Д Е М О К Р А Т И Я
для России и мира

(хорошее направление для политических действий)
   
ДИРЕКТИВНАЯ ЗАПИСКА ГЕНЕРАЛЬНОГО СЕКРЕТАРЯ ООН ПО ДЕМОКРАТИИ



ДИРЕКТИВНАЯ ЗАПИСКА ГЕНЕРАЛЬНОГО СЕКРЕТАРЯ ООН
ПО ДЕМОКРАТИИ

I . Введение

На Всемирном саммите 2005 года, а также в Декларации тысячелетия, принятой в 2000 году, государства — члены Организации Объединенных Наций вновь взяли на себя обязательство защищать и поощрять права человека, верховенство права и демократию, признав, что они взаимосвязаны и подкрепляют друг друга и что они относятся к числу универсальных и неделимых основных ценностей и принципов Организации Объединенных Наций. Государства-члены еще раз подтвердили это обязательство в 2007 году в резолюции Генеральной Ассамблеи.

В настоящее время большинство государств мира считает себя демократическими. Однако демократия — это динамичная социально-политическая система, идеальное функционирование которой никогда не «достигается» в полной мере. Кроме того, демократизация отнюдь не является прямолинейным и необратимым процессом, и поэтому как государственные учреждения, так и граждане должны осуществлять мониторинг и надзор за этим процессом. Таким образом, все страны, а также само международное сообщество могли бы только выиграть от дальнейшего укрепления и поддержки своих демократических процессов.

В XXI веке перед нами постоянно возникает триединая задача: построение или восстановление демократии; сохранение демократии; повышение качества демократии. В этой связи Организации Объединенных Наций предстоит найти ответы на следующие основные вопросы: каким образом можно более эффективно содействовать общепризнанным демократическим принципам, учреждениям и традициям; как можно последовательно и предсказуемым образом реагировать на отход от демократии, который происходит вследствие государственного переворота или других неконституционных форм передачи власти; каким образом можно реагировать на медленное и постепенное угасание демократии и ослабление демократических свобод, традиций и учреждений, что иногда происходит, и каким образом мы можем даже попытаться предотвратить такое развитие событий.

Перед лицом таких постоянно возникающих задач, а также учитывая активное обсуждение тем, связанных с содействием демократии, сейчас как никогда важно заложить прочную и общеприемлемую основу для оказания содействия в этой области. В ноябре 2007 года в целях рассмотрения этого вопроса Генеральный секретарь предложил разработать «общеорганизационную стратегию, уточняющую подход Организации Объединенных Наций к поддержке демократии», которая должна быть увязана с тремя основами деятельности Организации Объединенных Наций — мир и безопасность, развитие и права человека.

В настоящей записке излагается принципиальная позиция Организации Объединенных Наций по вопросам демократии, основанная на универсальных принципах, нормах и стандартах, которая подчеркивает особое значение согласованных международных норм, учитывает накопленный опыт и показывает области, в которых у Организации Объединенных Наций есть свои сравнительные преимущества. Настоящая записка провозглашает твердое намерение Организации проводить принципиальную, продуманную и последовательную деятельность в поддержку демократии.

II. Нормативные и концептуальные основы

Демократия, основанная на верховенстве права, в конечном счете является средством обеспечения международного мира и безопасности, социально-экономического прогресса и развития, а также уважения прав человека — ведь именно в этом заключаются три основы миссии Организации Объединенных Наций, изложенные в ее Уставе. Демократические принципы пропитывают все нормативные положения Организации Объединенных Наций. Достаточно сказать, что уже после первых двух слов Устава «Мы, народы» следуют важные упоминания о главных демократических основах, таких как «права человека», «основные свободы», «равные права мужчин и женщин», «жизнь при большей свободе», «самоопределение» и устранение различий по признаку «расы, пола, языка и религии». Во Всеобщей декларации прав человека Генеральная Ассамблея продолжила развитие общих положений о правах человека, которые содержатся в Уставе, в том числе обязательных положений, касающихся недискриминации, равенства перед законом и свободы передвижения, мысли, убеждений, информации, выражения убеждений, собраний и ассоциаций, которые признаны в качестве прав, необходимых для демократии. В Декларации содержатся положения, прямо декларирующие следующее: «Воля народа должна быть основой власти правительства, эта воля должна находить в себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобъемлющем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования»; «каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей»; «каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране» (статья 21). Декларация далее требует, чтобы при осуществлении своих прав и свобод каждый человек подвергался только таким ограничениям, «какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе» (статья 29). Положения Декларации стали юридически обязывающими благодаря последующему принятию многих договоров и документов Организации Объединенных Наций.

На Всемирном саммите 2005 года правительства всего мира вновь подтвердили, что «демократия — это универсальная ценность, основанная на свободном волеизъявлении народа, который определяет свои политические, экономические, социальные и культурные системы, и на его активном участии в реализации вопросов, касающихся всех аспектов его жизни»; подчеркнули, что «демократия, развитие и уважение всех прав человека и основных свобод взаимосвязаны и подкрепляют друг друга»; и подтвердили свою готовность «поддерживать демократию путем повышения возможностей стран следовать принципам и практике демократии», а также приняли решение «укреплять потенциал Организации Объединенных Наций по оказанию помощи государствам-членам».

Организация Объединенных Наций давно поддерживает целостную концепцию демократии, охватывающую вопросы процедуры и вопросы существа, официальные учреждения и неофициальные процессы, большинство и меньшинство, мужчин и женщин, правительства и гражданское общество, политические и экономические вопросы, общенациональный и местный уровни. Было также признано, что, хотя эти нормы и стандарты универсальны и абсолютно необходимы для демократии, не существует какой-то одной модели: резолюция 62/7 Генеральной Ассамблеи провозглашает, что «хотя у демократий есть общие черты, не существует какой-то одной модели демократии и что демократия не является собственностью какой-то страны или какого-то региона». В самом деле, идеалы демократии проистекают из философий и традиций, которые существуют во многих частях мира. Наша Организация никогда не стремилась экспортировать или поощрять какую-то конкретную национальную или региональную модель демократии.

Притягательная сила демократии в определенной степени обусловлены тем, что она ассоциируется с повышением качества жизни всех людей и, следовательно, с деятельностью по достижению целей развития, сформулированных в Декларации тысячелетия. У демократии будет больше шансов закрепиться, если люди будут иметь реальную возможность участвовать в управлении и получат свою долю плодов прогресса.

III. Руководящие принципы эффективного содействия

Организация Объединенных Наций извлекла много уроков за десятилетия поддержки демократии. Однако нашу базу знаний необходимо постоянно обновлять и расширять.

Один из главных уроков заключается в том, что демократия действительно неразрывно связана с тремя основами Организации Объединенных Наций в том смысле, что учреждения и практика, которые являются подлинно демократическими, имеют большое значение для обеспечения долгосрочной безопасности и стабильности, поскольку они создают возможности для мирного политического диалога и соревнования, а также легитимную среду, содействующую благому управлению, развитию и удовлетворению основных потребностей человека, и позволяют поощрять и защищать права человека.

Еще один ценный урок заключается в том, что Организация Объединенных Наций должна глубоко и непрерывно анализировать свои усилия, направленные на поиск наилучших методов содействия развитию демократии, так чтобы в результате этого содействия укреплялся местный потенциал и расцветала демократическая культура. Хотя это содействие носит технический характер, его невозможно отделить от политических реалий.

Учитывая эту основу, а также накопленный к сегодняшнему дню опыт, следует применять следующие принципы деятельности Организации Объединенных Наций по содействию демократии:

Активная позиция в отношении угроз для демократии

Организации Объединенных Наций следует разработать последовательную, предсказуемую и прагматичную систему превентивной дипломатии, в том числе следует занимать активную позицию, постоянно напоминая государствам-членам об их обязанностях, вытекающих из согласованных международных норм и принципов, и следует содействовать усилиям по предотвращению или устранению таких угроз, применяя для этого, с учетом обстоятельств, посредничество и другие меры поддержки. Вышеупомянутая система, разработанная Организацией Объединенных Наций, должна быть направлена на устранение как непосредственных угроз для демократического управления, так и коренных или структурных причин отхода от демократии. Хотя некоторые страны все еще сталкиваются с внешними угрозами для демократии, в большинстве своем такие угрозы являются внутренними — это, например, плохое управление, злоупотребление государственной властью, широко распространенная коррупция, дискриминация и неравенство, отсутствие у малообеспеченных и обездоленных слоев населения возможности влиять на что-либо или реализовать свое право на справедливость и улучшение своего положения. Вызывают озабоченность также случаи неконституционной передачи власти.

Опыт последних лет показывает, что в большинстве случаев государственные перевороты ухудшают положение в области прав человека в государстве и приводят не к развитию демократии, а к ухудшению управления.

Главное — не навредить

Содействие демократии со стороны Организации Объединенных Наций должно носить активный и новаторский характер, однако оно не должно приносить вред. Например, неудачно спланированные, в том числе преждевременные, выборы, организуемые по инициативе международного сообщества в тех странах, где ситуация нестабильна, порой приводили к тому, что власть закреплялась в руках недемократических, националистических или экстремистских группировок и происходила радикализация политической риторики. Реализация плохо спланированных и непродуманных программ и внедрение неподходящих иностранных моделей также могут поставить под угрозу демократические традиции, а в некоторых случаях они даже содействовали эскалации насилия и конфликтов в обществе.

Поддержка местных сил

Содействие развитию демократии со стороны Организации Объединенных Наций должно быть направлено на поддержку законных демократических сил, должно приводить к созданию платформы для выражения различных позиций и точек зрения, должно приводить к ознакомлению этих сил с опытом и знаниями всего мира, в том числе благодаря развитию сотрудничества по линии Юг-Юг, и создавать такие национальные условия, которые позволяют вести транспарентный и демократический политический диалог и процесс преобразований. Надо обязательно учитывать местные нормы и традиции при формировании новых демократических учреждений и процедур, насколько это возможно, поощряя при этом использование согласованных международных норм и принципов. Кроме того, содействие со стороны Организации Объединенных Наций должно оказываться только по прямой просьбе национальных сил, но никогда не должно быть навязано. Главную ответственность за демократические преобразования и за укрепление демократии несут национальные силы, и никакой объем помощи извне не приведет к установлению демократии.

Расширение участия национальных сил в укреплении демократии

Организации Объединенных Наций следует поддерживать широкий, всеобъемлющий подход, охватывающий все слои и движения национального общества, чтобы вовлечь в диалог по вопросам демократии всех, включая женщин, меньшинства, коренные народы, взрослых и молодежь, перемещенных лиц, уязвимые и оказавшиеся в сложном положении группы населения, а также другие малообеспеченные, оказавшиеся на обочине жизни или обездоленные слои общества. Организации Объединенных Наций следует активно устанавливать связи с теми группами населения, которые обычно исключены из жизни общества или обездолены, или с теми группами, которые в меньшей степени готовы к демократическим преобразованиям, вместо того чтобы устанавливать связи с небольшой группой аналогично мыслящих национальных деятелей, что и происходит часто на практике.

Конкретные усилия по ликвидации последствий дискриминации женщин

Раскрытие потенциала женщин и содействие осуществлению их прав должны быть составными частями любой деятельности Организации Объединенных Наций по содействию демократии, в частности путем открытого обсуждения дискриминации женщин, которая ведет к исключению их из жизни общества и игнорированию их интересов. Хотя сегодня уже меньше женщин, которые лишены политических и гражданских прав законодательством, на практике многие женщины не имеют возможности реализовать эти права наравне с мужчинами. Многие женщины не могут воспользоваться благами демократии.

Дискриминация женщин, которая увековечивается юридическими и социально-экономическими учреждениями и традициями, являющимися носителями предубеждений, и может еще больше усиливаться другими формами отчуждения, не позволяет женщинам эффективно участвовать в демократических процессах.

Разработка долгосрочных стратегий поддержки демократии

Содействие демократии, оказываемое Организацией Объединенных Наций, должно быть основано на готовности длительное время оказывать помощь обществу, находящемуся в переходном состоянии, и должно предусматривать определение реалистичных целей и сроков с учетом конкретных условий. Важно также, чтобы укрепление потенциала с самого начала стало частью деятельности Организации Объединенных Наций по содействию демократии, для того чтобы обеспечить долговременность усилий и передачу ответственности национальным силам. Международное сообщество часто было разочаровано темпами демократических преобразований в тех или иных странах и ожидало, что сложные процессы будут развиваться быстро. Оно ожидало, что расколотые и бедные ресурсами страны, в том числе те, которые были разорены конфликтами, достигнут того, чего более развитые страны добились лишь по прошествии многих десятилетий. Слишком большие и неоправдавшиеся ожидания могут привести к кризису доверия в обществе, которое может потерять свою веру в способность продвигаться к демократии, и в результате могут быть сделаны преждевременные выводы относительно эффективности мер по содействию демократии.

Ставка на комплексный подход к демократизации

Содействие демократии, оказываемое Организацией Объединенных На ций, должно быть направлено в первую очередь на укрепление доверия между различными слоями населения, на создание государственных учреждений, необходимых для мирного управления демократическими преобразованиями и для укрепления демократии, а также на построение сильного гражданского общества и надежных механизмов вовлечения граждан в жизнь общества. Поощрение демократических преобразований в тех странах, где государственные институты вследствие своей слабости не способны эффективно урегулировать разногласия и удовлетворять противоположные требования, может привести к негативным последствиям. Однако ставка только лишь на государственные учреждения может быть бесполезной или даже контрпродуктивной в тех случаях, когда они в самой своей основе автократичны или слишком несовершенны и деградировали совершенно безнадежно. Следует также избегать того, чтобы слишком большая часть предлагаемой помощи была предназначена для тех, кто победил на выборах.

IV. Содействие демократии со стороны Организации Объединенных Наций: основные направления деятельности и сравнительные преимущества Организации Объединенных Наций

Любое возможное содействие со стороны Организации Объединенных Наций должно начинаться с тщательной оценки национальных и общественных потребностей, возможностей и чаяний, которая проводится с привлечением широкого круга участников. Насколько это возможно, оценки и показатели демократии должны готовиться национальными действующими лицами и заинтересованными сторонами. Все эти процессы могут способствовать демократическим дискуссиям внутри страны, распространению информации о демократических ценностях и стандартах, а также усилиям по передаче ответственности национальным силам. Укрепление национального потенциала имеет в этой связи огромное значение.

Для демократии нужны сильные, подотчетные и транспарентные институты власти, основанные на верховенстве права, включая подотчетную исполнительную власть, эффективную законодательную власть, независимую и беспристрастную судебную власть и эффективную государственную администрацию, в которой работали бы представители всех слоев населения, а также хорошо информированное, развитое и политически активное гражданское общество и население. Видя перед собой такую широкую палитру потребностей, на каких направлениях должна сосредоточить свои усилия Организация Объединенных Наций, обладающая универсальной легитимностью, с тем чтобы содействовать осуществлению универсальных документов и деклараций, принятых ее членами? Ниже перечислены области, в которых помощь в деле развития демократии со стороны Организации Объединенных Наций была бы наиболее полезна. Эти области взаимосвязаны и подкрепляют друг друга. Содействие в перечисленных ниже областях не только помогает развитию демократических принципов, традиций и учреждений, но и укрепляет мир и безопасность и создает условия, благоприятные для развития и осуществления прав человека. Важно помнить, что, хотя содействие демократии со стороны Организации Объединенных Наций часто носит технический характер, в конечном счете демократия является политическим процессом.

1. Оказание политического содействия

Вспомогательная роль, которую играет международное сообщество в деле содействия национальным усилиям по демократизации, может быть стратегической и даже жизненно необходимой. Политическое содействие со стороны Организации Объединенных Наций и других действующих лиц, участвующих в поощрении демократии, может привести к возобновлению приостановленных преобразований или к стабилизации и укреплению доверия в сложной обстановке. Политическое содействие может приобретать самые различные формы, включая посредничество и ведение переговоров, предоставление платформы для политических дискуссий, поддержку процессов, направленных на охват всего населения, и поддержку национального диалога, основанного на демократических ценностях и принципах. Это может содействовать ослаблению напряженности и стабилизации политического диалога и тем самым проложить путь к демократическим преобразованиям и укреплению демократии. Благодаря своей способности оказывать помощь беспристрастным образом, Организация Объединенных Наций имеет уникальные возможности для того, чтобы играть эту роль. Принятые в 2006 году «Руководящие принципы для представителей Организации Объединенных Наций по некоторым аспектам ведения переговоров в целях урегулирования конфликтов» содержат ключевые положения, включая необходимость поддержки принципов и целей Организации Объединенных Наций, уделение особого внимания укреплению организационного потенциала и большое значение реформ, затрагивающих управление, законодательство, систему выборов и социально-экономическую жизнь, а также необходимость того, чтобы представители Организации Объединенных Наций обращали внимание сторон в конфликте на имеющиеся ресурсы системы Организации Объединенных Наций в этой области и привлекали ее партнеров к оказанию помощи.

2. Поощрение участия населения и поддержка свободных и справедливых выборов

Участие населения, коллективное обсуждение и политическое равенство имеют большое значение для демократии и должны быть реализованы с помощью системы доступных, репрезентативных, транспарентных и подотчетных учреждений, которые должны периодически перестраиваться или обновляться.

Демократия — это одно из проявлений самоопределения, и она должна быть основана на свободном волеизъявлении народа — как мужчин, так и женщин — благодаря свободе информации, совести, выражения мнений, ассоциаций и собраний. В условиях демократии и уважения всех прав человека необходимо охранять права, интересы и возможности волеизъявления меньшинств, коренных народов, детей, того большинства, которое утратило свои привилегии, а также уязвимых, обездоленных и непопулярных групп или частных лиц.

Поддержка может заключаться, в частности, в содействии проведению выборов, в том числе в оказании помощи независимым учреждениям или механизмам, которым поручено заниматься организацией выборов, а также в наблюдении за проведением национальных выборов. Помощь в проведении выборов должна повышать доверие как к самому процессу выборов, так и к их результатам. С правом голосовать связано право выдвигать свою кандидатуру на выборах, и в этой связи Организация Объединенных Наций консультирует по вопросам принятия специальных мер для обеспечения того, чтобы были услышаны голоса тех людей, которые были исключены из жизни общества, а также мер, цель которых — «выровнять возможности для игры на политическом поле».

Однако политическая активность граждан не ограничивается лишь участием в периодических выборах. Важно, чтобы граждане принимали активное участие во всех процессах управления, включая обсуждение государственных решений и разработку, осуществление, мониторинг и оценку государственной политики и ее результатов, что активно поддерживается Организацией Объединенных Наций.

3. Содействие развитию культуры демократии

Развитие культуры демократии абсолютно необходимо, особенно в тех странах, где демократия только формируется. Следует поощрять и стимулировать постепенное закрепление демократических принципов во всех формах социальной жизни с учетом существующих социальных норм, обычаев и традиций. «Просвещение по вопросам демократии» — широкая концепция, которая может содействовать укоренению демократических ценностей и принципов в обществе, информированию граждан об их правах и существующих законах и политических решениях, направленных на защиту граждан, а также обучению людей тому, чтобы они стали демократическими лидерами своего общества.

Просвещение по вопросам демократии должно начинаться с молодежи, чтобы демократические ценности и принципы прививались уже в раннем возрасте, и оно должно быть направлено в первую очередь на то, чтобы молодые люди стали учиться и превращались в демократических лидеров. Такое просвещение имеет также огромное значение для того, чтобы граждане были в состоянии призвать к ответственности те учреждения, которые обязаны проводить в жизнь законы и политику, гарантирующие их права. В этой связи следует отметить, что Организация Объединенных Наций оказывает помощь по целому ряду направлений, включая распространение знаний о гражданских правах и правах избирателей, организацию учебы, предоставление технической и иной поддержки средствам массовой информации и осуществление политических инициатив, которые необходимы для укрепления демократических принципов в гражданском обществе и обеспечения активного участия населения.

4. Поддержка политического плюрализма

Политический плюрализм означает, что более чем одна политическая партия участвуют в выборах и играют свою роль в сфере управления. Политические партии играют важную роль в области демократии, обеспечивая учет интересов граждан в ходе политических процессов. Если граждане чувствуют, что их мнения учитываются, будет больше шансов на то, что принятые решения будут признаны людьми, причем даже теми, кто выступал против этих решений. Будучи беспристрастным и независимым действующим лицом, которое выступает за привлечение всех сил, плюрализм и терпимость, Организация Объединенных Наций обладает уникальными сравнительными преимуществами в деле формирования сильных, транспарентных и репрезентативных многопартийных структур.

5. Повышение транспарентности и подотчетности

В условиях демократии и верховенства права избранные и назначенные должностные лица, а также учреждения, в рамках которых они работают, несут ответственность за свои действия и подотчетны перед народом. Для того чтобы все функционировало именно так, народ должен знать о том, что происходит в сфере управления их страной. Поэтому необходимо гарантировать транспарентность и доступ к информации о государственных делах, и следует поощрять государства к тому, чтобы они принимали и соблюдали законодательство, обеспечивающее широкий доступ общественности к информации. Для того чтобы быть эффективными, эти учреждения должны быть свободны от государственного контроля, они должны иметь полномочия на принятие конкретных решений или на проведение расследований и представление информации, и они должны иметь достаточные ресурсы. Одним из способов достижения этих целей является электронное управление, благодаря которому граждане могут мгновенно получить соответствующую информацию и соответствующие государственные услуги.

Организация Объединенных Наций оказывает помощь омбудсменам, избирательным комиссиям, комиссиям по борьбе с коррупцией, наблюдательным органам или комиссиям, занимающимся вопросами равенства мужчин и женщин, комиссиям по правам человека, генеральным инспекторам, ревизионным службам и другим аналогичным органам, которые наблюдают за осуществлением прав человека, следят за проведением выборов, проводят ревизию государственных расходов, инспектируют государственные службы, расследуют обвинения в коррупции и злоупотреблении властью и рекомендуют способы реформирования и совершенствования управления. Кроме того, Организация Объединенных Наций играет свою роль в деле поощрения государств к тому, чтобы они принимали и соблюдали законодательство о распространении информации по данным вопросам, а также в обеспечении широкого доступа общественности к информации. Когда это необходимо и целесообразно, Организация Объединенных Наций направляет также миссии по наблюдению, установлению фактов, расследованию и оказанию добрых услуг, уделяя при этом особое внимание соблюдению прав человека, проведению свободных и справедливых выборов и другим важнейшим элементам демократических процессов.

6. Содействие верховенству права

Для Организации Объединенных Наций верховенство права — это такой принцип управления, при котором все люди, учреждения и организации — как государственные, так и частные, — включая само государство, отвечают перед законом с условием, что законодательство было публично принято, претворяется в жизнь на равноправной основе и подвержено юрисдикции независимых судов, а также соответствует международным нормам и стандартам в области прав человека. Этот принцип требует также, чтобы принимались меры по соблюдению принципов верховенства права, равенства перед законом, ответственности по закону, справедливого применения законодательства, разделения властей, участия в принятии решений, правовой определенности, предотвращения произвола, а также обеспечения процедурной и правовой транспарентности. Организация Объединенных Наций оказывает очень важную помощь путем предоставления своих специалистов, которые поддерживают разработку законодательства и содействуют укреплению, в частности, законодательных, исполнительных и судебных органов в соответствии с вышеупомянутыми принципами для обеспечения того, чтобы эти органы имели потенциал, ресурсы и необходимую степень независимости в процессе выполнения своих функций. «Директивная записка Генерального секретаря о подходе Организации Объединенных Наций к содействию обеспечению верховенства права» (2008 год) содержит изложение общих руководящих принципов и политических основ, определяющих характер деятельности Организации Объединенных Наций в области верховенства права на национальном уровне. Кроме того,

«Директивная записка Генерального секретаря о содействии разработке конституций со стороны Организации Объединенных Наций» (2009 год) также излагает принципы, которые должны определять участие Организации Объединенных Наций в разработке конституций, и описывает элементы процесса разработки конституций, признавая важнейшую роль принятия конституции для осуществления демократических преобразований.

7. Поощрение создания репрезентативных органов власти, реагирующих на нужды народа

Для того чтобы достичь более высокого уровня развития человеческого общества — в смысле расширения возможностей и укрепления способности людей принимать обоснованные решения, — требуется государственное вмешательство, которое осуществляется в основном органами государственной власти на общенациональном или местном уровне. То, как органы государственной власти работают, предоставляют или ограничивают информацию, оказывают услуги либо на равноправной, либо на дискриминационной основе и либо позволяют, либо не позволяют людям выразить свое мнение в ходе обсуждения вопросов государственной политики, оказывает прямое влияние на оценку гражданами степени легитимности демократической системы. Сильные и эффективные местные демократические институты являются основой здоровой демократии. Там, где государственные учреждения и органы государственной власти ближе к народу, они быстрее реагируют на его нужды и подотчетны ему. Местные органы демократического управления создают больше возможностей для того, чтобы граждане обращались с вопросами к местным чиновникам, наблюдали за их работой, излагали свои интересы и потребности и урегулировали свои споры справедливым и беспристрастным образом, и именно на этом уровне в политику могут вовлекаться новые люди, в том числе женщины и молодежь.

Поэтому Организация Объединенных Наций считает, что эффективные органы государственной власти — как общенациональные, так и местные, — которые реагируют на нужды народа, играют очень важную роль не только в смысле распоряжения ресурсами и управления социально-экономическим развитием, но и в качестве важнейшего механизма формирования демократичских отношений между государством и обществом и налаживания благого управления. Содействие со стороны Организации Объединенных Наций в деле создания и поддержки работы органов государственной власти охватывает широкий спектр — от первых усилий по восстановлению страны до работы по долгосрочному развитию, и это содействие касается как общенационального, так и местного уровня.

8. Поддержка сильного и процветающего гражданского общества

Свободно функционирующее, хорошо организованное, процветающее и ответственное гражданское общество исключительно важно для демократии. Это предполагает, что видную роль будут играть неправительственные организации, группы, выступающие за демократические реформы, группы поддержки прав человека, женские и молодежные объединения, общественные движения, профессиональные союзы, представители меньшинств, объединения специалистов группы местных жителей, надзорные ассоциации и другие группы. Такие группы обычно вносят большой вклад в формулирование, поощрение и защиту демократических прав. Обеспечение свободы средств массовой информации для того, чтобы они могли играть важнейшую роль, и право общественности на получение доступа к информации также имеют огромное значение для демократического процесса. Организация Объединенных Наций активно поддерживает эти жизненно важные элементы общества.

V. Заключение: повышение слаженности и скоординированности

Организация Объединенных Наций должна проводить принципиальную, слаженную и последовательную информационную и другую деятельность по поддержке демократии, которая дополняла бы инициативы многих других сил, действующих в этой области. Поскольку Организация Объединенных Наций отражает чаяния своих членов, она имеет уникальные возможности для того, чтобы свести вместе важнейших партнеров на глобальном, региональном и национальном уровнях в целях усиления поддержки демократии и верховенства права, а также в целях разработки единого подхода к методам получения долговременных результатов. Наша Организация должна также более эффективно использовать результаты той ценнейшей аналитической работы по вопросам демократии, которая проводится вне рамок системы Организации Объединенных Наций.

Многие подразделения системы Организации Объединенных Наций оказывают содействие демократии в той или иной форме. Поэтому исключительно важно повысить слаженность инициатив Организации Объединенных Наций в этой области, в том числе слаженность взаимодействия с заинтересованными сторонами, партнерами и международным сообществом в целом. Для этого надо применять такой подход, который обеспечивает, чтобы содействие демократии более эффективно сочеталось с тремя основами работы Организации: мир и безопасность, развитие, права человека.

Настоящая записка должна стать базой для совместной работы с опорой на общие принципы, совместную аналитическую деятельность и стратегии, разрабатываемые с учетом потребностей, для обеспечения того, чтобы наша работа была более слаженной и скоординированной, но в то же время чтобы она была более эффективной и лучше учитывала имеющиеся потребности.

Создаваемый сейчас портал по вопросам демократии, который будет открыт на веб-сайте Организации Объединенных Наций, будет играть очень важную роль в этой области. Текст настоящей записки должен быть распространен в том числе и через этот портал, а также различными партнерами системы Организации Объединенных Наций в качестве полезного инструмента, способствующего повышению слаженности в работе и одинаковому пониманию принципов и направлений работы Организации Объединенных Наций по содействию демократии. Этому будут способствовать дальнейшие межучрежденческие обсуждения, проходящие в рамках Рабочей группы по демократии, созданной Исполнительным комитетом по вопросам мира и безопасности для того, чтобы эта Рабочая группа стала форумом для получения комментариев и обдумывания содержания настоящей записки.