Agitclub.ru <<< Агитинформ <<<  
   
 
КОММЕНТАРИИ, ЗАМЕТКИ, РАЗМЫШЛЕНИЯ РЕДАКТОРА
 

10 апреля 2009
НАШ КРИЗИС - ЛУЧШИЙ В МИРЕ ?
(о некоторых "антикризисных" планах)


Так вероятно писали бы советские пропагандисты в недавние времена, и объясняли что мы и лучше всех к кризису подготовились, и лучше всех ему противостоим (и противостоять ему будем до самой смерти либо своей, либо кризиса)

Нынешний кризис чаще всего сравнивают либо с Великой депрессией в начале 30-х, либо с дефолтом 1998 года. Однако для экономик разных стран трудными оказывались разные годы.

Американская промышленность, например, столкнулась с серьезными трудностями в 70-е годы и связано это было с активным наступлением японских компаний – японские автомобили, компьютеры, ширпотреб оказались более качественными, дешевыми и современными, чем продукция американских производителей… В те самые времена двое молодых исследователей Т.Питерс и Р.Уотермен провели масштабное исследование менеджмента американских корпораций и выводы, сделанные ими, стали во многом революционными.

В отчете исследователей говорилось, что в тяжелые времена руководители обычно начинают менять структуры, тасовать кадры, играют стратегиями, в то время как надо менять подходы. Чтобы стало понятнее, вспомню присказку профессиональных консультантов: Не рассказывайте мне о ваших трудностях, скажите, в чем ваша проблема?

А в чем наша проблема?

Антикризисные программы российского правительства и правительства нашего питерского (а рассмотрение и обсуждение их уже началось) демонстрируют несколько разные подходы к решению кризисных проблем.

В антикризисной программе правительства РФ проблемы российской экономики, порождающие трудности сформулированы. Это, в частности, высокая зависимость от экспорта сырьевых ресурсов (нефть, газ, металлы), недостаточная конкурентоспособность несырьевых секторов, недостаточная развитость финансового сектора.

В программе правительства РФ обозначены и принципы действий. Вот некоторые из них:
правительство не будет вкладывать деньги налогоплательщиков в сохранение неэффективных производств, правительство будет выполнять социальные обязательства перед гражданами, правительство будет сокращать расходы, носящие необязательный характер.

И далее на нескольких десятках страниц перечень различных мер и действий (желающие могут найти эту программу на сайте правительства РФ). Особенно симпатично, что каждый (и вы тоже) может прямо с правительственного сайта направить председателю правительства В.В.Путину свои замечания, предложения, дополнения к этой программе.
Самое главное, что эта программа демонстрирует – верность подходов: формулировка проблем, принципы решения, потом действия. Насколько правильно, полно и точно предложены действия? Так правительство и приглашает нас всех к обсуждению. Это ведь проект!

Петербургский стиль

Проект «Антикризисного плана» правительства СПб несколько озадачивает.
Замечу, во-первых, что только что приняты поправки в бюджет СПб на 2009 год и, значит, мероприятия этой программы не приведут к какому-либо изменению приоритетов и перераспределению средств.
Во-вторых, ряд мероприятий этой «антикризисной» программы давно выполняются и безо всякого кризиса (например, информирование о вакансиях в службе занятости)
Сам собой напрашивается вывод, что разработчики этой программы взяли скорректированный бюджет, какие-то еще документы и слепили из них антикризисный программу, Чтобы был. Вдруг кто спросит: А есть у вас антикризисный план? А мы тут же ответим: А вот он!
Нужен ли этот план вообще? Ведь экономические показатели Петербурга сегодня лучшие в Северо-Западном округе и в целом по России (так отмечалось на заседании правительства Санкт-Петербурга). Может быть и кризиса никакого в нашем городе нет? Или еще не дошел? Вам знать лучше.

Сам Антикризисный план состоит из пяти разделов и направлен «на усиление социальной защиты населения, сохранение и создание рабочих мест, поддержку промышленности, малого и среднего бизнеса, жилищного строительства, оптимизацию расходов бюджета, стабилизацию потребительского рынка». Вроде все разумно. А ЧТО и главное КАК предполагается делать?

Сам текст этого «Плана» (всего около 80 мероприятий) состоит из нескольких столбцов:
название мероприятия, сумма, сроки, исполнители. Подход достаточно традиционный.
Однако на некоторые очевидные вопросы (а ведь план предлагается обсудить) ответов нет.

Насколько обоснованны изредка указанные объемы финансирования? Почему на «субсидии для возмещения затрат организаторам сезонных ярмарок (базаров) по реализации сельскохозяйственной продукции» предполагается выделить четыре миллиона рублей, а не десять? Больше не надо? Или больше не получается?
Какой результат предполагается получить в результате данных действий?
Что даст, например, «Увеличение активов некоммерческой организации «Фонд содействия кредитованию малого бизнеса» на 150 миллионов рублей?
Действительно ли антикризисной мерой является «Обращение с ходатайством к Правительству Российской Федерации об ускорении принятия «Закона о торговле»»? Что это за закон такой, зачем он так нужен?

А что потом?

Самое главное – эффективность использования средств.
Инновационность – это хорошо и здорово. Но инновационность не является синонимом конкурентоспособности. Можно и на велосипед поставить компьютер с лазером, но кто его будет покупать? Какие именно инновации предполагается финансировать или поддерживать? Ясности нет.
Не секрет, что одной из проблем нашего народного хозяйства (и экономики, и сферы госуправления) является коррумпированность. И когда в кризисные времена с деньгами возникают проблемы, темные криминальные силы тоже не дремлют. Поэтому представляется, что графа в антикризисном плане «ответственность за исполнение» или «контроль за использованием средств» была бы полезной. Кто будет получать финансовую поддержку – самые эффективные собственники и менеджеры? А кто из чиновников и руководствуясь чем будет их определять?
Думаю, что полезным было бы и указать в ряде случаев конкретных получателей средств (или условия получения). Будут ли поддерживаться гиперсупермаркеты, которые покупают мясо в Бразилии, а картошку в Египте или кто-то, кто привезет то же самое из Ленинградской области? Какая и чья конкурентоспособность приоритетна – российского производства или торговли?

То, что такой документ появился и петербуржцам предлагается даже принять участие в его обсуждении хорошо, но прочитать его могут и пенсионер, и учитель, и студент, и агроном, и прокурор. Один скажет «вот молодцы», а другой – «опять все хотят расхитить». И каждый найдет в антикризисном плане обоснование для своего суждения.

Частные точки зрения

Несколько дней назад состоялись встречи главы правительства с руководителями партий. Предложения партийцев многочисленны и разнообразны: и ввести налог на роскошь, и создавать «строительные сберегательные кассы» («Справедливая Россия»), и усилить контрольно-счетную палату, и ограничить продажу валюты и вывоз капитала (ЛДПР), и ограничить цены на горюче-смазочные материалы для сельхозпроизводителей, и расширить прием в аспирантуру (КПРФ). Говорить о предложениях «Единой России» необходимости нет, поскольку лидер партии одновременно возглавляет и правительство. Полный спектр партийных мнений проявится при обсуждении в ГосДуме.
Каково мнение питерских партийцев об антикризисном плане губернатора – сказать трудно, ведь в Законодательное Собрание этот документ для официального рассмотрения не направлен.

И что дальше?

Честно говоря, я подождал бы с принятием нашей местного плана борьбы с кризисом, а выделил небольшую сумму на проведение конкурса и отдал этот проект «на растерзание» студентам-старшекурсникам экономических и управленческих ВУЗов и их преподавателям. И это стало бы такой новой инновационной формой поддержки нашей высшей школы. Заодно и выяснилось, бы чему и как мы учим.
А «антикризисным» объявил весь скорректированный бюджет.
И, конечно, скорректировал бы наши местные подходы с подходами, которые демонстрирует правительство РФ.
Действия, которые предполагается (да и надо) осуществлять, можно разбить на два блока: Первый – смягчение последствий кризиса для граждан (это в первую очередь меры социальной поддержки), вторая – это решение проблем, кризис породивших. И в этом втором блоке главное не ухудшение макроэкономических или общегородских показателей, а ситуация на конкретных предприятиях – то ли менеджмент неэффективен, то ли продукция устарела, то ли еще что. Увеличение пособий по безработице не решает проблем неэффективности, неконкурентоспособности, коррумпированности или развития.

Результаты исследования, о котором я упоминал, были описаны в книге «В поисках эффективного управления». Этот поиск - еще одно направление антикризисных мер, которым следует заняться.

опубликовано в газете
"Петербургский ЧАС ПИК"
апрель 2009 г.