелегальных ЦК, возглавляемых бывшими коммунистическими депутатами и лидерами профсоюзов (в т.ч. арестованы секретари ЦК Виктор Диас и Фернандо Ортис) . На несколько лет прервана связь между коммунистами внутри Чили и партийной эмиграцией.

декабрь 1976 г. - в результате давления международной общественности и католической церкви А.Пиночет освобождает из заключения около 200 политзаключенных, в том числе генерального секретаря компартии Чили Луиса Корвалана. СССР освобождает и разрешает выезд из страны диссидента Владимира Буковского.

1977 г. ХДП издает декларацию «Одна родина для всех», где говорится о необходимости восстановления демократии и созыва Учредительного собрания для принятия новой демократической конституции.

март 1977 г. - запрет деятельности всех политических партий (включая и ХДП), ужесточение цензуры в СМИ

1977 г. - проводится первый после переворота пленум ЦК КПЧ, где говорится о допущенной коммунистами недооценке опасности военного переворота и необходимости бороться с диктатурой используя все возможные формы и методы, как мирные, так и не мирные, в т..ч. вооруженное сопротивление.

1979 г. - ген. секретарь Соцпартии К.Альтамирано выступил с предложенями по обновлению принципов и стратегии деятельности партии, обвинен соратниками в «поддержке раскольнической деятельности фракционных группировок» и смещён с поста генерального секретаря СПЧ. Партия раскололась на несколько групп.

сентябрь 1980 г. - изменение стратегии КПЧ - принимается решение об организации вооруженной борьбы с режимом Пиночета.

11 сентября 1980 г. - под контролем военных проводится референдум по новой конституции Чили (67% высказываются ЗА), это означает фактическое продление правления А.Пиночета еще на 8 лет - он объявлен «конституционным президентом на восемь лет с правом переизбрания на последующие восемь лет». В марте 1981 г. конституция вступила в силу

В 1988 г. хунта должна была предложить кандидата в президенты Чили на следующие 8 лет, что затем выносилось на плебисцит.

 

 
 
 
   

 

El Pueblo unido hamas sera vencido (Из "Гимна Народного единства")



ПРОТИВ ПИНОЧЕТА

Правление Пиночета можно условно разделить на два периода: первый - с 11 сентября до начала 80-х годов (1981 г. - вступление в действие новой конституции Чили), второй - с начала 80-х до 1990 г., когда в результате выборов президентом страны стал П.Эйлвин.

В течение 17 "пиночетовских" лет

- происходили изменения международной обстановки, которые оказывали влияние на внутриполитические процессы в Чили,

- проводились экономические, политические и социальные "реформы" самим режимом, которые меняли отношение к режиму в различных слоях общества,

- происходили процессы трансформации политических партий и изменения их политических программных установок и позиций, как Народного единства, так и партий, приветствовавших переворот,

- менялись формы и масштабы сопротивления.

Обозначим (тезисно) основные из этих процессов.


РАЗГРОМ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОППОЗИЦИИ

В первые часы и дни после военного переворота 11 сентября 1973 года были арестованы тысячи руководителей и активистов партий, входивших в "Народное единство", профсоюзов, членов партийных и студенческих молодежных организаций, журналистов, представителей интеллигенции, активистов Левого революционного движения MIR. Многие были уничтожены физически. Чистка прошла и внутри армии.

Попытки оказать вооруженное сопротивление путчистам были редки и быстро подавлены. Немногочисленные группы партийных активистов, имевшие оружие, готовились не для захвата власти и не для борьбы с армией, а для охраны партийных руководителей, партийных комитетов в городах и на предприятиях, для обеспечения порядка и защиты партийных мероприятий и противодействия вооруженным группировкам правых (прежде всего "Патриа и либертад").

Планы действий на случай быстрого перехода в подполье у партий "Народного единства" были (во всяком случае у коммунистов). Заместитель Л.Корвалана Хосе Диас и некоторые другие имели опыт подпольной работы (в 50-е годы). У руководителей социалистов такого опыта не было.

Многие партийные лидеры были арестованы в первые часы и дни после переворота. Генеральный секретарь ЦК КПЧ Луис Корвалан был арестован 27 сентября 1973 года на нелегальной квартире и вскоре оказался в концентрационном лагере на о.Досон, так же как и несколько министров правительства Народного едиства - Х.Тоа, К.Альмейда - около 100 человек.

Хосе Тоа - министр внутренних дел и обороны в правительстве Альенде утром 11 сентября 1973 года отправился в президентский дворец, был арестован. В концлагере подвергался пыткам, похудел до 49 килограмм при росте 1 м 92 - 1 февраля 1974 года был помещен в военный госпиталь, а 15 марта умер - повесился (как сообщили власти). Медэксперт, который сообщил, что Хосе Тоа был задушен "с участием постороннего лица" был уволен. Вскрытие, провведенное много лет спустя подтвердило смерть от удушения.

Руководителю соцпартии К.Альтамирано удалось (во многом благодаря случайности) избежать ареста, потом нелегально выбраться из страны в Аргентину, где он несколько дней скрывался в посольстве ГДР, в начале 1974 года он оказался на Кубе, потом несколько лет провел в ГДР.

В течение несколькихо недель после переворота 4 члена ЦК Социалистической партии, 7 региональных секретарей СПЧ были убиты. Еще 12 членов ЦК были заключены в тюрьму, в то время как остальные были вынуждены искать убежища в посольствах, изгнании или уйти в подполье.

Первый нелегальный состав ЦК СПЧ
Primera Direccion Clandestina del Partido Socialista de Chile (1973-1975)

 

Как сложилась их судьба?

статья в газете El Clarin - A 40 anos del Secuestro de la Direcci o n Clandestina del PS de Chile

а вот информация о нескольких лидерах (на исп. языке)

Victor Zerega Ponce

ADOLFO ARIEL MANCILLA RAMIREZ

арестован, допрашивался (есть соответствующий протокол), видели в тюрьме (есть показания карабинера), переведен на "Виллу Гримальди", допрашивался (есть протокол), был в тюремной больнице (есть показания врача), уведен на допрос... и все.
Больше никаких следов.
ПРОПАЛ БЕЗ ВЕСТИ

 

"Народное единство" было фактически обезглавлено. Восстановить партийные структуры, наладить связи между ними, организовать взаимодейтсвие - выяснить кто погиб, кто арестован, кто жив, кто скрывается, кто готов продолжать борьбу, кто и куда эмигрировал, подготовить подпольные квартиры, явки и пароли, и, наконец, оценить ситуацию и выработать стратегию и тактику действий - для партий в одночасье оказавшихся в подполье, было делом не простым и требовало времени.

Проведение каких-либо организованных и массовых выступлений (забастовок, митингов и т.п.) против диктатуры было практически невозможным. Потенциальные организаторы сопротивления были либо уничтожены, либо арестованы, либо вынуждены уехать из страны, либо скрываться в подполье.

Левые партии оказались в ситуации не только террора, нои политической неопределенности. Характер режима, намерения путчистов - править "вечно" или передать власть гражданским - были неясны. Коммунисты выдвинули идею создания широкого народного фронта против диктатуры, однако откликнуться на нее было фактически некому. Выработка какой-то стратегии и тактики затруднялась и тем, что лидеры левых партий (да и не только они) по разному оценивали причины, приведшие к перевороту. Что было сделано не так, где и кем были допущены ошибки и какие. Как оценить умеренность коммунистов и радикализм социалистов и MIR и, естественно, позицию лидеров ХДП..

Попытки сплотить политиков, не принявших переворот, создать что-то вроде правительства в эмиграции или комитета сопротивления диктатуре из числа эмигрантов также не увенчались успехом. Отчасти потому, что возможные лидеры сопротивления из числа эмигрантов были убиты.

Генерал Карлос Пратс (бывший главнокомандующим вооруженными силами Чили, ушедший в отставку за несколько недель до переворота) сразу после свержения Альенде выехал в Аргентину, выступил с резким осуждением действий военной хунты и заявил о готовности возглавить правительство в изгнании. 30 сентября 1974 г. вместе с женой был взорван в собственном автомобиле прямо в центре Буэнос-Айреса.

6 октября 1975 г. Бернардо Лейтон - один из основателей ХДП, министр в 1964-1968 г.г., депутат парламента в 1969-1973 г.г., выступивший с осуждением переворота и в феврале 1974 г. высланный из страны, был тяжело ранен в результате покушения, совершенного на него в Риме.

11 сентября 1976 г. находившийся в США бывший посол Чили в США, бывший министр обороны в правительстве Альенде социалист Орландо Летельер был объявлен «врагом нации», лишен чилийского гражданства, а через 10 дней убит агентами ДИНА в Вашингтоне.

Репрессии против левых партий были жестокими - за годы правления Пиночета было убито более 3 000 человек - это число официально (!) установленное уже после ухода Пиночета от власти. Но были и трупы левых активистов убитых "неустановленными лицами", были пропавшие без вести - о некоторых известно лишь то, что человек был задержан, потом его видели в тюрьме, потом известно, что его пытали на допросах, потом перевели в другую тюрьму, а потом - нет ни человека, ни документальных подтверждений о его судьбе. Были тысячи и тысячи прошедших через допросы и пытки. Были тысячи и тысячи эмигрантов.

Есть статистика официально подтвержденная документами и есть оценки, которые проверить спустя годы практически невозможно.

Репрессии не прекращались все годы существования диктатуры. Целью переворота было отстранение от власти политических противников и "аннулирование" экономических и социальных преобразований правительства Народного единства, а целью репрессий - ликвидация несогласия (противодействия, сопротивления) с проводимой политикой. Одних - уничтожить физически, других - изолировать в тюрьмах, третьих - выслать из страны, четвертых - запугать. Секретные службы, система секретных тюрем, центров пыток, концлагеря - все это работало все годы существования режима.

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ

Вскоре после переворота дипломатические отношения с Чили разорвали все социалистические страны (особую позицию, правда, заняли руководители КНР). С осуждением переворота и репрессий выступили государственные и политические деятели многих стран.

Осенью 1973 года началась работа по созданию Международной комиссии по расследованию преступлений чилийской военной хунты. Оргкомитет комиссии возглавил министр просвещения Финляндии Ульф Сундквист, в ее работе участвовали юристы, парламентарии, ученые, общественные деятели из 30 стран мира. В марте 1974 года в Хельсинки состоялась первая сессия комиссии.

Во многих странах были созданы комитеты солидарности с народом Чили.

Положение с соблюдением прав человека в Чили обсуждалось и в ООН.

Некоторые страны открыли двери своих посольств для приема чилийцев в первые дни после переворота, обеспечив таким образом их безопасность и помогая в дальнейшем выбраться из страны. Многие страны принимали политэмигрантов и беженцев из Чили и оказывали им помощь.

Плакаты, выпущенные комитетом солидарности с народом Чили
в Швеции
Carteles de la solidaridad: Suecia

 

Разумеется, характер политических и экономических отношений с хунтой зависел от того, представитель какой из партий возглавлял то или иное государство - консерватор или социал-демократ, насколько были представлены в парламентах левые силы и насколько они были влиятельны. И если экономического бойкота хунты и не было, то политические контакты могли быть и ограничены. Если какой-то политик вздумал бы пожимать руку представителю кровавой хунты, то можно не сомневаться, что реакция и общественности, и прессы последовала бы незамедлительно. А эмиссаров чилийского режима во многих странах встречали не только официальные лица, но и протестующие демонстранты.

Во многих странах общественное мнение влияет на политику властей.

Возмущения у политиков вызывали и демонстративно наглые действия секретных служб Чили, организовавших убийство генерала К.Пратса в Аргентине (1973 г.) и бывшего министра Народного Единства О.Летельера в США (1975 г.), покушение на видного деятеля ХДП Б.Лейтона в Риме в 1975 г.

Руководители ряда стран выражали, говоря дипломатическим языком, "озабоченность" судьбой своих соотечественников в Чили, их арестами, пытками и убийствами. После ареста и пыток гражданки Великобритании врача Шейла Кэссиди был отозван посол Великобритании в Чили.

Некоторые изменения в отношении к диктатуре в Чили произошли и в политике США после избрания в 1977 году президентом США Д.Картера, который после избрания объявил США гарантом соблюдения прав человека во всем мире. Конечно, это не соответствовало действительности, но отношение к диктатуре Пиночета в администрации США изменилось.

Разумеется, были и политики, которые приветствовали свержение "коммунистического" режима Альенде.

В 70-80-е году спецслужбами нескольких латиноамериканских государств проводилась операция "Кондор" по уничтожению противников режимов.


РЕФОРМЫ ПИНОЧЕТА

Суть "реформ" (если так называть действия хунты) можно определить как реставрацию до-альендевского устройства экономической жизни, и обеспечение стабильности политической власти и экономического развития.

Многие указы Альенде были отменены, собственность возвращалась прежним владельцам, запрещались забастовки и т.д. Профсоюзных лидеров арестовывали, выборы в профсоюзах запретили, а руководителей стали назначать.

В первые дни после переворота о его поддержке заявили руководители Национальной партии и некоторые руководители ХДП - ведь от власти был убран их политический противник и враг, а страна "избавлена от угрозы гражданской войны". Представители этих партий согласились сотрудничать и войти в правительство, начать "избавление страны" от альендевских реформ и вывести ее на путь процветания.

Генералы, конечно, могли воспользоваться опытом послевоенных лет и приняв новый закон "О защите демократии" (то есть узаконив запрет левой оппозиции) передать власть гражданским. Однако решили править дальше самостоятельно. В конце концов ведь именно "гражданские" со своей демократией привели к власти марксиста. Главной политической опорой хунты были лидеры Национальной партии - именно с их участием стал разрабатываться проект новой конституции страны.

Любой правитель любой страны - будь то монарх или диктатор вынужден заботиться о развитии экономики - от этого зависит длительность его личного пребывания у власти, любовь подданных или граждан, поддержка и благосостояние его свиты или сподручных. Страна должна богатеть. Производство должно расти. А вот порядок распределения произведенного богатства определяется характером власти - либо монархом-диктатором и приближенными (правящей кликой) - себе побольше, народу сколько останется, либо в соответствии с установленными демократическим путем налогами, зарплатами, пособиями, субсидиями, размеры которых обсуждаются и утверждаются партиями в парламенте, а также гражданами на выборах.

Постоянные репрессии для того и были нужны, чтобы никто - ни индивидуально, ни организованно не вмешивался в дела государственные, которые осуществляла хунта.

Насколько убедительны для генералов были экономические концепции развития, предлагавшиеся Национальной партией (да и христианскими демократами)? Насколько экономический курс хунты в первые годы правления был успешен? Насколько значимы для Пиночета были рекомендации американских партнеров?

Через несколько лет в страну была приглашена группа экономистов из США, по ряду экономических показателей произошли позитивные изменения, что дало повод некоторым политикам и журналистам заявить об "экономическом чуде", свершенным Пиночетом.

Более тщательный анализ и 17-летнего правления хунты и отдельных периодов тем не менее свидетельствует, что успехи экономической политики диктатуры сомнительны. Разумеется появилась возможность получать международные займы и кредиты, разумеется, часть национализированных предприятий и земель была возвращена прежним владельцам. И разумеется, многие представители зажиточных слоев стали если не жить лучше, то во всяком случае вновь ощущать себя хозяевами страны.

Развитие меднорудной промышленности давало приток валюты (если цены на медь были высокими - а это было не всегда) и отодвигало на второй план другие отрасли, открытые рынки давали приток товаров из других стран и сокращали собственное внутреннее производство (особенно в легкой промышленности), сокращение финансирования системы образования приводило к относительному росту числа частных школ, что делало образование менее доступным, а сокращение социальных программ автоматически сокращало расходную часть бюджета. Новые кредиты и займы использовались и для развития экономики, и для закупки нового вооружения, и сказывались вполне конкретным образом на размерах внешнего долга. А спустя много лет (уже после ликвидации диктатуры) выяснилось, что немалые суммы "прилипали к рукам" правителей страны.

Однако для бизнеса нужны не только инвестиции, но и покупательский спрос, который не может обеспечить растущая армия безработных и беднеющих граждан страны. В течение отдельных лет правления Пиночета экономический рост наблюдался, однако рост благосостояния происходил далеко не у всех жителей страны - и как результат - рост недовольства рос быстрее.

Кроме того оценки экономической политики режима на протяжении 17 лет его существования определяются и тем, сколько и каких показателей принимать во внимание - если два-три, то действительно были отдельные годы роста. Если брать большее количество показателей, то утверждения о чилийском "экономическом чуде" оказываются несостоятельным. А если учитывать не только рост ВВП, дефицит бюджета и размер внешнего долга, но и социальные параметры развития общества - благосостояние, здоровье, образование и т.д., то "успехи" будут совсем плачевными.


Для иллюстрации приведем график изменений только по одному показателю - ВВП (источник - Википедия).

При оценке результатов этих 17 лет не стоит забывать, что А.Пиночет после переворота объявил себя не министром финансов или экономики, а президентом страны и оценивать результаты его правления необходимо по совокупности всех показателей развития государства - рост ВВП, рост ВВП на душу населения, рост государственного долга, зарплат, смертность, заболеваемость и т.д.

Серьезных исследований с анализом экономических, политических и социальных результатов 17-летнего правления хунты довольно много - смотрите в разделе ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.



НОВАЯ ОППОЗИЦИЯ РЕЖИМУ

Для всех политических партий, отдельных политиков и даже граждан существовал вопрос "ПОЧЕМУ?". Почему произошел переворот, что его вызвало, спровоцировало, можно ли было его предотвратить, каким образом.

Может быть Альенде спешил с реформами? Может быть мешало отсутствие внутреннего единства в Народном единстве - радикализм соцпартии и МАПУ? Может быть главное - происки США, которые проплачивали экономический саботаж и политическую оппозицию в лице Национальной партии и ХДС? А может Альенде надо было действовать решительнее и ломать сопротивление правых и центристов "через колено"? А может не надо было христиан-демократам голосовать за призыв к военным навести порядок?

Поиски причин, конечно, важны и интересны, но все умные и полезные советы никак не переправить туда, в 1973-й год.

Был определенный набор политических акторов (иначе говоря - действующих сил) со своими намерениями и планами, была динамично менявшаяся ситуация, были разные возможные реакции на эти изменения. Для каждого актора был выбор одного из возможных действий. Результат известен - переворот 11 сентября. Политика - это как шахматная партия, но на одной доске несколько игроков играют кто белыми, кто черными, кто красными, кто зелеными фигурами и правила к тому же соблюдают не все.

Несмотря на репрессии и коммунисты, и социалисты, и МАПУ, и Левое революционное движение МИР пытались организовать борьбу в подполье.

Главной проблемой были разумеется репрессии, но было трудным и определить характер самого режима и предсказать перспективы его развития.

Некоторые руководители компартии после переворота склонялись к идее создания и развития широкого антифашистского фронта с участием всех партий Народного единства и христианских-демократов, завоевания большинства в обществе, организации массовых народных протестных действий, однако эта идея оказалась бесплодной.

Взаимодействовать с подпольщиками? Подвергаться риску быть арестованным со всеми вытекающими последствиями в виде увольнения, избиений, пыток? На это были готовы немногие. Взаимодействовать с теми, кто своим радикализмом накалял ситуацию (прежде всего МИРистами, но также с МАПУ и социалистами)? А что потом? Опять строить социализм? А может лучше подождать и договориться с военными?

Так могли рассуждать демохристиане.

Взаимодействовать со сторонниками Пиночета, которые своим парламентским саботажем реформ подталкивали Пиночета к перевороту? А что потом? Они ведь снова предадут!

Так могли рассуждать лидеры социалистов.

В действительности в течение довольно долгого времени у партий Народного Единства шел процесс становления новых структур - в эмиграции и в подполье, налаживания взаимодействия между эмигрантами и подпольщиками и друг с другом - собирание сил для реальных совместных организованных действий.

Эмигранты, разбросанные по разным странам создавали свои региональные группы для решения практических задач - помощи друг другу в выживании в чужой стране, приеме новичков, налаживании контактов с другими группами. А поскольку в каждой такой "общине" оказывались представители разных партий, то они часто и продолжали дискутировать о том, почему же это произошло и что делать, чтобы освободить страну от диктатуры.

И, конечно, эмигранты, оказавшиеся на Кубе, в СССР, ГДР получали возможность увидеть и оценить и достоинства, и недостатки реального социализма.

Руководитель Социалистической партии Карлос Альтамирано несколько лет прожил в ГДР (под охраной агентов спецслужб Штази - поскольку он был одной из потенциальных жертв спецслужб Пиночета), выезжал во Францию, Италию (встречался с генсеком итальянской компартии Э.Берлингуэром - сторонником концепции "евросоциализма") и пересмотрел прежние взгляды и на социализм, и на методы его строительства. Повлияли и непосредственные впечатления от жизни в социалистической стране, и наблюдения за происходившими процессами в Европе - освобождение Португалии от диктатуры Салазара (революция "красных гвоздик" 25 апреля 1975 г.) и начавшийся после смерти диктатора Франко процесс демократизации в Испании.

После того как Альтамирано выступил с предложением обновить принципы деятельности соцпартии и наладить взаимодействие с христианскими демократами на пленуме ЦК он был объявлен раскольником и генсеком соцпартии стал К.Альмейда (1979 г.). Альтамирано созвал альтернативный съезд партии, члены которого выступили за обновление партии.

Фактически социалистическая партия раскололась на несколько групп, действовавших и в эмиграции, и в подполье.

Было сложно и воссстановить прежнее Народное единство - у каждой партии часть руководителей была в эмиграции, часть в подполье, они по-разному видели причины переворота и по-разному оценивали ситуацию и настроения в стране. После переворота 1973 года Политический комитет Народного Единства продолжал существовать за границей, но символически, так как каждая из партий вырабатывала свою собственную стратегию борьбы с диктатурой.

Коммунистам к тому же приходилось прислушиваться к мнению руководителей главной братской компартии - КПСС. Разумеется, и кубинские лидеры не оставались в стороне и рекомендовали "свой" кубинский опыт революционной борьбы.

Христианские-демократы, которые во времена Народного Единства блокировались с Национальной партией, были партией центристской. Некоторые ее лидеры переворот осудили, некоторые приветствовали.

19 сентября 1973 года во время официальной церемонии голландский фотограф Chas Gerretsen сделал снимок, который обошел многие издания - коллективный портрет хунты. Герретсен рассказывал, что фотографов было много, все делали стандартные по композиции горизонтальные фото, а он скомпоновал вот так. Он еще попросил Пиночета снять очки, на что тот раздраженно заметил: "Я - Пиночет".
.


Где-то за кадром остались не только военные, но и двое гражданских - лидеры демохристиан Эдуардо Фрей, бывший президент Чили и будущий президент - Патрисио Эйлвин.

Через несколько месяцев после переворота А.Пиночет публично разъяснил лидером демохристиан, что о парламентаризме им стоит забыть на много лет.

И политическая "невостребованность", и человеческое негодование по поводу репрессий, и действия хунты никак не соответствовавшие ценностям христианских демократов побудили их лидеров занять позицию если не оппозиции, то оппонирующих диктатору.

Через некоторое время (но совсем не сразу) руководство ХДП стало выражать недовольство методами диктатуры - репрессиями, которые затрагивали не только сторонников Народного Единства, но и часть среднего класса, ограничениями политических и гражданских свобод. Недовольство вызывало и то, что все они, одобрившие переворот, оказались новой власти не нужны - парламента ведь не стало. И если деятельность левых партий была просто запрещена, то деятельность остальных - приостановлена на неопределенный срок - политические "каникулы". И те, кто мечтал о демократии без Альенде и Народного единства, оказались вообще без демократии.

Руководителей крайне правой Национальной партии (она была образована в 1967 году "под выборы" парламента в 1969 г.) это вполне устраивало - партий была кадровой, а не массовой и ее актив с удовольствием пошел на службу диктатуре. Судьба же ХДП определилась в конце 70-х после публичной критики ее руководителем диктаторского режима - и эту партию тоже запретили.

Разумеется, между выражением недовольства и протестом существует большая разница. Надо также учитывать, что позиция партийного руководства и рядовых членов партии - не одно и то же.

Возникло (и тоже не сразу) некоторое недовольство в армейской верхушке. Первоначально хунту составляли четыре человека - командующие сухопутными войсками, ВВС, ВМС и карабинеров, в декабре 1974 г. Пиночет был объявлен президентом, и довольно скоро отодвинул недавних соратников от принятия решений.


ЦЕРКОВЬ

Недовольство


ВООРУЖЕННОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ

Попытки организовать .какое-либо подобие партизанской войны также оказались бесплодными. Хотя и МИР, и молодежь из соцпартии и МАПУ (Лаутары) попытались создать подпольные ячейки и начать вооруженную борьбу с диктатурой, но они не имели ни достаточного опыта, ни оружия.

Левое революционное движение МИР с самого создания в 1965 году представляло конгломерат революционно настроенных анархистов, троцкистов, маоистов, социалистов, коммунистов и выступало за радикальное проведение реформ. Его опорой было студенчество, кварталы городской бедноты. МИР не имел серьезгошо ролитического влияния, но был ищвестен и популярен особенно среди молодежи. В годы правления Народного Единства движение активно занялось партстроительством и к концу 1973 года насчитывало по некоторым оценкам до 10 000 человек. Это была организация которая признавала методы "революционного насилия", но не считала их основными. И количество активистов, готовых с оружием в руках бороться против диктатуры, составляло несколько сотен человек. Около 60 членов МИР были убиты в первый день переворота. Отдельные нападения на полицейские участки, покушения на военных, полицейских и т.п. акции происходили, но на изменение политики хунты повлиять не могли.

В силу слабой структурированности и организованности оно представляло не единую жестко структурированную и централизованно дисциплинированную организацию, а скорее ассоциацию нескольких групп, еоторые автономно пытались оказывать сопротивление диктатуре без какого-дибо единого плана действий. Однако, как пишут некоторые специалисты, Пиночет испытвапл параноидальный страх перед МИРистами

После того как несколько десятков боевиков МИР попытались вооруженные бутылками с зажигательной смесью напасть на полицейский участок в районе Нельтум в провинции Вальдивия против них были направлена армейская дивизия. 11 человек захваченных в плен были казнены. В дальнейшем актиность МИР сводилась преимущественно к единичным покушениям на офицеров армии и полиции и участию в подпольной политической леятельности - помощь жертвам репрессий, организация нелегальных переходов через границу и т.д..

Попытки оказывать вооруженное противодействие и сопротивление не приводили к изменению политики хунты. Но для противников хунты эти действия показывали, что борцы с хунтой существуют, что победа пусть не скоро, но придет. Другие - сторонники Пиночета - требовали от него действовать еще жестче. И действительно, после каждой вооруженной вылазки проводились операции по поиску и левых боевиков, и сочувствующих, обыски, аресты. Каждая вооруженная акция против режима давала Пиночету повод заявить о том, что внутренние и внешние враги порядка не дремлют и чилийцам надо сплотиться в борьбе с ними.

Секретные службы, платные осведомители, премии за доносы делали свое дело. 5 октября 1974 году был выслежен и после перестрелки убит лидер МИР Мигель Энрикес. В течение нескольких лет МИР возглавлял П. Альенде (племянник Сальвадора Альенде), но в 1976 г. он выехал на Кубу. По его словам за годы диктатуры МИР потерял около 1500-2000 человек погибшими и пропавшими без вести.

И, разумеется, на отношении к политике проводимой хунтой сказывалась экономика - если дела шли получше, недовольных становилось меньше.

О некоторых сторонах вооруженного сопротивления режиму диктатуры в Чили рассказывается в ВИКИПЕДИИ - см.


Первый промежуточный итог

Если кратко подвести итоги первых 8-10 лет правления Пиночета, то можно отметить следующее:

Международное осуждение диктатуры создавало определенные политические и экономические проблемы - фактически хунта существовала в условиях международной политической изоляции.

Политические элиты и руководство церкви внутри страны были недовольны сохранением режима диктатуры и продолжающимися репрессиями

Экономика страны не выходила в режим "неуклонного роста и процветания".

Нелегальная деятельность и противодействие со стороны левых оппозиционных партий не прекращались

Совокупность этих факторов вынудила Пиночета объявить о начале политических перемен.

Демократия должна была вернуться в Чили!

Но не сразу. И не вся.


НОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ ЧИЛИ (1981 г.)

Подготовка проекта новой конституции Чили началась вскоре после переворота. Была создана специальная комиссия по подготовке плана конституции, затем проект изучался и дорабатывался Государственным советом под председательством бывшего президента Хорхе Алессандри, в июле 1980 года он представил проект конституции Пиночету и хунте.

Главным было то, что новая конституция установливала «переходный период» в 8 лет, в течение которого Пиночет продолжит осуществлять исполнительную власть, а хунта законодательную власть. По истечении 8 лет кандидатура на пост президента должна была быть предложена главнокомандующим Вооруженными Силами и корпуса карабинеров на следующий период в восемь лет. Кандидат должен был быть утвержден зарегистрированными избирателями в ходе национального плебисцита.

11 сентября 1980 года состоялся плебисцит по проекту новой конституции, который был одобрен большинством участников (67% голосов). Списки избирателей не составлялись, подсчет голосов осуществлялся под контролем авторов проекта - военных, представители партий были ограничены в дискуссиях о проекте конституции

Что это была за конституция?

Конституция предусматривала продолжение правления Пиночета еще в течение 8 лет (переходный период), а также приостановку действия большинства конституционных норм до 1990. В течение 8-летнего т.н. «переходного периода» законотворчество оставалось прерогативой хунты, соблюдение гражданских свобод и положений уголовного кодекса было приостановлено.

Конституция 1980 отводила важную роль Национальному совету безопасности, половину членов которого составляли военные. По сравнению с конституцией 1925, новая конституция усиливала позиции президента по отношению к конгрессу, но ослабляла его позиции по отношению к военным.
Согласно статье 93, президент назначает командующих всех родов вооруженных сил и начальника Национальной полиции (корпуса карабинеров), однако при этом он должен выбирать кандидатуры из списка пяти высших по рангу офицеров, а после назначения эти офицеры не могут быть смещены со своих постов в течение четырех лет.

Срок пребывания президента у власти, составлявший по конституции 1980 восемь лет, был сокращен до четырех лет для президента, которого предстояло избирать в 1989. Однако поддерживающие военных политические группировки пришли к выводу, что после первого (четырехлетнего) срока правления они смогут поставить у власти своего президента, поэтому в тексте конституции был восстановлен 8-летний срок правления; после внесенных в 1994 поправок он был сокращен до 6 лет.

При проведении президентских выборов был предусмотрен второй тур голосования. Президент обладает правом назначать послов и 16 членов кабинета министров; он определяет также состав Верховного и Апелляционного судов из ограниченного числа предварительно отобранных кандидатов, а также назначает Генерального контролера (главу контрольно-финансового управления). Президент обладает правом законодательной инициативы и выдвигает законопроекты, относящиеся к ряду областей государственной деятельности – принятию бюджета, образованию административных единиц и субъектов права и даже к заключению коллективных договоров.

Согласно конституции 1980, в стране сохраняется двухпалатный законодательный орган, однако число мест в нем меньше, чем предусматривалось конституцией 1925. Палата депутатов состоит из 120 членов (по 2 от каждого из 60 избирательных округов), избираемых на 4-летний срок. В состав сената входит 38 членов, избираемых на 8 лет. Кроме того, еще 9 членов сената назначаются пожизненно; четверо из них, назначавшихся Национальным советом безопасности, выбираются из числа бывших командующих родами войск, еще три выдвигаются Верховным судом, два – президентом. Выборы парламента и сената предполагалось провести также по истечении переходного периода.

Конституция 1980 г. была разработана таким образом, чтобы в нее было практически невозможно внести изменения, поскольку для этого требовалось получить 3/5 голосов законодателей. Для внесения изменений, касающихся вооруженных сил, Национального совета безопасности и Конституционного суда, требовалось, помимо всего прочего, 2/3 голосов в каждой из палат конгресса. При этом для внесения любых изменений было необходимо согласие президента.

Изменялась и структура органов местного самоуправления. До 1973 г. местные советы формировались на выборной основе, однако их решения мог отменить губернатор провинции, назначавшийся « сверху. . После военного переворота в 1973 г. местные органы самоуправления стали формироваться путем назначений. В 1980 г. прежнее деление на провинции было упразднено, в стране было образовано 13 областей, куда входят 50 новых провинций и г. Сантьяго с пригородами, образующий отдельную столичную область.

Конституция вступила в действие в марте 1981 года. Военная диктатура сохранялась, но приобретала признаки легитимности. А ограниченное подобие демократии намечалось ввести через 8 лет.

 

Новый курс компартии

В конце 70-х руководство компартии приняло решение об активизации вооруженного сопротивления диктатуре и подготовке в перспективе народного восстания.

При активном содействии кубинских лидеров была организована подготовка бойцов и в 1982 году начал свою деятельность Фронт освобождения имени Мануэля Родригеса. Несколько десятков эмигрантов после прохождения курсов военной подготовки на Кубе, тайно пробрались в Чили. Вооружение, финансирование отрядов осуществлялось как Кубой, так и по некоторым сведениям СССР и некоторыми другими странами.

Руководителем Фронта стал чилиец - Рауль Пелегрин, врач по образованию, участвовавший


 

Один из многих концертов, организованных Аmnesty International
МЕЖДУНАРОДНАЯ АМНИСТИЯ - ПОЕТ СТИНГ