Власть закона
На протяжении большей части человеческой истории правители и закон были синонимами - закон являлся всего лишь волей правителя. Первым шагом от подобной тирании стало понятие правления в соответствии с законом, включая понимание того, что даже правитель подчиняется закону и должен править законными средствами. Демократии пошли дальше путем установления власти закона. Хотя ни одно общество и ни одна система правления не обходится без проблем, власть закона защищают основные политические, социальные и экономические права и напоминает нам, что тирания и беззаконие не являются единственной альтернативой.
Власть закона означает, что ни один человек, президент или обычный гражданин, не стоит над законом. Демократические правительства осуществляют свои властные функции посредством закона и сами ограничены законами.
Законы должны выражать волю народа, а не капризы королей, диктаторов, военных, религиозных лидеров или политических партий, преследующих свои узкие интересы.
Граждане в демократическом обществе желают подчиняться законам общества, потому что они подчиняются своим собственным правилам и установлениям. Справедливость достигается наилучшим образом, когда законы устанавливаются теми самыми людьми, которые должны соблюдать их.
При власти закона, система сильных, независимых судов должна иметь власть и полномочия, ресурсы и уважение, чтобы быть способной обеспечить подчинение национальным законам и установлениям со стороны представителей правительства, даже высших представителей.
По этой причине судьи должны быть хорошо подготовлены, профессиональны, независимы и беспристрастны. Судьи должны быть привержены принципам демократии, чтобы выполнять эту необходимую роль в юридической и политической системе.
Законы демократии должны иметь много источников: письменные конституции, законодательные акты и постановления; религиозные и этические учения, культурные традиции и практику. Независимо от источника, закон должен сохранять определенные положения, чтобы быть способным защищать права и свободы граждан:
При соблюдении требования о равенстве защиты со стороны закона, закон не может быть применен избирательно к какой-либо отдельной группе или лицу.
Граждане должны быть защищены от произвольных арестов или необоснованных обысков в их домах, или захвата их личного имущества.
Граждане, обвиненные в преступлениях, должны иметь гарантии быстрого и публичного судебного разбирательства, а также возможность встретиться и задать вопросы своим обвинителям. В случае вынесения обвинительного приговора они не могут быть подвергнуты жестокому или нестандартному наказанию.
Граждане не могут принуждаться к даче показаний против самих себя. Данный принцип защищает граждан от насилия, плохого обращения или пыток и значительно ограничивает соблазн полиции применить подобные меры.
Права человека
Все люди рождаются с неотъемлемыми правами. Эти права человека дают людям возможность вести достойную жизнь - поэтому никакое правительство не может даровать их, однако все правительства должны защищать их. Свобода, основанная на справедливости, терпимости, достоинстве и уважении - независимо от этнической принадлежности, религии, политических предпочтений или социального статуса - позволяет человеку осуществлять эти основные права. Тогда как диктатура отрицает права человека, свободные общества постоянно стремятся добиваться их соблюдения.
Права человека взаимозависимы и неделимы; они включают множество аспектов человеческого существования, включая социальные, политические и экономические стороны жизни. Среди наиболее широко признанных прав следует назвать:
Все люди должны иметь право формировать свои мнения и выражать их лично или на мирных собраниях. Свободные общества создают "рынок идей", на котором люди обмениваются взглядами по любому ряду вопросов.
Все люди должны иметь право участвовать в управлении. Правительства должны создавать законы, защищающие права человека, тогда как судебные системы должны обеспечивать равное соблюдение законов среди населения.
Свобода от необоснованных арестов, задержаний или пыток - независимо от того, является ли подвергшийся им оппонентом правящей политической партии, принадлежит ли к этническому меньшинству или даже является обыкновенным преступником - является основным правом человека. Профессиональные полицейские силы относятся с уважением ко всем гражданам при обеспечении выполнения законов страны.
В этнически неоднородных государствах религиозные и этнические меньшинства должны иметь свободное право использовать свой язык и сохранять свои традиции, не опасаясь обвинений со стороны большинства населения. Правительства должны признавать права меньшинств, уважая волю большинства.
Все люди должны иметь возможность работать, зарабатывать на жизнь и содержать свои семьи..
Дети заслуживают особой защиты. Они должны получать по крайней мере начальное образование, необходимое питание и медицинскую помощь.
Чтобы сохранить свои права, граждане любого свободного общества должны быть бдительны. Ответственность граждан - через участие в разного рода мероприятиях - дает гарантии, что правительство останется подотчетным народу. Семья свободных наций привержена работе по защите прав человека. Они формализуют свою приверженность через ряд международных договоров и соглашений о правах человека.
Исполнительная власть
Посредством свободных выборов граждане демократических стран облекают властью своих лидеров в соответствии с законом. В конституционной демократии власть разделена таким образом, что законодательный орган принимает законы, исполнительная власть обеспечивает их соблюдение и исполняет их, а судебная власть действует независимо.
Демократические лидеры не являются ни избранными диктаторами, ни пожизненными президентами. Они остаются на посту в течение определенного срока и принимают результаты свободных выборов, даже если это означает потерю контроля над правительством.
В конституционной демократии исполнительная власть обычно ограничена тремя способами: системой сдержек и противовесов, разделяющей исполнительную, законодательную и судебную ветви власти национального правительства; системой федерализма, разделяющей власть между национальным правительством и региональными/местными правительствами; и конституционными гарантиями основных прав.
На национальном уровне исполнительная власть ограничена конституционными полномочиями, которыми облечена законодательная ветвь власти, и независимой судебной властью.
Исполнительная власть в современной демократии обычно организована в соответствии с одним из двух вариантов: как парламентская или президентская система.
В парламентской системе партия, имеющая большинство в законодательном органе, формирует исполнительную ветвь правительства, возглавляемую премьер-министром.
В парламентской системе законодательная и исполнительная ветви власти не полностью отделены друг от друга, поскольку премьер-министр и члены кабинета выбираются из парламента. В такой системе политическая оппозиция служит главным средством ограничения или контроля над исполнительной властью.
В президентской системе президент избирается отдельно от членов законодательного органа.
В президентской системе президент и законодательный орган имеют свои собственные основания власти и политические избирательные округа, служащие в качестве сдержек и противовесов друг другу.
Демократии не требуют, чтобы их правительства были слабыми, лишь ограничивая их. Соответственно демократии могут медленно продвигаться к достижению согласия по вопросам национального значения; однако если это согласие достигнуто, их лидеры могут действовать влиятельно и уверенно.
Во все времена лидеры конституционной демократии действуют в рамках власти закона, который определяет и ограничивает их власть.
Законодательная власть
Избранные представители в демократическом обществе - являются ли они членами парламента, ассамблеи или конгресса - избраны для того, чтобы служить народу. Они выполняют ряд функций, ключевых для функционирования здоровой демократии.
Избранные законодательные органы являются основным форумом для обдумывания, обсуждения и принятия законов в представительной демократии. Они не являются так называемыми "штампующими" парламентами, лишь одобряющими решения авторитарного лидера.
Функции контроля и расследования позволяют законодателям публично требовать от правительственных чиновников отчитываться об их деятельности и решениях и служить ограничителем власти различных правительственных министерств - особенно при президентской системе правления, где законодательный орган отделен от исполнительной власти.
Законодатели могут одобрять национальный бюджет, проводить слушания по важным вопросам и утверждать назначение кандидатов, представленных исполнительной властью, в суды и министерства. В некоторых демократических странах законодательные комитеты являются для законодателей форумом для публичного обсуждения вопросов национального значения.
Законодатели могут поддерживать правительство, находящееся у власти, или являться лояльной политической оппозицией, предлагающей альтернативную политику и программы.
Законодатели обязаны выражать свои взгляды как можно более эффективно. Однако они должны действовать в рамках демократической этики терпимости, уважения и компромисса для достижения соглашений, которые послужат общему благосостоянию - не только их политических союзников. Каждый законодатель должен сам решать, как сбалансировать общее благо с потребностями своего избирательного округа.
Законодатели часто прислушиваются к жалобам и проблемам своих избирателей, а также помогают им получить помощь от правительства. Чтобы иметь возможность делать это, они часто нанимают штат подготовленных помощников.
Национальные законодатели обычно избираются в соответствии с одним из двух вариантов. При мажоритарной системе, иногда определяемой как выборы того, "кто первым пересечет линию финиша", кандидат, получивший большинство голосов, побеждает. В пропорциональной системе, часто применяемой при парламентских выборах, избиратели обычно подают голоса за партии, а не конкретных кандидатов, и представители избираются на основе процента голосов, полученного партией.
Пропорциональная система служит стимулом для многочисленных, сплоченных мелких партий. При мажоритарной системе выборов двухпартийная система, в которой партии не являются столь сплоченными, получает стимул к развитию. При любой из этих систем представители частвуют в дебатах, переговорах, создании коалиций и достижении компромисса, которые являются отличительным признаком демократического законодательного органа.
Законодательный орган часто состоит из двух палат, и для принятия новых законов обычно требуется их одобрение как верхней, так и нижней палатой.
Независимая судебная власть
Независимые и профессиональные судьи являются основой справедливой, непредвзятой и гарантированной конституцией системы судов, известной как судебная власть. Эта независимость не означает, что судьи могут принимать решения на основании личных предпочтений. Скорее они свободны в принятии законных решений - даже если эти решения противоречат мнению правительства и влиятельных сторон, вовлеченных в процесс.
В демократии независимость от политического давления избранных представителей и законодательных органов гарантирует беспристрастность судей. Судебные решения должны быть непредвзятыми и основываться на фактах дела, личных качествах и законных аргументах, а также на законах, имеющих отношение к делу, без ограничений или недолжного влияния заинтересованных сторон. Эти принципы обеспечивают равную законную защиту для всех.
Полномочия судей рассматривать публичные законы и объявлять их нарушающими национальную конституцию являются фундаментальным средством контроля над правительством с целью предотвращения возможных нарушений со стороны правительства - даже если правительство выбрано большинством народа. Однако, чтобы осуществлять эти полномочия, суды должны быть независимыми и способными основывать свои решения на законе, а не политических предпочтениях.
Являются ли они избранными или назначенными, закон должен гарантировать судьям, что они не будут уволены со своего поста, или определять срок их полномочий с тем, чтобы они могли принимать решения, не опасаясь давления со стороны власть имущих. Гражданское общество признает важность профессиональных судей и предоставляет им необходимое обучение и вознаграждение.
Вера в непредвзятость судебной системы - поскольку она считается "неполитической" ветвью власти - является основным источником ее силы и законности.
Суды, однако, имеют не больше иммунитета в отношении публичных комментариев, анализа их работы и критики, чем другие учреждения. Свобода слова принадлежит всем: как судьям, так и их критикам.
С тем, чтобы обеспечить непредвзятость, судебная этика требует от судей отказываться (или не принимать участия) от принятия решений по делам, в которых у них может наличествовать конфликт интересов.
Судьи в демократическом обществе не могут быть смещены в результате незначительных жалоб или в результате критики, основанной на политических соображениях. Они могут быть смещены лишь за серьезные преступления или нарушения посредством длительной и сложной процедуры импичмента (предъявления обвинений) и судебного процесса - либо в законодательном органе, либо в ходе специального судебного заседания.
Независимая судебная власть дает людям уверенность в том, что судебные решения будут основываться на законах и конституции страны, а не являться результатом смены политической власти или давления со стороны временного большинства. Облеченная такой независимостью судебная система в демократическом обществе служит гарантом прав и свобод людей.
Конституционализм
Письменная конституция содержит наиболее важные законы, на основе которых граждане страны согласны жить, и она определяет основную структуру их власти. Таким образом, демократический конституционализм - опирающийся на идеалы индивидуальных свобод, права сообщества и ограниченную власть правительства - создает рамки для управления демократическим обществом.
Конституционализм признает, что демократическое и подотчетное правительство должно сочетаться с конституционными пределами, ограничивающими власть правительства.
Конституция определяет базовые цели и чаяния общества, включая общее благосостояние народа.
Все законы должны быть разработаны в соответствии с конституцией. В демократическом обществе независимая судебная власть позволяет гражданам оспаривать законы, которые, на их взгляд, являются противоправными или неконституционными, и стремиться находить судебные средства для исправления противоправных действий правительства или его должностных лиц.
Конституция определяет рамки власти правительства - охват полномочий, механизмы осуществления указанных полномочий и процедуры для принятия будущих законов.
Конституция определяет гражданство и создает основу для решения вопроса о том, кто должен иметь право голоса.
Конституция устанавливает политические, административные и судебные основы государства, включая структуру законодательной власти и судебной системы, требования в отношении занятия выборных должностей и срок пребывания на выборной должности.
Конституция определяет функции правительственных министерств и устанавливает полномочия по сбору налогов и созданию национальных сил обороны.
В федеральной системе конституция делит полномочия среди различных уровней правительства.
Так как конституцию пишут в конкретный период времени, она должна предусматривать возможность внесения поправок, чтобы адаптироваться к изменяющимся потребностям людей в будущем. Учитывая важность гибкого ответа на непредсказуемые и непредвиденные вызовы в будущем, конституции обычно пишут для определения общих принципов государственного управления.
Конституции обычно содержат два различных типа прав - негативные и утвердительные права.
° Негативные права говорят правительству о том, что оно не может делать. Эти права ограничивают правительство и не позволяют ему влиять на некоторые типы поведения его граждан. Например, правительство должно воздерживаться от ограничения свободы слова и возможности для граждан проводить мирные собрания, а также воздерживаться от незаконного заключения людей под стражу.
° Утвердительные права говорят правительству, что оно должно делать, и гражданам - что они имеют право делать. Такое "наделение правами" может включать в себя социальные, экономические и культурные права в форме правительственных гарантий различных социальных показателей. Могут иметь место гарантии начального и среднего образования для всех мальчиков и девочек, гарантии "благосостояния" после ухода на пенсию или же занятости и охраны здоровья для всех граждан.
П Р О Д О Л Ж Е Н И Е