Д Е М О К Р А Т И Я
для России и мира

(хорошее направление для политических действий)
   

GET INVOLVED

ВВЯЗЫВАЙТЕСЬ!

Вы имеете право сказать, как сильно вы хотите изменить или перестроить свою жизнь, жизнь своей общины и страны.

Независимо от того, являетесь ли вы избирателем или избранным должностным лицом, используйте Международный день демократии для позитивного участия в политических изменениях.

Six ideas to get you started

Шесть идей, чтобы вы начали
- дл граждан и парламентариев

П О Д Р О Б Н Е Е:

10 things you should know about democracy

 






 

 
 
 
 
10 things you should know about democracy


10 вещей, которые вам надо знать о демократии

01 Что такое демократия?
What is democracy?

В Древней Греции демократия ("от простого народа") предусматривала принятие решений о политике и законодательстве гражданами в Народном собрании. В течение последующих столетий считалось, что демократия возможна только в небольших самоуправляющихся общинах и городах и практиковалась сравнительно редко. В современный период, чтобы ограничить власть правителей и привлечь их к ответственности, развился другой тип законодательного органа. Это было представительное собрание или парламент, который действует от имени людей и подлежит избранию ими, или хотя бы некоторыми из них. Идея представительства сделала возможным вовлечение граждан в общественные дела на большой территории современного государства. В конечном итоге выборы были распространены на выбор главы правительства (президента или премьер-министра), а также национального парламента или законодательного органа.

Но кто составляет "народ"? С самого начала демократии права на гражданство были сильно ограничены, из числа граждан были исключены женщины, рабы и иностранцы. В наше время право голоса было также ограничено, например, мужчинами-владельцами недвижимости. Потребовались столетия народной борьбы, чтобы это основное право было распространено на всех взрослых мужчин и женщин. Только тогда мы могли бы назвать представительную систему полностью демократической, воплощающей два принципа народного контроля над правительством и равенства граждан в их праве на политическое участие.

02 "Свободные и справедливые" выборы: необходимо,
но недостаточно для демократии.
"Free and fair" elections: Necessary but not sufficient for democracy.

Выборы представляют собой основной демократический метод отбора тех, кто принимает решения от нашего имени, и привлечения их к ответственности за свои решения. Для того чтобы выборы действительно отражали волю народа, голоса должны подсчитываться одинаково, кандидаты на должность должны иметь возможность свободно проводить предвыборную кампанию, а также должны быть "равные условия" для правящих и оппозиционных партий и кандидатов на выборах. Большинство нарушений этих принципов происходит, когда правящие партии или лидеры отказываются признать возможность того, что они могут потерять свой пост, и пытаются предотвратить это.

Однако только проведение выборов не делает демократию. Люди должны иметь возможность постоянно влиять на своих представителей, а также общаться и организовываться с другими по вопросам, представляющим общий интерес, независимо от правительства. Для этого необходимо подкрепить гарантированные права и свободы личности, в частности свободу выражения мнений, ассоциации и собраний. Они, в свою очередь, требуют наличия независимой судебной системы для их обеспечения. Также крайне важным является наличие свободных средств коммуникации (пресса, телерадиовещание, Интернет) для обеспечения наличия независимой информации о действиях государственных должностных лиц, а также для содействия общению и организации граждан для защиты и продвижения их интересов.

Основные экономические и социальные права – минимальные средства к существованию, здравоохранение и образование – также имеют важное значение для демократии, поскольку без них невозможно эффективно осуществлять право на участие в государственных делах. Именно по этой причине демократию и права человека можно рассматривать как тесно связанные. Они имеют в качестве своей основной предпосылки равную ценность каждого человека, независимо от расы, пола, личных убеждений или стиля жизни.

03 Какое значение имеет демократия для нашей жизни?
What difference does democracy make to our lives?

По сравнению с авторитарными режимами, будь они основаны на власти военных, одной партии, правящей семьи, персональной диктатуре или некоторых их комбинациях, демократии могут претендовать на значительные преимущества для своих граждан:

Обеспечение основных свобод

В условиях демократии люди могут думать, говорить и делать то, что они хотят в рамках закона и с уважением к другим, исповедовать свои убеждения и жить той жизнью, которую они выбирают. Свободные общества всегда способствовали художественному новаторству, научным исследованиям и философским размышлениям.

Удовлетворение потребностей народа

Чем больше влияние простых людей на политику правительства через демократические каналы, тем больше вероятность того, что правительство будет отражать их проблемы и чаяния и удовлетворять их основные потребности.

Относиться к людям одинаково

Этот основополагающий демократический принцип требует, чтобы правительство в равной степени учитывало интересы народа в своей политике и управлении, без предоставления каких-либо привилегий или дискриминации кому-либо. Хотя практика может не соответствовать этому стандарту, она всегда открыта для совершенствования путем проведения кампаний в интересах обездоленных групп населения.

Разрешение разногласий или конфликтов путем обсуждения, убеждения и компромисса.

Демократический акцент на открытых дебатах предполагает не только наличие расхождений во мнениях и интересах по большинству вопросов политики, но и то, что такие расхождения имеют право быть выраженными и выслушанными. Когда такое разнообразие находит свое выражение, как открытые конфликты, так и разрешение разногласий достигаются путем обсуждения, убеждения и компромисса, а не простым заявлением власти.

Создание условий для обновления общества.

Обеспечивая рутинное и мирное устранение политиков и политики, которые потерпели неудачу или утратили свою полезность, демократии способны обеспечить обновление общества и поколений без массовых потрясений или потрясений, сопровождающих устранение ключевых сотрудников в недемократических режимах.

04 Вклад парламента в демократию.
The contribution of parliament to democracy.

Всенародно избранный парламент или законодательный орган играет ключевую демократическую роль в разделении полномочий между собой и правительством. Он должен утверждать все законы и налоги и несет ответственность за обеспечение того, чтобы все представленные ему предложения были тщательно проверены и обсуждены, прежде чем стать законом. Наделенный надзорными полномочиями, он тщательно следит за работой правительства, допрашивая министров, проверяя документы и проводя перекрестные допросы государственного персонала.

Кроме того, парламенты несут ответственность за обеспечение того, чтобы преимущества демократии, о которых говорилось выше, осуществлялись на практике путем защиты основных прав и свобод, представления потребностей народа правительству и в законодательном процессе, равного отношения к избирателям и поддержания диалога, особенно в глубоко разделенных обществах. Они могут делать это более эффективно, если их членский состав отражает общественное мнение и социальное разнообразие населения и если они постоянно открыты для общественности по различным каналам.

Большинство парламентариев добросовестны и трудолюбивы, но перед ними стоит серьезная задача убедить общественность в том, что это действительно так, что их работа важна и что они не являются отдаленным классом людей, пользующихся необоснованными привилегиями за счет налогоплательщиков. Большинство парламентов в настоящее время имеют строгие правила декларирования доходов, расходов и внешних интересов членов семьи. Они также используют новейшие средства коммуникации для информирования общественности о своей работе и реагирования на проблемы своих избирателей.

05 Политические партии: нужны ли они нам?
Political parties: Do we need them?

Опросы показывают, что из всех государственных институтов политические партии почти во всех странах пользуются наименьшим доверием . И все же, если бы они были отменены или просто исчезли, мы вскоре сочли бы необходимым изобрести их заново. Это происходит потому, что в большом обществе люди могут оказывать мало влияния как личности; они должны объединиться с другими, чтобы их голоса были услышаны. Политические партии объединяют тех, кто разделяет схожие взгляды и интересы, для проведения кампаний за государственные должности, политическое влияние и общественную поддержку. При этом они выполняют ряд важнейших демократических функций:

Для избирателей они помогают упростить избирательный выбор, предлагая широкие политические позиции и программы, среди которых можно выбирать.

Для политических сторонников они предоставляют возможность участия в государственных делах, средства политического просвещения и канал влияния на государственную политику.

Что касается правительств, то они обеспечивают достаточно стабильное поддержку политических сторонников, с тем чтобы они могли осуществлять свои программы после избрания.

Для оппозиции они служат источником альтернативной политики и постоянной основой для привлечения правительства к ответственности.

Однако эти демократические функции имеют соответствующие недостатки, которые могут лишиться общественной поддержки. "Проведение партийной линии" может задушить независимость взглядов и честные дебаты. Оппозиция может быть раскольнической и привести к "оппозиции ради оппозиции". Кроме того, растущая стоимость выборов может означать, что богатые индивидуальные и корпоративные спонсоры партийных кампаний оказывают большее влияние на политику и законодательный процесс, чем избиратели. Это влияние может быть уменьшено только за счет строгих ограничений на пожертвования и расходы на выборы, устанавливаемых независимой комиссией, обладающей законными полномочиями.

06 Шесть вещей, которые часто идут не так с демократией на практике.
Six things that frequently go wrong with democracy in practice.


Мужское доминирование в общественной жизни - Male domination of public life

На протяжении большей части истории, и в большинстве стран, правительство было мужским заповедником. Это по-прежнему верно и женщины редко представлены на государственных должностях пропорционально их численности в составе населения. Это не только подрывает демократический принцип равенства, но и лишает общественную жизнь всего того вклада, который могли бы внести в нее женщины.

Коррупция среди должностных лиц - Corruption among office-holders

Коррупция обычно определяется как злоупотребление государственной должностью в личных целях. Это противоречит принципу, согласно которому должность в условиях демократии осуществляется от имени народа, а не должностного лица и его семьи, друзей или личных связей. Когда коррупция носит хронический характер, она подрывает общественное доверие к правительству и поддержку самого демократического процесса.

"Тирания большинства" - "Tyranny of the majority"

Хотя решения, принимаемые в соответствии с мнением большинства, обязательно более демократичны, чем решения, принимаемые меньшинством, они могут стать репрессивными, когда они ущемляют основные демократические права непопулярного индивида или группы, или когда этническое, языковое или религиозное меньшинство навсегда исключается из любой доли власти.

Контроль исполнительной власти над парламентом - Executive control over parliament

Задача избранных правительств состоит в том, чтобы обеспечить руководство в политическом и законодательном процессе. Однако в тех случаях, когда парламенты не обладают реальной независимостью от правительства, будь то из-за нехватки ресурсов и экспертных знаний или из-за жесткого контроля со стороны правящей партии, они не могут эффективно выполнять свою надзорную функцию, что сказывается на качестве политики и законодательства, а также на снижении публичной подотчетности правительства.

Отсутствие плюрализма в средствах массовой информации - Lack of media pluralism

Ключевым требованием к средствам коммуникации в условиях демократии является плюрализм: Множественные источники информации и разнообразие взглядов и мнений. Это разнообразие может быть поставлено под угрозу с двух сторон: со стороны правительства, через контроль над государственными средствами массовой информации или более тонкие формы давления и цензуры, и со стороны частного сектора, когда происходит чрезмерная концентрация собственности на различные формы средств массовой информации.

Общественная апатия - Public apathy

Утрата общественного интереса к политике, доверия к правительству и веры в ценность демократического процесса представляет собой потенциальную опасность для выживания самой демократии. Это обычно является симптомом чего-то серьезно неправильного в правительственном процессе, и широко распространенного чувства, что люди бессильны изменить или повлиять на него.

07 Устранение неполадок.
Fixing the problems.

Многие из проблем, описанных выше, не имеют простого решения; даже когда кажется, что оно существует, у тех, кто обладает властью, может быть мало стимулов для его осуществления. Почти всегда улучшение происходит через организованное давление со стороны самой общественности. Существует много примеров передовой практики, полученных из разных стран, которые показывают, что изменения действительно возможны. Способность демократии к самокоррекции делает ее уникальной как систему управления.

Увеличение числа женщин, занимающих выборные должности, обычно происходит в тех случаях, когда политические партии чувствуют себя обязанными либо под давлением общественности, либо в силу правовых требований изменить свои процедуры отбора кандидатов, с тем чтобы женщины имели равные с мужчинами шансы на получение места в парламенте. Однако это только начало. Парламентские механизмы и процедуры, а также процессы партийного продвижения должны быть такими, чтобы содействовать полному участию женщин-членов

Нет простого решения проблемы коррупции, если она стала повальной (повсеместной). Выплата государственным служащим достойной заработной платы, с тем чтобы у них не было стимула злоупотреблять своим служебным положением, беря взятки, может помочь решить одну сторону проблемы. Повышение вероятности разоблачения и применения санкций к неплательщикам может служить сдерживающим фактором с другой стороны. Здесь значительную роль могут сыграть средства массовой информации и антикоррупционные организации гражданского общества.

Угнетение большинства уязвимых или непопулярных лиц или групп лучше всего можно предотвратить путем конституционной защиты основных прав и свобод, подкрепленной эффективным правоприменением. Постоянное исключение меньшинств из любой доли политической власти может решаться с помощью избирательной системы, положений о квотах, механизмов распределения полномочий или децентрализации управления в зависимости от обстоятельств.

Для того чтобы парламенты были полностью независимы от исполнительной ветви власти, им необходим контроль за их собственным кадровым составом, процедурами и организацией деятельности, эффективными полномочиями по проведению расследований и достаточными ресурсами и опытом, чтобы они могли выполнять свои функции, не полагаясь на правительство. Вместе с тем гораздо труднее законодательно обеспечить, чтобы стимулы и санкции, доступные партийному руководству, не ставили парламентариев в зависимость от правительства.

Государственный контроль или вмешательство в финансируемое государством вещание лучше всего можно предотвратить путем создания независимого вещательного органа с политически инклюзивным или беспартийным членством. Концентрация собственности на средства массовой информации может быть решена с помощью юридически закрепленных ограничений на владение, в том числе кросс-медиа интересов.

Существует мало свидетельств того, что люди где-либо потеряли интерес к основным вопросам, влияющим на их жизнь; скорее, многие потеряли веру в институты представительной демократии, способные многое сделать для решения этих вопросов, и в свою собственную способность влиять на эти институты. Улучшение электорального выбора, более эффективное и отзывчивое правительство и лучшее политическое руководство необходимы всем. Т ут нет единственного решения.

08 Глобализация: Угроза демократии?
Globalization: A threat to democracy?

В экономическом смысле термин "глобализация" означает процесс либерализации и интенсификации трансграничных рыночных операций, в результате которого национальные экономики и правительства становятся гораздо более уязвимыми к решениям, касающимся торговли, инвестиций, финансовых потоков и движения валют, которые принимаются за пределами страны. На более широком уровне глобализация указывает на растущую взаимозависимость глобального общества, так что решения, принимаемые людьми и правительствами в одном месте, влияют на то, что происходит в других местах в отношении окружающей среды, физической безопасности, здравоохранения, миграционных потоков, преступной деятельности, уклонения от уплаты налогов и т. д. Поскольку эти процессы находятся вне досягаемости национальных правительств, эффективность демократии снижается. В чем преимущество народного контроля над правительством, если сами правительства не в состоянии определить, что имеет значение для благополучия их граждан?

Эти вызовы демократии могут быть решены только путем укрепления процессов регулирования и коллективного принятия решений на международном уровне либо на основе межправительственного сотрудничества, либо через региональные и международные учреждения, основанные на справедливой системе национального представительства. И все же они кажутся слишком далекими, чтобы люди могли на них влиять. Парламенты могут помочь дать людям определенную степень влияния на международной арене. Они должны активнее осуществлять возложенные на них полномочия. По сути, парламенты в соответствии с национальными законами должны взять на себя эти полномочия, с тем чтобы обеспечить надзор и большее влияние на политику своих правительств в международных делах. Это должно дополняться более широким межпарламентским сотрудничеством и более тесным взаимодействием между парламентами и международными учреждениями.

09 Способны ли демократические государства противостоять нынешним угрозам безопасности человека?
Are democracies equipped to deal with current threats to human security?

Утверждалось, что демократические страны недостаточно подготовлены для борьбы с нынешними угрозами безопасности человека - ухудшением состояния окружающей среды, гражданской войной и терроризмом. Первый требует непопулярных, долгосрочных решений, которые политики, ориентированные на очередные (ближайшие) выборы, неохотно принимают. Вторая - это демонстрация бессилия демократии перед лицом хронического (затяжного) вооруженного конфликта. И третье может быть достигнуто только путем ограничения тех самых прав и свобод, которые делают демократию отличительной чертой. Согласно этому аргументу, все эти угрозы требуют таких авторитарных решений, которые недемократические режимы могут навязать с большей легкостью.

Этот аргумент является упрощенным и упускает из виду вполне реальные преимущества демократических методов. Перед лицом экологических проблем людей можно заставить изменить глубоко укоренившиеся взгляды и образ жизни только путем честного общественного обсуждения и убеждения, подкрепленного прогрессивными инициативами граждан. Гражданские войны могут быть прекращены только демократическими методами диалога и компромисса при содействии внутренних и международных посредников. И с терроризмом лучше всего бороться, если он рассматривается в качестве правоохранительной проблемы, а не военной кампании, и если необходимое сотрудничество между всеми общинами поддерживается путем защиты прав на надлежащую правовую процедуру и основных свобод для всех. Во всех этих отношениях демократии имеют сильные стороны, которых не хватает более авторитарным системам.

10 Является ли демократия универсальной ценностью?
Is democracy a universal value?

Только потому, что институты демократии веками развивались на Западе, это не значит, что идея демократии имеет исключительно западное происхождение. Принцип, согласно которому простые люди должны иметь право голоса в принятии решений, влияющих на их жизнь, и что правители должны быть подотчетны им, возник в разное время и в разных местах по всему миру. Демократия сегодня является всеобщим стремлением, даже если оно не реализуется повсеместно на практике.

Однако демократию нельзя просто импортировать из-за рубежа. Его создание и сохранение зависят от народной борьбы внутри каждой страны. Особенно проблематична идея навязывания демократии стране извне с помощью силы - содействия самоопределению народа путем систематического его нарушения. В заключительном заявлении Всемирного саммита 2005 года ценность демократии прямо увязывается с "должным уважением суверенитета и права на самоопределение."

Оригинал текста:
10 things you should know about democracy