Источник - А. В. Ефимов "Очерки истории США. 1492-1870 гг." Учпедгиз, Москва, 1958 г.
 
   
   
   
   
   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИЗ ИСТОРИИ РАБОВЛАДЕНИЯ В США


Белые рабы. Рабство негров. Восстания рабов.

Первые рабы в Америке были белыми рабами, или, как их называли, законтрактованными или кабальными слугами. Если кто-нибудь хотел переехать в Америку, а у него не было 6—10 фунтов стерлингов, нужных для оплаты проезда, он подписывал с предпринимателем контракт в двух экземплярах и обязывался в возмещение издержек по перевозу за океан отработать пять лет на положении слуги-раба. Его привозили в Америку и продавали с аукциона. Считалось, что после отработки пяти лет он должен получить свободу, но иногда такие люди убегали раньше. В других же случаях, вследствие новой задолженности, кабальный слуга оставался в рабстве на второй и третий сроки. Нередко привозили из Европы осужденных преступников. Их также продавали. Эта категория кабальных слуг обычно должна была отработать не 5, а 7 лет, с тем чтобы после этого срока получить свободу.

Регулярная торговля законтрактованными слугами велась в течение XVII—XVIII вв. Но в XVIII в. ее значение постепенно начало падать в связи с развитием рабства негров. Основной слой законтрактованных слуг составляли английские и ирландские бедняки —крестьяне и ремесленники, разоренные, лишенные средств производства в ходе огораживаний и промышленного переворота в Англии. Нищета, голод, иногда и религиозные преследования гнали этих людей в далекую заокеанскую страну, условия жизни и труда в которой они плохо себе представляли.

По Европе рыскали агенты — вербовщики американских землевладельцев и предпринимателей — и завлекали нищих крестьян или безработных рассказами о «вольготной» жизни за океаном. Широкий размах приобрело похищение людей. Взрослых вербовщики спаивали, детей заманивали. Затем бедняков собирали в портовых городах Англии и везли в Америку в таких же условиях, как перевозили скот. Суда были тесными, пища скудной; кроме того, она часто портилась, и переселенцы в течение долгого пути в Америку были обречены на голод.

«Ужас, что творится на этих кораблях, — рассказывает один из современников, сам переживший такое путешествие, — зловоние, испарения, рвота, различные стадии морской болезни, лихорадки, дизентерии, горячка, нарывы, цинга. Многие погибают ужасной смертью».

В колониальных газетах нередко можно было встретить такие объявления: «Только что прибыла из Лондона партия молодых, здоровых работников, состоящая из ткачей, столяров, сапожников, кузнецов, каменщиков, пильщиков, портных, каретников, мясников, мебельщиков и других мастеров. Они продаются по сходной цене. Можно также в обмен на пшеницу, хлеб, муку».

Иногда работорговцы и комиссионеры вели бойкую торговлю одновременно рабами-неграми, пленными индейцами и привезенными из Европы законтрактованными слугами.
Одна из бостонских газет сообщала в 1714 г. о том, что богатый купец Сэмюэль Сеуолл «продает несколько ирландских служанок, большинство из них сроком на пять лет, одного ирландского слугу — хорошего парикмахера, и четыре или пять пригожих мальчиков-негров».

В этой же газете через несколько дней появилось такое объявление: «Продается индейский мальчик в возрасте около 16 лет, негр в возрасте около 20 лет. Оба хорошо говорят по-английски и пригодны к любой работе».

Было немало случаев, когда законтрактованных слуг забивали до смерти. Хозяин терял при этом только труд раба на период контракта. Законы колоний лишь в отдельных случаях предусматривали, что хозяин обязан отпустить слугу, если он изуродует или обезобразит его.

Побеги белых рабов были массовым явлением в колониях. Пойманных слуг жестоко наказывали, их клеймили, увеличивала срок их контракта, иногда приговаривали к смерти. Тем не менее, отдельным белым рабам удавалось бежать в пограничные поселения, на Запад. Здесь они пополняли ряды скваттеров-бедняков, которые явочным путем захватывали земли, принадлежавшие крупным землевладельцам или земельным спекулянтам. Скваттеры расчищали участок леса, поднимали целину, строили бревенчатую хижину и неоднократно с оружием в руках поднимались против колониальных властей, когда те пытались согнать их с занятых участков. Иногда законтрактованные слуги поднимали восстания. В отдельных случаях белые рабы сговаривались с неграми и сообща выступали против своих хозяев и рабовладельцев.
Постепенно рабство негров вытеснило систему законтрактованного труда. Раб-негр был более выгоден. Содержание раба обходилось вдвое дешевле. Рабовладелец мог эксплуатировать раба в течение всего срока жизни последнего, а не только лишь в период времени, обусловленный контрактом. Собственностью хозяина становились и дети раба. Обнаруживалось также, что применение труда негров-рабов более выгодно для колонизаторов, чем обращение в рабство индейцев или белых бедняков. Индейцы, обращенные в рабство, получали помощь от индейских племен, находящихся на свободе. Превратить в рабов индейцев, не знавших эксплуатации и не привыкших к подневольному труду, или белых бедняков, привезенных из Европы, где рабство давно уже не существовало, было более трудным, чем использовать труд негров-рабов, которые ввозились из Африки, где среди негритянских народностей получило широкое распространение земледелие, а развитие общественных отношений привело к появлению у многих племен рабства, где существовали целые рабовладельческие государства. К тому же негры были сильнее и выносливее индейцев.

Хотя в колониальный период плантационное хозяйство было частично натуральным, обслуживая нужды самой плантации, обеспечивая ее продовольствием, тканями домашнего изготовления и т. п., но и тогда, в XVII—XVIII вв., плантация производила на внешний рынок; табак, например, в значительной мере вывозился в Англию, а через нее попадал в другие страны Европы. Рабов для плантации покупали, разумеется, тоже на внешнем рынке, а частью «разводили» на самой плантации. Рабовладельцы говорили, например, что выгоднее купить женщину, чем мужчину, «так как через пару лет женщину можно продать «с приплодом».

На протяжении XVII—XVIII вв. эксплуатация негров-рабов и работорговля приобретали все большее значение не только в экономической жизни Северной Америки, но и на международном рынке. В торговле африканскими рабами участвовали сотни судов, тысячи лиц. Западное побережье Африки было покрыто сетью фортов и факторий: в них находились отряды для охоты за рабами и для содержания их в заключении. В европейских и американских центрах работорговли имелось множество постоянных посредников, торговых агентов, надсмотрщиков, «погонщиков» рабов, занимавшихся дальнейшей транспортировкой их на плантации. Существовала развитая система кредита, компании, имелись акционерные общества работорговцев. Иные современные американские историки-реакционеры, описывая «превосходную» организацию этой гнусной торговли людьми, не могут скрыть своего восхищения «деловыми» способностями предпринимателей-работорговцев. Алчные работорговцы стремились вместить на свои суда возможно больше «живого груза». Рабов перевозили в ужасающих условиях. Расстояние между палубами обычно составляло 3 фута 3 дюйма (немногим более метра). Туда рабов загоняли плетьми, причем заставляли ложиться плотно один к другому. В таких условиях невольники проводили весь многодневный переход из Африки в Америку. Особенно ужасным было положение во время штормов, когда закрывали люки; люди неимоверно страдали от морской болезни, недостатка воздуха, движения, от эпидемии.

При перевозке рабов в Америку смертность их достигала трети, а иной раз и половины взятых на борт. И несмотря на это, работорговля приносила баснословные прибыли. Чистый доход от рейса с рабами иногда составлял тысячу процентов на вложенный капитал.

Рабов ввозили главным образом для табачных плантаций южных штатов. Их выгоняли на работу партиями; они работали до 18—19 часов в сутки, подгоняемые бичом надсмотрщика. На ночь рабов запирали и спускали собак. Считают, что средняя продолжительность жизни негра-раба на плантациях составляла 10 лет, а в XIX в. даже 7 лет.

Наряду с этим в Северной Америке широко применялся оброк, известный еще с колониального периода. Так, в Пенсильвании в 1721 г. белые работники заявили в Ассамблею протест против найма черных. Ассамблея отказала, мотивируя тем, что это было бы несправедливо по отношению к тем владельцам, которые отдают их в наем. В американских газетах XVIII в. встречается много объявлений о сдаче в наем и о желании иметь оброчных рабов.

Законодательство рассматривало рабов не как людей, а как вещь, движимую собственность, принадлежащую рабовладельцу. Убийство негра не считалось преступлением для его хозяина. Негр был рабом на всю жизнь; ребенок, родившийся от рабыни, становился рабом, хотя бы его отцом и был свободный негр*.

* Свободными неграми становились сумевшие себя выкупить или отпущенные хозяевами на волю.

Неграм-рабам внушали догмы христианской религии, предлагали им терпеть в этой жизни в надежде на награду в загробной.

Рабам запрещали учиться писать и читать, передвигаться группами более чем в 7 человек без сопровождения белых. Любой белый, встретивший негра вне плантации, должен был потребовать у него отпускной билет, а если такого не было, мог дать 20 ударов плетью. В случае, если негр пытался защищаться или ответить на удар, он подлежал казни. За нахождение вне дома после 9 часов вечера негров в Виргинии подвергали четвертованию. В случае попытки к бегству рабам отрубали руки, рабов сжигали, вешали, держали в тюрьмах.

Страх рабовладельцев перед восстанием рабов был так силен, что неграм-рабам в большинстве колоний было запрещено всякое общение со свободными неграми. Если негра-раба заставали в хижине свободного негра, их обоих подвергали жестокому наказанию.

В работах буржуазных историков США редко можно встретить упоминание о восстаниях негров-рабов. Историки-расисты, как например У. Б. Филиппс, написавший несколько трудов по истории негров в США, немало потрудились над распространением легенды о якобы неспособности негров к самостоятельному существованию, без «опеки» белых хозяев, об их «врожденной покорности», «преданности» белым хозяевам. В действительности же вся история негров в США — это история их непрерывной героической борьбы за свое освобождение, за свои права.

Эта борьба начиналась на берегах Африки и во время переезда в Америку и продолжалась на плантациях в самой Америке.

Несмотря на изощренную систему устрашения и бдительный надзор, на рабовладельческих судах то и дело вспыхивали возмущения рабов. Только в течение XVIII в. и лишь на судах, плававших под британским флагом, произошло 48 восстаний негров-рабов, зафиксированных в печатных источниках того времени. Нет сомнения, что это число пришлось бы значительно увеличить, если бы были изучены архивные документы по данному вопросу.

Восстания негров в Америке начались еще в XVI в. в испанских колониях Вест-Индии. С появлением рабства негров в английских колониях в Северной Америке негры и здесь начали борьбу против порабощения и чудовищной эксплуатации. Американский прогрессивный историк Г. Аптекер подсчитал, что от возникновения первых английских поселений в Северной Америке и до формальной отмены рабства в США в 1863 г. негры-рабы на территории Соединенных Штатов не менее 250 раз поднимали восстания против своих угнетателей.

Борьба негров против рабства в Америке дает немало примеров героического мужества, силы духа, неистребимого стремления к свободе. Председатель американской компартии У. З. Фостер с полным правом говорит о том, что «негритянский народ может гордиться своей героической борьбой за свободу». Приведем несколько примеров восстаний негров-рабов.

В Нью-Йорке в 1712 г. вооруженные рабы подняли мятеж из-за жестокого обращения хозяев. Против восставших были высланы солдаты. Шестеро негров покончили с собой, когда их пытались взять в плен. Остальные были схвачены. Губернатор Нью-Йорка изверг Хантер писал о расправе над неграми: «Часть из них сожгли, некоторых повесили, одного колесовали и одного живьем повесили в городе на цепях, так что наказания были придуманы самые поучительные».

В 1739 г. восстало 200 рабов на плантации в Стоо, около Чарльстона. Прежде чем восстание было подавлено, негры успели уничтожить дома, сжечь урожай и убили нескольких плантаторов.

В 1741 г. в городе Нью-Йорке много негров было арестовано по обвинению в подготовке большого восстания и поджогов, свыше 30 из них были повешены или посажены на кол и 80 проданы властями в другие колонии, с возмещением рабовладельцам стоимости рабов из средств колонии.

Особый страх вызывала всякая попытка негров, индейцев и белых рабов объединиться. Документы свидетельствуют, что такие попытки неоднократно имели место как в XVII—XVIII, так и в XIX в. Чудовищное угнетение негров, беспощадное истребление индейцев англичанами и американцами вызывали у индейцев и негров чувство солидарности в борьбе с колонизаторами и рабовладельцами.

На протяжении колониального периода имели место такие случаи, когда отдельные бедняки из белого населения делали попытки возглавить восстания рабов. Так, в 1690 г. город Нью-бери в Массачузетсе был охвачен паникой после ареста некоего Исаака Морилла. Морилл уговаривал негров и индейцев поднять восстание, обещая освободить рабов. На суде он признался, что в его намерения входило захватить судно в порту города и бежать на нем вместе с неграми и индейцами в Канаду, чтобы оттуда, с французской территории, организовать нападение на английские колонии.

Из среды негров также выдвигались руководители восстаний сопротивления. В 1688 г. в Мэриленде был казнен негр-раб Сэм «за неоднократные попытки вызвать восстание негров этой колонии».

Борьба негров против рабства выливалась в самые различные формы. Было бы неправильно, как это делают буржуазные историки, рассматривать как выражение этой борьбы только заговоры и вооруженные выступления негров. Восстания были лишь наиболее активной, наиболее сознательной формой борьбы против рабства. По существу же сопротивление негров гнету и насилиям было повсеместным. Одной из форм этого сопротивления были побеги рабов. Они были весьма часты. Восстания рабов хотя и не привели в колониальный период к победе, но имели большое прогрессивное значение: они подрывали рабство. Страх перед восстаниями рабов сыграл свою роль в отмене рабства в северных штатах в период войны за независимость и после нее.

Если одна линия развития общественных отношений в колониях вела от белого рабства к развитию негритянского невольничества, то другая линия социального развития вела от белого рабства и попыток английских аристократов ввести феодальные отношения в Америке к развитию лично свободного, «патриархального» фермерства, в среде которого с самых ранних стадий уже имелось имущественное неравенство и происходила классовая дифференциация.

Первые английские колонии в Америке

Первые английские колонии в Северной Америке появились еще в конце XVI в. Но они оказались недолговечными.

Поселенцы не находили золота в Северной Америке, а использование настоящих богатств северного континента путем упорного, настойчивого труда в их планы не входило.

Первое постоянное поселение англичане основали в Америке в 1607 г.

Еще в 1606 г. в Англии были учреждены две компании — Лондонская и Плимутская. Первая из них получила право заселять Атлантическое побережье Северной Америки между 34 и 41° с. ш., а вторая — между 38 и 45° с. ш., причем между 38 и 41 могли основывать поселения обе компании, с тем чтобы поселения не сближались более чем на 100 миль. Был назначен королевский совет, которому были подчинены два отдельных совета, ведавших Лондонской и Плимутской компаниями. Согласно королевской хартии об учреждении этих компаний, область в Северной Америке, которую предполагалось колонизовать, была названа Виргинией в честь «королевы-девственницы» Елизаветы. Впоследствии это название сохранилось только за одной из английских колоний на Атлантическом побережье Северной Америки.

Буржуазные историки обычно полагают, что Лондонская и Плимутская компании преследовали две главные цели. Первая— найти путь в Индию и Китай мимо американского континента. Вторая — открыть в Америке золото и серебро. С этим нельзя согласиться. Огромную роль играли и политические соображения, в частности борьба с Испанией, стремление превзойти ее как колониальную державу.

При учреждении компаний было предусмотрено создание советов обеих колоний в самой Виргинии. Этим советам предоставлялось право издавать законы, с условием, однако, чтобы они не противоречили английским, и были даны широкие полномочия по линии исполнительной и судебной власти; советы состояли из представителей короны. Законы, изданные этими советами, подлежали утверждению советов колоний в Англии или королевской властью.

В 1607 г. сто двадцать колонистов, исключительно мужчин, прибыли на трех больших кораблях и избрали для поселения полуостров в устье реки Джемс в Виргинии — болотистее место с огромным количеством москитов, но обладающее удобной бухтой и выгодно расположенное для защиты от возможных нападений. Поселение в честь короля Якова I получило название Джеймстауна.

Население колонии состояло из «кабальных слуг» Лондонской компании. Это были бедняки, закабалившиеся на 7—10 лет из-за нужды, или преступники, сосланные в Америку. Кабальные слуги — по существу временные рабы — работали партиями, подгоняемые надсмотрщиками. Колонисты не получали за свою работу плату, а имели натуральное снабжение из магазинов компании. Колонисты несли и военную службу против индейцев.

По виргинским законам было установлено двадцать преступлений, которые наказывались смертью. Преступления менее важные, а именно: непосещение церкви по субботам*, неодобрительное суждение о короле или плохо выполненная работа — наказывались сечением. Один колонист, заподозренный в заговоре против властей колонии, был колесован, другому нарушителю закона воткнули шило в язык, после чего его приковали к дереву и держали прикованным, пока он не умер.

* В колониальной Америке пуритане называли «sabath» — еженедельный религиозный праздник; он начинался с вечера субботы и продолжался все воскресенье.

Болезни и стычки с индейцами быстро уменьшили численность колонистов. Через два года из 120 человек в живых осталось всего 38. Компания присылала еще корабли с сотнями эмигрантов, но положение в колонии было настолько тяжелым, что к концу 1610 г. из 700 присланных колонистов в живых осталось 60. Чума, оспа, желтая лихорадка, стычки с индейцами и внутренние распри в среде самих колонистов вели к их гибели. К 1622 г. в колонии и по пути в нее погибло около 4100 человек. В живых осталось 900.

С 1611 г. колонистам дали индивидуальные участки земли. С этого времени началось выращивание табака и отправка его в Англию. Вскоре в колонии появились органы цензового самоуправления. В 1619 г. делегаты от различных поселений были избраны на Генеральную ассамблею. Постановления ассамблеи подлежали утверждению компаний в Лондоне. С 1624 г. Виргиния стала королевской провинцией. Управление ею перешло от компании непосредственно к королю, который назначил губернатора колоний и совет при нем. Ассамблея сохранилась, но ее постановления подлежали утверждению губернатора. Территория, пожалованная Плимутской компании, совпадала в значительной части с территорией, полученной французской компанией от своего короля в 1603 г. (между 40 и 46° с. ш.). Сначала французы потеснили англичан, но в 1613—1614 гг. англичане из Виргинии разрушили французское поселение у залива Фунди — Пор-Руаяль, сожгли дома и установили знаки, свидетельствовавшие, что территория находится во владении английского королевства.

Если первоначальное население колонии в Виргинии состояло из «законтрактованных», закабаленных слуг, то другая английская колония, основанная на Севере, в Плимуте, состояла из лично свободных поселенцев.

По традиционной версии считается, что «отцы-пилигримы», основавшие в 1620 г. поселение там, где теперь находится город Плимут (штат Массачузетс), открыли новый этап в английской колонизации Северной Америки, что если до этого колонизация вызывалась экономическими мотивами, то теперь наступило время, когда переселения в Америку совершались по религиозным побуждениям. Конечно, религиозные мотивы имели некоторое значение при основании Плимутской колонии, однако они не играли решающей роли. Начало колонии связано с тем, что сектанты, стоявшие в оппозиции к английской церкви, последователи Роберта Брауна, решили выселиться из Англии. Сторонников Брауна в Англии преследовали, заключали в тюрьму, некоторых вешали. Тогда группа сепаратистов-браунистов, позже их стали называть пилигримами, переселилась из Скруби (в Ноттингемшайре) в Голландию, в Лейден. Это было в 1609 г. В Голландии они прожили 12 лет, а затем решили переселиться в Америку.

Однако то предприятие, к которому примкнули лейденские браунисты, носило типичный коммерческий характер. Группа из 70 лондонских купцов собрала по подписке капитал в 7 тысяч фунтов стерлингов и получила от уже существовавшей Лондонской компании патент на основание отдельной колонии на землях компании в Северной Америке.

Небольшая группа учредителей получила от лондонских купцов-пуритан полномочие на управление колонией в Америке в согласии с английскими законами.

Колонисты получали от компании одежду, орудия труда, оружие, мебель, медикаменты. Все должно было поступать на склады колонии и распределяться между колонистами безвозмездно. Зато в течение семи лет все доходы колонии принадлежали лондонским купцам, и лишь через семь лет должна была начаться раздача дивидендов также и колонистам, которыми могли быть только пайщики, подписавшиеся хотя бы на один пай стоимостью 10 фунтов стерлингов. Одна пятая найденного золота и серебра должна была отдаваться королю. Впрочем, реального значения этот пункт не имел, так как золото в Северной Америке было найдено значительно позже и главным образом не на Атлантическом, а на Тихоокеанском побережье.

В сентябре 1620 г. корабль «Майский цветок» отплыл из Плимута со 102 пассажирами, и в ноябре он был в виду мыса Код (близ Провиденса). Из этих пассажиров всего лишь одна треть была членами лейденской конгрегации (церковной общины) и не больше 12 человек являлись членами первоначальной конгрегации сепаратистов в Скруби.

21 декабря 1620 г. пилигримы основали колонию — Новый Плимут. В первую же зиму погибло 44 колониста, почти половина. Они стали жертвами голода и болезней. Некоторые колонисты были растерзаны стаями волков. Особенно тяжело переносили условия жизни в колонии женщины. Из 18 замужних женщин в первые четыре месяца погибло 14.

Первоначально колонисты жили в общих жилищах и не имели права вести частную торговлю продуктами своего труда — все поступало в общие склады. Колония управлялась должностными лицами, избранными самими колонистами.

Главным занятием колонии первоначально являлась торговля с индейцами и с Виргинской компанией, а также производство лесных материалов и сельскохозяйственных продуктов для собственного потребления. Вскоре, однако, этот порядок, введенный в 1620 г., был нарушен. Если вначале в колонии не было частной собственности, то очень скоро колонисты построили себе дома, с 1623 г. пахотная земля перешла в частную собственность, в 1627 г. был поделен скот, в 1633 г. были разделены (по жребию) выгоны. В 1628 г. плимутские колонисты договорились с Лондоном о выкупе права собственности на колонию за 1880 фунтов стерлингов с рассрочкой на девять лет.

Колония в Новом Плимуте и колонии, основанные позднее в этой части Атлантического побережья Северной Америки, получили название Новой Англии.

С основанием в ноябре 1620 г. английской колонии в Америке около мыса Код связан один момент большой важности. Находясь на борту корабля «Майский цветок», до того как началась высадка на сушу, пилигримы подписали знаменитое соглашение об образовании «гражданского общества».

В этом соглашении пуритане-пилигримы заявили, что они «торжественно и обоюдно перед лицом бога и друг перед другом договариваются и соединяются в гражданское общество».

Колонисты постановили «принимать и создавать такие справедливые и равные законы, распоряжения, акты, положения и должности, какие окажутся наиболее подходящими и удобными для общего блага колонии», и брали на себя обязанность «должным образом им подчиняться и повиноваться». Соглашение на «Майском цветке» касалось не только религиозных дел, но и гражданского устройства колонии. Значение соглашения на «Майском цветке» состоит в том, что здесь в зародышевой форме содержится идея о суверенитете народа, о праве самого народа устанавливать власть, государственное правление. Это соглашение было составлено под влиянием учений кальвинистов задолго до «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо и само могло повлиять на французского просветителя.

Но основатели Плимутской колонии, стремившиеся к капиталистической наживе, были далеки от признания подлинного суверенитета народа, от подлинной демократии, которая возможна только в обществе, где нет эксплуататоров и эксплуатируемых. В пуританских колониях Новой Англии вскоре появились и кабальные слуги, и рабы-индейцы, а затем и рабы-негры. С истинно пуританской расчетливостью и бессердечием первоначальные поселенцы эксплуатировали и белых бедняков, и позднейших пришельцев, которые были лишены права на пользование землей общины. Монополизация права на пользование общинной землей кучкой основателей колонии стала в дальнейшем одной из причин острой классовой борьбы в пуританских колониях Новой Англии.

В Плимуте и других пуританских колониях воцарился дух нетерпимого, воинствующего протестантизма. Все лица, не принадлежавшие к господствующей религиозной секте, были лишены голоса в решении общих дел.

Буржуазные историки, указывая в числе мотивов, способствовавших переселению колонистов в Америку, на стремление уйти от религиозных преследований в Европе, особенно подчеркивают этот момент, для того чтобы противопоставить Европу, где существовали религиозные преследования, и Америку, якобы страну свободы совести. На самом деле свободы совести в Америке не было. Пуритане Новой Англии или католики в Мэриленде устанавливали теократическое правление и жесточайшим образом преследовали инаковерующих. Поселенцам приходилось опять бежать, например из пуританского Массачузетса, чтобы основать новую колонию — Род-Айленд, или из католического Мэриленда в Виргинию.

В XVII в. в Америке устраивались массовые облавы на «ведьм», организовывались процессы против них, после чего их сжигали с такими же церемониями, как и в Европе.
В 1698 г. в Виргинии Грейс Шервуд и ее муж подали в суд жалобу на своих соседей по обвинению их в клевете. Соседи же обвиняли Шервудов в том, что они якобы «наслали порчу» на их свиней и хлопок. Шервуды требовали возмещения за обиду в размере 100 фунтов стерлингов. Та же самая Грейс Шервуд требовала еще 100 фунтов стерлингов со своих ближайших соседей, заявляя, что они явились к ней в дом через отверстие для дверного ключа, приняв образ черной кошки.

Власти решили освидетельствовать Грейс Шервуд, не является ли она сама ведьмой. Жюри, составленное из женщин, дважды изучало вопрос, нет ли на теле у Шервуд знаков «ведьмы», и сообщило суду, что она имеет на своем теле два таких знака. Затем решили проверить, тонет ли она в воде. Оказалось, не тонет. Вытащив из воды, ее немедленно заковали в кандалы и бросили в тюрьму. Только незадолго перед своей смертью она была освобождена.

В период реставрации Стюартов в Англии процессы против «ведьм» в Америке усилились. Издавались книги «О ведовстве и способах распознавания ведьм». Особенно большой масштаб борьба против «ведьм» приняла в пуританской колонии Массачузетсе, Бостоне и Сейлеме. Новый губернатор Бостона Вильям Фипс назначил специальный суд для борьбы против «ведьм». Этот суд принялся за дело с большим рвением, и к сентябрю 1692 г. 19 человек было повешено, один предан «длительной и тяжкой смерти», 55 были признаны виновными, но помилованы, 150 находились в тюрьме в ожидании суда по их «ведовским делам».

Колонизаторы Америки и индейцы. Первоначальное накопление в Англии и Северной Америке.

Индейцы дружелюбно встретили первых поселенцев. Вождь племени вампаноагов Массасоит научил пилигримов возделывать маис. Индейцы оказали поселенцам помощь продовольствием в то время, когда колония в Джеймстауне из-за внутренних неурядиц, плохой организации и нежелания многих колонистов — искателей легкой наживы заняться тяжелым трудом по возделыванию вручную целинной земли находилась на краю гибели. Без помощи индейцев, как отмечает У. З. Фостер, колонии в Плимуте и Джеймстауне погибли бы в первые же годы своего существования.

Но вскоре растущая агрессивность колонистов, вытеснение индейцев с их земель, попытка обращения их в рабство, грабежи и насилия открыли глаза индейцам; они начали борьбу против купцов и колонистов. Почти три века продолжались истребительные войны против индейцев.

Только в конце XIX в. было окончательно сломлено вооруженное сопротивление индейских племен, и остатки их, разделенные на мелкие группы, обезоруженные, были окончательно загнаны в резервации — строго ограниченные районы, предназначенные для проживания данных групп индейцев.

Индейское население было не в состоянии преградить путь европейцам. В ходе долголетней борьбы все средства, которыми располагали европейцы-колонизаторы — и превосходное вооружение, и экономическое превосходство, и лучшая организация, и вероломная политика, и дипломатия, — были пущены в ход против индейцев.

До появления европейцев индейские племена Америки не знали спиртных напитков. Испанцы, французы, англичане не только проповедовали христианство среди индейских «язычников», но еще с большей настойчивостью распространяли среди них виски и ром. Когда англичанин Генри Гудзон, находившийся на службе голландской Вест-Индской компании, высадился в 1609 г. на острове Манхаттен, он первым делом напоил до потери сознания индейских вождей.

Позднее остров Манхаттен, на котором теперь расположена центральная часть Нью-Йорка, голландцы «купили» у индейцев за набор ножей, бус и безделушек, которые стоили 60 гульденов (около 24 долларов).

Но в большинстве случаев и колонисты, и власти колоний предпочитали не расходовать даже мизерных средств на бусы и металлические безделушки для приобретения индейских земель: они нападали на индейские поселения и изгоняли их жителей.

Следует учесть, что в английской и французской колонизации Северной Америки были известные различия. Английская колонизация была массовой, она опиралась на процесс разорения и обезземеливания крестьянства в Англии, где после буржуазной революции XVII в. быстро шло развитие капиталистических отношений. Разорившиеся английские крестьяне и ремесленники составляли наиболее многочисленный слой переселенцев в Америку.

Во Франции, где в XVII — XVIII вв. еще господствовал феодально-абсолютистский строй, крестьяне были опутаны сетью феодальных повинностей, фактически прикреплены к земле.

Население французских колоний росло медленно. Только в некоторых районах Канады сконцентрировалось значительное французское население. В этих районах французы расправились с индейцами не менее жестоко, чем английские колонисты, «очистив» от индейцев территорию для земледельческих колоний. Но в большей части принадлежавших Франции в Северной Америке земель не было сельскохозяйственных колоний. Французы основывали здесь небольшие поселения—фактории, а для крестьян устанавливали феодальные повинности. Французские купцы и землевладельцы за бесценок скупали у индейцев меха и, заинтересованные в выгодной меховой торговле, не вытесняли индейцев с насиженных мест.

Иное положение было в английских колониях. Англичанам нужна была земля. Английские купцы были заинтересованы и в торговле мехами, но этот интерес отходил на второй план: главное для масс колонистов было — занять землю. Отнимая у индейцев земли, англичане взамен предлагали им «благо» иного порядка, а именно: обращение в христианство. Индейцы вскоре убедились, что обращение в христианство не спасает их от грабежей и преследований со стороны белых. Так, например, вскоре после того как остатки племен саскуиханна были обращены в христианство, группа колонистов напала на этих своих «единоверцев» и поголовно вырезала их.

Известно, что индейцы снимали скальпы с белых. Но почему-то буржуазные историки забывают упомянуть о том, что и белые снимали скальпы с индейцев и что именно белые сделали это снимание скальпов своего рода промыслом.

В 1641 г. губернатор колонии Новая Голландия установил впервые награду за индейские скальпы. Пуритане, колонизовавшие Новую Англию, придали этому делу большой размах и строю деловую организацию.

«Пуритане Новой Англии — эти виртуозы трезвого протестантизма, — писал К. Маркс, — в 1703 г. постановили на своей Assembly [законодательном собрании] выдавать премию в 40 ф. ст. за каждый индейский скальп и за каждого краснокожего пленника; в 1720 г. премия за каждый скальп была повышена до 100 ф. ст., в 1744 г., после того как Массачузетс-Бэй объявил одно племя бунтовщическим, были назначены следующие цены: за скальп мужчины 12 лет и выше 100 ф. ст. в новой валюте, за пленника мужского пола 105 ф. ст., за пленную женщину или ребенка 55 ф. ст., за скальп женщины или ребенка 50 ф. ст.!».

В своем бессмертном произведении «Капитал» К. Маркс исследовал процесс превращения денег в капитал и показал, как капитал производит прибавочную стоимость и благодаря этому происходит его возрастание. В этом труде Маркс объяснил, как возник капиталистический способ производства. При этом в 24-й главе первого тома «Капитала» Маркс разоблачил антинаучную версию буржуазных историков и экономистов о том, что якобы кучка трудолюбивых, бережливых избранников накопила богатства, а все остальные труженики по своей нерадивости лишились всего и стали бедняками.

Со всей силой своего гениального анализа, с подлинной страстью политического борца Маркс разоблачал буржуазных фальсификаторов. Не бережливость отдельных рабочих явилась исходным пунктом капиталистического способа производства и позволила им стать капиталистами, а так называемое первоначальное накопление.

«...процесс, создающий капиталистическое отношение, — писал Маркс, — не может быть ничем иным, как процессом отделения рабочего от собственности на условия его труда,— процессом, который превращает, с одной стороны, общественные средства производства и средства жизни в капитал, с другой стороны, — непосредственных производителей в наемных рабочих. Следовательно, так называемое первоначальное накопление есть что иное, как исторический процесс отделения производителя от средств производства».

И Маркс поясняет, что история первоначального накопления произведена не идиллическими методами сбережения, а путем насилия, «вписана в летописи человечества пламенеющим языком меча и огня»*.

*. К. Маркс, Капитал, т. I, Госполитиздат, М., 1953, стр. 720.

В «классической» форме первоначальное накопление, насильственный отрыв огромных масс производителей от их средств производства, имело место в Англии.

Процесс первоначального накопления в Англии отдавал землю и людей во власть капитала. Лишенных земли крестьян объявляли бродягами, ставя их вне закона, наказывали плетьми, клеймили раскаленным железом. Так создавалась рабочая сила для городской промышленности.

Развитие промышленности, рост городов лишь частично поглощали относительно избыточное население сельских местностей. Многие тысячи и десятки тысяч крестьян, потерявших землю, с невероятными трудностями и лишениями, на тягчайших условиях часто закабалялись на ряд лет, чтобы иметь возможность оплатить переезд через океан, направлялись в поисках земли в колонии и прежде всего в Америку.

В последней трети XVI в. в Англии началась аграрная революция, массовый переход сельского хозяйства к товарному производству с применением наемного труда.

В Англии, кроме основных элементов первоначального накопления — насильственного лишения крестьян собственности и накопления значительных средств производства в руках капиталистов, — с большой силой дали себя знать следующие моменты первоначального накопления, также связанные с развитием производительных сил и товарно-денежных отношений: колониальная система, система государственных займов, налоговая система и система протекционизма. Все эти моменты с особой остротой сказались в XVIII в.

В других странах Европы — в Испании, во Франции, а также и в Нидерландах — процесс первоначального накопления происходил в несколько других формах, не носил такого бурного характера, был связан с длительным обнищанием крестьянина, привязанного к своему клочку земли. Ни Франция, ни Испания, ни Голландия не дали массовых потоков крестьян-колонистов, которые переселялись бы в колонии.

Из этих стран в колонии отправлялись купцы, богатые капиталисты и аристократы-предприниматели. Получив королевскую хартию, они не заселяли колоний крестьянами, а, наоборот, старались не допустить массовой крестьянской колонизации своих американских владений. Во французских и голландских колониях капиталисты-предприниматели основывали фактории, имевшие обычно укрепление и военный гарнизон, и считали главной задачей выгодную торговлю пушниной с индейцами.

Непосредственно с историей Северной Америки связаны следующие моменты первоначального накопления: искоренение аборигенного населения, т. е. индейцев, и захват их земель; «превращение Африки в заповедное поле охоты на чернокожих»; рост государственного долга Англии и попытка уменьшить его за счет введения налогов в американских колониях Англии, а затем «торговые войны» европейских государств, ареной которых служил весь земной шар, и в частности Северная Америка.

Что было специфичным для так называемого «первоначального накопления» в Северной Америке? Прежде всего там в процессе колонизации находились во взаимодействии колонизаторы и индейцы, причем шел процесс насильственной экспроприации индейских племен. Их земли захватывались фермерами или компаниями спекулянтов. Но и в том и в другом случае, поскольку движение на Запад продолжалось, шла спекуляция захваченными у индейцев землями, причем в нее в известной мере включались фермеры и даже фермерская беднота - скваттеры.

Крупные спекулятивные компании, перепродавая земли по вздутым ценам, накопляли большие капиталы, которые затем могли быть вложены в капиталистическое производство.

Что же касается исконных владельцев земли, индейцев, то в отличие от Англии они не попадали на фабрику, а уничтожались, убивались колонистами и ополчениями колоний, переселенцами, двигавшимися на Запад, и войсками Соединенных Штатов Америки. Наконец, индейские племена, раздробленные на десятки мелких, оторванных друг от друга групп, заключались в резервации. Мощным рычагом накопления, предшествовавшего капиталистическому производству, была неэквивалентная, полуграбительская или же в полной мере грабительская торговля с индейцами, у которых не только купили Манхаттен за несколько связок бус, но с которыми столетиями шла хищническая торговля ценной пушниной — бобровыми шкурами, шкурами бизонов, а также оленей. Некогда зеленые травянистые прерии казались черными от множества бизонов; в первые времена появления колонизаторов в южных колониях Северной Америки оттуда получались сотни тысяч оленьих шкур в год, а бобров в разных районах было великое множество. Торговля ценной пушниной, добытой искуснейшими охотниками-индейцами, у которых не только покупали пушнину, но и отбирали ее, отравив продавцов алкоголем, вела к накоплению крупных капиталов и в самой Америке, и в Англии, куда вывозились и где с большой выгодой сбывались меха.

Крупные барыши давали пиратство и торговля людьми. Баснословные прибыли получали торговцы рабами-неграми. Солидную прибыль давали также операции по транспортировке в Америку из Европы белых рабов, т. е. «кабальных слуг», неоплатных должников, преступников, взятых из тюрем. Привозили в колонии иной раз и проституток, продавая их колонистам в качестве «невест».

Неэквивалентную торговлю вели американские купцы не только с индейцами, но и со странами Востока, особенно с Китаем, с конца XVIII в. и еще больше с середины XIX в.

Трудно отнести безоговорочно в разряд первоначального или капиталистического накопления прибыль от эксплуатации труда негров-рабов, временных рабов, «белых», — «кабальных слуг». Как указывал Маркс, в «...лице плантатора рабовладелец и капиталист представлены в одном лице». Однако несомненно, что квит-ренту там, где ее удавалось взимать с поселенцев, надо отнести к одному из источников так называемого «первоначального накопления».

Что же касается «белого» свободного фермерства в Северной Америке, то в отличие от старой Европы оно не было вовлечено в ужасающий процесс массовой внеэкономической экспроприации земли; напротив, шло бурное заселение «белыми» индейского Запада.

Как уже говорилось выше, Маркс разоблачил лживую выдумку о том, что капитализм якобы возник на основе трудовых накоплений рабочих. Столь же лживой и вредной является выдумка, по которой особенностью первоначального накопления в Северной Америке было то, что мелкие фермеры своим трудом накопили средства производства, на основе которых развился капитализм. Дело в том, что среди фермеров существовало имущественное неравенство с самого начала, существовало ростовщичество, земельная спекуляция, велась мелкая торговля с индейцами, а на юге тайком продавали водку рабам. Все это можно отнести к первоначальному накоплению. Но это отнюдь не трудовое накопление мелких фермеров. Накопление на основе использования фермерами наемного труда относится не к первоначальному, а к капиталистическому накоплению. Превращение же в Америке части рабочих в мелких фермеров-собственников являлось не процессом первоначального накопления, центральным моментом которого является накопление (обычно насильственное) пролетаризированной рабочей силы для капиталистического производства, а возвратом вспять, от капиталистического к первоначально-натуральному хозяйству мелких, главным образом западных, поселенцев.

Итак, основными источниками первоначального накопления в Северной Америке были ограбление индейцев и отнятие у них земли, неэквивалентная торговля с ними, пиратство, торговля рабами и их бесчеловечная эксплуатация.

«Колонии, — писал Маркс, — обеспечивали рынок сбыта для быстро возникающих мануфактур, а монопольное обладание этим рынком обеспечивало усиленное накопление. Сокровища, добытые за пределами Европы посредством грабежа, порабощения туземцев, убийств, притекали в метрополию и тут превращались в капитал».

По Утрехтскому миру 1713 г. Англия вынудила Испанию предоставить ей право асиенто, т. е. привилегию продавать африканских негров и в испанских колониях Америки (по 4800 негров ежегодно).