UNIDAD POPULAR
НАРОДНОЕ ЕДИНСТВО - ЧИЛИ

 

 
 
 

Программа Народного единства - это результат взаимных компромиссов и ограничений, на которые пошли все партии блока.

В ней не упоминаются ни диктатура пролетариата, ни социализм и даже не ставится задача построения основ социализма. Это программа реформ - антиимпериалистических, антиолигархических, антилатифундистских.

Национальная независимость - политическая и экономическая - от других стран и международных корпораций, изменение структуры собственности в интересах народа и социальные реформы.

В ходе избирательной кампании было сделано дополнение к программе - "Первые 40 мероприятий Народного правительства", одним из которых была бесплатная выдача по пинты молока каждому ребенку.

И это был не популизм, а необходимость - Чили была одним из лидеров Латинской Америки по детской смертности.

И еще одна особенность чилийской (и не только) политической жизни - избиратели читают программы партий, СМИ обсуждают их. А после выборов партии стараются свои предвыборные обещания реализовать.

И многие из положений программы Народного единства успешно выполнялись.

   
   

 

El Pueblo unido hamas sera vencido (Из "Гимна Народного единства")


ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА
ПРАВИТЕЛЬСТВА НАРОДНОГО ЕДИНСТВ
А


Опубликована в газете «Эль Сигло» 22 декабря 1969


Одобрена коммунистической, социалистической, радикальной и социал-демократической партиями. Движением единого народного действия (МАПУ) и Независимым народным действием (АПИ) 17 декабря 1969 года в г. Сантьяго.

ВСТУПЛЕНИЕ

Партии и движения, входящие в состав Координационного комитета Народною единства, не отказываясь от своих собственных философских взглядов и сохраняя свои характерные политические особенности, целиком сходятся в оценке, данной в этом документе реальной действительности в Чили, и единодушно выдвигают программные положения, которые явятся основой наших общих действий и которые мы представляем на обсуждение народа.

1. Чили переживает глубокий кризис, который проявляется в экономическом и социальном застое, в широко распространенной нищете и всякого рода лишениях, которые испытывают рабочие, крестьяне и другие эксплуатируемые слои населения, в растущих трудностях, с которыми сталкиваются служащие, инженерно-техническая интеллигенция, мелкие и средние предприниматели. В крайне ограниченных возможностях, которыми располагают женщины и молодежь.

Проблемы Чили могут быть разрешены. Наша страна располагает огромными богатствами, такими, как медь и другие полезные ископаемые, мощными гидроэнергетическими ресурсами, крупными лесными массивами, взморьем большой протяженности, изобилующим дарами моря, более чем достаточной земельной площадью и т. д. Кроме того, у чилийцев есть желание работать, они, обладая довольно высоким уровнем технической и профессиональной подготовки, стремятся к прогрессу.

В чем же причина неблагополучия?

Что пришло в Чили в негодность, так это система, не отвечающая потребностям нашего времени. Чили - зависимая капиталистическая страна, господствующее положение в которой, занимают круги буржуазии, тесно связанные с иностранным капиталом, не способные разрешить основные проблемы, обусловленные как раз их классовыми привилегиями, от которых они никогда добровольно не откажутся.

Кроме того, именно вследствие развития мирового капитализма все больше усиливается подчинение местной монополистической буржуазии империализму, постоянно возрастает ее зависимость и за ней закрепляется роль младшего партнера иностранного капитала.

Для горстки людей продавать ежедневно частицу Чили - доходное дело. Они повседневно заняты тем, что решают судьбы других.

Подавляющее большинство чилийского народа ежедневно только продает свои силы, знания и труд, а права решать собственную судьбу оно в значительной мере пока лишено.

2. В Чили рецепты реформистов и сторонников «теории развития», которые поощряла программа «Союза ради прогресса» и которые поддерживало правительство Фрея, не принесли каких-либо важных изменений. В основе своей это было очередное, поставленное на службу интересам местных и иностранных капиталистов, буржуазное правительство капиталистов, робкие попытки которого осуществить социальные преобразования бесславно провалились в условиях экономического застоя, дороговизны жизни и жестоких репрессий против народа. Тем самым еще раз было доказано, что реформизм не способен привести к решению проблем, с которыми сталкивается народ.

3. Развитие монополистического капитализма исключает расширение демократии и вызывает усиление репрессий против народа.

Активизация народной борьбы по мере провала реформ приводит к тому, что самые реакционные круги господствующих классов прибегают ко все более жестким мерам, в конечном счете у них не остается иных средств, кроме как применить силу.

Жестокие формы насилия, которые использует нынешнее государство, такие, как действия отрядов «мобильной полиции», избиение крестьян и студентов, вооруженная расправа с выступлениями бездомных и горняков, неотделимы от других, не менее зверских мер подавления, приносящих страдания всем чилийцам.

Выражением этого насилия является и то, что одна часть чилийского населения живет в роскошных особняках, другая часть, причем значительная, ютится в жилищах, не отвечающих минимальным санитарным нормам, а третья вовсе не имеет жилья. Когда одни выбрасывают пищу, а другим нечего есть это тоже насилие.

4. Эксплуатация империалистами стран с отсталой экономикой осуществляется многочисленными путями: через капиталовложения в добычу полезных ископаемых (медь, железо и т. д.). В промышленную, банковскую и торговую сферы; через технологический контроль, который вынуждает нас платить огромные суммы за оборудование, лицензии и патенты; через североамериканские займы, которые предоставляются на ростовщических условиях и обязывают нас закупать товары в Соединенных Штатах и транспортировать их на североамериканских судах, и т. д.

В подтверждение этого можно привести лишь один пример. С 1952 года до настоящего времени США вложили в Латинскую Америку 7473 млн. долл. и вывезли из нее 16 млрд. долл.

Из Чили империалисты извлекли колоссальные средства, в два раза превышающие сумму капиталов, вложенных в национальную экономику нашей страны за всю ее историю.

Североамериканские монополии при пособничестве буржуазных правительств захватили почти всю нашу медь, железо и селитру. Они контролируют внешнюю торговлю и диктуют Чили экономическую политику через Международный валютный фонд и другие организации. Они господствуют в ведущих отраслях промышленности и сфере услуг, пользуются всевозможными привилегиями, навязывают девальвацию денежной единицы, снижение заработной платы и препятствуют развитию сельского хозяйства, сбывая в Чили излишки своей сельскохозяйственной продукции.

Монополии США вмешиваются также в дела просвещения, культуры, в деятельность органов информации. Используя военные и политические соглашения, они пытаются проникнуть в вооруженные силы.

Господствующие классы, ответственные совместно с иностранными монополиями за создавшееся положение и неспособные обойтись без содействия этих монополий, являются виновниками значительного роста внешнего долга Чили. Они заявляли, что займы и соглашения с иностранными банками приведут к ускорению экономического развития. Однако они добились единственного результата: Чили является одной из стран мира с самым большим внешним долгом на душу населения.

5. Страна управляется в интересах небольшой кучки крупных капиталистов и их приспешников, компаний, господствующих в экономике, и латифундистов, чья власть почти неприкосновенна; в их же интересах издаются законы.

Владельцы капиталов стремятся только к тому, чтобы получить как можно больше прибыли, а не к тому, чтобы удовлетворять потребности и нужды чилийского народа. Если, скажем, выгодно производить и импортировать роскошные лимузины, то они бросают в эту сферу все средства и используют для этой цели имеющиеся возможности нашей экономики, не считаяcь с тем, что лишь ничтожный процент чилийцев в состоянии покупать такие автомашины и что в стране, конечно, есть гораздо большая необходимость, если взять, например, ту же самую отрасль, увеличить выпуск средств общественного транспорта или обеспечить машинами сельское хозяйство, и т. д.

Группа предпринимателей, контролирующая экономику, печать и другие средства информации, всю политическую систему, угрожающая государству, когда оно пытается вмешиваться в ее дела или отказывается содействовать ей, очень дорого обходится всем чилийцам.

Для того чтобы предприниматели соблаговолили продолжать «работать» (ибо только они могут позволить себе роскошь поступать как им заблагорассудится, т. е. работать или не работать), необходимо:

- оказывать им всевозможную помощь (крупные предприниматели шантажируют государство, заявляя, что если им не будут предоставлять помощь и всевозможные гарантии, которых они требуют, то экономика не будет получать частных капиталовложений);

- позволять производить то, что они желают, на деньги всех чилийцев, вместо того чтобы выпускать товары, в которых нуждается подавляющее большинство населения страны;

- разрешать переводить прибыли, которые они получают, на свои банковские счета за границей;

- не препятствовать увольнению рабочих, которые требуют повышения заработной платы;

- позволять распоряжаться сбытом продовольствия, скупать его, чтобы вызывать его нехватку, а, следовательно, и рост цен, и таким образом еще больше обогащаться за счет народа.


В то же время значительная часть чилийцев, действительно производящих материальные ценности, находится в тяжелом положении:

- полмиллиона семей лишено жилья, и еще примерно столько же или даже больше семей живет в отвратительных условиях, в лачугах, не имеющих канализации, водопровода, освещения и не отвечающих самым элементарным санитарным нормам;

- потребности населения в просвещении и здравоохранении должным образом не удовлетворяются;

- заработная плата более половины чилийских трудящихся является недостаточной для того, чтобы удовлетворить самые минимальные жизненные потребности. От безработицы и угрозы увольнения страдает каждая семья. Для многих молодых чилийцев почти невозможно получить работу или это получение сопряжено с большими трудностями.


Представители империалистического капитала в нашей стране и группа привилегированных, которая составляет не более 10% населения, присваивают половину национального дохода. Это означает, что из каждых 100 эскудо, которые являются плодом труда чилийцев, 50 эскудо остаются в кошельках 10 представителей олигархии, а остальные 50 распределяются между 90 чилийцами, представляющими трудящихся, средние слои населения.

6. Рост стоимости жизни - бич для семей трудящихся, и особенно для домашних хозяек. Согласно официальным данным, за последние 10 лет дороговизна выросла почти на 1000%.

Это означает, что у чилийцев, которые живут за счет своего труда, ежедневно крадут часть заработной платы или жалованья. То же самое касается людей, получающих пенсии или пособия, ремесленников, мелких производителей, чьи скудные доходы ежедневно сокращаются в связи с инфляцией.

Алессандри и Фрей уверяли, что они покончат с инфляцией. Однако результаты хорошо известны. Факты свидетельствуют, что инфляция в Чили вызвана глубокими причинами, связанными с наличием капиталистической системы, а не с повышением заработной платы и жалованья, как нас пытались убедить все сменявшие друг друга правительства, чтобы оправдать сохранение существующей системы и еще более сократить доходы трудящихся.

Крупного же капиталиста, напротив, инфляция не затрагивает. Более того, он выигрывает от нее: его собственность и капиталы возрастают в цене, его контракты на строительство, заключенные с государством, пересматриваются, а цены на его продукцию повышаются, причем их рост всегда опережает рост заработной платы.

7. Многие чилийцы плохо питаются. Согласно официальным статистическим данным, 50% чилийцев в возрасте моложе 15 лет недоедают. Недостаточное питание приводит к замедлению их роста и развития, ограничению их умственных способностей.

Все это показывает, что наша национальная экономика вообще ,и система сельского хозяйства в частности не способны обеспечить пропитание 10 млн. чилийцев, хотя Чили могла бы сейчас прокормить 30 млн. человек, что в 3 раза превышает численность ее нынешнего населения.

Однако Чили вынуждена импортировать сельскохозяйственные продукты питания ежегодно на сотни тысяч долларов.

Латифундии - основной виновник нехватки продуктов питания для чилийцев, и именно на них лежит ответственность за отсталость и нищету, которыми характеризуется чилийская деревня. Индексы детской смертности и смертности взрослого населения, показатели неграмотности, нехватки жилья и плохого состояния здравоохранения в сельских районах гораздо выше, чем в городах. Эти проблемы не были решены в результате ограниченной аграрной реформы, предпринятой христианско-демократическим правительством. Только борьба крестьян при поддержке всего населения может привести к их решению. Развитие борьбы за землю и за ликвидацию латифундий открывает новые перспективы перед чилийским народным движением.

8. Темпы роста чилийской экономики крайне низкие. В последние десятилетия средний прирост в расчете на душу населения составлял 2% в год, а с 1967 года экономика вовсе не росла. Более того, по данным Бюро планирования, т. е. самого правительства, мы шли назад. Это означает, что в 1966 году на каждого чилийца приходилось больше материальных благ, чем сейчас. Именно этим объясняется тот факт, что большинство населения испытывает недовольство и ищет выхода из создавшегося положения.

9. Единственная подлинно народная альтернатива, а, следовательно, и основная задача народного правительства состоит в том, чтобы покончить с господством империалистов, монополий, помещичьей олигархии и начать в Чили строительство социализма,

ЕДИНСТВО ДЕЙСТВИЙ ОРГАНИЗОВАННОГО НАРОДА

Численный и организационный рост сил трудящихся, расширение их борьбы, осознание ими своей силы приводит к укреплению их стремлений к глубоким преобразованиям, к критике существующего порядка и к столкновению с существующей системой. В нашей стране более 3 миллионов трудящихся, чьи производительные силы и огромные созидательные способности не могут, однако, быть освобождены при нынешней системе, которая способна только эксплуатировать и угнетать их,

Миллионы трудящихся вместе со всем народом, мобилизуя всех тех, кто не связан с интересами реакционных сил, будь то местные или иностранные, т. е. на основе боевых и единых действий подавляющего большинства чилийцев, смогут покончить с нынешней системой и добиться успехов в осуществлении задач своего освобождения,

Именно для этого и необходимо единство народа. Империалисты и господствующие классы Чили будут вести борьбу против народного единства и попытаются еще раз обмануть народ. Они будут утверждать, что свобода под угрозой, что в стране воцарится насилие и т. д. Но народные массы все меньше верит этим лживым утверждениям. Изо дня в день усиливается их социальная борьба, которая сейчас подкрепляется объединением левых сил.

Чтобы стимулировать и ориентировать движение чилийского народа на завоевание власти, повсеместно - на каждой фабрике, в каждом поместье и поселке, учреждении или школе участники левых движений и члены левых партий должны организовать комитеты Народного единства. Такие комитеты будут состоять из множества чилийцев, стремящихся к коренным преобразованиям.

Комитеты Народного единства будут служить не только для проведения избирательной кампании. Они будут созданы с целью выдвижения насущных требований народных масс, борьбы за их претворение в жизнь. Но прежде всего они будут служить подготовке к установлению народной власти.

Итак, основы новой власти, в которой нуждается Чили, следует начать создавать уже сейчас повсюду, где народ организуется на борьбу за решение своих конкретных проблем, где все более рacтет и крепнет сознание необходимости этой власти.

Такая система совместных действий будет постоянным и динамичным методом развития программы, активной школой для масс и конкретной формой углубления политического содержания Народного единства на всех его уровнях.

В определенный момент развития народного движения основное содержание данной программы, обогащенное в результате обсуждения и вклада народа, а также целого ряда первоочередных мер правительства, будет зафиксировано в Акте народа. И этот Акт народа, на который новое народное правительство и фронт опираются, будет для них наказом, подлежащим неукоснительному исполнению.

Поэтому поддерживать кандидата Народного единства значит не только голосовать за какого-то человека, но и высказываться; за неотложное преобразование нынешнего общества, которое зиждется на господстве крупных местных и иностранных капиталистов.

НАРОДНАЯ ВЛАСТЬ

Революционные преобразования, в которых нуждается страна, могут быть осуществлены лишь в том случае, если чилийский народ возьмет в свои руки власть и будет действительно и эффективным образом осуществлять ее.

Чилийский народ завоевал в результате длительного процесса борьбы определенные демократические свободы и гарантии, ради сохранения которых нужно постоянно быть начеку и вести неустанную борьбу. Но сама власть ему отнюдь не принадлежит.

Народные и революционные силы объединились не для борьбы за простую замену одного президента другим и не для того, чтобы на смену одной правящей партии пришла другая. Они объединились для того, чтобы осуществить коренные преобразования, которых требует положение в стране, на основе перехода власти из рук прежних правящих групп в руки рабочих, крестьян и прогрессивно настроенных кругов средних слоев города и деревни.

Таким образом, победа народа откроет путь к самому демократическому за всю историю страны политическому строю.

Что касается политической системы, перед народным правительством в этом плане стоит двойная задача:

- сохранить, сделать более эффективными и расширить
демократические права и завоевания трудящихся;

- преобразовать нынешние институты, чтобы создать новое государство, где трудящиеся и народ действительно осуществляли бы власть.


РАСШИРЕНИЕ ДЕМОКРАТИИ И ЗАВОЕВАНИЙ ТРУДЯЩИХСЯ

Народное правительство гарантирует соблюдение демократических прав и будет уважать личные и социальные гарантии всего народа. Свобода совести, слова, печати, собраний, неприкосновенность жили ша и право на объединение в профсоюзы и другие организации будут эффективно соблюдаться и не будут ограничиваться, как это делают господствующие классы в настоящее время.

Чтобы дело обстояло действительно так, профсоюзные и общественные организации рабочих, служащих, крестьян, жителей поселков, домашних хозяек, студентов, интеллигенции, ремесленников, мелких и средних предпринимателей и других слоев трудящихся будут призваны принимать участие на соответствующем уровне в решениях органов власти. Например, учреждения, ведающие социальным обеспечением и страхованием, будут управляться руководящими советами, избираемыми из лиц, уплачивающих взносы, демократическим путем при тайном голосовании. Что касается предприятий государственного сектора, то в их руководящих советах и производственных комитетах должны быть непосредственно представлены рабочие и служащие данного предприятия.

Советы жителей кварталов и другие организации населения получат возможность контролировать действия и участвовать во многих аспектах деятельности органов соответствующего уровня и юрисдикции, ведающих жилищными проблемами. Однако речь идет не только об этих примерах, но и о новом содержании и характере власти, при которой народ получит возможность реального и эффективного участия в делах государственных органов.

Точно так же народное правительство гарантирует трудящимся право на труд и на забастовку и всему народу право на образование и пользование плодами культуры при полном уважении политических взглядов и религиозных убеждений, обеспечивая свободу отправления религиозных культов.

Будут расширены все демократические права и гарантии путем передачи общественным организациям реальных средств для их осуществления и создания механизмов, которые позволят им действовать на разных уровнях государственного аппарата,

Сила и власть народного правительства будут основываться главным образом на поддержке, оказываемой ему организованным народом, Такова наша концепция сильного правительства, противоположная, следовательно, концепции, которой придерживаются олигархия и империализм, отождествляющие власть с принуждением, направленным против народа.

Народное правительство будет многопартийным. В его состав войдут представители всех революционных партий, движений и течений. Таким образом, это будет действительно демократическое, подлинно представительное и сплоченное правительство.

Народное правительство будет уважать права оппозиции, действующей в рамках закона,

Народное правительство немедленно начнет подлинную децентрализацию административного аппарата, сопряженную с демократическим и эффективным планированием, способным привести к упразднению бюрократического централизма и его замене координацией деятельности всех государственных органов.

Будет модернизирована структура муниципалитетов, и за ними будет признана надлежащая власть в соответствии с планами координации деятельности всего государственного аппарата. Будет проведена работа по превращению их в местные органы новой политической организации, обеспечению их финансовыми средствами и наделению соответствующими полномочиями, с тем чтобы они могли заниматься при взаимодействии с советами жителей кварталов и координации усилий между собой местными проблемами своих муниципальных округов и их жителей. С той же самой целью должны вступить в действие и провинциальные собрания.

Полиция должна быть реорганизована так, чтобы ее нельзя было вновь использовать в целях репрессий против народа и чтобы она могла выполнять задачу защиты населения от антиобщественных действий. Методы действия полиции станут более гуманными, что будет надежно гарантировать полное уважение достоинства и физической неприкосновенности человека. Тюремный режим, представляющий собой одну из старейших язв нынешней системы, должен быть в корне изменен в целях перевоспитания бывших преступников.

 

НОВЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ:
НАРОДНОЕ ГОСУДАРСТВО

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Посредством процесса демократизации на всех уровнях и организованной мобилизации масс будет создана с самых основ новая система власти.

Новая политическая конституция обеспечит массовое участие народа в органах государственной власти.

Будет создано единое государственное устройство на общенациональном, региональном и местном уровнях, при котором высшим органом власти будет народное собрание.

Народное собрание будет состоять из одной палаты, и в общенациональном плане оно станет выразителем суверенитета народа. В нем будут представлены и найдут выражение различные течения общественного мнения.

Эта система позволит в корне избавиться от пороков, от которых страдал и страдает чилийское государство, - как диктаторский президентский строй, так и прогнивший парламентаризм.

Полномочия и обязанности президента республики, министров, народного собрания, региональных и местных органов власти и политических партий в целях обеспечения оперативности законодательной деятельности, эффективного управления страной и особенно уважения воли большинства будут устанавливаться и координироваться особыми нормами.

Чтобы добиться должной гармонии между полномочиями, которые являются плодом воли народа, и возможностью согласованного волеизъявления народа, все выборы будут проводиться в форме единого и одновременного процесса.

Создание всех органов народного представительства будет осуществляться на основе всеобщего, тайного и прямого голосования мужчин и женщин в возрасте старше 18 лет, гражданских лиц и военнослужащих, грамотных и неграмотных. Члены народного собрания и всех других органов народного представительства будут подотчетны избирателям, которые путем изъявления своей воли через соответствующий механизм смогут аннулировать их мандаты.

Будет введена строгая система правил, на основании которой тот или иной депутат или то или иное высокопоставленное должностное лицо может быть лишено мандата или поста, если оно будет выступать как защитник частных интересов.

Органы, осуществляющие экономическую и социальную политику государства, будут представлять собой национальную систему планирования, иметь характер исполнительных органов; их задача - направлять, координировать и рационализировать деятельность государства. Государственные планы будут одобряться народным собранием. Организации трудящихся будут принимать непосредственное участие в системе планирования.

Региональные и местные органы власти народного государства будут осуществлять свои функции в пределах соответствующего географического деления и будут ведать экономическими, политическими и социальными вопросами. Кроме того, они смогут вносить предложения в вышестоящие организации и подвергать их критике.

Вместе с тем полномочия региональных и местных органов власти не должны будут выходить за рамки, установленные национальными законами и генеральными планами экономического и социального развития.

На каждом из уровней народного государства будут действовать общественные организации, наделенные конкретными полномочиями. Они должны будут разделять ответственность за принимаемые решения и выдвигать предложения в пределах соответствующей сферы деятельности, а также рассматривать и решать проблемы, находящиеся в их компетенции. Полномочия этих организаций обеспечат полную независимость и самостоятельность их.

С того самого дня, как народное правительство придет к власти, оно откроет каналы, которые предоставят трудящимся и вceмy народу возможность оказывать через общественные организации свое влияние на принятие решений и осуществлять контроль за деятельностью государственного аппарата.

Таковы важнейшие мероприятия, необходимые для ликвидации бюрократического централизма, характеризующего нынешнюю государственную систему.

ОРГАНИЗАЦИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

Организация судебной системы и руководства ею должны основываться на принципе независимости, предусмотренном конституцией, и на реальной экономической самостоятельности.

Предусматривается учреждение верховного трибунала, члены которого будут назначаться народным собранием исходя исключительно из их способностей. Этот трибунал будет самостоятельно формировать единоличные или коллегиальные внутренние органы судебной власти.

Мы считаем, что новая судебная система будет служить интересам классов, составляющих большинство. Кроме того, она обеспечит более быстрое и менее дорогостоящее судопроизводство.

Что касается народного правительства, то новая концепция судебной власти заменит нынешнюю, индивидуалистическую и буржуазную.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА

Народное государство будет уделять первостепенное внимание делу защиты национального суверенитета, котopoe мы считаем долгом всего народа.
Народное государство будет проявлять бдительность по отношению к угрозе территориальной целостности и независимости государства, исходящей от империализма и кругов олигархии, господствующих в соседних странах и не только подавляющих свои народы, но и подогревающих экспансионистские и реваншистские устремления.

Оно определит современную патриотическую и народную концепцию суверенитета государства, основанную на следующих принципах:

а) укрепление национального характера всех видов вооруженных сил и в этом плане отказ от любого использования их для подавления народа или для участия в действиях, отвечающих интересам иностранных держав;

б) техническая подготовка и использование всех достижений современной военной науки в соответствии с интересами Чили, национальной независимости, мира и дружбы между народами;

в) участие вооруженных сил в различных аспектах общественной жизни.

Народное государство будет заботиться об обеспечении вооруженным силам возможности вносить вклад в экономическое развитие своей страны без ущерба для их основной задачи - защиты суверенитета.

Исходя из этих принципов, необходимо обеспечить вооруженным силам материальные и технические средства оснащения, справедливую и демократическую систему жалованья, повышения в чинах и назначения пенсий, что гарантировала бы офицерам, младшим офицерам, сержантскому и рядовому составу экономическую обеспеченность во время пребывания в рядах армии и после выхода в отставку, реальную возможность для всех получать повышение в зависимости исключительно от своих личных способностей.


СОЗДАНИЕ
НОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Объединенные народные силы, чтобы покончить с господством местного и иностранного империалистического капитала и латифундистов, чтобы начать строительство социализма, считают основной задачей своей политики замену нынешней экономической системы.

В новой экономике важнейшую роль будет играть планирование. Его центральные органы будут высшим административным звеном, и их решения, принятые демократическим путем, будут иметь обязательную силу.

СЕКТОР ОБЩЕСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Процесс преобразования экономики начинается с политики, призванной создать доминирующий государственный сектор, состоящий из предприятий, которые сейчас принадлежат государству, а также предприятий, которые будут экспроприированы. В первую очередь будут национализированы те основные богатства, которые, как, например, добыча меди, железа, селитры и других полезных ископаемых, находятся в руках иностранных капиталистов и местных монополий. Таким образом, в национализированный сектор войдут:

1) добыча меди, селитры, йода, железа и каменного угля;

2) финансовая система страны, особенно частные банки и страховое дело;

3) внешняя торговля;

4) крупные торговые предприятия и монополии;

5) промышленные монополии, производящие стратегические материалы;

6) вообще все те отрасли, которые обусловливают экономическое и общественное развитие страны, например производство и распределение электроэнергии, железнодорожный, воздушный и морской транспорт, средства связи, производство, очистка и сбыт нефти и ее производных, включая жидкий газ, металлургия, цементная промышленность, нефтехимическая и крупная химическая промышленность, целлюлозная и бумажная промышленность.

Национализация всех этих отраслей и предприятий неизменно будет проводиться при полном уважении интересов мелких акционеров.


СЕКТОР ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Сектор частной собственности включает те отрасли промышленности, добычи полезных ископаемых, сельского хозяйства и услуг, в которых сохраняется частная собственность на средства производства.

В численном отношении частные предприятия будут составлять большинство. Так, например, в 1967 году из общего числа 30 500 промышленных предприятий (включая кустарное производство) всего около 150 монопольно контролировали все рынки, преимущественно пользовались помощью государства и банковским кредитом, наживаясь за счет остальных промышленных предпринимателей страны: по дорогой цене продавали им сырье и по дешевой скупали у них продукцию.

Предприятия, входящие в этот сектор, выиграют от общего планирования национальной экономики. Государство будет оказывать им необходимую финансовую и техническую помощь, чтобы они могли выполнить свою функцию в экономике страны. При этом будет учитываться число людей, занятых на таких предприятиях, а также объем продукции, выпускаемой этими предприятиями.

Кроме того, для таких предприятий будет введена более простая по сравнению с прежней система налогов, таможенных пошлин, патентов и будут обеспечены справедливые условия сбыта готовой продукции.

На предприятиях этих компаний должно быть гарантировано право рабочих и служащих на справедливую оплату их труда и соответствующие условия работы. За тем, чтобы эти права не нарушались, будет следить государство, а также сами трудящиеся.


СМЕШАННЫЕ КОМПАНИИ

Смешанные компании - это те компании, которые основаны одновременно на капиталы государства и частных лиц

Займы или кредиты, предоставляемые органами развития таким компаниям, могут иметь форму взносов, что даст возможность государству выступать в роли компаньона, а не кредитора. Это будет иметь силу в тех случаях, когда указанные компании будут получать кредиты под поручительство или гарантию самого государства или его органов.

УГЛУБЛЕНИЕ И РАСШИРЕНИЕ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ

Аграрная реформа задумана как процесс, протекающий одновременно с процессом других преобразований общественной, политической и экономической структуры страны и дополняющий его. Таким образом, осуществление аграрной реформы неразрывно связано с проведением общего политического курса. Опыт, уже накопившийся в этом плане, случаи просчетов и непоследовательности заставляют заново сформулировать политику распределения земель и положение о правах собственности на землю, исходя из следующих тезисов:

1. Ускорение темпов аграрной реформы за счет экспроприации земельных владений, превосходящих по площади установленные максимальные нормы, - с учетом условий, существующих в различных районах, - включая земли, отведенные под фруктовые культуры, виноградники и леса. При этом владельцу не представляется преимущественного права оставлять за собой предусмотренную законом площадь по собственному выбору. Экспроприации может быть подвергнут также весь живой и мертвый инвентарь на экспроприируемом участке (скот, сельскохозяйственные орудия и т. д.) или какая-то часть его.

2. Немедленное освоение всех заброшенных или недостаточно используемых земель, принадлежащих государству.

3. Организация производства на экспроприированных землях предпочтительно в формах кооперативной собственности. Крестьяне получат документы на владение, удостоверяющие их собственность на дом и приусадебный участок, а также соответствующие права на неделимую земельную собственность кооператива.

При наличии соответствующих условий земли будут передаваться в личную собственность крестьянам при одновременном стимулировании организации труда и сбыта сельскохозяйственной продукции на основе кооперирования.
Будут выделяться также земли для создания на них государственных хозяйств с применением современной техники.

4. Предоставление в определенных случаях земельных участков мелким земледельцам, арендаторам, испольщикам и сельским служащим, способным заниматься сельскохозяйственным трудом.

5. Реорганизация мелкого землевладения (минифундий) путем постепенного перехода на кооперативные формы труда.

6. Привлечение мелких и средних крестьян к использованию преимуществ и услуг кооперативов, действующих в том районе, где они проживают.

7. Защита целостности и расширение индейских общин, которым угрожает выселение с их земель; гарантирование им демократического управления, а также предоставление народности мапуче и другим индейским народностям достаточных земельных угодий и оказание им соответствующей технической помощи и помощи кредитами.


ПОЛИТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ:

Экономическая политика государства будет претворяться в жизнь посредством национальной системы экономического планирования, контроля, ориентации и кредитования производства, оказания технической помощи, проведения соответствующей налoгoвoй и внешнеторговой политики, а также развития государственного сектора экономики. Цели этой политики будут заключаться в следующем:

1. Разрешить насущные проблемы в интересах подавляющего большинства населения. Для этого производственные мощности страны вместо производства дорогих и никчемных товаров, предназначенных для удовлетворения прихотей наиболее зажиточных слоев населения, будут направлены на производство дешевых .и качественных товаров народного потребления.

2. Обеспечить занятость всем работоспособным чилийцам при гарантированном уровне вознаграждения за труд. Для этого нужно наметить политику, проведение которой обеспечило бы большую занятость, целесообразное использование ресурсов страны и приспособление технологии к требованиям процесса национального развития.

3. Ликвидировать зависимость Чили от иностранного капитала. Это означает экспроприацию империалистических капиталов, проведение линии на растущее самофинансирование нашей экономики, определение условий деятельности неэкспроприированного иностранного капитала, достижение большей независимости в техническом отношении, в области внешнеторговых перевозок и т. д.

4. Обеспечить быстрый и децентрализованный рост экономики с целью максимального развития производительных сил; оптимально использовать имеющиеся человеческие, при родные, финансовые и технические ресурсы страны, чтобы повысить производительность труда и удовлетворить как нужды независимого развития экономики, так и стремление трудящихся к достойным человека условиям жизни.

5. Проводить внешнеторговую политику, направленную на увеличение объема и расширение ассортимента экспорта, открытие новых рынков, достижение большей технологической и финансовой независимости, а также предотвращение периодической девальвации нашей денежной единицы.

6. Принять все меры для обеспечения стабильности денежной системы. Исход борьбы против инфляции решают в основном те структурные преобразования, о которых говорилось выше. Количество денег, находящихся в обращении, должно быть приведено в соответствие с подлинными потребностями рынка. Следует взять под контроль кредит и перераспределить его, а также искоренить ростовщичество. Рационализировать распределение продуктов и торговлю. Установить твердые цены. Не допускать, чтобы структура спроса, определяемая высокими доходами, влекла за собой рост цен.

Залогом достижения этих целей служит передача в руки организованного народа политической и экономической власти, а это в свою очередь находит выражение в создании государственного сектора экономики и в общем планировании ее развития. Именно народная власть обеспечит выполнение поставленных задач.

СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Социальные нужды чилийского народа законны, и их можно удовлетворить. Народ хочет, например, получить достойное человека жилье, плата за которое не повышалась бы и не истощала бы семейный бюджет, школы и университеты, достаточную заработную плату и жалованье при отсутствии повышения цен, постоянную занятость, должное медицинское обслуживание, вымощенные и заасфальтированные улицы и тротуары, уличное освещение, канализацию и водопровод, систему социального обеспечения, при которой не было бы привилегированных и которая была бы справедливой и эффективной, пенсии, не обрекающей людей на голод, телефонную связь, поддержание общественного порядка, детские сады, спортивные площадки, туризм и курорты, доступные для народа.

Удовлетворение этих справедливых чаяний народа, по сути дела отражающих права, которые общество должно признать за народом, будет постоянной заботой народного правительства.

Основные задачи правительства в этой области следующие:

а) разработать политику в области заработной платы; немедленно создать органы, которые при участии трудящихся определят размеры жалованья, соответствующие прожиточному минимуму, и минимальную заработную плату для различных районов страны.

Пока существует инфляция, правительство в рамках законов будет автоматически пересматривать шкалу заработной платы в соответствии с ростом дороговизны жизни. Это будет делаться раз в шесть месяцев или каждый раз, когда цены возрастут более чем на 5%.

Во всех государственных учреждениях, и прежде всего на руководящих постах, занимаемых людьми, облеченными доверием правительства, размер жалованья будет определен с учетом экономического положения страны.

В течение срока, который будет определен специалистами, правительство введет систему минимума жалованья и заработной платы, исходя из равной оплаты за равный труд, независимо от того, где именно трудится человек. Сначала эта политика будет проводиться в жизнь в государственном секторе, а затем она будет распространена на всю экономику с учетом различий в уровне производительности на разных предприятиях.

Точно так же в вопросе о заработной плате будет ликвидировано всякое неравенство между мужчиной и женщиной, всякая возрастная дискриминация;

б) унифицировать, усовершенствовать и расширить систему социального страхования, сохранить все законные завоевания трудящихся, уничтожить незаконные привилегии, покончив с неэффективностью и бюрократизмом, улучшить и ускорить оказание помощи заинтересованным лицам, распространить систему социального страхования на слои трудящихся, еще не охваченные ею, и дать тем, кто платит страховые взносы, возможность руководить деятельностью страховых касс, которые будут действовать на плановой основе;

в) обеспечить как профилактическое, так и лечебное медицинское обслуживание, в том числе зубоврачебную помощь, всем чилийцам за счет государства, предпринимателей и органов социального обеспечения. Привлечь население к участию в охране общественного здоровья.

Изготовление медикаментов будет осуществляться в лабораториях на основе строгого контроля за их себестоимостью и рационализации производства. Они будут поступать в продажу в необходимом количестве и по низким ценам;

г) выделить достаточные средства для выполнения широкого плана жилищного строительства. Строительное дело будет поставлено на промышленную основу при контроле над ценами, ограничении прибылей частных или смешанных компаний, действующих в этой сфере. В особых случаях будут выделяться земельные участки семьям, которые в этом нуждаются, причем в строительстве жилья им будет оказываться необходимая техническая и материальная помощь.

Народное правительство, проводя свою политику в области жилищного строительства, будет стремиться к тому, чтобы каждая семья имела свой дом или отдельную квартиру. Будет упразднена система периодического пересмотра дoxoдoв от сдачи жилья в аренду в сторону их повышения. Плата за жилье или ежемесячная квартирная плата, как правило, не будут превышать 10% семейного дохода.

Реконструировать города и жилые кварталы таким образом, чтобы воспрепятствовать переселению жителей со скромными доходами на окраины, оградить интересы жителей реконструируемых районов, а также действующих там мелких предпринимателей, обеспечить им помещение на будущее;

д) предоставить полные гражданские права замужней женщине, а также равные юридические права всем детям, независимо от того, родились они в браке или вне брака; ввести разумные законы о разводе, чтобы полностью оградить права женщины и детей;

е) устранить юридические различия между рабочими и служащими, установив для всех них общий статус трудящихся и предоставив право объединиться в профсоюзные организации всем тем, кто такого права еще не имеет.

КУЛЬТУРА И ПРОСВЕЩЕНИЕ

НОВАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ОБЩЕСТВА

В процессе социального развития, начинающегося с победой народа, будет складываться новая культура, направленная на то, чтобы считать человеческий труд величайшей ,из всех ценностей, чтобы выразить национальное стремление к независимости и самоутверждению, научить людей критически осмысливать действительность.

Для совершения в будущем коренных преобразований нужен сплоченный, проникнутый общественным сознанием народ, воспитанный так, чтобы быть в состоянии осуществлять и защищать свою политическую власть, обладающий техническими и научными знаниями, необходимыми для развития экономики на переходном этапе к социализму, народ, которому широко будет открыт доступ к творчеству и к ознакомлению с самыми разнообразными проявлениями искусства и достижениями человеческого гения.

Если уже сейчас большинство интеллигенции, деятелей искусства борются против искажений культуры, свойственных капиталистическому обществу, стремятся сделать плоды своего творчества достоянием трудящихся, связать свою судьбу с судьбой трудящихся, то в новом обществе эти люди пойдут в авангарде борьбы за это. Ведь новую культуру создают не декреты, она рождается в борьбе за братство и против индивидуализма, за уважение к труду человека и против презрительного отношения к нему, за национальные, ценности и против культурной колонизации, за то, чтобы сделать искусство, литературу и средства информации достоянием народных масс, и против торгашеского отношения ко всему этому.

Новое государство будет стремиться вовлекать массы в интеллектуальную и творческую деятельность как через преобразованную коренным образом систему просвещения, так и посредством создания национальной системы народной культуры. Широкая сеть местных центров народной культуры явится стимулом для организации масс в деле осуществления их права на культуру.

Система народной культуры будет стимулировать художественное и литературное творчество, умножит каналы связи деятелей искусства и писателей с массами, сделает их гораздо более широкими, чем сейчас.


ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ, ЕДИНАЯ
И ПЛАНОВАЯ СИСТЕМА ПРОСВЕЩЕНИЯ

Новое правительство будет стремиться дать людям более широкие и эффективные по сравнению с нынешними возможности для получения образования.

Выполнению этих задач будет способствовать общее улучшение условий жизни трудящихся и определение на соответствующем уровне обязанностей воспитателей. Кроме того, будет разработан национальный план предоставления стипендий, достаточных для того, чтобы гарантировать всем детям в Чили, особенно детям рабочих и крестьян, возможность поступить в школу и продолжать учебу.

Новое государство разработает специальный план строительства школьных зданий, опираясь при этом на государственные и местные ресурсы и действуя через низовые органы власти. Будут экспроприированы лишние здания, где разместятся новые школы или интернаты. Таким образом, дело будет организовано так, чтобы в каждой сельской общине, в каждом квартале и в каждом городском поселке Чили имелась по крайней мере унифицированная школа (начальная и средняя).

Чтобы удовлетворить потребности общества в воспитании детей дошкольного возраста и дать женщине возможность принять участие в производительном труде, будет быстро расширяться сеть детских садов и яслей, причем первоочередное внимание в этом плане будет уделяться наиболее нуждающимся слоям нашего общества. В результате такой политики дети рабочих и крестьян окажутся более подготовленными для поступления в школы и для успешной учебы в них.

Чтобы новая система просвещения оказалась действенной, необходимо делать упор на активное, проникнутое критическим духом участие учащихся в процессе обучения. Такой подход должен прийти на смену их теперешней пассивной рoли слушателей.

Дабы быстрее покончить с тяжелым положение культуры и просвещения, унаследованным от теперешней системы, будет проведена широкая кампания с целью искоренить как можно скорее неграмотность, повысить охват школьным образованием взрослого населения.

Учеба взрослых, пока не будет возможно ввести в действие систему общего, технического и специального обучения ,трудящихся, будет организована главным образом по месту работы.

Преобразование системы просвещения будет делом не только специалистов. Этот вопрос будет обсуждаться, изучаться и решаться также организациями преподавателей, трудящихся, студентов, родителей и доверенных лиц в общих рамках национального планирования. Во внутреннем плане развитие школьной системы будет происходить при соблюдении принципов единства, преемственности, корреляции и разнообразия процессов обучения.

В руководстве системой просвещения будут действенно представлены вышеупомянутые общественные организации посредством их участия в местных и региональных советах просвещения, а также в Национальном совете просвещения.

Чтобы выполнить задачи по планированию образования и созданию единой национальной и демократической школы, новое государство возьмет под контроль частные учебные заведения, причем начнет с тех, которые набирают свои контингенты учащихся, руководствуясь соображениями классового характера, вероисповедания или национальной принадлежности. Это будет достигнуто путем вовлечения в общенациональную систему просвещения кадров и средств частных учебных заведений.


ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Организация физического воспитания и занятия всеми видами спорта, начиная с низших звеньев системы просвещения, а тaкже во всех общественных организациях молодежи и взрослых будет постоянной задачей народного правительства.

ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ, АВТОНОМИЯ
И НАПРАВЛЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТОВ

Правительство Народного единства окажет широкую поддержку университетской реформе и будет энергично стимулировать ее дальнейшее развитие. Завершение реформы позволит университетам вносить свой вклад в революционное развитие Чили, Наряду с этим народное правительство будет всеми мерами способствовать развитию преподавания, а также научно-исследовательской работы и просветительской деятельности в университетах в интересах решения стоящих перед страной задач.

Государство выделит университетам средства, необходимые для выполнения ими своих функций, организационного их укрепления на демократических началах и на действительно государственной основе. Управление университетами будет осуществляться представителями профессорско-преподавательского, административно-технического состава и студентов.

По мере того как в системе образования будут упраздняться классовые привилегии, станет возможным поступление в университет детей трудящихся; взрослые также смогут получать высшее образование посредством предоставления им специальных стипендий, или работая и учась одновременно.


СРЕДСТВА
МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Средства массовой информации (радио, издательства, телевидение, печать, кино) играют важнейшую роль в деле формирования новой культуры, воспитания нового человека, Поэтому их деятельность должна направляться на воспитательные цели и должна быть лишена коммерческого характера. Необходимо принять соответствующие меры для того, чтобы общественные организации могли пользоваться средствами массовой информации и были освобождены от пагубного контроля со стороны монополий.

Национальная система народной культуры будет уделять большое внимание развитию кинематографической промышленности и подготовке специальных программ для различных средств массовой информации.


ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА НАРОДНОГО ПРАВИТЕЛЬСГВА

ЦЕЛИ

Внешняя политика. народного правительства будет направлена на достижение следующих целей.

Утверждение полной политической и экономической самостоятельности Чили.
Установление отношений со всеми странами мира независимо от их идеологических и политических позиций на основе уважения самоопределения народа Чили и его интересов.

Установление отношений дружбы и солидарности с независимыми народами или народами колоний, в особенности с теми, которые ведут борьбу за свое освобождение и независимость,

Воспитание и развитие духа латиноамериканской антиимпериалистической солидарности с помощью международной политики, которая будет проводиться не столько министерствами иностранных дел, сколько самими народами.

Решительная поддержка самоопределения народов новым правительством в качестве основного условия сосуществования на международной арене. В соответствии с этим правительство будет проводить активную политику, направленную на защиту принципа невмешательства, давать отпор любой попытке дискриминации, нажима, вторжения или блокады со стороны империалистических государств.

Активизировать отношения, торговлю и дружбу с социалистическими странами.


УКРЕПЛЕНИЕ
НАЦИОНАЛЬНОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ

Активная защита независимости Чили подразумевает разоблачение Организации американских государств (ОАГ) как орудия и агента империализма янки, борьбу против всех форм панамериканизма, воплощенного в этой организации, Народное правительство будет стремиться к созданию подлинно представительной организации латиноамериканских стран,

Представляется необходимым пересмотреть или расторгнуть - в зависимости от обстоятельств - договоры или соглашения, которыe ограничивают наш суверенитет. В частности, речь идет о договорах и пактах о взаимной помощи и других пактах, которые республика Чили подписала с Соединенными Штатами.

Иностранная помощь, кредиты и займы, обусловленные политическими требованиями, или капиталовложения, сопровождающиеся посягательством на наш суверенитет и идущие вразрез с интересами народа, будут отвергнуты правительством. Будет отвергнут всякий диктат извне в отношении латиноамериканского сырья, например меди, и ограничений, налаженных на свободную торговлю, что в течение долгого времени мешало установлению коллективных торговых отношений со всеми странами мира.


МЕЖДУНАРОДНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ

Народное правительства будет проявлять активную и действенную солидарность с борьбой народов за их освобождение и за строительство социализма.

Все формы колониализма или неоколониализма будут осуждены; будет признано право народов, живущих под гнетом колониального или неоколониального режима, подняться на повстанческую борьбу. Точно так же будут осуждены все формы экономической, политической и военной агрессии со стороны империалистических держав. Чилийская международная политика должна придерживаться позиции осуждения агрессии США во Вьетнаме, признания солидарности с героической борьбой вьетнамского народа и активной поддержки ее.

Точно так же будет проявлена активная солидарность с кубинской революцией, авангардом революции и строительства социализма на латиноамериканском континенте.

Народное правительства будет солидаризироваться с антиимпериалистической борьбой народов Среднего. Востока. Это правительство выступит в поддержку поисков мирного. решения с учетом интересов арабского и еврейского народов.

Будут осуждены все реакционные режимы, которые провозглашают или практикуют расовую сегрегацию и антисемитизм.


ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ ПОЛИТИКА

В Латинской Америке народное правительство будет выступать за проведение внешнеполитического курса, направленного на утверждение престижа латиноамериканских стран на мировой арене.

В основе латиноамериканской интеграции должна быть экономика, освобожденная от всех империалистических форм зависимости и эксплуатации. Вместе с тем будет проводиться активная политика двусторонних соглашений в вопросах, представляющих интерес для Чили.

Народное правительство будет стремиться разрешать существующие пограничные проблемы на основе переговоров, которые помешали бы проискам империализма и реакционных кругов, с учетом интересов Чили и интересов народов соседних стран,

Внешняя политика Чили и ее дипломатия должны покончить со всяким бюрократизмом и всякой косностью. Эта политика должна быть обращена к народам с двоякой целью: извлечь из их борьбы урок для нашего социалистического строительства и предложить им наш собственный опыт, чтобы на практике крепить международную солидарность, поборниками которой мы являемся.


Источник: М.Кудачкин. Чили в борьбе за единство и победу левых сил.
М. 1973